velikol.ru
1


Урок музыки в 5 классе по программе В. В. Алеева

2 четверть 2 урок

Тема: Песни народов мира

Цель:

Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира.

Задачи:

С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов Польши, Норвегии, Германии, показать ее связь с жизнью народа.

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • повторение пройденного с помощью интерактивной доски;

  • метод междисциплинарных взаимодействий;

  • объяснительно - иллюстративный;

  • наглядно-слуховой;

  • интерактивный, с использованием интерактивной доски.



Содержание урока





Этап

Содержание урока

Слайд

1

Организационный

Приветствие детей (попевка).

^ У - «Здравствуйте ребята»

Д - «Здравствуйте учитель»




2

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вам было дано д/з в «Дневниках музыкальных наблюдений».




3

Актуализация знаний

У - На прошлом уроке мы побывали в мире русской песни. Какой этот мир? Опишите мне его.

^ Д – поля и леса, вся красота русской природа, церкви с колоколами…

У – так же на прошлом уроке мы познакомились с произведениями различных искусств, раскрывающие Мир русской песни.

И так внимание на экран. ( опрос «Найди правильный вариант», с использованием интерактивной доски).




4

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

У - На этом уроке мы отправимся за границу нашей родины. Побываем в других странах и попробуем узнать

1. Какой мир песен других народов?

2. О чём эти песни?

3. Есть ли общее между ними и русской народной песней?

Свои песни есть у каждого народа.

Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью. Отличают народную песню и авторскую (профессиональную).

Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?


Д-: Родная песня выражает характер и обычаи народа.

-Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.

Отправимся мы на необыкновенном летучем корабле. Чтобы наш корабль полетел, нам надо вспомнить музыкальную сказку «Летучий корабль», вернее слова, которые помогут кораблю взлететь.

^ Д – «Земля прощай. В добрый путь».

У – нет, не взлетает, а всё потому, что это корабль еще и музыкальный. Значит нужно не проговорить, а пропеть. Может кто-нибудь предложит свой вариант попевки?

Попевка «Земля пр

ощай. В добрый путь».

-А теперь давайте запишем в тетрадях тему нашего урока

«Песни народов мира»

-На нашей земле проживают много людей разных национальностей , у которых свой язык, культура , обычаи и конечно песни.

-И сегодня мы отправимся в Польшу.




5

Формирование знаний

У - И так, мы с вами в Польше. Встречает нас

своими неторопливыми водами и живописными берегами река Висла.

^ Слушание «Висла» польская народная песня.

У – о чём эта песня?

Д – о природе…

У – только ли про описание природы поётся в песне или есть что-то большее?

Д – о любви к своей родине…

У – А какая мелодия у песни?

^ Д – Плавная, неторопливая

У – Как воды задумчивой Вислы.

Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.

В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.

^ Запись в тетрадь: В песне пастушка – любовь к своей родине.

У – Но нам к сожалению нужно прощаться с Польшей и ее прекрасной рекой Вислой, так как за урок нам нужно побывать и в других странах.

У – Народная песня привлекала композиторов разных стран. Поэтому в великой музыке по-своему «звучат», природа, обычаи, характеры родного края. Всё подчеркивает национальную самобытность.


Сейчас мы отправимся в Норвегию.

Попевка «Земля прощай. В добрый путь».

Это северная страна прекрасна и загадочна. В ней есть и горы и цветущие долины. Ну как не передать эту красоту в музыке.

Эдвард Григ очень любил свою родину, наверное поэтому он написал такую прекрасную музыку.

^ Слушание «Утро»

У- это произведение мы слушали в начальной школе, а о чём оно?

Д – о том как наступает утро…


У- Чтобы найти ту самобытность народа, композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Такие собрания нередко становились основой музыкальных произведений.

Один из таких сборников «Волшебный рог мальчика» созданный в начале 19 века немецким писателем Генрихом Гейне. И так мы отправляемся в Германию, чтобы узнать поподробнее об этом.

^ Попевка «Земля прощай. В добрый путь».

Вот что писал Генрих Гейне о своём сборнике.

Среди немецких мастеров музыки, которого вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Давайте послушаем одну из песен цикла «Волшебный рог мальчика».

^ Слушание «Похвала знатока»


Не ожидано, но мы же в германии.

А может все-таки кто-нибудь услышал знакомые интонации?

Д – кукушка, осёл…

У- Давайте прочитаем перевод этой песни.

Давайте почитаем по ролям русский перевод этого произведения: В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?

Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас», –
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»

Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»

Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:

«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»


У – совершенно верно, в основу этой песни положено шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов соловья и кукушки. Их спор о том кто лучше поёт, было предложено разрешить ослу.

-А кто из русских писателей писал такие шуточные стихотворения?

Д – Крылов.

У - В музыке часто встречаются такие песенки-сценки, где развёртывается целый сюжет.





5

Закрепление новых знаний

И так за это урок мы смогли побывать в Польше, Норвегии, Германии. А теперь давайте ответим на те вопросы, которые мы определили в начале урока.

1. Какой мир песен других народов?

2. О чём эти песни?

3. Есть ли общее между ними и русской песней?

Да, все они о любви к своей родине.




6

Подведение итогов

Мы не зря совершили такой перелет. Мы узнали много интересного о других странах и народах через их песни.

Но в гостях хорошо, а дома лучше.

^ Попевка. Земля прощай. В добрый путь».

Давайте в завершении этого урока споём песню о нашей родине «С чего начинается родина?».

Выставление оценки за попевку и работы с интерактивной доской




7

Домашнее задание

В тетрадях

Выступить в роли музыкального журналиста:

  1. задать вопрос своим друзьям, родным;

  2. выслушать их ответы;

  3. записать ответы в Дневник музыкальных наблюдений.