velikol.ru
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 10 КЛАССА

ПО УЧЕБНИКУ Г.Я. МЯКИШЕВА Б.Б. БУХОВЦЕВА Н.Н. СОТСКОГО «ФИЗИКА. 10 КЛАСС».

( Всего 68часов. 2 часа в неделю).


Содержание.

Планируемый результат.

№ урока

Изучаемый раздел учебного материала

Количество

часов

Календарные сроки/ фактические сроки

Знания

Умения

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Контрольно-измерительные материалы.

Введение (1 час).


1/1

Физика и познание мира

1




Знать, для чего людям необходимо понять окружающий мир.

Уметь раскрыть цепочки: научный эксперимент- физическая гипотеза- модель – физическая теория.

Логическое мышление, монологическая речь




Кинематика (7часов).

2/1

Основные понятия кинематики

1




Смысл понятий: траектория, путь, перемещение, материальная точка

Вычислять путь и перемещение. Уметь найти качественные различия этих величин

Вычислительные навыки..Уметь провести сравнительный анализ.




3/2

Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

1




Определение скорости, формул для нахождения проекции и модуля вектора скорости

Чтение графиков равномерного движения.

Решение аналитических и графических задач.

Тест ТС-1, стр. 4

4/3

Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.

1




Относительность траектории, пути, перемещения, скорости

Использовать классический закон сложения скоростей.

Уметь провести сравнительный анализ.




5/4

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.

1




Физический смысл ускорения, единицу ускорения, формулы равноускоренного движения

Чтение графиков равноускоренного движения, решение аналитических задач.

Вычислительные навыки. Умение провести сравнительный анализ.

Тест ТС-2, стр. 5

6/5

Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения.

1




Суть понятия «свободное падение»,Закономерности свободного падения.

Применять уравнения свободного падения при решении задач.

Вычислительные навыки, Умение сравнивать, анализировать.

Тест ТС-3 стр. 7

7/6

Равномерное движение точки по окружности.

1




Основные характеристики равномерного движения по окружности. Уравнения движения.

Уметь применять формулы при решении задач.

Вычислительные навыки.

Тест ТС-4, стр. 8

8/7

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1




Знать содержание изученного раздела.

Решение качественных, аналитических и графических задач.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

КР-1,2.3, стр. 89-97; №4, стр9-20.

Динамика и силы в природе (8 часов).

9/1

Анализ контрольной работы. Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение.

1




Знать физический смысл массы и силы., формулировку и формулы законов Ньютона

Применение знаний для решения качественных и расчётных задач.

Умение сравнивать, анализировать.




10/2

Решение задач на законы Ньютона.

1




Знать порядок рассуждений при решении задач. Формулы законов.

Составление алгоритма решения.

Применение алгоритма к разным задачам. Умение сравнивать, анализировать.

Тест ТС-5, стр.10

11/3

Силы в механике. Гравитационные силы.

1




Виды сил в природе., их физический смысл.

Уметь рассказать о силе по обобщённому плану:


Монологическая речь.




12/4

Сила тяжести и вес.

1




Физический смысл этих сил. Формулы.

Уметь рассказать о силе по обобщённому плану:


Решение экспериментальных, качественных и расчётных задач.




13/5

Силы упругости – силы электромагнитной природы.

1




Физический смысл этих сил. Формулы.

Уметь рассказать о силе по обобщённому плану:


Решение экспериментальных, качественных и расчётных задач.




14/6

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1




Описание хода выполнения работы.

Выполнить работу

Умение анализировать, делать вывод.




15/7

Силы трения.

1




Физический смысл, причина возникновения.

Уметь рассказать о видах силы трения.

Монологическая речь.

Тест ТС-6, стр. 11.

16/8

Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Силы в природе».

1




Знать содержание изученного раздела.

Решение качественных и расчётных задач.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

КР-4, стр.101; №4, стр.21-36.

Законы сохранения в механике.(7 часов)

17/1

Анализ контрольной работы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

1




Суть понятия импульса, замкнутых систем. Закон сохранения импульса. Принцип устройства и работы реактивного двигателя.

Уметь построить вектор изменения импульса, составить формулу закона сохранения импульса при решении задач. Оценивать скорость взаимодействующих тел при реактивном движении.

Умение анализировать, вычислительные навыки.




18/2

Решение задач на применение закона сохранения импульса.

1




Знать порядок рассуждений при решении задач. Формулу закона сохранения импульса.







Тест ТС-8, стр.14

19/3

Работа силы (механическая работа).

1




Физическую сущность работы, формулы.

Решение задач на вычисление работы разных сил.

Применение алгоритма при решении задач.




20/4

Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии

1




Связь работы и изменения механической энергии.

Применение формул для различных видов задач.

Умение анализировать, делать выводы.




21/5

Закон сохранения энергии в механике.

1




Формулировка закона для консервативных и разомкнутых систем тел.

Составление алгоритма при решении задач.

Применение алгоритма при решении задач.

Тест ТС-11, стр.18

22/6

Лабораторная работа №2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии».

1




Порядок выполнения работы.

Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов.

Наблюдать, анализировать, вычислительные навыки.




23/7

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике».

1




Знать содержание главы.




Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

КР-6,7, стр.109, 113

^ МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА. (22 ЧАСА)

Основы МКТ (9 часов)

24/1

Анализ контрольной работы. Основные положения МКТ и их опытное обоснование.

1




Знать основные положения молекулярно – кинетической теории.

Уметь объяснять физические явления на основе МКТ.

Логическое мышление, монологическая и диалогическая речь.




25/2

Решение задач на характеристики молекул и их систем.

1




Характеристики: молекулярная и молярная масса, количество вещества, масса атома, число атомов в веществе, число Авогадро.

Применение формул для решения задач.

Вычислительные навыки.





26/3

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.

1




Формулы основного уравнения МКТ.

Уметь составить уравнения с применением формул основного уравнения МКТ.

Математические преобразования формул.




27/4

Температура.

1




Физический смысл абсолютной температуры и абсолютного нуля. Связь температуры по шкале Цельсия с абсолютной температурой.

Уметь пользоваться различными шкалами для измерения температуры.

Вычислительные навыки.

Тест ТС-16, стр.26

28/5

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона).

1




Разновидности уравнений для постоянной массы газа и изменяющейся массы.

Применение уравнений при решении задач.

Умение анализировать, работать в малых группах.




29/6

Газовые законы.

1




Изотермический, изобарный и изохорный процессы. Формулы газовых законов и графики процессов.

Чтение графиков, изображение их в других координатных плоскостях. Применение формул законов для решения задач.

Умение анализировать, вычислительные навыки.




30/7

Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы.

1







Чтение графиков, изображение их в других координатных плоскостях. Применение формул законов для решения задач.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.

Тест ТС-17, стр. 27

31/8

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей Люссака»

1




Порядок выполнения работы.

Проанализировать результаты работы и сделать вывод.

Умение работать в малых группах. Использование методов познания: наблюдение, измерение, эксперимент.




32/9

Контрольная работа №4 по теме «Основы МКТ идеального газа».

1










Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

КР-8, стр.117, №4, стр.37-48.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (5часов)

33/1

Анализ контрольной работы. Реальный газ. Воздух. Пар.

1




Объяснение процесса перехода жидкость – пар с точки зрения М К Т. Физическую сущность влажности воздуха.

Решение задач на вычисление влажности воздуха.

Работа с учебником и дополнительной литературой.




34/2

Твёрдое состояние вещества.

1




Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Механические свойства твёрдых тел. Закон Гука.

Демонстрация и объяснение опытов с мыльными плёнками.

Самостоятельность, работа с дополнительной литературой.

Тест ТС-20, стр.32

35/3

36/4

Решение задач по теме «Жидкости и твёрдые тела».

2




Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. Механические свойства твёрдых тел. Закон Гука.

Провести сравнительный анализ свойств двух разновидностей твёрдых тел. Решать задачи с применением закона Гука.

Умение логически мыслить, сравнивать, делать выводы. Вычислительные

навыки.




37/5

Контрольная работа №5 по теме «Жидкие и твердые тела».

1




Знать содержание главы.




Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

Тесты ТС-21, ТС-22, ТС-23, стр.33-37

Термодинамика (8 часов)

38/1

Анализ контрольной работы. Термодинамика как фундаментальная физическая теория.

1




Взаимосвязь термодинамических параметров давление, объём температура. Внутренняя энергия.

Вычисление внутренней энергии газов, имеющих разное число степеней свободы.

Математические преобразования формул для нахождения термодинамических параметров.




39/2

Работа в термодинамике.

1




Физическая и геометрическая сущность работы в термодинамике.

Применение формул для определения работы в различных изопроцессах.

Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов.




40/3

Решение задач на расчет работы термодинамической системы.

1




Знать основные формулы для вычисления работы в термодинамике.

Применение формул для определения работы в различных изопроцессах.

Групповая и индивидуальная работа.




41/4

Теплопередача. Количество теплоты.

1




Виды теплопередачи. Формулы для расчета количества теплоты при фазовых переходах и для газов при разных изопроцессах.

Уметь применять формулы в нестандартных ситуациях.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.




42/5

Первый закон (начало) термодинамики.

1




Формула закона для случая совершения работы самим газом и внешних сил над газом.

Применение формул для решения задач.

Вычислительные навыки.




43/6

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

1




Сущность второго закона термодинамики.




Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения предложенных фактов.

Тест ТС-18, стр.29

44/7

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1




Принцип устройства и работы любого теплового двигателя. КПД теплового двигателя. Формула Карно. Проблемы экологии и способы их решения.

Рассказ о работе различных тепловых машин Вычисление КПД тепловых машин.

Применить знания для объяснения принципов работы тепловых машин. Использовать приобретённые знания для рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Тест ТС-19, стр30

45/8

Контрольная работа №6 по теме «Термодинамика»

1




Основные положения и формулы изученной главы.




Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

КР-9, стр.121, №4, стр.49-60.

^ ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 21 ЧАС.

Электростатика (8 часов)

46/1

Анализ контрольной работы. Ведение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория.

1




Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Объяснение электризации на основе строения атома.

Владение монологической и диалогической речью.




47/2

Закон Кулона

1




Закон взаимодействия точечных электрических зарядов и границы его применимости.

Математические преобразования формулы закона Кулона для вычисления величин, входящих в формулу.

Вычислительные навыки.




48/3

Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия.

1




Силовая характеристика электрического поля – напряжённость. Её формулы, единицы измерения.

Строить вектор напряжённости результирующего поля и вычислять его.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тест ТС-25,стр40

49/4

Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.

1




Знать порядок рассуждений при решении задач.

Уметь построить векторы напряжённости.

Индивидуальная работа и работа в малых группах. Вычислительные навыки.




50/5

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

1




Электростатическая индукция и поляризация диэлектриков. Относительная диэлектрическая проницаемость

Построить рассказ об изучаемом явлении.

Монологическая речь.

Тест ТС-26, стр.42

51/6

Энергетические характеристики электростатического поля.

1




Потенциал и разность потенциалов. Работа по перемещению точечного заряда в электрическом поле.

Заполнение сравнительной таблицы характеристик гравитационного и электростатического полей.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тесты ТС-27, ТС-28,

52/7

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

1




Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсаторы. Формулы ёмкости плоского конденсатора и энергии электрического поля конденсатора.

Применение формул для решения задач.

Вычислительные навыки. Применить знания для объяснения принципа работы конденсатора.

Тс-29,стр.44 – 49

53/8

Контрольная работа №7 по теме «Электростатика».

1




Знание материала изученной главы.

Уметь найти рациональный способ решения задач.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

№4, стр.61-75

Постоянный электрический ток (8 часов)

54/1

Анализ контрольной работы. Стационарное электрическое поле. Закон Ома для участка цепи.

1




Электрический ток и условия его существования. Источник тока. Закон Ома для участка цепи.

Объяснение физической сущности возникновения и существования электрического тока.

Монологическая речь.




55/2

Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи.

1




Законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Решение задач с применением этих законов.

Работа в малых группах.




56/3

Решение задач на расчет электрических цепей.

1




Формулы закона Ома и соединения проводников.

Чертить схемы электрических цепей, применять формулы для расчёта эл. цепей.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.




57/4

Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

1




Порядок выполнения работы.

Сборка электрической цепи, снятие показаний приборов и обработка результатов измерений.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Соблюдение правил техники безопасности.




58/5

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца.

1




Формулы работы и мощности электрического тока.

Решение задач с применением этих формул.

Математические навыки.




59/6

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

1




Вывод формулы закона Ома для полной цепи. ЭДС источника тока и способ её измерения. Ток короткого замыкания.

Решение задач на расчёт электрических цепей, содержащих источник ЭДС.

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.




60/7

Лабораторная работа №5 «Определение «эдс и внутреннего сопротивления источника тока».

1




Порядок выполнения работы.

Сборка электрической цепи, снятие показаний приборов и обработка результатов измерений

Соблюдение правил техники безопасности. Использование методов познания: наблюдение, измерение, эксперимент.




61/8

Контрольная работа №8 по теме «Законы постоянного тока».

1




Знать основные формулы и законы.

Уметь применять их при решении задач.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.

4, стр.76-87

Электрический ток в различных средах (6 часов)

62/1

Анализ контрольной работы. Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах»

1




Знать виды проводящих сред.

Составить рассказ по обобщённому плану о закономерностях протекания тока в среде.

Монологическая речь. Умение сравнивать, анализировать, делать выводы.




63/2

Электрический ток в металлах

1




Природа электрического тока в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

Объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Строить графики зависимости физических величин.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.




64/3

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках

1




Природа электрического тока в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. P-n переход.

Составление рассказа об электрическом токе в полупроводниках. Приводить примеры практического использования полупроводниковых приборов.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.




65/4

Закономерности протекания тока в вакууме

1




Природа электрического тока в вакууме. Термоэлектронная эмиссия, её применение.

Составление рассказа об электрическом токе в вакууме.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.




66/5

Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях

1




Природа электрического тока в электролитах. Законы Фарадея. Электролиз и его применение.

Решение задач с применением формулы закона Фарадея.

Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач. Вычислительные навыки.




67/6

Контрольная работа №9 по теме «Электрический ток в различных средах».

1




Знать и понимать смысл изученных физических понятий, законов.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предвидеть возможные результаты своих действий.

Тесты Т-23, Т-24,Т-26.

Повторение (резерв) (1 час)

68/1
























Литература для 10 класса.


  1. Учебник «Физика 10», классический курс. Авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. М. : Просвещение, 2008.

  2. 2. Физика. Задачник, 10-11 кл. Автор Рымкевич А.П. – М. : Дрофа, 2009.

  3. 3. Физика, 10 класс : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2007.

  4. 4. Физика. Контрольные работы в новом формате. 10 класс / И.В. Годова, - М : «Интеллект-Центр», 2011.