velikol.ru
1

Урок по изобразительному искусству в 5 классе


Тема урока: Зов весны. Пейзаж.


Цель урока:

  • Учить передавать пространственные отношения между предметами в пейзаже. Глубинный масштаб, пространственные планы, загораживаемость.

  • Развивать художественный вкус.

  • Выявление особенностей применения здоровьесберегающих технологий.

  • Воспитывать интерес, внимание, аккуратность в работе.


Содержание работы: учащимся выполнить рисунок пейзажа по памяти «Зов весны». Применение здоровьесберегающих технологий на уроке.


^ Наглядные пособия: Н.Ростовцев «Методика преподавания ИЗО в школе»; В.И.Андреев «Здоровьесберегающие обучение и воспитание»; Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги»; Л.Ф.Бережнов «Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы, ее определяющие»; Е.В.Шорохов «Композиция» стр.108, 132, 142; А.С.Щипанов «Юным любителям кисти и резца».

Репродукции художников: Н.Пуссен¸ К.Моне, А.Саврасов, Айвазовский, И.Шишкин, И.Левитан, Рылов, Юон, Бялыницкий-Бируля, Цвирко, Громыко, Ващенко.


^ Для учащихся: дневник, тетрадь, ручка, альбом, карандаш, гуашь, акварельные краски, палитра, банка под воду, кисти.


До урока: Подготовиться к уроку. Книги, журналы, репродукции. Написать число и тему уроку на доске. Дежурным проверить санитарное состояние класса. Учащимся подготовиться к уроку.


^ ПЛАН УРОКА:


I Организация занятия.

Приветствие.

  1. Проверка готовности к уроку: наличие дневников, тетради, ручки, альбома, карандаша, акварельные краски, кисти, гуашь, палитра, банка под воду.

  2. На прошлом уроке занимались по теме беседа «Пейзаж». Учитель показывает репродукции художников Н.Пуссен, К.Моне, Саврасов, Айвазовский, Шишкин, Левитан, Коровин, Рылов, Юон, Бялыницкий-Бируля, Цвирко, Громыко, Ващенко. Учащиеся называют название репродукции и художника.



^ II Раскрыть тему урока и заинтересовать учащихся.

Рассказ учителя. Сегодня на уроке мы с вами нарисуем пейзаж «Зов весны». Учитель обращает внимание на репродукцию А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца. Закончил Московское училище в 1850 году. Лучшее произведение художника – картина «Грачи прилетели». Современники восприняли ее как открытие новой главы русской живописи. Приметы весеннего пробуждения земли от долгой зимней скованности и немоты воспринимаются в пейзаже, как предчувствие близких перемен.

Саврасов был основоположником лирического пейзажа в русском искусстве.

^ Репродукция «Март» Исаака Ильича Левитана. Художник родился в 1860 году. Рано оставшись без отца и матери, он испытывал всю горечь бедности и унижений.

Необыкновенное дарование Левитана было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, куда он поступил в 1873 году. Он был любимым учеником Саврасова.

К концу 1880 года становится знаменитым. Наступает время расцвета таланта, он создает один шедевр за другим. Картина «Март», художник создал пейзаж настроения: природа одухотворяется в нем незримым присутствием человека.

Левитан любил природу до восторженного поклонения ей. Искусство художника составило эпоху в развитии пейзажной живописи.

^ Репродукция «Дни юного мая» Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули. Художник родился в 1872 году. Учился в Московском училище живописи. Работал в жанре пейзажа. Художник был тонким знатоком природы, прекрасно видел ее состояние, показывал этот удивительный мир. Столько лирики, солнца и красоты.

Художник не зря считается непревзойденным мастером весеннего пейзажа. Известно более двухсот полотен, где отражено пробуждение природы, ее возрождение.

Произведения художника сохраняются в музеях Беларуси, России, Украины.

Мы с вами сегодня, дети, нарисуем пейзаж «Зов весны», рисунок нарисовать по памяти.

^ Немного цветоведения. В основе этого задания лежат наблюдения жизни. Особое внимание нужно обратить на такие композиционные моменты, как размещение изображения на листе, отношения размеров и фигур к размеру листа, формата (соотношение сторон листа), группировка и сочетание объектов.

Различные состояния весенней природы могут навеять определенные чувства, вызвать поэтические чувства, образы. Именно это отношение, впечатление и должны постараться передать учащимся.

Наиболее интересный мотив, удавшийся, берется за основу композиции. Композиционная работа должна быть подчинена замыслу, намеченному учащимися.

Тема весны очень широкая. Весна в городе, на селе, в лесу. В городе, например, можно наблюдать, как играют дети, как тает снег, убирают улицы, моют окна, вешают скворечники, сажают деревья.

Учащиеся в рисунке пейзажа должны придерживаться определенной композиционной последовательности:

  1. Закомпоновать рисунок, наметить линию горизонта.

  2. Наметить величину изображения предметов. Продумать передний план и задний план изображения.

  3. Нарисовать рисунок тонкими линиями.

  4. Уточнить рисунок, убрать лишние линии.

  5. Выполнить рисунок акварелью.

Выбрать из окружающей жизни простой характерный мотив. Стараться передать весеннее настроение. Весной происходят события, характерные только для этого времени года.

Рисование пейзажа по теме дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли представления средствами изобразительного искусства. Учит их пользоваться рисунком, как графическим языком, языком художественных образов.

^ Здоровьесберегающие технологии на уроке ИЗО. Игровые двигательные упражнения с ластиком.

Цель упражнений: стимулировать двигательную активность учащихся во время урока. Развитие интереса к собственной двигательной активности.

Препятствие. У учащихся на столе лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела: на запястьях, на носу, на голове, на кончиках пальцев рук, на локтях. При этом участники игры должны: делать стойку на носках, стоять на пятках, маршировать налево и направо.

Ловкачи. Участники упражнения используют ластик для того, чтобы перебрасывать его друг другу: сидя, стоя, при ходьбе, держа руки над головой.

^ Игровые двигательные упражнения с карандашом.

Игровые двигательные упражнения с карандашом полезно использовать во время урока на зарядке. Кто-то может посчитать, что использование карандаша в качестве предмета для игровой разминки весьма опасно. Но это совершенно неверно. Ребята должны учиться видеть возможность использовать любой предмет для физических разминок. При этом, используя предметы подобного рода, они учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.

Цель упражнений: развитие интереса к выполнению упражнений, формирование двигательной культуры участников игр.

^ Психологическое назначение упражнений: Развитие любознательности, внимания, умения общаться и выполнять совместные действия в группах, в паре.

Воображение. Учащиеся держат карандаш на весу на ладони, на двух пальцах, на одном пальце.

Сидя за столом, они учатся удерживать карандаш: на голове, на лбу, на переносице, на подбородке, на ухе. Учащиеся пробуют удерживать карандаш между различными пальцами и писать в воздухе цифры, буквы и слова по предложению учителя.

Герои. Учащиеся должны зажать карандаш между плечом и шеей и при этом вращать туловище вправо и влево, садиться на корточки и вставать, стоя на прямых ногах, делать наклоны вперед.

Прыжки. Зажать карандаш под правым коленным суставом, но при этом прыгать попеременно на левой и правой ноге.

Затем участники должны зажать карандаш между коленями: прыгать вперед и назад со сведенными вместе стопами, прыгать через карандаш налево и направо (вперед и назад), прыгать вокруг карандаша.

^ IIIСамостоятельная работа учащимся.

Учащиеся приступают к рисованию пейзажа на тему «Зов весны». При этом придерживаться в рисунке последовательности в работе.

Рисование пейзажа по теме дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли представления средствами изобразительного искусства.

Соблюдать аккуратность при рисовании красками. Пользоваться палитрой при смешивании красок.

а) Следить за смелостью и аккуратностью в работе.

б) Поощрять хорошие работы. Показывать классу. Выявлять основные ошибки. Следить за последовательностью в работе.

в) Прививать любовь к выполнению своей работы, воспитывать усидчивость.

IV Подведение итогов урока.

  1. Дать общую оценку работы класса.

  2. Дать домашнее задание по теме урока «Зов весны». Работа по памяти или по наблюдению. Соблюдать пространственные отношения между предметами, глубинный масштаб.

  3. Проверить санитарное состояние класса с дежурными. Снять с доски образцы работ, репродукции.

  4. Организованно отпустить учащихся с класса.