velikol.ru
1

Гимназический ИМиДЖ №1. Кафедра естественных наук. Июль 2008 г.

УРОК «ПОНЯТИЕ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ»(7, 8 классы)


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХИМИИ, ГУБСКАЯ И.А.


Цели: дать учащимся достаточно емкое представление о всех тех аспектах, которые позволили бы осознать сущность вопроса «понятия о понятии», заложить логико-методологическую базу для дальнейшего основания логического аппарата химической науки в ее предельных рамках.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, образцы элементов, прибор для демонстрации электропроводности веществ, растворов.

^ Девиз: «Человек мыслит при помощи и благодаря понятиям».

Ход урока

Вопрос, который мы сегодня будем обсуждать, - очень не прост, и нет таких учебников по химии, биологии, физике и т.д., где бы вы могли об этом почитать. Поэтому будьте предельно внимательными. У нас сегодня будет много рисунков, следите за каждым моим словом, движением.

Вот перед вами ряд образцов металлов, вам известных из личного жизненного опыта: железо, алюминий, медь. Знаете вы и золото, серебро. А вот магний в порошке - все равно блестит, вот- гранулы цинка.

Проверим, проводят ли эти вещества электрический ток? Или нет? Можно ли считать это общим свойством всех металлов?

Итак, все металлы, а их около 80, проводят электрический то – это их общее свойство. Точно так же они проводят тепло. Каждый знает об этом, когда на сковородке жарит омлет. Зафиксируем сказанное при помощи рисунка.


Каждое из этих свойств имеет внутреннюю причину, которая рассказывает сущность этих свойств. Что, как, почему – всё это оставим для будущих уроков.

Возникает мысль объединить все эти вещества с характерным набором свойств, одним словом – «металл». Эта мысль и слово – её носитель – и есть понятие, понятие «металлы».

Запишите:

Понятие - это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов и процессов.

Пишите дальше в строчку: вещество, химический элемент, химическая реакция, химическая формула, атом, молекула, металл, неметалл, простое вещество, сложное вещество, основание, кислота, соль - все это понятия.

Все понятия должны быть определены. Что значит определить понятия определить понятие - это значит раскрыть содержание понятия, т.е. перечислить основные существенные признаки того, что определяется. В данном случае металлы - это простые вещества, проводящие электрический ток, тепло, обладающие пластичностью (способностью коваться), характерным металлическим блеском.

Зафиксируем это с помощью рисунка.

Иллюстрация закона обратной связи (обратного отношения) между содержанием и объёмом понятия:




Ограничение понятия:




Обобщение понятия.

Каждая стрелка – одно из общих свойств металлов. Точки – металлы, таких точек д.б. 80. Все металлы – это объём понятия «Металл», а свойства – содержание понятия.

Отметим это обстоятельство на другом рисунке.





От понятия «металл» перейдём к другому понятию, более узкому по объему, «щелочной металл».

К общим свойствам, присущим всем металлам, добавим те, которые присуще исключительно щелочным металлам. Они обозначены в периодической системе:

Li, Na, К, Р1, Cs, Fr. Следовательно, в круге д.б. 6 точек - таков объем этого понятия.

Из всех металлов щелочные металлы - самые активные, взаимодействуют с H2O, очень легкие, легкоплавкие, мягкие, радиусы их атомов, что существенно, самые большие, во всех соединениях они одновалентны, гидроксиды этих металлов растворимы в воде, т.е. являются щелочными.

Как видите, объем понятия уменьшается, а содержание обогатилось.

Теперь возьмем конкретный щелочной металл - натрий. Na - это уже индивид, конкретное, единичное. Eму присущи все свойства металлов (стрелки покороче), и свои, индивидуальные свойства, которые не повторяются не у одного из металлов: свои t, твердость, плотность, теплоемкость и др.

И опять закономерность: уменьшается V понятия - увеличивается его содержание.

Логика как наука знает закон - закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия.

Скоро мы проведем урок на тему: «Общее, особенное и конкретное в химии). Двигаться можно от общего через особенное к конкретному. Такая операция в логике называется "ограничением понятия", обратное движение - "обобщение понятия", а пока это только заправка к большому разговору.

Можно из рисунка показать, что более широкое по объему понятие - это родовое понятие, а менее широкое - это видовое понятие, подчиненное родовому.

Поэтому, что же такое щелочные металлы?

Это металлы (нет необходимости перечислять общие свойства металлов, они подразумеваются), которые проявляют высшую металлическую активность и во всех соединениях имеют С.О = + 1

А Na - это щелочной металл с зарядом атомного ядpa +11.

При определении понятий всегда указываются ближайший род и видовой признак.

Обобщающая - схема, выражающая отношение подчинения между родовым и видовым понятиями.




Я бы хотела вернуться к началу урока.

Все-таки как рождаются понятия? Нарисуем условную голову, череп в разрезе. А что в голове? Конечно, мозг - орган мышления. (Вопрос о мышлении - отдельный большой вопрос). Будем считать, что в этом вы разбираетесь замечательно, хотя на самом деле мало кто знает, скорее даже никто, что такое мышление в его самых тончайших механизмах.

Весь мир, природу, объективную реальность можно умозрительно разделить на предметы и "процессы". При помощи наших органов чувств - зрения, слуха, вкусаса, запаха, осязания - внешняя информация, сигналы, импульсы попадают в мозг. Мозг интенсивно перера6атывает информацию, осуществляя ее анализ, синтез, обобщая, проникая в той или иной степени в характер связей и отношений. Собственно, это и есть мышление - активная работа мозга как реакция живого организма на воздействие внешней среды. Продуктом этой раооты является мысль, значение, которое отражает общее и существенное в явлении. Мaтepиaлизуется эта мысль в основной форме, а это значит, что из головы ее можно перенести на бумагу или просто озвучить. При этом нам не нужны чувства, породившие эту мысль, она существует только в голове как абстракция, отвлечение от реальных предметов и процессов.

^ Моделирование процессов мышления и рождения понятий.




Собственно говоря, процесс образования понятий - это процесс абстрагирования нашего мышления от второстепенных, несущественных признаков предметов и явлений, и выделение общего, существенного, закономерного.


Так было с металлами: мы отсекли все признаки, свойства, проявления, а оставили только общее - теплопроводность, электропроводность, пластичность и блеск. Такой вещи, как "металл", в природе не существует, это - абстракция, существующая только в нашей голове. Реально существуют только конкретные металлы.

Теперь по оглавлению найдите урок, тема которого «свойства атомов химических элементов».

^ Что такое атом? Какое для него будем использовать определение?

Тит Лукрецкий (I в. до н.э., древнеримский поэт): «…атом лежит далеко за пределами нашего чувства. Вся природа начал.»

Атом – это сложная, электронейтральная, химически неделимая частица, способная к образованию химической связи.




А что такое валентность? Видно, что это одно из свойств атомов химических элементов. Это родовой признак. А видовой?

Валентность- это свойство атомов химических элементов, выражающее их способность к образованию химической связи.

Кстати, «химическая связь» - центральное понятие всей химии, но ни один школьный учебник не определит, что это такое. Такая абстракция, как "химический элемент", до сих пор разъединяет химиков: никак не разберутся, что это такое. Сколько учебников - столько определений. Математически "химический элемент" определяется очень легко: ZЯ = const (заряд ядра), т.е. химический элемент - вид атомов. А видовым признаком является заряд ядра.

Следственно, химический элемент - это вид атомов с определенным зарядом ядра.

В начале урока мы дали перечень ряда понятий. Исходя из того, что изучали раньше, о чем сегодня говорили, постарайтесь подойти к определению названных понятий.

В дальнейшем не будет такого урока, чтобы мы не столкнулись с каким-либо понятием.

Надо знать не только содержание каждого понятия, чтобы их не смешивать одно с другим, но и уметь устанавливать связь между ними, рассматривать их в единстве, в системе, в связи.

У меня совершенно нет уверенности, что сегодня вы во всем разобрались, все уяснили, во все проникли. Это не может случиться сразу. Но сегодня мы совместно провели заправку, создали центры кристаллизации, чтобы было за что зацепится.

Вот и все на сегодня.