velikol.ru
1

Тема урока: Стили языка

Класс: 9

Урок развития речи с применением ИКТ

Цель урока: обобщить теоретический материал по теме «Стили речи»:

повторить характерные особенности стилей

актуализировать умения в определении стилей языка, в характеристике текста и его стилистических особенностей

развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания при работе с текстом.


Ход урока.

  1. Организационный момент

Ребята, перед нами стоит задача – повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы работаем не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием умений видеть особенности текста, его стилистические характеристики.

Тема сегодняшнего урока «Стили речи».

  1. Проверка знаний учащихся:

1)д/з упр. №12, стр.10 (памятка) в каком стиле вы написали памятку?

  1. Работа по теме урока.

    1. Беседа по вопросам:

- Стилистика. Что изучает этот раздел науки о языке?

- Вспомните и запишите названия известных вам стилей в соответствии со сферой общения (опора на стр.12, заполнить схему упр.№16)

    1. ^ Чтение теории (стр.13)

В чем состоит единство литературного языка?

    1. Работа по упражнению №18, стр.13/устно

Какой может быть речь?

Какие средства художественной выразительности использует поэт Марков в своем стихотворении?

    1. Работа по упражнению №19, стр.14/устно

Что необходимо знать, чтобы успешно общаться?

  1. ^ Закрепление (работа с текстом)

А) заполнить таблицу упр. № 23,стр.15

разговорный

публицистический

научный

деловой

Беседа с другом, разговоры в семье, письмо товарищу, прения


Послание президента, статья в газете, выступление на юбилее

Статья в научном журнале,

доклад (в лаборатории)

монография, патентное описание, реферат, словарная статья, дебаты

Объяснительная записка

служебная переписка, протокол, инструкция, отчёт


^ Б) Определить стили речи, (тексты проецируются на экран):

От чего зависит выбор того или иного стиля речи? Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.

1)Русский язык, наряду с украинским и белорусским, является детищем древнерусского языка, который в свою очередь является «сыном» общеславянского. Таким образом, русская лексика сохранила в себе черты этих этапов развития языка.(Из учебника «Русский язык»)

2) Директору

МОУ «СОШ №18»

ученика 9 класса Б

заявление.

Прошу разрешить мне сдавать в 2009-2010 учебном году экзамены в форме ГИА по русскому языку и математике в письменной форме. С правилами сдачи экзаменов в новой форме ознакомлен.

12 сентября 2009г.

Теплоозерск

Подпись (Из заявления школьника)

3) Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!

Мною сейчас сформулированы вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим, и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей. Это первоочередные задачи, которые будут решаться без промедления.( Из послания Президента РФ Федеральному Собранию)

4) Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.(Н. Заболоцкий)

^ В) Выступление уч-ся на тему «Жаргонизмы в речи» - электронная презентация.


  1. Итог урока:

- каковы важнейшие функции языка?

Важнейшие функции языка – общение, сообщение, воздействие.

- в чем отличие книжных стилей? сформулируйте цели и особенности каждого стиля.

Художественный. Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.

Официально-деловой. Цель: сообщение, передача деловой информации.

Публицистический. Цели: воздействие на читателя, внушение определенной идеи,

побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.

Научный. Цель: передача научной информации.


  1. Домашнее задание

Упр.№ 27.