velikol.ru
1


Урок - защита творческого проекта в 4 классе

Учителя: Шестакова Т.И., Зарипова Э.Н.

Тема урока: «Волшебница зима»

Методический паспорт:

  • По содержанию – межпредметный.

  • По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект.

  • По форме организации – презентационный.

  • По результатам выполнения – защита творческих проектов.

Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.

Задачи:

  • Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

  • Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

  • Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Творческие группы:

    • Фотокорреспонденты

    • Издатели

    • Художники

    • Дизайнеры

Оборудование урока:

Зрительный ряд – произведения художников о зиме И.Шишкина, И.Васнецова, И.Э.Грабаря и т. д., работы учащихся, посвященные зиме, музыкальные клипы и презентации.

  • Музыкальный ряд – А. Вивальди «Зима», песня «Дорогою добра», музыка песни «Снег кружится»

  • Литературный ряд – стихи о зиме: «Снегири» Александры Артемовой, Заклинание зимы» М.А. Пожаровой, Ю.Н. Кушак «Мороз на стекле, С.С. Козлов «Снежинки».

  • ^ ТСО – компьютер, мультимедийный проектор, большой экран.

Оформление доски


Тема урока:




^ Проекционный экран



Волшебница зима





Творческие работы учащихся



 

^ Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день! Мы рады видеть вас ребята и наших гостей на уроке.


II. Подготовительный этап.

Верите ли вы в чудеса и волшебство?

Чудеса могут быть только в сказках?

Для того чтобы увидеть, соприкоснуться с чудом, нужно стать волшебником.

Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а волшебниками, которые с помощью слова, различных художественных материалов, музыки сумели увидеть, услышать и передать красоту зимы. Но у кого же мы учились волшебству?

(У поэтов, музыкантов, художников, а самым главным учителем, была природа).

Как по-разному называют поэты и писатели зиму? ( ^ Матушка зима, Кудесница зима, Чаровница, Волшебница зима, Седая зима).

В чем волшебство зимы?

Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но столькими ее оттенками!

А наш урок мы так и назовем: «Волшебница зима».

А теперь слушайте, смотрите, удивляйтесь, восхищайтесь!

Клип 1. «Волшебница зима»

( ^ На фоне музыки и слайдов читается стихотворение «Заклинание зимы» М.А. Пожаровой)

Разукрасилась Зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звёздочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье,

Шепчет заклинание:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Лёгкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Зачаруй сердца людей

Красотой своих затей:

Пусть вникают взоры

В светлые узоры.

Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни;

Жди, в парчу одета,

Нового расцвета!»


Какие чувства возникли в вашей душе?

Что больше всего вас удивило, восхитило, понравилось?

Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение? Чем?

Кто написал эту красивую музыку? (^ Антонио Вивальди «Зима»)

Помогли ли восприятию стихотворения слайды?

Картины каких художников вы узнали в этом клипе?

(И. Шишкин «На севере диком», Грабарь «Февральская лазурь», Васнецов «Снегурочка», Суриков «Взятие снежного городка»,

Что стремились передать художники в своих картинах?

А, фотографы?

Удалось ли им запечатлеть самые яркие образы зимы на ваш взгляд?

Как называется услышанное вами стихотворение?

Что такое «заклинание»?

От чьего имени ведется рассказ в стихотворении?

Найдите описание зимы?

^ III. Защита творческих проектов

В каждом времени года есть свое очарование. Поэты, художники, фотографы, музыканты и искатели красоты, конечно же, заметили, как удивительна зима, даже самая холодная и вьюжная, такая, какая была нынче у нас. Вы только что убедились в этом. Сегодня и мы узнаем, какой увидели, почувствовали зиму вы.

В течение долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время вы ребята выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены одному удивительному времени года – зиме. То, чем вы занимались - называется творческим проектированием. Вы были в роли художников (встают художники), дизайнеров, музыкантов, фотокорреспондентов, артистов, чтецов. И сегодня вы представите свои творения. Одним из них вы уже полюбовались – слайды о зиме подобрал Линский Алексей, а Оля продемонстрировала творчество поэтессы М. А. Пожаровой.

В поэзии зима, какая?

Какой вы ее себе представили?

В творчестве всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. Оля нам представит свою работу, в которой она покажет свое видение образа зимушки-зимы. Своими чувствами, впечатлениями она готова с нами поделиться и показать свое творение.

Защита работы. Оля.

Красота Зимушки - зимы неописуемо прелестна. Поэты украшают ее жемчугами, алмазами.

Я тоже представила образ зимы, и она получилась у меня такой. Выполнить эту работу мне помогли мои родные: мама, бабушка и дедушка. Зима как будто взмахнула рукавом своей белоснежной шубы – и закружились в воздухе робкие, трогательно красивые снежинки. Они падали и ложились ковром на поля. Снежинки ложились на крыши домов. Покрыли озябшую землю белой скатертью. Потом зима подошла к домам. И нарисовала чудные узоры на окнах. Все словно сказка! Для своей работы я использовала следующие материалы: свою любимую куклу, платье для нее сшили из голубого шелка и украсили белыми вязаными кружевами. Накидку так же связали из ниток с блестками. Снег, которым укрыты дома и земля, из натертого пенопласта. Домики сделаны из гофрированной и цветной бумаги, Колодец и заборы из зубочисток, кусты из маленьких веточек березы. Фонари сконструировал мой любимый дедушка и сделал так, чтобы они загорались. Поэтому моя поделка может служить светильником и украсит любую комнату. А подарить я ее хочу нашей школе.


Прежде, чем представить следующую работу, мне бы хотелось напомнить отрывок из стихотворения Ю.Н. Кушак «Мороз на стекле»

(^ Показывается слайд с узорами на окнах)

Увидел художник

В морозном окне,

Как бродит олень

По волшебной стране,

В сверкающем воздухе

Птицы парят,

Цветные фонарики

В окнах горят …

Забавные чудеса можно встретить зимой, одно из них – узоры на стекле. Найдите строки из стихотворения об узорах на окнах. (^ Дети находят строки об узорах и зачитывают)

Каждый год мы можем наблюдать узоры на окне и всегда в своем воображении каждый видит свою сказочную картину. Руслан увидел свою картину и сейчас он нам ее продемонстрирует.

Защита работы. Руслан.

Зима – мое любимое время года. Первый снег, первые морозы и красивые узоры на окнах. Свою работу я назвал «У зимнего окна». Когда наступают сумерки, узоры на окне становятся похожими на сказочные цветы, сады, леса, горы. Работу я выполнил на цветной бумаге синего цвета белыми гуашевыми красками. Рамку в виде окна мне помогла сделать Татьяна Ивановна. А чтобы окно было веселым и живым, я из цветной бумаги в технике оригами сделал котенка и цветок. Свою работу я хочу подарить на память нашей начальной школе, ведь учусь я в ней последний год.

А узоры на окне Руслана и других окнах могут появиться только в сильный мороз, такой сильный, как у Марины на компьютерном рисунке.

Защита работы. Марина.

Мороз и солнце, день чудесный… Такими словами начинается стихотворение А.С. Пушкина. В этом году у нас зима была очень снежная, а морозы крепкие и продолжительные. Свою работу я так и назвала – «Мороз». Выполнила свой рисунок на компьютере в программе Paint. Почему не красками? Да потому, что на компьютере можно удалить изображение, если оно не получилось или быстро поменять цвет, если он не подошел. Я старалась подобрать такие цвета, чтобы изобразить солнце, которое светит, но не греет, чтобы снег переливался всеми оттенками белого цвета, красоту зимних деревьев. Несмотря на то, что все сковано морозом, на моей картине я изобразила жизнь – это птички. Они летают, ищут корм, а иначе могут просто замерзнуть. Может быть, посмотрев мою картину, многие задумаются, как не легко им в такую стужу и помогут пережить птичкам сильные холода. А еще мой рисунок от нарисованного на бумаге, отличается тем, что я могу его копировать сколько угодно раз. Могу сделать из него поздравительную открытку, украсить его красивой рамочкой или просто сделать фоновым рисунком рабочего стола моего компьютера.

Зима – это не только морозы, иней, холода, а это еще как сказала Марина и жизнь, которая не замирает даже в такую стужу. И это подтверждает работа Светы.


Защита работы. Светлана.

Мне очень понравилось стихотворение «Снегири» Александры Артемовой.

^ Пусть летом

неприметные,

Зато зимой цари

С их алою расцветкою

Красавцы-снегири.

Природа подарила им

Цвет утренней зари.

Забавные и милые -

Красавцы-снегири.

Подобно красным яблокам,

На ветках - посмотри -

Сидят и щиплют ягоды

Красавцы-снегири.

На ёлке, точно шарики,

Расселись - раз, два, три -

Пернатые фонарики,

Красавцы-снегири.

Весь год мы дожидаемся

С надеждою внутри,

Когда же вновь появятся

Красавцы-снегири.

Прочитав это стихотворение, я решила свой рисунок посвятить зимней птичке-снегирю. Выполняла его гуашевыми красками на тонированной бумаге и оформила в паспарту. Это придает законченность работе и больше походит на портрет снегиря.

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!»

К этим строчкам очень подойдет рисунок, выполненный Дашей.

Защита работы. Дарья.

Красив лес зимой! Деревья оделись в белые сверкающие одежды. Снег пушистым ковром покрыл землю. Под ним скрывается от мороза много растений и кустов. Снег их защищает. Свою работу я выполнила необычным материалом – зубной пастой. Рисунок в этой технике имеет свои преимущества перед красками. Мазки получаются пушистыми и мягкими, как снег. Такой рисунок долго пахнет свежестью, настоящей зимой. А еще он обладает необычным превращением. Я размещу сейчас его на доске и включу подсветку. Увидели разницу? Все стало настоящим и снег, и деревья. У белого цвета появилось множество оттенков, от чего изображение кажется объемным. Я тоже хочу подарить свою работу на память нашей школе.

У Даши в работе все покрылось пушистым снегом, а вот Толя, Алеша, Илья, Кирилл создали свой иней на ветках.

Защита работы. Кирилл.

Зима. Это очень красивое время года. Словно белый ковер, на земле расстелился снег. Но в морозные дни особое восхищение вызывает иней на ветках, потому что он похож на серебряную шаль, которую красавицы березы решили надеть на свои ветви. Мы решили сделать иней своими руками. Собрав ветки осины, мы воспользовались солью, И теперь инеем можно любоваться в любое время года. А вазу к этому зимнему букету расписали наши девочки Света и Даша.


Не только деревья и землю укутал снег, но и дома, в которых мы живем. Об этом нам расскажет Ваня и продемонстрирует свою работу.

Защита работы. Иван.

Как хороша деревенская улица зимним ясным днем! На небе легкие облака. Снег, который шел всю ночь, покрыл землю, деревья, кусты белым пушистым покрывалом. А дома словно одели на себя белые шапки. Я посещаю кружок «Декоративно-прикладное искусство» в подростковом центре и там я научился выполнять подобные работы. Для своего творческого проекта я использовал дощечку, на которой выполнил контурный рисунок с помощью выжигателя по дереву, а затем раскрасил красками. По-моему получилось красиво. Моей маме очень понравилось, я назвал свою работу «Зимняя деревня» и подарил ее маме на Новый год.


Желание творить может вызвать не только красота самой природы, но и впечатление от прочитанных произведений как, например, сказка Бажова «Серебряное копытце».

Защита работы. Анна.

На уроках литературного чтения мы проходили произведение Бажова «Серебренное копытце». Нам очень понравилась эта красивая добрая сказка. Мы всем классом решили сделать панно из бумаги и дать ему название «Зимовье»

Над этим проектом работали все без исключения. Каждый из ребят выбрал тот вид работы, что ему по душе и лучше получается. Работали по группам. Одни конструировали домик, другие деревья, третьи подготовили фон и сделали фигурки людей. Прежде, чем начать делать панно, мы составили «Звездочку обдумывания», это был план нашей работы, а затем, распределившись на группы, приступили к творческой работе. Трудились дружно и с интересом. В результате совместной деятельности получилось вот такое панно. Лично я, делала из цветной бумаги фигурку Даренки, Света рисовала эскиз будущего панно. Мальчики вырезали елочки и деревья, скручивали из бумаги бревнышки для избушки. Оля нарисовала оленя. Татьяна Ивановна научила нас делать закрутки из полосок белой бумаги, которые напоминали иней на деревьях. Когда все детали панно были готовы, мы их по эскизу Светы разложили на тонированном листе ватмана и закрепили клеем. Я и ребята нашего класса надеются, что такой подарок придется по душе нашей школе.

Мы живем в таком крае, где невозможно равнодушно относиться к природе и каждый из нас выходя на улицу, восхищенно оглядывается вокруг, и невольно возникает мысль, чтобы это чудо не кончалось, а длилось как можно дольше. Но все меняется в природе, хотим ли мы этого или нет. А вот Артур, Аня, Света и Илья сумели остановить это мгновение. Ребята, как им это удалось?

Люди создали такое чудо – фотография, но непросто надо уметь щелкнуть на фотоаппарат и получить снимок, надо ещё суметь увидеть, что сфотографировать, уловить момент, время. Это своего рода тоже искусство и его нам сейчас продемонстрируют ребята.

Защита работы. Артур.

Зима в наших краях особенно красива. Запечатлеть эту красоту мы решили с помощью фотоаппарата. Солнце зимой светит ослепительно ярко. Вокруг все белым-бело: мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Снег повсюду: на скамейках, на крышах домов, на деревьях. Деревья стоят в снегу белые-белые. Особенно рады зиме ребята. Всюду можно встретить детей с радостными криками спускающихся на санках: им и в мороз весело. Мы не просто покажем вам наши работы. Мы создали музыкальный клип и назвали его «Зимний наряд Горноправдинска». Смотрите и любуйтесь – какая красивая у нас зима.

^ Просмотр клипа «Зимний наряд Горноправдинска».

Вот такую зимнюю красоту увидели и запечатлели в своих работах ребята. А услышать зиму можно?

Теперь я вам предлагаю послушать и угадать звуки зимы.

Звуки зимы – загадки – физминутка

(Дети угадывают звук, а затем его оживляют в движениях)

Красота зимней природы в наших краях побуждает к творчеству не только фотографов, но и мастеров слова. Таковым является человек, который жил нашем поселке и работал директором средней школы. Сейчас он проживает в городе Ханты- Мансийске, это - Козлов Сергей Сергеевич. Ребята нашего класса нашли в Интернете его стихотворение, посвященное зиме. Послушайте его в исполнении Артура.

Снежинки.

За окошком – вьюга,

^ За окошком – тьма,

Глядя друг на друга,

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся –

Все им не почем! –

В легких платьях

С кружевцем,

С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый

Спит в углу своем

И в пол-уха слушает

Вьюгу за окном.

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою-ягой.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Тоненькие ножки –

Мягкие сапожки,

Белый башмачок –

Звонкий каблучок.

Может быть музыка, а может быть падающие снежинки или красивое стихотворение впечатлили наших ребят и они решили для вас станцевать вальс.

^ Исполняется танец «Вальс» под мелодию песни «Снег кружится».

На что был похож танец, исполненный под такую красивую мелодию? (^ Вальс снежинок)

Вы узнали мелодию песни, которая прозвучала? (песня «Снег кружится» С. Берензина).

Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи и вы в этом убедились.

Можно по-разному увидеть, услышать и запомнить зиму. Каждый из вас постарался передать эту красоту и подарить ее другим. А вот Алеша решил это сделать своим способом, каким? Он сейчас нам расскажет об этом.

Защита работы. Алексей.

Я люблю зиму, но не очень умею красиво рисовать. Тогда я решил, что мне поможет Интернет. Я искал самые красивые картинки и фотографии о зиме.

Но увидев фотографии о зимнем Горноправдинске и творческие работы моих одноклассников, я решил создать на компьютере календари. На них, решил я, будет не только сам календарь, а ещё и фотографии нашего класса, работы ребят и природа нашего поселка. Вот что у меня получилось. Я думаю, что это будет не только воспоминанием о зиме, но и необходимой вещью и хорошим подарком.

^ V. Итог урока.

Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники, писатели, поэты, живописцы которые передают нам своё впечатление от того, что их особенно тронуло и поразило, заставило затрепетать сердце.

Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

^ Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

Чему научились мы, работая над нашими проектами?

Удалось ли нам стать волшебниками?

Слово Алеше. (Алеша рассказывает притчу)

«Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

^ И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

Как вы понимаете эти слова?

Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце - это высшее проявление культуры человека.

Алеша продолжает.

^ Нам кто-то подарил планету,

Раскрасив в разные цвета!

А ночью звезды светят в небе

^ И отступает темнота.

Вся жизнь зависит от Природы,

Быть благодарны мы должны

Любить ее, хранить ее

И передать другому поколенью.

Как вы думаете, кто автор этих удивительных стихов?

Мама Алеши Линского, Галина Евгеньевна.

Ребята, какие вы молодцы что, сумели создать такую красоту и подарить ее всем, и какие замечательные у вас родители, что поддержали вас и помогли. Спасибо вам всем и пусть ваш жизненный путь всегда идет только дорогою добра.

В заключение урока звучит песня «Дорогою добра», демонстрируются слайды из жизни класса и ребята дарят присутствующим гостям календари, изготовленные своими руками.