velikol.ru
1


Сценарий

классного часа

«Истории

той войны»


Цели:

  1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

  2. Воспитание ответственности, эмпатий, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.


Класс: 9 «Г».

Классный руководитель: Лукьянова О.А.


Сценарий классного часа «Истории той войны»

Цели:

  1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа. .

  2. Воспитание ответственности, эмпатий, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Предварительная подготовка

  1. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.

  2. Подготовка пригласительных билетов для ветеранов войны (быв­шие учителя школы - ветераны войны, бабушки и дедушки учащихся класса).

Текст пригласительного билета может быть таким:

^ Уважаемый (ая) ...

В канун 60-летия Великой Победы над фашизмом разрешите Вас пригласить на классный час «Истории той войны» и выразить слова восхищения и благодарности Вашему мужеству и героизму.

^ Классный час состоится ...

Учащиеся ... класса ... школы.

III. Подготовка книги «Истории той войны». Заранее учащиеся класса собирают:

  • истории о войне, опрашивая дедушек и бабушек, учителей шко­лы - ветеранов войны; составляют из этих историй книгу, ко­торую затем можно подарить школьному музею или кабинету истории для уроков памяти;

  • рисунки на военную тематику учащихся класса, которые могут войти в книгу и проиллюстрировать ее;

  • фотографии авторов каждой истории с краткой биографической справкой.

IV. Подготовка сценария классного часа.

V. Оформление помещения. (Этот классный час лучше проводить
не в классном кабинете, а в актовом зале.)

^ Эпиграф классного часа

Посидим по-хорошему, Пусть виски запорошены,


На земле жили Вы не зря...прожили

Ход классного часа

I. Вступительная часть. В зал под песню «Синий платочек» входят ветераны и рассаживаются на подготовленные для них места.

(Входят юноша и девушка. Они в военной форме. Звучит музыка.)

Юноша. А может, не было войны...

И людям все это приснилось: Опустошенная земля, Расстрелы и концлагеря, Хатынь и братские могилы?

Девушка. А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер? (Входят еще двое ребят - юноша и девушка.)

Девушка. А может, не было войны?

И «шмайсер» - детская игрушка, Дневник, залитый кровью ран, Был не написан Анной Франк, . Берлин не слышал грома пушек?

Юноша. А может, не было войны,

И мир ее себе придумал? «Но почему же старики Так плачут в мае от тоски?» -Однажды ночью я подумал.

Девушка. ...А может, не было войны,

И людям все это приснилось?..

(Звучит песня Б. Окуджавы «Сережка с Малой Бронной».)

Юноша. Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портрет родных и близких людей.

Девушка. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и природа вступает в самую прекрасную свою пору - цветения.

Юноша. Оно слышится и тогда, когда убеленные сединами муж­чины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут и вспо­минают, своих друзей, свою любовь, свою войну.

Сценарии нравственных классных часов 81

Девушка. Давайте откроем книгу историй о войне тех, кто сегодня в этом зале.

^ II. История первая. (На экране - фотография ветерана, военную историю которого расскажут ребята.)

Юноша. Шел с далекой стороны

В гимнастерочке линялой,

Шел домой солдат усталый.

За солдатом вдоль села

Тихо музыка плыла.

Девушка. В гимнастерочке казенной

Да в пилоточке зеленой

Шел куда - не зная сам.

По разбитому проселку,

Вышел к речке и к поселку,

И к веселым голосам.

^ Юноша. Как длинна была дорога

До родимого порога Через всю войну!

Рассказ о ветеране.

(После рассказа истории ребята вручают цветы ветерану и звучит его любимая песня о войне в записи или в исполнении учащихся.)

Девушка. Дороги войны... От Бреста до Москвы - тысяча сто кило­метров, от Москвы до Берлина - тысяча шестьсот. Итого - две тысячи семьсот километров...

^ Юноша. Не так уж много, правда? Если поездом, то двое суток, самолетом - около трех часов.

Девушка. Перебежками и по-пластунски, в боях и в поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую - четыре трудных года!

^ III. История вторая. (На экране - фотография ветерана-женщины, военную историю которой расскажут ребята.)

Юноша. Девушки на войне... Как же трудно было им, юным, счаст­ливым, любимым становиться сильными, волевыми и даже жестокими, чтобы выжить...

Девушка. А еще многие из них теряли и обретали на этой прокля­той войне свою любовь и счастье...

^ Рассказ о ветеране-женщине.

Девушка. Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры.

Девушка. На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом - солдат,

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Юноша. Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война. А седины ребячьих челок. Разве этому есть цена?

^ IV. История третья. (На экране - выпускные фотографии довоен­ных времен всех участников сегодняшнего классного часа.)

Девушка. Эта история о тех, кто 22 июня праздновал свой выпускной вечер... Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни. Второй счастливый вечер случился только через пять лет - 9-го мая 1945 года.

(Звучит песня «Школьный вальс».)

Юноша. Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Девушка. Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.

Юноша. Сколько вас? Попробуй перечислить -

Не сочтешь, а впрочем, все равно Вы сегодня с нами, в наших мыслях, В каждой песне, легком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно.

Девушка. В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы.

Юноша. Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 60 лет, все еще остаются безымянными. В честь их памяти мы объявляем минуту молчания.

(Звучит песня В. Высоцкого «На братских могилах».)

Юноша. В истории войн известны многие оборонительные соору­жения, казавшиеся их создателям непреодолимыми: линия обороны Зигфрида, линия укрепления Маннергейма, линия укрепления Мажи-но... И каждая из них не выдержала испытания войной. Но линия духа, доблести и героизма - эта линия оказалась для врага непреодолимой.

Сценарии нравственных классных часов_________________83

^ V. История четвертая. (Эту историю о любви дедушки и бабушки на войне рассказывает внук или правнук.)

Юноша. Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви. Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, мате­рей, детей...

Девушка. Их сердца были наполнены любовью, несмотря на ужасы войны. Любовь помогла выстоять и остаться в живых.

Юноша. Всех людей потрясает кадр из фильма «Белорусский вок­зал», когда друзья-однополчане, вспоминая о прошедших боях, просят хозяйку дома, фронтовую медсестру, спеть песню. И она, глотая слезы, сначала негромко, а затем все громче и громче поет: Здесь птицы не поют, Деревья не растут. И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут.

Девушка. Я прошу вас всех, ветеранов и своих одноклассников спеть эту песню в память о живых и о тех, кто остался на войне 60 лет тому назад.

(Совместное исполнение песни.)

^ VI. Заключительная часть. На сцену выходят все учащиеся класса.

Юноша. Знаем мы всех героев бесстрашных.

Девушка. Преклоняем колена перед памятью павших.

^ Юноша. И ложатся цветы на гранитные плиты...

Девушка. Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Юноша. Через века, через года - Помните!

Девушка. О тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста, помните!

Юноша. Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны. Все вместе. Памяти павших, будем достойны!

Вечно достойны! Юноша. В девятый день минующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края!

Мир победил! Окончена война!

Девушка. Победа!

Во имя Отчизны –

Победа!

Во имя живущих –

Победа!

Во имя грядущих –

Победа!

(Совместное исполнение песни «День Победы».)