velikol.ru
1

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

(сценарий утренника во 2-4 кл.)

Черняева Людмила Ивановна

учитель начальных классов, МКОУ СОШ д.Ваштранга Кикнурского района Кировской области

Задачи: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товари-щества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями о добре, вежливости, милосердии;

-костюмы и декорации для постановки сценки;

-музыкальный центр, фонограммы песен» Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В.Шаинского), «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка).

-участники мероприятия: учащиеся 2-4 кл., для сценки приглашены учащиеся 6 кл.

Приглашенные: родители и учителя.

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Стих.Достается недешево…

Много славных дел ждет нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

(Включается фонограмма) исполняется песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Вот видите, что может сделать улыбка!

Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

(Исполняется стихотворение Н.Юсупова «Простите».)

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.


Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.


И мама молчит,

Улыбается даже.

-Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»-

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!..


Добрые слова. (стих. О. Дриз).

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем, идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.


Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Исполняются частушки.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

к

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.


Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.


Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

- Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.


В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».


Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать.

-Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.


А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.


Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Далее разыгрывается небольшая сценка. Появляются Буратино с Мальвиной.

Мальвина. - Здравствуй, Буратино!

Буратино. - Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. - Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Буратино. - Плохо я справился с заданием.

Мальвина. - Почему?

Буратино (злобно выкрикивает). - Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина. - А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино. - Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина. - Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино. - Что значит – каким тоном? Обыкновенным!

Мальвина. - Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения).

Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Буратино. - Не было этого, не было, не было.

Мальвина. - Ну вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое – или: «Хочу в школу, хочу в школу» - разве эт не было сказано капризным, недовольным голосом?

Буратино. - Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?».

Он обиделся почему–то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса, вакса, гуталин, на носу горячий блин.

Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят).

Мальвина. - Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино. - Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут…

А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. - Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!

Задания

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки.

(Мальчику не следовало кричать: Который час? После ответа сказать «спасибо»; забыл сказать «пожалуйста»).

-Одна девочка жаловалась маме:

-Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.

-А как ты его зовешь? – спросила мама.

-Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Скажите, права ли Галя?

3. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет? (8 и 11 лет?)

(Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее).


Песня «Доброта»

(сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка).

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.


В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Исполняется стихотворение Л.Николаенко «Доброта».


В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.


И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это - мама, мама, мама!


Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь.

А вот некоторые из вас порой обижают своих мам. (Ребята вспоминают историю, произошедшую в их классе).

Витя сказал маме, что пойдет во двор и вернется домой к 7 часам вечера. Ребята увлеклись игрой, а потом Витю пригласил к себе Миша смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и Витя забыл о своем обещании прийти к 7 часам. И вот уже 9 часов, а Вити все нет. Мама волнуется, к соседям побежала, спрашивает у Вовы, Витиного товарища, не видел ли он сына. «Нет, не видел»- отвечает Вова. У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А в это время Витя спокойно смотрит телевизор и весело смеется.

Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям потому, что бываем, невнимательны к ним. Никогда не забывай о том, что ты пообещал.


Словарь вежливых слов (поэтическая игра)

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).


Зазеленеет старый пень.
Когда услышит (добрый день).


Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).


Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).


И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).


Конкурс «Пословицы» (домашнее задание).

Добрая голова сто рук накормит.

Добр детинка, да лиха хмелинка.

Добрая кума прибавит ума.

Добрая пора – пора из-за стола.

Добро и во сне хорошо.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро помни, а зло забывай.

Добр мартын, коли есть алтын.

Доброе братство лучше богатства.

Доброму слову – добрый ответ.

Доброю женой и муж честен.

Добрые вести не лежат на месте.

Стихотворение

***

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны.

Мир! Мир! Свет!

Мир – это радость, это дружеский привет!


***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого- то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!


-Кого мы называем вежливым?

-Что такое доброта?


Литература

  1. Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал для учащихся к урокам развития речи в 1-4 классах. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Пенза-1994г.

  2. Твори добро. В.В.Чухарева. – журнал «Начальная школа»№7-2008г.

  3. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. А.С.Терешко. – журнал «Начальная школа»№-4-1991г.

  4. Классные часы:3 класс.-3-е изд., перераб. и доп./ Авт.-сост. Т.Н.Максимова, Н.Н.Дробинина.-М.:Вако,2011.