velikol.ru
1



МОУ - сош. с. Ямское

Краснокутского района Саратовской области


Урок по технологии

на тему:


«Свойства тканей из натуральных волокон. Изготовление куклы-закрутки».


Подготовила и провела

учитель I категории

Вехова

Тамара Сергеевна


2010 год

Характеристика класса


В 6 классе занимаются 6 девочек в возрасте 11-12 лет. Успеваемость в классе 100%. Качество знаний – 83,3%

В основном все девочки занимаются ровно, посещают кружок «Хозяюшка».

Одна девочка – Павленко Вика занимается по программе коррекционно – развивающего обучения.

Гладченко Наташа выделяется из всех тем, что она быстро все «схватывает», понимает, выполняет работы аккуратно, может другим оказывать помощь.

Девочки дисциплинированны, подвижны, любят активную деятельность.

Я думаю, что у девочек есть все возможности справиться с целевой установкой урока.


Тема урока: «Свойства тканей из натуральных волокон. Изготовление куклы-закрутки».

Цель: обобщить знания учащихся о свойствах ткани из натуральных волокон растительного и животного происхождения

^ Задачи: воспитывать эстетический вкус, внимательность;

развивать логическое мышление;

дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме;

выполнить куклу-закрутку.

Ожидаемый результат: все учащиеся выполнят куклу-закрутку, расширят знания о русском народном костюме, об оберегах.

Тема урока: урок является обобщающим в разделе «Материаловедение»

Методы обучения: репродуктивный, беседа, практическая работа.

Материально-техническое обеспечение урока:

образцы кукол-закруток; использование мультимедийного проектора для демонстрации слайдов о русском народном костюме и технологической карты; образцы тканей: ткань для туловища размером 18 на 18; белая ткань для головы и блузки размером 18 на 18; куски различных тканей, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки х/б № 40; иглы.

Место проведения: кабинет информатики.

Объект труда: кукла-закрутка.

Ход урока:

I.Организационный момент.

а) внешняя частьприветствие, проверка наличия учащихся, организация рабочего места;

б) внутренняя часть – психологическая подготовка учащихся: «Девочки я хочу вас поздравить с тем, что вам выпала возможность показать свои знания и умения перед учителями района, не волнуйтесь у вас все получится, вы будете сами оценивать результаты своей работы и работы одноклассников».

Сообщение темы, цели и задач урока.

^ Слайд 1.

II.Актуализация прежних знаний учащихся.

Слайд 2.

Заполнить таблицу

Вопросы:

  1. Какие свойства относятся к механическим?

Ответ: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость.

  1. Как определить прочность ткани?

Ответ: взять образцы тканей, из каждой ткани выдернуть по одной нити и порвать её. Та ткань, из которой нить рвется легче, обладает меньшей прочностью, а та из которой нить рвется труднее - более прочная.

  1. ^ Как определить сминаемость ткани?

Ответ: взять лоскуты ткани и сжать их в кулаке на 20-30 секунд, затем разжать и посмотреть ткань. Ткань, которая помялась больше всего – обладает большей сминаемостью, а та, которая помялась меньше – обладает меньшей сминаемостью.


  1. Драпируемость – что это за свойство?

Ответ: это способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки.

  1. Что такое износостойкость?

Ответ: это способность ткани сопротивляться внешним воздействиям (дождь, ветер, снег, солнце и т.д.).

  1. ^ Какие свойства относятся к физическим?

Ответ: это свойства направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся – теплозащитные, пылеёмкость, воздухопроницаемость, гигроскопичность.

^ Дать определение каждому свойству.

Теплозащитные – способность ткани сохранять тепло человеческого тела.

Пылеемкость – способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу и быстро высыхать.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух.


  1. ^ Какие свойства относятся к технологическим?

Ответ: это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая влажно – тепловой обработкой. К ним относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.

^ Дать определение каждому свойству.

Ответ: скольжение – это подвижность одного слоя ткани относительно другого. Это свойство зависит от гладкости поверхности ткани и от вида ткацкого переплетения.

Осыпаемость – это выпадение нитей по открытым срезам ткани.

Усадка – способность ткани уменьшаться в размерах после замачивания, стирки, влажно – тепловой обработки.


  1. ^ От чего зависят свойства тканей?

Ответ: свойства тканей зависят от качества волокон (толщины, извитости, упругости). Из длинных и тонких волокон получают хорошо драпирующуюся ткань, из извитых волокон – ткань для зимней одежды, т.к. она имеет теплозащитные свойства.


^ III. Изучение нового материала и способов действий. Рассказ о русской народной игрушке – тряпичной кукле.

Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. А по тому, как она была «наряжена» судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В городе Саратове в музее Радищева работает старший научный сотрудник Светлана Валерьевна Белоногова. Она делает куклы – берегини. Раньше она преподавала историю костюма в художественном училище, а затем начала проводить лектории для детей по народным обычаям, где использует своих кукол. Её куклы уехали в Германию, Италию, Прибалтику.

Она говорит, что после того как продаст свою берегиню, долго не может сделать другую, зато если подарит, следующую за день сработает, хотя обычно не меньше недели уходит. Эти куклы важно делать в хорошем настроении. Говорят, что куклы каждого мастера похожи на него.

Для изготовления куклы нам понадобятся различные ткани: драп для изготовления туловища, т.к. эта ткань плотная и кукла будет устойчивая; хлопок, лен – для одежды куклы т.к.эти ткани обладают малой осыпаемостью и края не обязательно обрабатывать; шелк – для головы и блузы.


^ Постановка проблемного вопроса

Обратите внимание на шелковую ткань, как вы думаете, почему на ней оплавлены края?

Ответ: чтобы края ткани не осыпались, т.к. мы знаем, что шелковая ткань сильно осыпается.

А теперь давайте посмотрим на русскую народную одежду. А вы постараетесь выбрать самостоятельно наряд для своей куклы.

^ Показ слайдов с изображением русской народной одежды.

Слайд 3-6.

Будущую маму в Рязани отличали по «рогам», ждущие ребенка молодки в этой губернии носили «рогатый» головной убор, который отпугивал злые силы. В эти месяцы женщинам полагался самый красивый костюм в их жизни, который они не имели право надевать в другое время. Вообще, мода столетия назад была куда строже: по одежде различали женщин не только разных местностей, но и возрастов – молодые, к примеру, могли носить красный цвет, а старухам разрешалась только белая рубаха. А в Саратовской области собственного костюма не сложилось: слишком молода она для этого – 200 с небольшим лет для платья не срок.


^ IY. Учебно-тренировочная часть.

Слайд 7-8.

Показ приемов работы с комментариями учителя:

1.На куске плотной ткани отогнуть края наизнанку на 2 см., закрепить прямыми сметочными стежками, ткань закрутить. Свободный край бокового среза закрепить подшивочными стежками.

2.На уровне линии шеи (1/5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом.

3.Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута сложением треугольником в два приема; накрыть верх закрутки центром белого лоскута; сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи; подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой; затянуть оставшуюся ткань на линии талии.

Далее можно одевать куклу. Можно изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы.

^ Обратить внимание! Туловище должно быть устойчивым, не падать и именно для этого выполняется подгиб. При формировании головы куклы, обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутом, надо заложить сбоку таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.


Y.Правила безопасности с ручными инструментами.

Слайд 9.

(Из предложенного перечня выбрать подходящие, по мнению учащихся , к данному уроку).

  1. Иглы и булавки хранить в игольнице.

  2. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

  3. Не пользоваться при работе ржавыми булавками и иголками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

  4. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.

  5. Шить только с напёрстком.

  6. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

  7. Ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперёд.

  8. Включать и выключать утюг сухими руками.

  9. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.


^ YI. Формирование умений и навыков (практическая часть)

Выполнение куклы-закрутки.

(Через 15 минут после начала практической работы проводится физкультминутка)


^ YII. Заключительная часть. Вопрос: скажите для чего надо знать свойства тканей? Учащиеся анализируют свои работы, рассказывая о допущенных ими ошибках и способах их устранения. Учитель комментирует объективность оценивания результатов работы каждой ученицы, выставляя отметки в журнал. (Приложение 1)


^ Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением русского народного костюма, принести отделочный материал (тесьму, ленты, кружево, бусины, бисер и т.д.).


Литература:

  1. Журнал «Школа и производство» № 1-1990 г., № 1-1996 г., № 4-2000 г.

  2. Учебник 6 класса «Технология. Обслуживающий труд» Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синицина, под редакцией В.Д. Симоненко.



Приложения:

1.Самооценочная таблица


Выполнение операции

Оценка

  1. Качество выполненной работы:

а) симметричность ручек куклы;




б) устойчивость куклы;




в) оформление головки (отсутствие защипов).




2. Соблюдение технологической последовательности.




3. Внешний вид куклы





2. Презентация урока


.