velikol.ru
1



Способы и методы

организации групповой работы

на уроках русского языка и литературы



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Безруковская основная общеобразовательная школа»


Методическая разработка

Способы и методы организации групповой работы

на уроках русского языка и литературы


Автор: Герасимова Наталья Сергеевна


Новокузнецк, 2011


Содержание


Введение ……………………………………………………………….2

Подготовительный этап……………………………………………….5

Способы образования групп………………..………………………...6

Особенности организации……………………………………………8

Виды деятельности……………………………………………………11

Технология организации……………………………………………..12

Литература………………………………………………………….….15

Приложение №1…………………………………………………….…16

Приложение №2 ………………………………………………………19

Приложение №3 ……………………………………………………… 24

Введение

В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до 16 века основной была индивидуальная форма. Затем её сменяет групповая. А с 19 века, когда ведущей в массовой школе становится классно-урочная система, преобладает фронтальная. В 20-е годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт. На свет появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

  2. Работа в статичных парах.

  3. Групповая работа (на принципах дифференциации).

  4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

  5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознании общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповым технологиям в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать её на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Подготовительный этап

Для подготовки обучающихся к введению полноценной групповой формы обучения во время обычных уроков вводятся и осваиваются отдельные виды деятельности.

^ Индивидуальное самообучение — ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу (работа с изучаемым объектом, учебником, приборами, решение задач, исследовательская работа) и составляют письменные сообщения по её результатам.

^ Парное взаимообучение — ученики в стабильных парах (например, соседи за одной партой) либо в сменном составе объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарища.

^ Групповая работа по общей теме. Обучение внутри группы. Ученики, объединенные в группы, взаимодействуют внутри них: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступление.

^ Взаимообучение групп. Группы, занимающиеся разными проблемами или видами деятельности, например теоретики или экспериментаторы, временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами.

^ Ученик вместо учителя. Один или двое учеников обучают весь класс, ведут урок, проводят лекцию или другое занятие.

Подготовка учениками выступлений. Отрабатываются такие виды деятельности, как техника выступления, методика ведения дискуссии, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация суждений, рецензирование, оценивание, анализ.

^ Самоорганизующийся коллектив. По мере овладения учащимися определенными видами деятельности им предоставляются все большие возможности в самоорганизации обучения. Например, спонтанное либо специально организованное рождение замысла урока или их серии может привести к образованию координационной группы, которая затем уточнит тематику и технологию занятия, подготовит и проведёт его.

Способы образования групп

  1. Группы создаются на основе уже существующего размещения учеников в классе. Например, группу образуют 4 ученика, сидящие за двумя соседними партами, либо ученики, сидящие в одном ряду. Данный способ имеет формальную основу, но требует меньше времени на его осуществление.

  2. Состав ученических групп определяет учитель. Способ эффективен для оперативного решения задач учителя при условии его авторитета среди учеников.

  3. Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 4-6 человек еще до семинара или в самом его начале. Наиболее естественный самоорганизующийся способ, но требующий дополнительных затрат времени.

  4. Класс вначале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые затем набирают себе в группы остальных учеников. Например, каждый из лидеров называет ученика, которого приглашает в свою группу; если тот согласен, то он подходит к лидеру. Затем право по очереди переходит к другому лидеру и т.д. Группы заполняются постепенно и равномерно.

  5. Учитель назначает учеников, которые осуществляют набор ребят в свои группы, затем в созданных группах выбираются новые групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, даёт им шанс активного взаимодействия.

  6. Учитель или ученики определяют и записывают на доске перечень главных вопросов (проблем) по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу. Если группы оказываются слишком большими, они разбиваются на подгруппы. В созданных группах выбираются лидеры.

  7. Сначала выбираются лидеры групп, которые определяют проблему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам. Способ эффективен при наличии авторитетных учеников-специалистов.

  8. По одной и той же теме задается несколько аспектов её изучения с разными видами деятельности (например, «история», «техника», «опыты», «задачи», «игра», «проблемы»). Ученикам предлагается выбрать группу с приоритетными для них видами деятельности, при этом происходит выбор ими индивидуальной траектории изучения темы.

  9. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и форм предоставления образовательного продукта. Группы запрашивают необходимое оборудование для проведения эксперимента, идут в библиотеку, на экскурсию и т.д. Такая форма применятся в подготовленном для групповой работы классе.

  10. Поэтапное образование групп. Первоначально 3-5 учеников, достигнувших определённых успехов в изучении темы или проблемы, объединяются в группу и самостоятельно работают в ней во время обычных уроков отдельно от остальных. С остальными учениками учитель занимается по своему плану. Группа учащихся по ходу обучения расширяется, разбивается на подгруппы по определённым критериям. Так происходит до тех пор, пока большинство учеников не войдут в группы. Данная форма стимулирует переход учащихся к групповой работе, однако требует от учителя владения ситуативными методами организации обучения.



Особенности организации

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания.

— постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

— инструктаж о последовательности работы;

— раздача дидактического материала по группам.

  1. Групповая работа.

— знакомство с материалом, планирование работы в группе;

— распределение заданий внутри группы;

— индивидуальное выполнение задания;

— обсуждение индивидуальных результатов в группе;

— обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

— подведение итогов группового задания.

  1. Заключительная часть.

— сообщение о результатах работы в группах;

— анализ познавательной задачи, рефлексия;

— общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть — 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

К разновидностям групповых технологий относят групповой опрос, общественный смотр знаний, учебную встречу, диспут, нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.).

Классификационные параметры технологии:

по уровню применения: все уровни;

по философской основе: приспосабливающаяся;

по основному фактору развития: социогенная;

по концепции усвоения: приспосабливающаяся;

по ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся;

по характеру содержания: проникающая;

по типу управления познавательной деятельности; система малых групп;

по организационным формам: классно-урочная, академическая клубная, групповая;

по подходу к ребенку: сотрудничество;

по преобладающему методу: диалогическая;

по категории обучаемых: все категории.

Акценты целей:

    • обеспечение активности учебного процесса;

    • достижение высокого уровня усвоения содержания.

Виды деятельности, которым обучаются ученики:

    • подготовка выступления перед классом, демонстрация опыта, изучение и конспектирование литературы;

    • коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы методом «мозговой атаки»;

    • выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным ими вопросам, например с демонстрацией проделанных опытов. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом;

    • подготовка учеников к взаимодействию с другими группами: придумывание вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, участие групп в решении общей для всего класса задачи;

    • выполнение длительного творческого задания: исследование объекта, конструирование прибора или механизма, разработка проекта, экскурсия с подготовкой отчета, выполнение анализа художественного произведения и др.;

    • подготовка группы учеников к проведению семинара или другого вида занятия со всем классом (лабораторной работы, экскурсии, викторины).

Технология организации работы в группах.

Для обучения навыкам работы в группе проводится общий инструктаж, раздаются специальные памятки, заранее готовятся задания, предварительно проводятся консультации групповодов, учитель участвует в работе отдельных групп.

В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникающие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию.

Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно на первом этапе излагать свое мнение всем членам группы «по солнышку», то есть по часовой стрелке, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за своей речью, даёт возможность высказать своё мнение каждому ученику. В группах, где работа «не идёт», учитель применяет различные методы активизации, координирует работу сам. В конце каждого занятия в группах подводится рефлексивный итог: что сделано, как работали, каковы задачи на будущее. Следит за этапами работы внутри группы её лидер-групповод.

Уровень овладения учениками оргдеятельностными формами работы определяет успех групп и в других видах деятельности — познавательной, творческой. На первых этапах группового обучения в этих видах деятельности результаты обычно скромные. По мере освоения оргдеятельностного компонента учащиеся создают более качественную образовательную продукцию когнитивного и креативного уровней.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты образовательной деятельности учащихся, начиная со среднего школьного звена. Однако небольшие включения групповой формы работы в учебный процесс целесообразны уже в начальной школе. Это способствует формированию у школьников оргдеятельностных личностных качеств и последовательному овладению ими соответствующими способами деятельности. Это способствует формированию у школьников коммуникативных, социокультурных, оргдеятельностных личностных качеств и последовательному овладению ими соответствующими способами деятельности. Рассмотрим это на примере урока русского языка в 3 классе. (Приложение №1).

Групповую форму работы можно проводить в виде проверки домашнего задания (например, работа в парах при заполнении теста в начале урока), актуализации знаний, позволяющая учителю за короткий период времени выявить уровень знаний всех учащихся по большому блоку, по литературе дает возможность составить совместное мнение, анализ отдельному отрывку, тексту в целом. Такой подход помогает достигать значительных успехов в формировании коммуникативных компетенций обучающихся. Как примеры организации групповой работы на уроках литературы, предлагаются планы-конспекты урока в 10 и 11 классах. (Приложение №2 и 3).

Положительные стороны групповой работы:

  1. Активно участвуют в уроке 100% обучающихся.

  2. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность.

  3. Формируются коммуникативные компетенции: устная речь, составление и представление доклада у доски, умение отстаивать свою точку зрения, слышать собеседника.

  4. Приобретаются необходимые для жизни навыки: ответственность при исполнении своей роли, умение работать в команде, прислушиваться к мнению другого, высказывать свою точку зрения.

  5. Ученики получают больше удовольствия от урока.

  6. Формируется классный коллектив.

Для мировой педагогики на сегодняшнем этапе характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Перемены, происходящие в мировой школе, не могли не коснуться и организационных форм обучения. Мировой тенденцией в этом вопросе является переход в рамках классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым видам работы. И в этой связи групповая форма работы начинает занимать все более приоритетное значение.


Литература

  1. З. Абасов. Форма обучения — групповая.

«Директор школы», стр. 62-66

  1. В.К. Дьяченко. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Москва, Педагогика, 1985г

  2. В.В. Рубцов. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. Москва, Педагогика, 1987г

  3. Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Москва, Народное образование, 1998г.

  4. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе. Москва, Просвещение, 1988г.

Приложение №1

План - конспект урока по русскому языку в 3 классе

^ Тема урока: « Имя существительное».

Цель: научить определять имена существительные.   

Задачи

Образовательные:

  • усовершенствовать умения учащихся осмысливать содержание текста;

  • повторить сведения о частях речи, имени существительном;

  • совершенствовать умение детей определять лексическое значение слова, составлять грамотные предложения с многозначными словами;

  • способствовать формированию коллективной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к собеседнику и самому себе в процессе работы;

  • воспитывать интерес к работе (практической и теоретической), родному языку.

Развивающие:

  • содействовать развитию у детей всех видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно);

  • способствовать развитию связной речи (устной и письменной).

Коммуникативные:

  • вовлечь учащихся в учебный диалог путем организации работы по группам;

  • стимулировать мыслительную и речевую активность третьеклассников.

Перечень оборудования: тексты, раздаточный материал, маркеры, ватманы, магниты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Игровая минутка.
 Учитель. Ребята, обратите внимание на доску. Появился домик, на котором написаны буквы: о,к,а,к,ш,е,у,т,п,х. Давайте попробуем прочитать названия животных, «спрятавшихся» в нем?

Кошка, петух, утка.

^ Учитель. Что вы можете сказать об этих словах?
(Они все обозначают домашних животных, отвечают на вопрос кто?)

Учитель. А кто может назвать часть речи, к которой относятся эти слова?

(Имя существительное. Если дети не дадут ответа, учитель произносит его сам)

Учитель. Мы вспомнили про имя существительное. Давайте поработаем в группах и выясним, так ли это.

^ III. Работа в группах.

Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 4-6 человек. Формируется 4 группы. Задание у всех одинаковое.

Дан текст и задание для работы в группах.

  1. Прочитайте текст. О чем в нем говорится? Озаглавьте его.

  2. Найдите и выпишите все имена существительные. Попробуйте прочитать текст без них. Есть ли в тексте смысл?

  3. Ответьте на вопросы: что такое имя существительное? что оно обозначает? на какие вопросы отвечает? каким членом предложения чаще всего бывает в предложениях?

Работа в группах продолжается 15 минут. Затем каждая группа свой результат представляет на ватмане, сообщает о результатах своей работы.

Учитель. Вы замечательно поработали, представили интересные факты о существительном. Давайте их оформим в виде таблицы.

(Совместно с учителем на доске заполняется таблица, переносится в тетрадь)

Учитель. Ребята, обратите внимание на то, какие имена существительные многозначные. Предлагаю вам составить предложения со словами: урок, класс, перемена. Но для того чтобы не ошибиться, сначала давайте дадим им лексические значения.

Урок — промежуток учебного времени, название науки, какое-нибудь задание.

Класс — классная комната, коллектив школьников.

Перемена — перерыв между уроками, время отдыха.

Учитель. Что же у нас получилось? Одно и тоже слово может иметь несколько значений. И главное при составлении предложений — правильно использовать его лексическое значение.



  1. ^ Итог урока

Учитель. О чём мы говорили сегодня на уроке?

Сегодня мы учились находить имена существительные, определять их значение, вопросы. Узнали, что важно знать лексическое значение слова для правильного его употребления.


  1. ^ Домашнее задание.

Выучить таблицу, выполнить упражнение 391.

Приложение №2

План - конспект урока по литературе для 11 класса

Тема урока: Тема Родины в лирике Анны Ахматовой.

Цель: развитие представлений о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с особенностями темы Родины в лирике Ахматовой через анализ поэтических произведений;

Воспитывающие:

  • содействовать формированию гражданских и нравственных качеств посредством приобщения обучающихся к чтению, эстетическому и эмоциональному восприятию русской поэзии.

Развивающие:

  • развивать умения:

—выделять главное, обобщать и систематизировать на примере поэтических произведений;

— выразительного чтения;

— культуры общения.

Коммуникативные:

  • вовлечь учащихся в учебный диалог путем организации работы в группах;

  • стимулировать мыслительную и речевую активность обучающихся.


Методы: метод творческого чтения, метод малых групп, эвристическая беседа.


Ход урока.

  1. Организационный момент по подготовке обучающихся к уроку.

  2. Объявление темы, постановка цели урока.

  3. Вводное слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с поэтическим наследием Анны Ахматовой. Сегодня мы с вами будем читать, анализировать её произведения, и ответим на вопрос: в чем особенность темы Родины Ахматовой. А начнем с повторения.

  4. ^ Актуализация прежних знаний. Проведение анкеты и обсуждение результатов.

Анкета.

1. К какому литературному течению принадлежала А. А. Ахматова:

а) символизм

б) футуризм

в) имажинизм

г) акмеизм

2.Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:

а) Анна Суворова

б) Анна Горенко

в) Анна Гумилева

г) Другое имя

3. Лирическая героиня Ахматовой совпадает с личностью автора:

а) да

б) нет

4. В чем видит А. Ахматова предназначение поэта:

а) сохранить трагическую национальную память

б) быть «голосом» совести своего народа, его веры, его правды

в) петь о любви

г) быть «глашатаем», «главарем» своего времени

5. Лирическая героиня Ахматовой:

а) женщина, окруженная бытом, заботами сердца

б) боец-революционер

в) женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы

  1. ^ Изучение нового материала. Краткий рассказ учителя. (Можно провести в форме эвристической беседы).

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с Первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой то замалчивалось, то противопоставлялось поэтам революционной России. В 1921 году арестован и вскоре расстрелян её муж по обвинению в контрреволюционном заговоре. В 30-е годы, в годы сталинских репрессий, арест единственного сына. Затем освобождение — и вновь арест. Третий арест уже фронтовика Льва Гумилева в 1949 году. И лишь в 1956г он оказался на свободе.

Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Блокада, тяжело больную её эвакуировали в Ташкент и уже в 1944 году она возвращается в Ленинград.

В 1946 году её поэзию объявили чуждой, враждебной народу. Исключают из Союза Писателей, уничтожают тираж уже напечатанного сборника стихов.

И только с середины 50-х годов стали вновь появляться её стихи в периодической печати, появляются сборники.

В последние годы жизни Ахматова получила мировое признание. 1964 год — лауреат международной премии «Этна-Таормина» в Италии, 1965 год — почетный доктор Оксфордского университета в Англии.

Её творчество стало широко известно у нас только в 80-е годы. И тогда же опубликуется её «Реквием».

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Выбор — уезжать из России или остаться — никогда перед ней не стоял, ведь она считала бегство предательством.

Сейчас мы начнем анализировать произведения, чтобы проследить тему Родины в её творчестве. Для этого создадим малые группы, каждая из которых получит задание. Работа в группе — 10 минут. В выступлении групп будет выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы и их обсуждение.

  1. ^ Работа в группах.

1 группа: стихотворение «Молитва». Появилось в первые годы 1 мировой войны, беспримерное по жертвенности любви к родной земле, высшая степень самоотреченья. Вопрос: Чем готова пожертвовать героиня? Что эти жертвы означают в жизни женщины? В чем смысл названия стихотворения?

^ 2 группа: стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» В нем проявляется истинный патриотизм.

Вопрос: Ахматова использует противопоставления: уехавшие — оставшиеся, там — здесь. Ахматова — мастер «материализации» переживаний». Что помогают противопоставления почувствовать в стихотворении (осуждение тех, кто уехал, и сочувствие к изгнанникам)

^ 3 группа: стихотворение «Все расхищено, предано, продано…». Картина разрушения, смерти, тоски и настроение надежды.

Вопрос: Какой образ Родины рисует автор? Каково его настроение?

^ 4 группа: стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» . Разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах — нравственным долгом.

Вопрос: Какой показана революционная Россия? Каков выбор героини?

^ 5 группа: стихотворение «Мужество». В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в её лирике. Судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символистическим воплощение духовного начала России.

Вопрос: С чем отождествляет Родину Ахматова?

  1. ^ Выступление групп, обобщение, запись основных выводов по стихотворениям на доске и в тетради. Тема Родины, русской земли, её судьбы, её культуры и истории является одним из сквозных в поэзии Анны Ахматовой. Совсем не просты были отношения Ахматовой с Россией. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.

Сегодня на уроке мы, анализируя стихотворения Ахматовой, выделили главное: (приводятся цитаты из выводов по работам групп). Какой же можно сделать вывод о теме Родины в творчестве Ахматовой? (она патриот своей Родины, её судьба неразрывно связана с судьбой России).

  1. ^ Подведение итогов, запись домашнего задания.

Жить в нашей стране всегда было не просто. Судьба Ахматовой — это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но и сегодняшнее молодое поколение — это тоже не простая эпоха. Это и чеченская война, терроризм, растерянность молодого поколения и, как следствие, алкоголизм и наркомания. Ахматова — патриот, она выстояла. А как не сломиться сегодняшним молодым? Отсюда домашнее задание:

    1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем созвучие патриотизма Ахматовой и патриотизма нынешнего поколения?».

    2. Прочитать поэму «Реквием».

Оценки за урок: за чтение наизусть …., за выразительное чтение…., за работу на уроке…. Спасибо всем за интересный урок.

Приложение №3

План-конспект урока по литературе для 10 класса


Тема урока: Первоначальное вхождение в мир Н.В. Гоголя

Цель: содействие развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать отрывок художественного произведения, совершенствование навыков самостоятельной работы обучающихся с художественным текстом.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с творчеством Н.В. Гоголя;

  • помочь учащимся ощутить глубину, неповторимость и многозначность произведений;

  • создать установку на дальнейшее общение с текстами автора.

Воспитательные:

  • повысить интерес учащихся к творчеству Н.В.Гоголя;

  • формировать умение отстаивать свою точку зрения, создавать творческую обстановку.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки учащихся;

  • способствовать развитию исследовательского критического мышления.

Методы: метод малых групп, исследовательский, творческого чтения.

Ход урока:

^ I. Вступительное слово учителя и установка на восприятие:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы начинаем работать над творчеством Н.В. Гоголя. С его произведениями вы начали знакомство ещё в 6 классе. В ходе сегодняшнего урока мы с вами вспомним его произведения, обменяемся точками зрения по поводу особенностей его творчества. А для этого сначала ответим на вопросы викторины.

  • Где и когда родился Н.В.Гоголь? (1 апреля 1809 года в местечке Сорочинцы на Украине)

  • Какое образование он получил? (Гимназия высших наук князя А.А. Безбородко в Нежине)

  • Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано? («Ганц Кюхельгартен», В. Алов, 1829 год)

  • Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю А.С.Пушкиным? («Ревизор», «Мертвые души»)

  • Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять,коли рожа крива»)

  • Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: а) Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей! (Тарасу Бульбе); б) Чему смеётесь?— над собой смеётесь!.. (Городничий).

Продолжая вспоминать произведения Гоголя, урок сегодня у нас будет необычный. Вы будете работать в малых группах, состоящих из 4-5 человек.

^ II. Чтение фрагментов в группах (до 20 минут)

Фрагменты из уже известных произведений Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души».

^ III. Обсуждение прочитанного с фиксацией каждой идеи, мысли.

Вопросы для обсуждения в группах:

  • В чем особенность прочитанного отрывка?

  • Каков язык, герои, мысли героев и автора, композиция, содержание прочитанного?

  • Можно ли открыть дверь в мир Н.В.Гоголя с помощью этого текста?

  • Что удивило, показалось странным в том, как автор видит и показывает мир?

^ IV. Подготовка к защите. Оформление единой позиции группы.

(При необходимости учитель помогает группам оформить позицию группы)

  1. Защита позиции группы.




  1. ^ Обобщение учителя.

У Гоголя существуют произведения, в которых мы встречаемся с юмором, иронией («Ночь перед Рождеством»), комедией того, «что дурно, что достойно осмеяния» («Ревизор»), грустными наблюдениями автора («Шинель»), героико-патриотическими чувствами автора («Тарас Бульба»), торжественно-обличительным и волнующим пророчеством о настоящем и будущем России («Мертвые души»). Писатель неотделим от эпохи. В его личной жизни и творчестве преломляется современность, отражаются её глубокие закономерности.

Творчество Гоголя внесло в русскую литературу столько необычного, столько побудило разных толкований и споров, что размышления по поводу его произведений мог продолжаться бесконечно. Он сам говорил о своем призвании так: «И долго ещё определенно мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слёзы…»

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Прочитать первую главу «Мертвых душ».