velikol.ru
1


ТИПЫ И ВИДЫ УРОКА

  • Александра Владимировна Парфёнова


Урок изучения нового материала

  • Урок-лекция.

  • Урок-беседа.

  • Урок-рассказ.

  • Урок-решение познавательных задач.               

  • Урок теоретическое исследование.

  • Лабораторная работа.

  • Урок-дискуссия.

  • Киноурок с анализом.



Урок применения и совершенствования знаний

  • Лабораторно-практические работы.

  • Урок-сочинение.

  • Студенческое практическое исследование.

  • Выполнение упражнений.

  • Выполнение практических работ.

  • Урок-деловая игра.

  • Урок-консультация.



Урок обобщения и систематизации знаний

  • Урок-лекция. 

  • Урок-дискуссия.

  • Урок-конференция. 

  • Киноурок с анализом.

  • Урок-семинар.

  • Урок-деловая игра.



Комбинированные уроки

  • Сочетание различных типов  урока. 

  • Комбинированный урок.



Контрольные уроки

  • Письменная контрольная работа.

  • Устный опрос.

  • Письменный опрос.

  • Урок- зачет.

  • Урок- викторина.

  • Урок-соревнование.

  • Урок-взаимоконтроля.

  • Урок-смотр знаний.



^ ВИДЫ УРОКА



Урок-лекция

  • Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены:

  • вводные;

  • установочные;

  • текущие;

  • обзорные  лекции. 



Урок-лекция

  • По характеру положения и деятельности учащихся лекция может быть:

  • информационной;

  • объяснительной;

  • лекцией-беседой. 



Урок-консультация

  • В  зависимости  от  содержания  и 

  • назначения  выделяют:

  • тематические консультации;

  • целевые  уроки - консультации.



Урок-консультация

  • На  консультации  сочетаются 

  • различные  формы  работы  с  учащимися:

  • общеклассные, групповые  и 

  • индивидуальные.



Урок-семинар

  • Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками:

  • самостоятельное изучение учащимися программного материала;

  • обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. 



Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения. В практике обучения получили распространение  развернутые беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, семинары-диспуты, семинары-конференции и т.д.

  • Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения. В практике обучения получили распространение  развернутые беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, семинары-диспуты, семинары-конференции и т.д.



^ Развёрнутая беседа – наиболее распространённая форма семинарских занятий. Она предполагает подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы; выступления учащихся и их обсуждение; выступление и заключение преподавателя. Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам. Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.

  • Развёрнутая беседа – наиболее распространённая форма семинарских занятий. Она предполагает подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы; выступления учащихся и их обсуждение; выступление и заключение преподавателя. Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам. Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.



Система семинарских докладов, которые готовятся по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить навыки научной, творческой работы, воспитать самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

  • Система семинарских докладов, которые готовятся по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить навыки научной, творческой работы, воспитать самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

  • Целесообразно выносить на обсуждение не более 2—3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих учащихся назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.



Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо проблеме проведенных исследований под руководством учителя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре автором, а может быть и предварительно прочитан учащимися. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из них имеет свои достоинства.

  • Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо проблеме проведенных исследований под руководством учителя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре автором, а может быть и предварительно прочитан учащимися. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из них имеет свои достоинства.

  • Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две—четыре недели и более. Реферативные доклады целесообразнее ставить на заключительном семинаре по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.



Семинар-диспут в группе или в классе имеет ряд достоинств. Кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки у навыков полемиста. Диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий. В первом случае наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают учащиеся одного класса, а оппонентами — другого, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.

  • Семинар-диспут в группе или в классе имеет ряд достоинств. Кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки у навыков полемиста. Диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий. В первом случае наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают учащиеся одного класса, а оппонентами — другого, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.

  • Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно.



Основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров при изучении нового материала:

  • Основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров при изучении нового материала:

  • если он доступен для самостоятельной проработки  учащимися;

  • после проведения вводных,  установочных и текущих лекций;

  • при  обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; 

  • при проведении уроков, посвященных различным методам решения заданий и упражнений и т.д.



Комбинированный урок

  • Комбинированный  урок  характеризуется  постановкой  и  достижением  нескольких 

  • дидактических  целей. 

  • Их  многочисленными  комбинациями 

  • определяются  разновидности  комбинированных  уроков. Наряду  с  традиционной, в  практике  обучения, широко  используются  и  другие  виды 

  • комбинированных  уроков.



Урок-зачет

  • Основная  цель  его  состоит  в  диагностике уровня  усвоения  знаний  и  умений  каждым учащимся  на  определенном  этапе 

  • обучения.



Практикуются  различные  виды  зачетов:  

  • Практикуются  различные  виды  зачетов:  

  • текущий  и  тематический;

  • зачет-практикум;

  • дифференцированный  зачет;  

  • зачет-экстерн  и  т.  д.  



Если  учащимся  предварительно сообщают  примерный  перечень  заданий,  выносимых  на  зачет,  то  его  принято 

  • Если  учащимся  предварительно сообщают  примерный  перечень  заданий,  выносимых  на  зачет,  то  его  принято 

  • называть  открытым

  • В  противном  случае –  закрытым

  • Чаще  же  предпочтение  отдается  зачетам  открытым,  с  целью  определения  результатов  изучения  наиболее важных  тем  учебного  предмета.



^ ТИП УРОКА

  • Александра Владимировна Парфёнова



Тип урока

  • Комбинированный урок



Комбинированный урок включает следующие элементы:

  • Организационный момент

  • Проверка дом. задания

  • Введение нового материала

  • Закрепление нового материала

  • Контроль по результатам

  • Задание на дом

  • Подведение итогов



Специализированный урок

  • Урок изучения нового материала

  • Урок формирования умений и навыков

  • Урок закрепления

  • Урок повторения

  • Урок проверки знаний

  • Повторительно-обобщающий урок

  • Урок применения знаний, умений и навыков

  • Системы уроков учителей-новаторов



Структура урока изучения нового материла:

  • Оргмомент

  • Первичное введение материала

  • Указание на то, что учащийся должен запомнить

  • Мотивация запоминания

  • Сообщение или актуализация техники запоминания

  • Первичное закрепление

  • Контроль результатов первичного запоминания

  • Регулярное систематизированное повторение

  • Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых

  • Задание на дом

  • Итог урока



Структура урока формирования умений и навыков:

  • Оргмомент

  • Повторение сформированных умений и навыков

  • Проведение проверочных упражнений

  • Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

  • Упражнения на их основе

  • Упражнение на их закрепление

  • Тренировочные упражнения по образцу

  • Упражнения на перенос в сходную ситуацию

  • Упражнения творческого характера

  • Задание на дом

  • Итог урока



Структура урока закрепления:

  • Оргмомент

  • Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий

  • Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений

  • Проверка выполнения работ

  • Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  • Задание на дом (если это необходимо)

  • Итог урока



Структура урока повторения:

  • Оргмомент

  • Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач

  • Проверка домашнего задания

  • Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.

  • Задание на дом

  • Итог урока



Структура урока проверки знаний:

  • Организационный момент

  • Вступительное слово учителя

  • Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий

  • Проверка выполнения работ

  • Формулирование выводов по изученному материалу

  • Оценка результатов урока

  • Подведение итогов

  • Задание на дом (не всегда)



Структура повторительно-обобщающего урока

  • Организационный момент

  • Вступительное слово учителя

  • Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера

  • Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)

  • Формулирование выводов по изученному материалу

  • Оценка результатов урока

  • Подведение итогов

  • Задание на дом (не всегда)



Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • Организация начала урока

  • Сообщения темы урока и его задач

  • Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

  • Формирование, закрепление первичных умений

  • Упражнения в применении знаний и умений

  • Творческое применение знаний и умений

  • Упражнение по отработке навыков

  • Домашнее задание

  • Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы



Система преподавания Л.В. Маховой:

  • Рассказ обзорного типа по всей теме.

  • Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.

  • Урок – практическая работа.

  • Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение главных элементов учебного материала.

  • Заключительный опрос по теоретическому материалу.

  • Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов



Система уроков Гузика Н.П.

  • Урок теоретического разбора материала учителем.

  • Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.

  • Уроки-семинары.

  • Уроки-практикумы.

  • Уроки контроля и оценки.



Система уроков Хазанкина Р.Г.

  • Урок-лекция по всей теме.

  • Урок решения ключевых задач.

  • Урок-консультация.

  • Урок-зачет.



  • В колонках таблицы записаны четыре типа уроков: вузовского типа, специальные, игрового типа, основанные на содержательных структурах. В столбцах прописаны виды уроков по каждому из типов.





  • Материалы взяты из книг по общей и частной методике преподавания информатики, а также с сайтов, размещённых в сети Интернет.