velikol.ru
1

ТОК-ШОУ

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ»


Цель: развитие нравственных чувств учащихся, воспитания толерантности, доброты, милосердия, миролюбия.

Задачи:

  • умение слышать и слушать мнение других людей;

  • изучить понятия толерантность, конфликт;

  • развивать навыки конструктивного диалога.

Оборудование: доска, мел, портреты выдающихся людей – «беженцев»,

видеосюжеты.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й ведущий: Проблема сегодняшнего дня – насилие. Мы с вами живём в обществе, которое захлестнули волны насилия, расизма, этноцентризма, нищеты, дискриминации, угнетения, цензуры, манипуляции общественным мнением. Для того, чтобы увидеть портрет нашего общества, давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

  1. Употребляют ли окружающие вас люди в разговоре друг с другом оскорбительные выражения или намеки?

  2. Используются ли в обществе негативные обобщения в разговорах о расовых или национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

  3. Пытаются ли ваши одноклассники поставить кого- то из класса в неловкое положение, привлекая внимание к каким- либо присущим им чертам, сделанными им ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

  4. Существует ли мнение, что некоторые из детей могут быть хуже или глупее остальных в силу расовой или национальной принадлежности?

  5. Склонны ли вы или ваши одноклассники обвинять в происходящих с ними неприятностях, проигрышах в спортивных или иных соревнованиях одного или нескольких ребят?

  6. Есть ли в вашем классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

  7. Делает ли кто-то из ребят непристойные надписи или рисунки или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других?

  8. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их?

  9. Используют ли школьники свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

  10. Подвергались ли некоторые дети нападению или физическому насилию со стороны других детей?

  11. Есть ли выход из всех этих ситуаций? Как предотвратить появление насилия в нашем обществе? Каков альтернативный путь развития общества?

  12. Каким должно быть общество?


^ Ответы ребят.


2-й ведущий: Итак, мы говорим о пути ненасилия, гармонии взаимоотношений между народами и цивилизациями, то есть мы говорим о толерантности. Знакомы ли вы с этим понятием?

^ Ответы ребят.


Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках, в зависимости от исторического опыта, оно имеет различные смысловые оттенки:

В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».

В китайском – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, терпение, расположенность к другим».

В русском языке слово «толерантность» сходно со словом «терпимость», которое обозначает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других».

Но толерантные установки проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как недопустимым.

^ 1-й ведущий: Почему сегодня толерантность столь необходима в нашей жизни? Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. Толерантность есть признание за другими права на уважение их личности. Что является противоположностью толерантности?

^ Насилие (видеосюжет).

Может ли цивилизованное общество защищать себя, или быть готовым к этому, от проявления нетерпимости путем борьбы с разными формами агрессивности?

^ 2-й ведущий: Проблемы толерантности особенно актуальны для зон повышенной конфликтогенной напряженности, в силу того, что на маленьких территориях проживают множество народностей. Этнические проблемы породили многие социальные проблемы и конфликты в регионе, в т.ч. потоки беженцев.

^ 1-й ведущий: Кто такие «беженцы»? (демонстрируются портреты)

Это не безликая масса взывающих к вашему сочувствию. Это такие же люди, как и мы с вами, которые не по своей вине стали участниками некоторых величайших потрясений ХХ века. Среди них есть врачи и юристы, учителя и водители, фермеры и рыбаки, матери, отцы и дети.

Беженцами были: Альберт Энштейн, Зигмунд Фрейд, Гонсалес Маркес, Мариу Соареш, Корасон Акино.

^ 2-й ведущий: Беженцами были и такие знаменитости, как Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Марлен Дитрих, Александр Солженицын, Сунь Ятсен, Виктор Гюго, Джузеппе Гарибальди, Владимир Набоков и Марк Шагал и мн. др. А если бы мир отвернулся от этих людей?

^ 1-й ведущий: Почему наш народ называют толерантным?


Ответы ребят.

Что, как правило, становится причиной нестабильности общества? Отношение к традициям и обычаям, языку общения и канонам воспитания.

^ 2-й ведущий: Итак, что же такое конфликт? Конфликты естественны практически для всех человеческих сообществ и для многих типов социальных структур. Можно сказать, что конфликт – это условие жизни. Большинство сталкивается с конфликтами как непосредственно, в собственной жизни, так и косвенно, наблюдая их в жизни других людей. Масштабы бывают разные: от выяснения отношений между отдельными людьми до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн. Характер конфликта бывает конструктивным и деструктивным.

Конструктивный – стремление не причинять вреда другим людям, а также общим ресурсам и окружающей среде, умение вести себя в данной ситуации.

В основе подхода к решению конфликта – развитие ненасильственных форм поведения, основанных на отношении к жизни как высшей человеческой ценности, умение конструктивно относиться к конфликтам (видеосюжет)

^ 1-й ведущий: Деструктивный – (видеосюжет) – чреват разрушениями и оказывается препятствием на пути решения других мировых проблем. Насилие не является нормальным условием жизни, оно уничтожает жизнь. Сейчас я предлагаю образно представить процесс толерантности. Более всего он похож на лестницу, поднимаясь по которой, мы достигаем поистине бесценных сокровищ – взаимообогащения научными, образовательными, культурными, политическими, экономическими достижениями других народов.

Первая ступень – Признания.

Признание – способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных.

Вторая ступень – ступень Принятия.

Принятие – положительное безусловное отношение к таким отличиям.

Третья ступень – ступень Понимания.

Понимание – умение видеть другого изнутри, способность взглянуть в его мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и его.

Четвертая ступень – ступень Поступков.

^ 2-й ведущий: На, как мы все понимаем, у лестницы должна быть опора, она должна на чем- то стоять. Предложите основной, базовый тезис, руководствуясь которым, мы сможем твердо и уверенно подниматься по ней, не боясь, что она в любой момент может обрушиться. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Ведущий вместе с ребятами оформляет на доске классный договор:

Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.

Я имею право быть самим собой в этом классе.

Я имею право на безопасность в этом классе.

Я имею право слушать и быть услышанным в этом классе.

Я имею право познать себя в этом классе.