velikol.ru
1
n=Тема раздела~sz=173748;pg=1;te=Технологии изготовления изделий из металлов. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла и проволоки. Способы отделки поверхностей изделий из металлов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов~cat=~t=~!~
ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС


Технологическая карта



Тема раздела

Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов (22ч)

Тема

Изделия из тонколистового металла и проволоки (2ч)

Цели


Сформировать представление о способах обработки проволоки и получения изделий.

Ввести:

- алгоритм изготовления изделий из проволоки;

- алгоритм выполнения головоломки ;

- способы подготовки проволоки;

- научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

- выполнить задание по технологической карте ;

^ Основное содержание темы,



Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графическое изображение деталей из металла. Технологии изготовления изделий из металлов. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла и проволоки. Способы отделки поверхностей изделий из металлов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.

термины и понятия

: «разметка», «зачистка, правка и гибка проволоки использование на практике понятия «прямой угол», «дуга», «окружность». Знание инструментов и приспособлений, а также умение им пользоваться

^ Планируемый результат


Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- позитивное отношение к процессу изготовления изделия;

- ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

- осознание собственных достижений при освоении темы.

^ Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «слесарь», «жестянщик», «проволока»,

- определять материалы для изготовления изделия;

- анализировать готовое изделие, объяснять его назначение и презентовать;

- использовать приобретенные знания для создания различных изделий.

^ Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- выполнять самооценку учебного задания и самопроверку

- контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия;

- проводить презентацию изделия.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

- приходить к общему мнению в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.


^ Предметные умения:

- выполнять изделия из проволоки.

- составлять технологические карты.

Организация образовательного пространства

^ Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Математика

«Геометрические фигуры».

Понятие длина, диаметр, круг.

^ Информационный материал

Учебник, рабочая тетрадь «Технология».

Демонстрационный материал

Образцы: - изделий из проволоки.

Плакаты:

- правила техники безопасности при работе с металлом;

^ Интерактивный материал

Оборудование и инструменты: проволока, оправки, молотки, тиски, правильная плита, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, наждачная бумага, напильник.


Фронтальная.

Другие формы:

индивидуальная

парная

групповая

^ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

^ Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат


• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать желание к самостоятельному изготовлению изделий из металла и изучению технологий.

Проволочные головоломки - великолепные развивающие игрушки для детей. И сделать их несложно своими руками. Головоломка может стать хорошим подарком. Подарки своими руками - одни из лучших вариантов подарков по любому поводу. Сделать подарок своими руками – это знак того, что человек, который его получит, небезразличен и дорог вам. Но что же сделать, если вы не обладаете нужным мастерством или художественными навыками?


^ Личностные умения:

- проявлять интерес и готовность к изготовлению изделия;

- проявлять интерес и бережное отношение к материалам и инструментам.


^ II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат





Цели:

• Стимулировать интерес к процессу изготовления изделия.

• Актуализировать знания о изделии и его видах.

• Ввести понятие «жестянщик», «правка», «гибка», «жесткость».

• Научить:

- раскрывать значение понятий «жестянщик», «правка», «гибка», «жесткость».

- рассказывать о профессиях людей, работающих-с металлом;- определять материалы для изготовления изделия;

- рассказывать о процессе изготовления изделия;

- выполнят учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и самопроверку задания;

- формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках диалога.



^ Сообщение учителя

Проволочные головоломки - великолепные развивающие игрушки для детей. И сделать их несложно своими руками.

Для головоломок нужна стальная, не очень жесткая проволока диаметром 1,5—3 мм. Сначала вычертите каждую деталь в натуральную величину. Затем тонкой мягкой проволокой — медной или алюминиевой — измерьте длину детали. По ней вы узнаете размер заготовки для нее.
Сгибать детали удобнее всего в приспособлении. Это не очень толстая доска, в которую вбивают стальные штыри или гвозди там, где фигура проволочной головоломки имеет радиус закругления. Небольшие кольца и ушки выгибают круглогубцами. Кольца большого диаметра лучше всего выгибать на цилиндрах: деревянных, пластмассовых или любых других.

^ Работы с проволокой

Проволока - это такой материал, с которым юному мастеру-металлисту непременно придется встретиться в своих работах. Инструментов тут потребуется немного: молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки и круглогубцы. Может быть, понадобится штангенциркуль для измерений диаметра проволоки.

Для отрезания проволоки пользуются кусачками или острогубцами, но никак не ножницами. Для загибания прямых углов юный мастер должен завести себе плоскогубцы, которые понадобятся при очень многих других работах, а для завертывания ушков и закруглений необходимы круглогубцы. Конечно, и в работах с проволокой будут полезны тиски, ручные и настольные. Необходимы будут молоток, и киянка для выпрямления проволоки и сгибов.

Проволоку часто бывает необходимо выпрямить (рихтовать). Толстую проволоку выпрямляют ударами молотка. Но если положить ее на наковальню, то она будет расклепываться под ударами. Наковальней в этом случае должно служить дерево, торец полена или доски. Можно выпрямлять и на металлической подкладке, но киянкой. Совершенно не помнется проволока лишь тогда, когда мы будем выпрямлять ее киянкой на дереве.

Тонкую проволоку выпрямляют иначе. Кусок проволоки можно протягивать взад и вперед по краю куска дерева или металла. Еще лучше сделать очень простое приспособление. Берут дощечку, проводят на ней прямую линию и по обе стороны этой линии вбивают на некотором расстоянии друг от друга поочередно по 5—8 гвоздей достаточных размеров так, чтобы по линии между ними был бы промежуток. В этот промежуток проволока должна туго войти. Проволоку протягивают, захватывая конец ручными тисками, или наматывают на палочку и тянут. Таким способом можно выпрямлять длинные куски проволоки, и очень хорошо.


Задание 1 (З) Учебник с.127-136




Задание 2 (П)

Изготовить головоломку по технологической карте.



Последовательность выполнения работ

Эскиз обработки



Инструмент и приспособления

Формирование УУД

1

Отрезать заготовки для дужек длинной 80 мм. (2 шт.)




Линейка, кусачки.

Регулятивные УУД:

- принятие учебной цели;

- выбор способов деятельности;

- планирование организации контроля труда;

- организация рабочего места;

- выполнение правил гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;

- систематизация;

- мыслительный эксперимент;

- практическая работа;

- усвоение информации

- работа со справочной литературой;

работа с дополнительной литературой

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

адекватное реагирование на трудности

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать выполняемые , действия и т.п.

- умение выделять главное из прочитанного;

- слушать и слышать собеседника, учителя;

задавать вопросы на понимание, обобщение

2

Выправить заготовки.




Линейка, киянка, правильная плита плоскогубцы.

3

Обработать концы, отшлифовать заготовки.




Напильник, наждачная бумага.

4

Согнуть пополам так чтобы на концах расстояние было 15-20мм




Плоскогубцы.

5

Загибаем петельки ø 3-4 мм на каждой дужке в разных плоскостях.




Круглогубцы, плоскогубцы.


6

Отрезаем заготовку для скобы длинной 100 мм. Обрабатываем.




Кусачки, напильник , наждачная бумага.

7

Загибаем скобу согласно эскизу.



Плоскогубцы.

8

Загибаем на концах петельки в перпендикулярной плоскости.



Круглогубцы, плоскогубцы.

9

Отшлифованную проволоку на оправке загибаем в кольцо ø30мм и кольцо ø 40мм




Круглые оправки, тисы, кусачки.

10

Стыки колец спаять или соединить в замок



Паяльные принадлежности. Плоскогубцы, круглогубцы.

11

Собрать согласно чертежу.



Круглогубцы, плоскогубцы.

12

Путём подгибания обеспечить лёгкую подвижность соединений





Круглогубцы, плоскогубцы.

1 13

Снять заусенцы. Произвести анализ изделия.




Напильник.





Задание 3 (У)

Оцените работу, используя пятибалльную систему и критерии:

Критерии

Баллы

Аккуратность




Точность выполнения




Самостоятельность









^ Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «жестянщик», «правка», «гибка», «жесткость»,

. Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание по плану с взаимопроверкой

- выполнять задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку задания;

- выполнять самооценку задания и самопроверку;

- контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия;


Коммуникативные умения:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- согласовывать позицию и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата

^ Предметные умения:

• Рассказывать:

- о процессе изготовления изделия.

- Составлять и читать технологические карты.

^ ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ


Цели:

*Установить степень освоения темы, а именно умения:

- распределять обязанности для выполнения задания;

- выполнять задание в соответствии с планом, алгоритмом;

- формулировать фразы;

- определять последовательность технологического процесса по изготовлению изделия.


  1. Закончите фразы: Проволока- это….

Тонкая длинная металлическая нить диаметром до 5 мм

Круглогубцы –это…

Инструмент для загибания колец.

2.. Определите последовательность технологического процесса по изготовлению «изделия» и обозначьте её цифрами:

-правка (1)

-сборка (4)

-зачистка (2)

-изготовление (3)

.^ Личностные умени:

- оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные умения:

- определять качество металла.

- определять необходимое количество материала для изготовления изделия;

^ Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.


III этап. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


^ Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения.

1.Чтобы изготовить изделие, нужно….

2.Что важно соблюдать при выполнении задания……

Самооценка

II. Задание на самооценку.

а)

!

+

V

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»;


« Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»

б) Самооценка собственной деятельности

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.

Если вы довольны, поднимите 2 руки.

Если не очень довольны, то поднимите 1 руку.

Что вызвало затруднение? Почему?

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

^ Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

^ Результат деятельности

Заполняется учителем по окончании изучения темы.

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.


Цели темы:

Сформировать представление об изделии и способе его получения.

Ввести:

Алгоритм выполнения головоломки.







Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу создания изделия.

^ Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для создания изделия головоломка.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание по схеме с взаимопроверкой.

^ Коммуникативные умения:

- приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Предметные умения:

- применять изученные технологии при создании изделий из проволоки.








Последовательность выполнения работ

Эскиз обработки


Инструмент и приспособления

Формирование УУД

1

Отрезать заготовки для дужек длинной 80 мм. (2 шт.)




Линейка, кусачки.

Регулятивные УУД:

- принятие учебной цели;

- выбор способов деятельности;

- планирование организации контроля труда;

- организация рабочего места;

- выполнение правил гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

- сравнение;

- анализ;

- систематизация;

- мыслительный эксперимент;

- практическая работа;

- усвоение информации

- работа со справочной литературой;

работа с дополнительной литературой

Личностные УУД:

- самопознание;

- самооценка;

- личная ответственность;

адекватное реагирование на трудности

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать выполняемые , действия и т.п.

- умение выделять главное из прочитанного;

- слушать и слышать собеседника, учителя;

задавать вопросы на понимание, обобщение

2

Выправить заготовки.




Линейка, киянка, правильная плита плоскогубцы.

3

Обработать концы, отшлифовать заготовки.




Напильник, наждачная бумага.

4

Согнуть пополам так чтобы на концах расстояние было 15-20мм




Плоскогубцы.

5

Загибаем петельки ø 3-4 мм на каждой дужке в разных плоскостях.




Круглогубцы, плоскогубцы.


6

Отрезаем заготовку для скобы длинной 100 мм. Обрабатываем.




Кусачки, напильник , наждачная бумага.

7

Загибаем скобу согласно эскизу.



Плоскогубцы.

8

Загибаем на концах петельки в перпендикулярной плоскости.



Круглогубцы, плоскогубцы.

9

Отшлифованную проволоку на оправке загибаем в кольцо ø30мм и кольцо ø 40мм




Круглые оправки, тисы, кусачки.

10

Стыки колец спаять или соединить в замок



Паяльные принадлежности. Плоскогубцы, круглогубцы.

11

Собрать согласно чертежу.



Круглогубцы, плоскогубцы.

12

Путём подгибания обеспечить лёгкую подвижность соединений





Круглогубцы, плоскогубцы.

13

Снять заусенцы. Произвести анализ изделия.




Напильник.