velikol.ru
1

Требования к результатам начального общего образования


1. Общие положения


Требования к результатам начального общего образования являются составной частью Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ и конкретизируют Общие требования к результатам образования на начальной ступени обучения.

Настоящие Требования представляют собой описание целевых установок начального общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты начального общего образования.

Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этой ступени обучения. Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам.

Планируемые результаты образования формулируются на основании настоящих Требований и являются обязательной составной частью программы начального образования, примерных учебных программ для начальной школы, программ развития универсальных учебных действий младших школьников, комплексных программ воспитания социализации личности, образовательных программ общеобразовательных учреждений.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются:

обязательным основанием для организации и осуществления образовательного процесса в начальной школе, в том числе для организации системы текущего и промежуточного оценивания младших школьников, организации системы внутришкольного контроля;

ориентиром для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов для начальной школы, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно-методической поддержки их деятельности, для деятельности других инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса в начальной школе;

основой для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса в начальной школе как обеспечивающих достижение планируемых результатов образования;

основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;

основой для аттестации работников начальной школы;

основой для аттестации учреждений начального общего образования;

критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Требования к результатам начального общего образования характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации; они могут быть дополнены субъектами Российской Федерации, образовательными учреждениями, авторами программ и пособий в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся.

Требования, дополняющие федеральный стандарт, являются:

дополнительным основанием для аттестации учреждений начального общего образования,

входят в критериальную базу оценки состояния и тенденций развития начального общего образования на региональном уровне.

Они не могут выступать дополнительным основанием для итоговой оценки образовательных результатов выпускников.

2. Общая характеристика результатов начального образования


Требования к результатам начального общего образования исходят из следующих основных целей.

Начальное общее образование способствует воспитанию нравственности у младших школьников; обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей.

Основными результатами образования в начальной школе являются

формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации
с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества
в разных видах деятельности;

математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения;

Достижение указанных результатов обеспечивает возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.

В программах начального образования планируемые результаты, устанавливаемые на основании данных Требований, дифференцируются по области их использования и средствам проверки их достижения.

К результатам, которые подлежат итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится функциональная грамотность в области математики, русского и родного языков, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов.

По результатам итоговой оценки педагогический совет образовательного учреждения принимает решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе.

К результатам, которые не подлежат персонифицированной итоговой оценке, относятся:

ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);

характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные психологические характеристики личности.

Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе – поддержание и укрепление здоровья обучающихся) ведется в ходе не персонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.

^ Требования к результатам, на достижение которых должна быть ориентирована образовательная программа общеобразовательного учреждения,

определяют структуру и содержание образовательного процесса, обеспечивающего

расширение представлений об основных сферах культуры и человеческой деятельности (языки, математика, науки и технологии, искусство, социальная и трудовая сферы, сфера физического развития) и личного опыта деятельности ребенка в этих сферах;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

определяют структуру учебной деятельности, обеспечивающей формирование

умений организовывать свою учебную деятельность

практически определять ее цели и задачи,

выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

практически оценивать достигнутые результаты,

дифференцировать процесс решения и его результат;

ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, включающих

обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов);

умений работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой;

нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.

^ Требования к результатам, на достижение которых должны быть ориентированы программы по учебным предметам, определяют состав и объем учебного материала, обеспечивающих

знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и пр.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;

умения представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах, – в форме текста, рисунка, таблицы и диаграммы;

способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений;

умения применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей (член семьи; ученик; товарищ, член классного/школьного коллектива).

Достижение требований к результатам начального общего образования выявляются

в области оценки индивидуальных образовательных результатов – путем проведения проверочных работ в области математики, русского и родного языков, а также в форме презентации результатов индивидуальной или групповой творческой, проектной деятельности обучающихся;

в области оценки деятельности образовательного учреждения и деятельности системы образования – путем проведения специальных диагностических, социально-психологических и социологических исследований, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.