velikol.ru
1

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Условное наклонение глагола.»

Урок – путешествие.




Цели  урока: освоение нового понятия «условное наклонение».

  • Задачи:

  • познакомить учащихся с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения;

  • повторить изученные грамматические признаки глагола;

  • развивать речь, каллиграфический навык, орфографическую зоркость;

  • воспитывать интерес к предмету, внимание, трудолюбие, чувство юмора.
^

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА


Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением, его образованием, использованием, повторим изученные грамматические признаки глагола, продолжим работу над формированием орфографической зоркости.

Закрепить пройденное и усвоить новый материал, развивать внимание, трудолюбие, интерес к предмету, чувство юмора нам поможет путешествие в город мечтателей Условное наклонение, в котором вы тоже примете участие. Итак, отправляемся в путь,
^

II. ПОВТОРЕНИЕ


В стране Глаголия правил многоликий и энергичный президент Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

У старшего сына мы были вчера в гостях, он был самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.

Средний был мечтатель и фантазер.

Третий – любил приказывать, поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил в наследство свой город и стал губернатором, начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Город, в котором губернатором был старший брат, назывался …

Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение). Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”

- Как вы думаете, почему жители выбрали именно такой девиз? (Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле).

- А что вы знаете о глаголах изъявительного наклонения? (они изменяются по временам).

- А сколько времён имеет глагол? Как они называются?).

^ Проверка дом. работы. А как у нас обстоит дело с домашней работай? ( Тест 26, 1 и 2 вариант). Выборочная проверка домашнего задания. (Назвать глаголы в изъявительном наклонении. Что они обозначают).

- Молодцы! И вот мы подошли совсем близко к городу второго брата, который назывался …как, ребята? (Условное наклонение). Его жители ждут нас с нетерпением. Но, чтобы встретиться с этими фантазёрами и мечтателями, мы должны с вами очень славно поработать.

^ 1. Индивидуальное задание на карточках ( дифференцированный подход ).

2. Работа с сигнальными карточками.

Ребята, мы чуть не пропустили светофор, но в этом городе у светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. (работа с сигнальными карточками). Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется - е, а когда -и в личных окончаниях глаголов, записать в тетради и выделить окончание.

Итак, если пишется –е - (I спряжение) – красная карточка, и, если -и- (II спряжение) – зеленая. (выписываем только глагол, выделяем в них окончание, проверяем при помощи светофора. Попутно объясняем лексическое значение выделенных слов).

Сеем на поле, ездим на машине, птица прилетает, держит учебник, пересекает улицу, грохочет гром, уезжает домой, слышится гул тракторов, хочет ответить, крутит на конвейере, штукатурит стенку, красит маляр. ( Объясняем лексическое значение выделенных слов, используя толковый словарь).

-Согласны ли вы с тем, что в слове ответить количество звуков и букв совпадает? ( Нет, ь звука не обозначает).

- Чем интересен глагол хочет? (Разноспрягаемый).

Некоторые правила города мы знаем. Строго наказывать некого. А вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки). Проверка. Рецензирование.

3.Физминутка.

-А теперь отдохнём молча. Откиньтесь на спинку стула, распрямите позвоночник, закройте глаза и …отдыхайте (включается тихая музыка). А теперь потянитесь вверх, сделайте круговое движение головой вправо, влево. Откройте глаза.
^

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ


А пока мы разминались, оказались у входа в город мечтателей, фантазёров и условностей. Девиз жителей этого города: «Если бы да кабы… ». Посмотрите на них внимательно. Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Образование глаголов условного наклонения

Нам захотелось узнать историю их дружбы. А они охотно рассказали, как они образовались и где они могут стоять в предложении, показали схему, где это зафиксировано ^ СДЕЛАТЬ + Л + БЫ

Я бы сделал уроки. Я б уроки сделал.

Обратите внимание, что частица бы имеет краткую форму б и пишется раздельно, подчёркивается как сказуемое вместе с глаголом.

-Откройте учебники на с.204 и прочитайте правило.

- Сделайте вывод.

^ ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса – л - и частицы бы (б).

-Где может располагаться частица бы? (после глагола, перед ним и может быть отделена от него другими словами).

-Как изменяются глаголы в условном наклонении? (по числам, в ед. числе – по родам)

^ Я бы выучил - мы бы выучили. Он бы засиял, она бы засияла, оно бы засияло.

Значение глаголов в условном наклонении

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания не достроены, поля не засеяны, картины художников не дописаны, больные не долечены, уроки учениками в школах не доучены. И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Президент Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

1.- Давайте составим и запишем их ответ ( по рядам).

Полевод сказал (I ряд):

Мы бы досеяли поля, если бы …

Ученик (II ряд) сказал:

Я бы выучил уроки, если бы…

.2.Р/р. Составление предложений с глаголами в условном наклонении и разбор по членам предложения. (по вариантам).Юмор.


Проверяем

- Назовите глаголы в условном наклонении.

– Что обозначают глаголы в условном наклонении? Давайте попросим учебник помочь нам. ^ Чтение правила в учебнике на стр.203.

ВЫВОД: (Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях)

IV.Закрепление.


^ 1. Выборочный самодиктант

И хотя все в городе было недоделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели веселые песни, с удовольствием слушали стихотворение итальянского поэта Джанни Родари о своем городе.(Сослагательное наклонение – раньше так называлось условное наклонение).

- Чтение учеником стихотворения вслух. Выборочный диктант (Заключить в овал глаголы в условном наклонении. Взаимопроверка.)

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.


2. ЭКСПРЕСС-ТЕСТ ( записываем ответы в контрольный лист). Самопроверка.

^ 1. В этом предложении глагол в условном наклонении.

а) Понял Иван Федорович, что нужна книга, по которой
люди учились бы грамоте.

б) Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

в) Не убивайте голубей! Их оперенье белоснежно. Их воркованье так нежно...

^ 2 В этих предложениях глагол в условном наклонении.

а) Трудно найти такую фабрику или завод, для которых не нужна была бы вода.

б) Крупный град даже овец убивает.

в) Теперь градинки упали бы на землю с летним дождем, если бы вдруг не подбросило их вверх.

г) Не обрывайте васильков!

Не будьте алчны и ревнивы...

^ 3. В этом предложении глагол в условном наклонении употреблен в форме множественного числа:

а) Нет солнца, но светлы пруды,

Стоят зеркалами литыми,

И чаши недвижной воды

Совсем бы казались пустыми

Но в них отразились сады.

б) И внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

в) Если бы мог я прийти на субботник.

С ними бы стал городить городок,

Я бы им строил, бетонщик и плотник,

Каменщик, я бы им камень толок.


^ Контроль задания с самопроверкой.

Контрольный лист

Номер предложения

Глагол в условном наклонении

1.

а

2.

а, в

3.

а

. 3.Прочитаем стихотворение П. Заходера “Петя мечтает”. Учебник, стр.205.

- Назовите глаголы в условном наклонении.

- Найдите слова, совпадающие по звучанию. Можно ли их назвать омонимами? ( Нет. Потому что слово мыло относится к разным частям речи).

. 4. А напоследок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей, на которую можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры. Итак, давайте помечтаем - на лепестках ромашки продолжим предложения «Если бы я был главой Ддминистрации Колодеевского сельского поселения, …) и напишем ваше «заветное» желание». Проверка.

^ IV. Рефлексия:

1. Говорят, что волшебство не существует. Но давайте представим, что этот предмет (волшебный, и кто возьмет его в руки, тот говорит только правду. Хочется, чтобы каждый из вас выразил свое отношение к уроку, свое настроение, состояние. Я начну первая.

( На сегодняшнем уроке мы побывали в гостях у Условного наклонения.

1).Что мы узнали нового на уроке? (образование и изменение глаголов в условном наклонении).

2).Как же они образуются? ( от основы неопределённой формы при помощи суффикса – л- и частицы бы (б).).

3) Где может стоять частица бы?

4).Как изменяется глаголы в условном наклонении? ( по числам и в ед. числе – по родам).

^ 2.Написать сочинение на тему: «Если б не учился я в Колодеевской средней…». Параграф № 84, 83.

3. Оценки.


Карточка №1



  1. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы.


С…ло д…вно пр…снулось. На…чина..т(?)ся новый день.



  1. Произведите синтаксический разбор второго предложения.




  1. Что называется глаголом?



Карточка №2


1.Спищите, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.


Пр…бужда..тся в…сен(?)яя пр…рода. Прил…та…т птицы. Ты выход…шь из(?)дома (?) идёшь в(?) школу.


2. Произведите морфемный разбор (по составу) слова весенняя.


3.Что называется спряжением?






Номер предложения

Глагол в условном наклонении



1



а




2



а, в




3




а