velikol.ru
1

Урок русского языка в 8 классе.


Тема: Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

Цели: - закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения;

- формирование умения самоконтроля;

- воспитание чувства гражданского самосознания.

Оборудование: таблица «Знаки препинания между однородными членами предложения», индивидуальный раздаточный материал для тестирования.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания: составить 4 предложения на тему «А.С. Пушкин» по схемам:

  1. [ и О, и O, и O].

  2. [ не только, но и O].

  3. [ : O, O, O].

  4. [ О или O].

  1. Повторение.

  1. Орфографическая разминка. Словарный диктант «По следам выполненных упражнений».

- На какое правило примеры?

- Как называются такие пары слов?

Посвящение – просвещение, расколоть – раскалить, висеть – вывесить, прополоть – опалить, проживать в доме – прожевать кусок, скрепить документы – скрипит дверь, расщепить полено – отщипнуть кусок.


Форма выполнения: буквенный диктант.



я

е

о

а

и

е

о

а

и

е

е

и

е

и

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



2. Орфоэпическая разминка.

гнали

кофе

гнало

шинель

гнала

экспресс

взяты

яичница

взято

сейчас

взята

дождь

позвонишь

купе

звонят

купейный

туфля

сливовый джем



  1. Актуализация знаний.



  1. Объяснительный диктант. Анализ синтаксических конструкций.

В своих стихах Пушкин не только упоминал цветы, но и старался раскрыть их чуткую, добрую душу. В Михайловском они повсюду: в лесах и полях, в парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя синеву здешнего майского неба, Сороти, зелень лесов, деревьев, трав и все цвета небесной радуги.

Вопросы и задания к тексту:

- Почему текст о Пушкине я подобрала?

- Построить пунктограмму каждого предложения.

Комплексный анализ текста (диктант «да - нет»):

- в первом предложении союз «не только – но и» противительный,

- во втором предложении между определениями «чуткую, добрую» поставили запятую, потому что это однородные определения,

- в третьем предложении между словами «здешнего, майского» не поставили запятую, потому что это неоднородные определения,

- в третьем предложении перед союзом «и» не поставили запятую, так как перед союзом «и» никогда не ставится запятая,

- если в предложении есть обобщающее слово, то оно всегда стоит перед однородными членами и отделяется от них двоеточием.

Ответ: нет-да-да-нет-нет.

Анализ: Что я сказала неправильно?



  1. Синтаксический разбор предложения. Построение пунктограммы предложения.

Хранить пушкинский дом – это не только оберегать его, любить, ценить, но и понимать тех, кто приходит сюда.
=

=

=

=


[— - не только , , , но и ], (кто =).

  1. Работа с учебником.

Упражнение 182 (1 – 3 предложения устно, 4 – 6 предложение письменно).

  1. Проверка знаний учащихся.

Контрольное тестирование (тест прилагается).
=

=


а) [так , как и ].

б) [и , и , и , и - ].
˜

˜

--

--

--

--

--


) [ , ].











г) [ни , ни , ни , ни ,ни ].
=

=


д) [ и ].
--

--

=

=


е) [ и ; и ].
--

--


ж) [ да ].
=

=

=












з) [ : и , и ; , , ].
=

=


и) [ то , то ].
--

--

--

=

=


к) [ и ; , и , и ].

Ответ: 1д, 2в, 3а, 4б, 5г, 6к, 7е, 8з, 9ж, 10и.

Проверка тестов, оценивание учащихся.

  1. Подведение итога урока.

Домашнее задание: упражнение 182 закончить, ЗСП-7.





Тест.


  1. Ночью месяц тускл и поле туман лишь серебрит.

  2. Длинные висячие ветви берез едва шевелились.

  3. Дождь перестал так же неожиданно как и начался.

  4. Далекие гулы повторяют и рев и треск и шум и гром все звуки моря.

  5. Ни на озере ни на небе ни одной цельной линии ни одного цвета ни единого одинакового момента.

  6. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.

  7. Я стала посещать музеи и галереи и читать книги.

  8. Все время зиму и лето осень и весну жили кормились вековали в лесу лоси.

  9. В небе слышались крики гусей да журавлей улетавших на юг.

  10. Свет то угасал то вспыхивал ложась узкой полоской по тропе.