velikol.ru
1

Тема. Зрительный анализатор. Гигиена зрения.


Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации.


Задачи: закрепить содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора;

сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, особенностях восприятия окружающего мира; о мерах гигиены зрения;

продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой.


Оборудование: презентация «Строение глаза» и «Зарядка для глаз», карточки для работы в группах, карточки на закрепление, лист самооценки учащегося, правила работы с синквеем, таблица «Зрительный анализатор», музыка «Звуки леса», волшебный мешочек (мяч, яблоко, ручка ученическая и т д).


Ход урока.


^ I. Вводная часть

После приветствия учитель обращает внимание школьников на доску, где висят плакаты обратной, белой стороной.

Учитель: "Ребята, посмотрите на доску, она вся покрыта белыми пятнами. Это словно неиз­веданные острова в стране Анатомии — са­мой удивительной в государстве Биологии. И эти острова мы с вами сегодня будем от­крывать. Вам предстоит самим определить тему нашего урока, а чуть позже и его цели".


Игра «Волшебный мешок» (в нем – яблоко, мяч, ручка, тест на равновесие, запись с музыкой «Звуки леса»)

К доске выходит ученик, ему закрывают глаза, учитель вытаскивает предмет и просит ответить - что это такое. Имеет ли этот пред­мет запах? Обладает ли вкусом? Какой он на ощупь? После ответов нескольких школьников учитель выясняет, как, с помо­щью чего, они смогли дать характеристи­ку этих предметов. В ходе беседы ребята называют органы зрения, обоняния, вкуса, осязания. Учитель постепенно открывает "белые острова" на доске — плакаты с на­званиями органов чувств.

Учитель включает музыку и предлагает назвать еще один орган чувств, с помощью которого мы слышим эту музыку. Открыва­ется еще одно "белое пятно" с изображе­нием уха.

Остается последнее неоткрытое пятно, для определения которого предлагается провести тест на равновесие: встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди. Ступни должны быть на одной прямой — одна впереди, другая сзади. Руки складыва­ются в замок, локти сближаются. Некото­рое время ученики в такой позе стоят не­подвижно, потом наблюдается покачива­ние, которое со временем становится все заметнее.

"Что с вами происходит?" — спрашива­ет учитель. Ответ — потеря равновесия. Так открывается белый лист с на­званием еще одного органа чувств.

Какой орган мы еще не назвали? (мышечное чувство)

Как эти слова можно назвать одним словом? (анализаторы)

Расставьте эти анализаторы по степени значимости для тебя. Какой анализатор ты бы поставил на первое место, какой на последнее?

Почему?


^ II. Изучение нового материала.


1. Постановка проблемного вопроса.

Еще Платон говорил о том, что из всех органов боги прежде всего устроили светоносные глаза. Как вы думаете, почему?


^ 2. Определение темы и цели урока.

«Зрительный анализатор. Гигиена органов зрения».

"Посмотри мне в глаза", — просим мы любимых. Ведь еще В.Гюго сказал о том, что глаза — зеркало души. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высо­кое чувство и самое низкое.

У Максимилиана Волошина есть очень точные строки:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.

А теперь представьте себе, что всего это­го — зелени, неба, любимых и мно­гого другого — нет. Вернее, оно есть, суще­ствует, но где-то вне нас, точнее, вне наше­го зрения. Мы не можем этого увидеть или видим половину; треть, четвертушку... Вы скажете, слава Богу, это не с нами.

Сегодняшняя тема поможет нам разобраться в сложном строении глаза, понять его функциональное предназначение и предотвратить различные заболевания органов зрения при помощи соблюдения некоторых правил гигиены.


^ 3. Работа в группах.

Учащимся дается опережающее задание по группам. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Класс разбивается на специалистов: биологи, практики, окулисты, гигиенисты, экологи, художники (в каждой группе по 3 человека). Каждая группа изучает дополнительную литературу по своей теме.

Биологи - внешнее и внутреннее строение глаза.

Практики - проводят опыты.

Окулисты – гимнастика для глаз.

Гигиенисты – гигиена зрения.


^ Задание для биологов: изучить внешнее и внутреннее строение глаза.

Задание. Рассмотрите рисунок на с. 245 рис.100 – 101, прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:

  1. Каково значение бровей век и ресниц? Где находится слезная железа? Какое значение слез?

  2. Найди наружную оболочку глаза. Как она называется? Во что она переходит в передней части глаза?

  3. Какая оболочка находится за склерой? Во что сосудистая оболочка переходит в передней части глаза? Что находится в середине радужки? Какую роль выполняет зрачок? Что находится за зрачком? Как работает хрусталик?

  4. Какая оболочка находится на задней внутренней стенке глаза? Как называются рецепторы сетчатки? (текст «Строение сетчатки») Чем заполнена внутренняя часть глаза?


^ Задание для практиков: проведение опытов с учащимися.

  1. Прочитай статью на с.247 «Строение сетчатки» и ответь на вопросы:

Как называются рецепторы сетчатки? Каковы свойства колбочек и где они расположены? Каковы свойства палочек и где они расположены?


2. Проведение опыта.(2 ученика) Опыт № 1. Строение сетчатки.

План проведения опыта.

Работа проводится вдвоем. Испытуемого са­жают на стул и просят смотреть прямо перед собой (двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается).

Исследователь поочередно показывает набор ручек и других предметов, окрашенных в раз­ные цвета.

Предметы демонстрируются в движении и короткое время с таким расчетом, чтобы они проецировались на боковую поверхность сет­чатки. Каждая демонстрация должна сопро­вождаться вопросом: какой предмет был по­казан? Какого цвета был предмет?


^ Форма отчетности: ответы регистрируются в таблице.

Правильный ответ (назван предмет и его цвет)

Неправильный ответ (назван предмет, но не определен его цвет)

Неправильный ответ (не назван предмет, не определен его цвет)

1.

2.

3.







На основании полученных данных сделайте вывод о восприятии зрением формы и цвета предметов.


3. Лабораторная работа « Определение слепого пятна».

Цель: определить слепое пятно в сетчатке.

В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,– не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста.





Прикройте рукой левый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите правым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока один из трех кружков не будет виден.

Чем объяснить это явление? Место выхода зрительного нерва из глазного яблока – слепое пятно, на котором нет светочувствительных клеток, а следовательно, изображение, попадающее на эту часть сетчатки мы не видим.

Опыт № 2 по обнаружению слепого пятна.

Нарисуйте в тетради по клеточкам следующий рисунок

Закройте глаз левой рукой, поднеси рисунок на расстояние 10 см. Глядя на крестик, медленно отодвигайте рисунок. Кружок становится … (невидимым). Дополните рисунок как показано. Продолжайте те же действия, что и раньше. Крестик … (появляется).

4. Лабораторная работа « Выявление функции хрусталика».

Цель: изучение функции зрачка, хрусталика, сетчатки.

Оборудование: лист белой бумаги 7 на 7 см с отверстием в середине. Вокруг отверстия по периметру написаны буквы или цифры. Надпись на доске или таблице, на стене.

Возьмите белый листок бумаги и расположите его так, чтобы буквы, находящиеся по периметру отверстия, были хорошо видны. Затем закройте один глаз, а вторым через отверстие в бумаге посмотрите на текст на доске или таблицу. Буквы, написанные на листе бумаги кажутся размытыми, теряют резкость – они находятся как бы вне фокуса. Затем переведите взгляд на буквы, написанные на бумаге – нечеткой становится надпись на доске или таблице.

  • Какую форму принял хрусталик, когда смотрели вдаль?

  • Какую форму принял хрусталик, когда вы смотрели на близкий предмет?



Задание для гигиенистов: составление правил гигиены органов зрения.

Задание:

  1. прочитайте выдержки из сочинения Федора Гильдебранда, и составьте правила ухода за глазами на каждый день.

  2. Какие еще правила гигиены зрения ты знаешь, допишите.


О сохранении зрения

(Из "Сочинения для народа» Федора Гильдебранда,

доктора медицины и химии, адъюнкт-профессора

анатомии и физиологии

Московской медико-хирургической академии.)

1. "По утру, после умеренного и покойного сна, зрение величайшее напряжение способно сносить без вреда: ибо тогда все тело, следова­тельно, и глаза, приобретают новую силу. И так в сие время деятельность здоровых глаз весь­ма полезна; не должно однако тотчас по про­буждению спешить к трудам: ибо поспешный переход от совершенного покоя к сильному напряжению легко может иметь очень худые последствия".

2. "Вскоре после стола, а особливо довольно сыто наевшись, не должно приниматься за тру­ды, истощающие зрительную силу, особенно когда надо сидя упражняться. Равным образом должно тщательно избегать всякой работы, вредной для глаз после разгорячения тела, ка­кого рода оно не было: поскольку в обоих слу­чаях бывает прилив крови к голове, от чего глаза делаются неспособными к скоропостиж­ному напряжению".

3. "Вечером при свете должно совершенно из­бегать всякого напряжения глаз, ежели воз­можно. Кто хочет сохранить остроту зрения, в зимние вечера должен выбирать для глаз та­кое дело, которое не требует вместе и душев­ных сил".

4. "Кто беспрестанно трудится, а особенно ча­сто и долго занимается рассматриванием мел­ких единообразных предметов и, сверх того, должен еще напрягать дух при своих работах, тот очень благоразумно поступит, ежели будет, сколько можно, упражнять свои глаза смотре­нием вдаль на вольном чистом воздухе; и таким образом он должен поступать не только в лет­нее время, но и в хорошие зимние дни: ибо сие есть вернейшее средство к укреплению глаз для новых трудов... Еще раз повторяю, что дей­ствие частых прогулок по лесам и просторным лугам зрению весьма полезно".

5. "Ношение узкого платья также для глаз весь­ма вредно. Вообще доказано, что платье, креп­ко сжимающее тело и, следовательно, препят­ствующее обращению соков, производит силь­ное притечение крови к голове и глазам... Уз­кое платье особенно вредит глазам в то время, когда человек начинает приходить в мужест­венный возраст и употребляет весьма пита­тельную и ароматическую пищу: ибо тогда скопление соков, а следовательно, раздраже­ние зрительного нерва увеличивается, что сии жертвы безумной моды в самой цветущей юно­сти лишаются удовольствия наслаждаться ост­ротою зрения".

6."Вообще надо почитать за правило омове­ние глаз поутру, и если нужно, то и днем, что особенно должны соблюдать живущие в боль­ших городах: ибо их глаза наиболее подверга­ются пыли, которая по большей части бывает причиной глазных воспалений, вода, употребляемая на сей конец, должна быть чистая и холодная.


^ Задание для окулистов: гимнастика для глаз.

Задание: прочитайте дополнительный материал к уроку «Физзарядка для глаз». Подготовьте и проведите с классом физкультминутку для глаз.


Еще в древности активно внедрялись упраж­нения в виде разнообразных движений глаза­ми, активизирующие кровообращение в обла­сти глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. Такого положительного эффекта — оп­ределенные функциональные связи между гла­зодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Упражнения помогают укреплять окологлаз­ные мышцы, сохранять упругость кожи век, за­держивать ее старение.


^ Вот некоторые упражнения.


Упражнение №1 «Вращение».

Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала

по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10

раз туда и обратно. А теперь то же самое, только с

закрытыми глазами. Глаза быстро "сбросят" усталость.


Упражнение №2. «Во все стороны»

Не поворачивая головы, двигайте

глазами вверх – вниз, вправо – влево.

По 10 – 15 раз.


Упражнение №3 «Пальчик».

Прижмите палец к переносице и посмотрите

на него. Затем медленно отводите палец от себя,

продолжая следить за ним глазами. Повторите это

упражнение несколько раз.


Упражнение №4 «Кто там?».

Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы

чему-то очень удивились. Повторите это еще раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, способ­ствует улучшению кровообращения и расслаб­лению мышц глаз.


Упражнение №5 «Моргание».

Поморгай, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

Быстрое моргание в течение 10-15 сек способствует улучшению кровообращения.


Упражнение №6 «Сон».

А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать.

Подумайте о чем-нибудь очень приятном.


Эти упражнения не просто гримасничанье. Они расширяют и углубляют циркуляцию кро­ви, производят массаж слезных желез и их вы­водных каналов, а потому необыкновенно по­лезны, особенно по утрам, после периода ноч­ного бездействия, предрасполагающего к скоп­лению густых слизистых веществ (выделения, склеивающие веки, белые образования в угол­ках глаз и т.д.).

Видеотренажеры

Видеотренажеры — это особый класс новых технических устройств и средств для трениров­ки основных зрительных функций человека — остроты зрения, расширения поля зрения, цве­тового чувства, глазомера и др.

Упражнение с использованием таблиц Шульте.

Упражнение обеспечивает выработку навы­ков расширения периферического поля зрения, что особенно важно для улучшения ори­ентировки в пространстве. Оно состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по поряд­ку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Сред­нее время выполнения задания составляет обычно около минуты, цель же упражнения — добиться считывания таблицы за время, не превышающее 25 сек.


2

17

23

14

8

10

21

11

20

1

15

6

3

5

16

9

4

19

24

12

13

18

25

22

7


Необходимо фиксировать взор на централь­ной цифре (3) и стараться, не смотря вбок, раз­личать цифры, находящиеся вокруг.


^ 4. Подведение итога урока.

Почему величайшим творением природы можно назвать глаза?


Не случайно, что почти у всех народов есть пословицы о значимости зрения.

Какие пословицы вы знаете?

На­пример, русская: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

"Свой глаз лучше родно­го брата", или осетинская: "Лучше много видеть, чем много жить", или же турецкая: "Вкус пищи узнают солью, вкус мира — гла­зами.

"Береги как зеницу ока" — так говорят о самом дорогом.


^ III. Закрепление.

1. Вставить пропущенные слова.


Орган зрения – это ……(глаз),
В нем три ……..(оболочки).
Та, что белая снаружи,
Назовем ……….(белочной)
Так прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится,
Эту часть ее зовем
Просто ………….(роговица).
Слой второй – в нем есть сосуды,
Впереди он ………….(радужка)
В ней отверстие ……….(зрачок)
И пигменты разные.
За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет …………..(кривизну)
И поэтому мы видим,
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает,
Все в округе видно мне,
Ведь в глазном есть ……………(яблоке)
Тело ………………(стекловидное).
В глубине лежит ………….(сетчатка),
Этот слой необходим
Коль………….. (рецепторы) в порядке,
То нормально мы глядим.

^ 2.Тестовое задание.


Тест на тему «Строение глаза».

1). Отведение пота со лба обеспечивают:

1) веки;

2) брови;

3) ресницы.

2). Зрачок глаза находится в центре:

1) радужной оболочки;

2) роговицы;

3) хрусталика.

3). Луч света проходит через оптическую систему глаза, которая представлена следующей последовательностью:

1) роговица – радужная оболочка – хрусталик – стекловидное тело;

2) радужная оболочка – роговица – хрусталик – стекловидное тело;

3) хрусталик – роговица – стекловидное тело – радужная оболочка.

4). Слепое пятно – это такое место на сетчатке:

1) из которого выходит зрительный нерв;

2) в котором находятся только палочки;

3) в котором находятся только колбочки.

5). Светочувствительные рецепторы – палочки и колбочки – находятся в:

1) белочной оболочке глаза;

2) сосудистой оболочке глаза;

3) сетчатке глаза.

6). Главным источником информации об окружающей среде у человека является:

1) зрение;

2) вкус;

3) слух.


^ IV. Составление синквейна.


Каждой группе необходимо:

  • Изобразить на ватмане с помощью фломастеров « образ зрения»;

  • Защитить проект;

  • Составить синквейн.

Правила написания синквейна:

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными).

    3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

    4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    5. Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пока ребята выполняют работу можно показать слайды.

После окончания работы каждая группа защищает свой проект.


^ V. Лист самооценки учащегося.

( в баллах от 0,5 до 5)



Вопрос

Оценка

  1. Удовлетворены ли Вы результатом своей деятельности на уроке?




  1. Проявился ли интерес к предмету на данном уроке?




  1. Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку?




  1. Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных на этом уроке знаний?




  1. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между Вами и другими участниками Вашей группы?




  1. Оценка за тест или стихотворение на этапе закрепления.




  1. Участие в информационном блоке.




  1. Участие в работе группы:

А) изображение «образа зрения»

Б) защита проекта

В) составление синквейна




А теперь заполните лист самооценки.


VI. Домашнее задание.

    1. п.49, вопросы

    2. сообщения «Близорукость и дальнозоркость», «Косоглазие»

    3. составить кроссворд «Зрительный анализатор» (по желанию).


Заключительное слово:

Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рожденному с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите, каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»