velikol.ru
1


Удачи вам – дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни - как в клетку, другие – как в храм!

Я иду на урок – день за днем, год за годом, как и вы, уважаемые коллеги, как сотни тысяч других учителей по всей стране, по всему миру. Какие бы ни совершались реформы в образовании, урок был и остается главной формой обучения. И, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик.
Кажется, все ясно и просто: учитель – учит, ученик – учится. Однако международные исследования показали драматическую вещь: наши школьники обходят иностранных в знании фактов, но слабы в решении практических и творческих задач. Значит, в наших уроках – система заучивания, а у них – дискуссии, инициативы и поиска. Оказывается, последнее – более эффективно для современного мира, его экономики, политики, культуры!
Каким же он должен быть, современный урок? И в чем заключается культура современного урока? Я заглянула в словарь С.И. Ожегова и неожиданно для себя получила 2 толкования обсуждаемой темы:

КУЛЬТУРА – совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном развитии.
+
СОВРЕМЕННЫЙ – относящийся к настоящему времени, теперешний.
+
УРОК – учебный час, посвященный учебному предмету. →

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА – это приобщение учащихся в течение учебного часа к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью, теперешним временем, его проблемами и заботами.

КУЛЬТУРА – высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
+
СОВРЕМЕННЫЙ – стоящий на уровне своего века, не отсталый.
+
УРОК – нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. →

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА – высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.

     Как вам?
     В прошлом году я обратилась к своим старшеклассникам с вопросом: каким они видят современный урок? И их ответы, честно сказать, меня удивили. Я ожидала услышать: «Во-первых – современные средства обучения!» Ученики же написали следующее:
     70 % отметили, что должно быть больше практики и связи с жизнью;
     50 % хотят большего взаимопонимания с учителями, взаимоуважения;
     40 % пожелали большего разнообразия форм урока;
     20 % указали на необходимость современных технических средств обучения.
     Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
     Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, настоящим и будущим, одним словом – актуальный. Актуальный (лат. – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный.
     Каким должен быть ЕГО урок – решать каждому учителю лично.
     В этой возможности выбора, на мой взгляд, и состоит принципиальная новизна современного российского образования. И, следовательно, требует того самого личностного выбора, который позволяет учителю определиться:
     · либо быть урокодателем,
     · либо давать урок, воспитывая, развивая в ребенке Личность.
    В настоящее время главной составляющей культуры современного урока является профессиональная культура учителя, и это понятие включает в себя не только предметные знания и умения, но и Культуру Души, которая заставляет педагога переживать: радоваться, сомневаться, отступать, отказываясь от накатанной колеи, искать и созидать. Это рано или поздно приводит нас к личностно развивающему образованию, педагогике гуманизма и сотрудничества, к поиску новых, эффективных технологий.
     Что является самым важным в структуре урока?
     «Начало больше половины целого», – утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, необходимо пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл.
     И еще – урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Мы заинтересованы в том, чтобы они унесли с собой с урока максимум?
     Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
     20% того, что слышат;
     30% того, что видят;
     50% того, что видят и слышат;
     90% того, что говорят (проговаривают) в то время, как делают,
     95% того, что делают (исследуют, создают) сами.
     И наконец приходит время, когда (цитирую Сухомлинского) «я говорю: вот сейчас я поставлю тебе оценку»… Однако: «Ничто так не угнетает ребенка, как сознание бесперспективности, мысль о том, что он ни на что не способен». И поэтому: «Помните, что радость успеха – это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим».
     Оценивание на уроке – неотъемлемая часть его культуры. Какой будет система оценивания: пяти-, десяти- или стобалльная, рейтинговая или накопительная – решать учителю, но она должна быть современной. А это означает главное из главных – она не должна отбить у ребенка желание учиться!
     У каждого из нас впереди – бесконечный путь познания… Каждому из нас предстоит не только узнать что-то новое, но и разобраться в том, что есть. И не в том я вижу свою задачу, чтобы указать: это хорошо, а это – плохо, делайте так, а вот так – не надо. Сейчас наша задача в другом: есть вот такое и такое, хорошее или плохое, но оно есть. И каждый из нас должен решить: что нужно мне и моим ученикам.
     Я слушаю и принимаю то, что попадает в один ритм с моим сердцем. И глубоко уверена в том, что культура современного урока, моего урока, начинается с меня.
     Я иду на урок – за днем день, за годом год. Беру журнал и в очередной раз иду на урок – сомневаюсь, думаю, ищу. Я иду на урок, и я хочу, чтобы из моего урока мои ученики сделали свой вывод для будущего.
     Я иду на урок: «Здравствуйте, дети! Мы начинаем!»

     Вы, знаете, мне по-прежнему верится,
     Что, если останется жить Земля, -
     Высшим достоинством человечества
     Станут когда-нибудь учителя.



Презентация с планом организации педсовета, выводами, решением прилагается.