velikol.ru
1


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.

Тема урока: « Безударные гласные в корне слова»

Цели урока:

  • Отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;

  • Развитие орфографической зоркости, наблюдательности и логического мышления;

    • Развитие интереса к родному языку.

Оборудование:

  • Плакаты: солнце, облачко, крыша с сосульками, капель, ручьи, слова-кораблики;

  • Сенсорные круги (описание см. ниже)

  • «Цветок здоровья» (описание см. ниже)

  • Тренажер В.Ф. Базарнова для глаз;

  • Магнитофон, кассета с записью журчащей воды и песни «Солнечная капель»;

  • Индивидуальные разноуровневые перфокарты;

  • Указка с «паучком»

Описание некоторого оборудования

Сенсорный круг

В качестве основы для сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся класса. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берет задание.

Сенсорный круг способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.

«Цветок здоровья»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нем 7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло-зеленого цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся со второклассниками в течение учебного года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

С помощью подобных офтальмотенажеров (Цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

^ Оборудование доски

На уроке используются элементы светотеропии: доска зеленого цвета, записи желтым мелом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

^ Тематическое оформление доски

Согласно исследованиям В.Ф. Базарнова тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия и запоминания учебного материала.

В верхней центральной части доски помещается изображение крыши. С неё свисают сосульки с капельками, в некоторые из них вписаны буквы. Ниже изображены ручейки, по которым «плывут» слова-кораблики. В левой части доски – солнышко и облачко.

^ ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

^ 1. Формирование психологического настоя на предстоящий урок

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл.

Включается аудиозапись звуков природы (капель, журчание ручья)



Прослушивают аудиозапись звуков природы (капель, журчание ручья)

^ 2. Отгадывание шарады. Формулирование темы урока и повторение изученного

С буквой Е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство –

Делай быстро с буквой И.

Отгадывают шараду:

Запевай – запивай

Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному?

Смысловое значение разное ( запевать – петь, запивать – пить )

Можно ли эти глаголы считать однокоренными? Почему?

Нет, так как у них разные корни, пе- и пи-

Кто догадался и может сформулировать тему урока?

Тема урока «Безударные гласные в корне слова»

Как нужно проверять безударные гласные в корне слова?

Чтобы правильно обозначать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением, например, сосна – сосны, стена – стенка

А теперь вернемся к записи, которая прозвучала в начале урока. Какое настроение она у вас вызвала? Сегодня весна не только за окном, но и у нас в классе

Радостное настроение…

Я услышал веселые звуки весны…

^ 3. Минутка чистописания.

Какая буква спрятана в облачке?

Учитель переворачивает облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв а аа

В облачке спряталась буква а

Найдите закономерность и продолжите написание этой строки. А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики.

Этот пальчик – маленький (массируем мизинец)

Этот пальчик –слабенький (безымянный)

Этот пальчик –длинненький (средний)

Этот пальчик –сильненький (указательный)

Этот пальчик –большачок (большой)

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулак)

Учитель проверяет написание букв

Пишут букву а

^ 4. Словарно-орфографическая работа

Тает снег,

Бегут ручьи.

На дорогах лужи.

А по нашим ручейкам бегут кораблики-слова.

Предлагает одному из учеников прочитать слова с пропущенными буквами.

Разделите слова на 2 группы и запишите в 2 столбика, безударные гласные подчеркните



Один из учеников читает слова с пропущенными буквами (*прель, б*реза, к*пель, гор*д, м*роз,ул*ца)

Проверка выполненной работы

Школьники предлагают разные варианты разделения слов на группы. Затем учащиеся берут капельки – буквы с доски и вставляют в слова, обосновывая свой выбор.

Что общего у всех этих слов?

Все они имена существительные, обозначают предмет, неодушевленные, стоят в единственном числе, все с безударными гласными в корне.

Найдите слова, в которых звуков меньше, чем буков.

Слова апрель и капель: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» не обозначает звука.

Что вы можете сказать про эти слова?

Это слова – рифмы

Составь двустишие, используя эти слова – рифмы

Идет капель

Звенит капель и др.

^ 5. Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать иго не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.

Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цвета вы бы взяли, чтобы нарисовать весну?

Выполняют инструкции учителя

Слушает ответы школьников

Ответы детей:

^ 6. отработка навыка правописания слов с безударными гласными

Учитель пишет на доске предложения с пропущенными буквами:

Л*тит скв*рец – в*сны г*нец.

Паучок пл*тет паутину.

Увидел гр*ча – в*сну встречай.

Является ли эта группа предложений текстом?

Нет, так как предложения не связаны по смыслу

Какое предложение лишнее? Почему? Теперь выполняем задание. Те из вас, у кого день рождения весной, пишут предложение о скворце. Те ребята, у кого день рождения в остальные времена года, записывают предложение о граче

Отвечают на вопрос учителя

А чтобы не сделать ошибок, повторим правило

Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме:

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет вам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб рассеять все сомненья

Следим за осанкой. Выполняем задание. Проверка выполненной работы

Снимают капельки-буквы с сенсорного круга и вставляют в слова, доказывая правильность выбранной буквы

Учитель берет указку с «паучком». Давайте вместе с «паучком» попутешествуем. Используется тренажер В.Ф. Базарнова

Второклассники глазами водят за «паучком»по:

- горизонтали,

- вертикали,

- красному кругу по часовой стрелке;

- синему кругу против часовой стрелки;

- зеленой восьмерке

Посмотрите на кончик носа. Повернитесь к окну и посмотрите на дальнюю березу

Выполняют инструкции учителя

^ 7. Работа с учебником

Выполним упражнение № 420. вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами

Один из ребят читает задание упражнения

Физкультминутка

Нас лучики коснулись,

Мы сладко потянулись

Показывает упражнения

Выполняют физические упражнения

Организует проверку упражнения №420

Проверяют выполнение упражнения №420

^ 8. Домашнее задание

Учитель называет упражнения, которые составляют домашнее задание.

Комментарий к домашнему заданию

Школьники читают задание и при необходимости задают вопросы учителю.


^ 9. подведение итогов урока

Над какой орфограммой мы с вами работали?

Над безударными гласными в корне слова

Какое правило вы применяли?

Читают правило в стихотворной форме.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Поставь под ударение.

Ударение на гласной

Может сделать букву ясной

^ Выставление оценок.

На этом наш урок окончен. Молодцы!






Приложение 2.

Урок здоровья. 2 класс

Путешествие по городу Здоровейску.

Цели:

  1. Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

  2. Выявление компонентов здоровья человека и установление их взаимосвязи.

Оборудование: карта-схема путешествия, раздаточный печатный материал.

Содержание:

1. Введение в тему:

Заранее на доске в два столбика учитель пишет части пословиц о здоровье так, чтобы эти части по смыслу не совпадали друг с другом. Детям предлагается стрелками указать правильные части пословиц. Затем пословицы зачитываются, и поясняется их смысл.

1. Быстрого и ловкого … …дороже всего

2. Здоровье не купишь… …болезнь не догонит

3. Ум да здоровье… … его разум дарит


  • Что дороже всего на свете?

  • Почему необходимо беречь и укреплять здоровье?

2. Путешествие по городу Здоровейску.

  • Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по городу Здоровейску. Мы познакомимся с его жителями, и они научат нас секретам здоровья. Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок, и в каждой нам предстоит узнать много интересного и ответить на многочисленные вопросы.

Итак, в путь!
^

Остановка «Движение – жизнь»


«Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!»

  • Правильна ли, с вашей точки зрения, эта пословица?

  • Как вы понимаете смысл?

Известна и другая поговорка: «Кто много ходит, тот долго живёт». Ребята, знайте, что мышечный голод для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода и витаминов. Каждый из вас должен не менее 2 часов в день заниматься активными физическими упражнениями.


Все жители Здоровейска живут по правилам движения. Давайте познакомимся с ними:

  1. Утренняя зарядка обязательна, её проводят 10-12 мин.

  2. Дорога в школу - прогулка пешком.

  3. Гимнастика до начала занятий поможет лучше заниматься во время уроков.

  4. Физкультминутка на уроке поможет отдохнуть голове, пальцам, спине.

  5. На перемене необходимы подвижные игры: «Ручеёк», «Третий лишний».

  6. На уроках физкультуры будьте активны, постарайтесь запомнить упражнения, некоторые из них включите в свою зарядку.

  7. Участвуйте в разных спортивных соревнованиях, занимайтесь в секциях. Побольше двигайтесь во время прогулок около дома.
^

Остановка «Секреты «успеваек»


Здесь живут «успевайки». Почему они так себя называют? Да потому, что всё успевают: и уроки приготовить, и в спортивной секции позаниматься, и с друзьями поиграть. Да ещё книгу почитать и по дому помочь. В чём секрет?

Попросим « успеваек» поделиться с нами своими секретами.

Первый «успевайка»: - Секрет первый: взялся за дело – не отвлекайся. Учишь уроки – по сторонам не смотри. Идешь в магазин – сначала сделай покупки, а уж потом поиграй с друзьями.

Второй «успевайка»: - Секрет второй: делай быстро и хорошо. Можно застелить постель без единой морщинки за 20 сек., если потренироваться. Можно аккуратно посуду помыть за 3 мин., если постараться.

Третий «успевайка»: - Секрет третий: верный помощник «успеваек» - режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. У каждого ученика должен быть составлен вместе с родителями свой личный режим дня: ведь одному приходиться заниматься в спортивной секции, другому – ходить в музыкальную школу; одни учатся в I смену, а другие – во II.

Остановка « В гостях у доктора Чистюлькина»

В городе Здоровейске все знают доктора Чистюлькина. Он всегда придёт на помощь и даст нужный совет. Давайте познакомимся с ним.

Доктор Чистюлькин: « Ребята могут и запруду на ручейке соорудить, и целый город из песка построить, и грядку прополоть. От всякой работы руки становятся грязными. И ничего страшного – даже хорошо, что руки от работы пачкаются. Но соблюдайте простое правило: после любой работы руки нужно вымыть. Если мы не будем соблюдать чистоту нашего тела, то с нами могут случиться разные неприятности:

  1. Если случайно потёр глаза грязными руками, можешь занести туда инфекцию, и глаза воспалятся.

  2. На грязной коже находится множество микробов, которые так и норовят проникнуть в какую-нибудь маленькую царапинку. В таком случае кожа воспаляется.

  3. За едой ты можешь облизать грязные пальцы, а от этого легко заболеть.

  • Ребята, а как вы моете руки? Послушайте:

  1. Закатай рукава.

  2. Намочи руки.

  3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

  4. Потри не только ладони, но и тыльную сторону рук.

  5. Смой пену.

  6. Проверь, хорошо ли вымыты руки.

  7. Вытри руки.

  8. Проверь, сухо ли ты вытер руки, - приложи тыльной стороной к щеке.



^

Остановка «Наш Дом моделей»


Следующая наша остановка - дом моделей города Здоровейска.

Его модельеры познакомят нас с основными правилами выбора одежды. Давайте вспомним, как изменяется выбор одежды людей в зависимости от времени года.


Первый модельер: «Поздней осенью и в зимнее время года одежду выбирают более теплую, из шерстяных тканей. Весной и в летнее время следует одевать светлую одежду из льняных тканей, т.к. она отражает жаркие солнечные лучи и пропускает воздух».


Второй модельер: «Следует правильно выбирать одежду: в школу – деловой костюм из неярких тонов тканей, не мнущуюся, не стесняющую движенья, для школьных праздников – более нарядную, яркую, из лёгких шелковых тканей».

Третий модельер: Обязательный элемент одежды – носовой платок. Он необходим при чихании, насморке и других неприятностях. Ребята, всегда имейте при себе носовой платок, как делаю это я!

^

Остановка «Весёлые поварята»


Чтобы продолжить наше путешествие, необходимо подкрепиться. У жителей города Здоровейска есть правила рационального питания. Сейчас весёлые поварята накормят нас и расскажут об этих правилах.


Первый поварёнок: « Некоторые ребята постоянно жуют. А другие совсем наоборот – заиграются и про еду забудут, а потом сядут за стол и так много сразу съедят, что животы начинают болеть или в сон клонит. Ребята, питайтесь регулярно 4 раза в день. Перед уходом в школу нужно обязательно завтракать. В обед съедать гораздо больше, чем в завтрак, полдник и ужин».

Второй поварёнок: «Ребята, чтобы быть здоровым, нужно больше есть овощей и фруктов. Особенно полезно пить натуральные фруктовые и овощные соки, содержащие много витаминов».

(Весёлые поварята угощают всех ребят этим чудесным напитком здоровья).


Третий поварёнок: « Каждый житель города Здоровейска должен соблюдать правила поведения за столом. Напомню их вам:

  1. Мой руки перед едой.

  2. Сиди за столом прямо.

  3. Ешь с закрытым ртом, не чавкай.

  4. Не читай во время еды и не смотри телевизор. Это отвлекает внимание, пища хуже пережевывается и не так хорошо усваивается организмом.



^

Остановка «Станем неболейками»


Жители города Здоровейска хотят рассказать нам ещё об одной составной части здоровья – закаливании.


Крепким стать нельзя мгновенно,

Закаляйся постепенно!

Утром – бег и душ бодрящий,

Как для взрослых – настоящий.

На ночь окна открывать,

Свежими воздухом дышать.

^

Остановка «Улица хорошего настроения»


Наше путешествие подходит к концу. Это последняя остановка. Я думаю, что у всех у нас сегодня хорошее настроение. Мы много узнали о секретах здоровья и сами можем стать жителями этого прекрасного города, стать «неболейками» и «успевайками»!


Приложение 3 Анализ проведения урока с позиции

здоровьесбережения


1.Гигиенические условия в классе: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие монотонных звуковых раздражителей.

2.Число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопрос, решение примеров и задач, практические занятия. Нормой считается 4-7 видов за урок.

3.Средняя продолжительность и частота чередований различной учебной деятельности ориентированная норма 7-10 минут.

4.Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не менее 3 минут.

5. Чередование видов через 10-15 минут.

6. Использование методов, которые позволяют реально превратиться в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся:

-метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия и его способа, выбор приемов взаимодействия, свободного творчества);

-активные методы: (ученики в роли учителя, обучение действиям, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик—как исследователь).

7 Длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами .

8 Умение учителя использовать видеоматериалы.

9 Позы учащихся и их чередование зависят от характера выполняемой работы.

10 Физкультминутки и физкультпаузы являются составными частями урока.

Норма: на 15-20 минутах урока по 1 минуте 3-4 упражнения по 3-4 раза .

11 .Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем связанных со основных правила построения урока с позиции здоровьем, являются одним из критериев его профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации учебной деятельности на уроке .

13. Благоприятный психологический климат на уроке.

14. Наличие на уроке микроконфликтов грамотно нейтрализовать без нарушения работы всего класса.

15. Эмоционально-смысловые разрядки.

16. Итоговая плотность урока .60-80%.

17. Момент утомления за 5-10 минут до конца урока.

18. Темп и особенности окончания урока .

19. Интегральные показатели окончания урока (как выглядят после урока ученики и учитель.