velikol.ru
  1 ... 3 4 5 6 7


В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» большое внимание уделяется формированию единого информационного пространства. Все школы (12 средних и 2 основных) имеют выход в Интернет, к которому подключены 98 школьных компьютеров. Выход в Интернет обеспечен со скоростью не ниже 128 Кбит/с. Однако работа в рамках реализации инициативы «Наша новая школа» предполагает обеспечение возможности пользоваться широкополосным Интернетом при скорости не менее2 Мб/с. Данная скорость существует только в школе д.Кривское. Более того, в сельских школах (д. Борисово, д.Абрамовское и д.Коростелево) существует проблема выхода в Интернет из-за неустойчивой телефонной связи.


В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального Закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» во всех школах использование сети Интернет сопровождается централизованной системой контент-фильтрации Интернет-трафика для предотвращения доступа к информации, не отвечающей целям обучения и воспитания школьников.

Материальная база школ района постоянно укрепляется. В 2011-2012 учебном году было получено или закуплено компьютерного оборудования на общую сумму 4 868 993 рубля.


^ VШ. Кадровый потенциал


Развитие кадрового потенциала системы общего образования


Одним из важнейших ресурсов системы образования является ее кадровое обеспечение. По данным (на 10.10.2011г.) формы федерального статистического наблюдения №83-РИК «Сведения о численности и составе педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования», можно сделать вывод о снижении числа работников образовательных учреждений за прошедший год на 12,5% , из них педагогических работников – на 4,3%. Это говорит об оптимизации штатного расписания и более грамотном использовании имеющихся ресурсов.


^ Возрастной состав педагогических работников

(по состоянию на 31.05.2012г.)


№ пп

Образовательное учреждение

Общее число основных педагогических работников

Менее 25 лет

От 25 до 35 лет

От 35 до 55 лет

Пенсионного возраста

1.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Боровск»

48

1

7

27

13

2.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Боровска»

18

1

0

11

6

3.

МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа»

28

1

8

16

3

4.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Боровск-1»

17

2

2

7

6

5.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Балабаново»

51

4

5

25

17

6.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Балабаново-1»

32

0

1

25

6

7.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Балабаново»

23

1

2

14

6

8.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Балабаново»

43

1

5

20

17

9.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа г.Ермолино»

36

1

3

19

13

10.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Абрамовское»

13

0

1

7

5

11.

МОУ «Основная общеобразовательная школа д.Борисово»

14

0

2

7

5

12.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ворсино»

17

1

1

10

5

13.

МОУ «Основная общеобразовательная школа д.Коростелево»

9

0

2

5

2

14.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Кривское»

15

1

0

9

5

17.

МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

9

0

1

3

5




ИТОГО:

373

14

40

205

114



Возрастной состав педагогов общеобразовательных учреждений


Количество педагогических работников

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

Общее число работников

356

348

373

В возрасте менее 25 лет

13

14

14

В возрасте от 25 до 35 лет

28

35

40

В возрасте от 35 до 55 лет

213

201

205

Пенсионного возраста

102

98

114



^ Динамика изменения возрастного состава

педагогических работников образовательных учреждений





Анализ возрастного состава педагогов района показал, что доля учителей в возрасте 35-55 лет составляет 55%, что на 7,7% ниже областного уровня, тогда как доля педагогов пенсионного возраста 30,6%, что на 3 % выше областных показателей

Актуальным остается вопрос привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения района. На сегодняшний день доля педагогов в возрасте до 35 лет – 14,5%, что почти не отличается от областного показателя – 14,6%.


^ Количество обучающихся на одного учителя на 25.05.2012г.


Образовательное учреждение

Общее число основных педагогических работников

Общие число обучающихся

Количество обучающихся, на 1 учителя

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Боровск»

48

856

17,8

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Боровска»

18

340

18,9

МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа»

28

321

11,5

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Балабаново»

51

819

16,1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Балабаново-1»

32

536

16,8

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Балабаново»

23

428

18,6

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Балабаново»

43

827

19,2

МОУ «Средняя общеобразовательная школа г.Ермолино»

36

571

15,9

В среднем по городу:

279

4698

16,8

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Боровск-1»

17

203

11,9

МОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Абрамовское»

13

85

6,5

МОУ «Основная общеобразовательная школа д.Борисово»

14

36

2,3

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ворсино»

17

152

8,9

МОУ «Основная общеобразовательная школа д.Коростелево»

9

40

4,4

МОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Кривское»

15

99

6,6

МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

9

90

10

В среднем по селу:

94

705

7,5

Итого по району:

373

5403

14,5


Одним из показателей является количество обучающихся, приходящихся на одного учителя. Как видно из таблицы, эта цифра по району составляет 14,5, при этом в городских школах – 16,8, а в школах сельской местности – 7,5. По области этот показатель составляет 12 человек, в том числе в городских поселениях – 15,8, сельских – 6,2. Поэтому образовательным учреждениям необходимо построить работу таким образом, что бы оптимизировать данный показатель в учреждениях с малой наполняемостью.


^ Образовательный ценз работников дошкольного образования, %





*- данные представлены в процентном отношении от общего количества педагогических работников (Таблица 1).


^ Численность работников дошкольного образования


№ п/п

Год

Всего работников, чел.

Из них:

Имеют высшее образование

Имеют среднее специальное образование

Имеют среднее общее полное образование

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

2008

202

66

32,67

106

52,48

30

14,85

2

2009

210

65

30,95

117

55,71

28

13,33

3

2010

227

81

35,68

127

55,95

19

8,37

4

2011

235

72

30,64

121

51,49

42

17,87

5

2012

287

111

38,68

141

49,13

35

12,19


Из приведенных выше данных следует, что количество педагогических работников дошкольного образования, имеющих высшее образование, возросло на 8.04%, при этом снизилось количество работников, имеющих среднее специальное и среднее (полное) общее образование на 2,36% и на 5,68% соответственно. При анализе этих данных стоит обратить внимание на тот фактор, что за пятилетний период возросло количество самих образовательных учреждений, так, в 2008 году функционировало 15 учреждение, а в 2012 уже функционирует 21 учреждение.


^ Образовательный ценз педагогов образовательных учреждений по состоянию на 31.05.2012г.


Образовательное учреждение

Общее число основных педагогических работников

Из них имеют:

Высшее образование

Среднее специальное образование

Среднее (общее) полное

По общеобразовательным учреждениям

Всего , чел

377

321

51

5

Всего ,%

-

85,15

13,53

1,33

По учреждениям дополнительного образования детей




Всего, чел:

45

26

9

10

Всего, %

-

57,8

40

2,2

По дошкольным образовательным учреждениям

Всего, чел

287

111

141

35

Всего, %

-

38,68

49,13

12,19

Итого по району, чел:

709

458

201

50

Итого по району, %




64,6

28,3

7,1













Сравнительный анализ этих диаграмм показывает, что доля лиц, имеющих высшее образование ниже районного в дошкольных образовательных учреждениях, но здесь следует учитывать, что профессию воспитатель можно получить и в учреждениях среднего специального образования, что не противоречит требованиям к квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.

Ключевыми моментами в работе отдела образования и образовательных учреждений должны оставаться:

- привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов путем реализации различных целевых региональных и муниципальных программ,

- повышение значимости и престижа профессии педагога,

- организация аттестации и непрерывного повышения квалификации педагогов района, уровня их образованности.


^ Повышение квалификации работников образования


Повышение квалификации работников образования является одним из ресурсов повышения качества образования.

Мониторинг потребностей педагогов в повышении квалификации через курсовую подготовку проводится ежегодно в форме сбора заявок на курсовую подготовку с учётом уровня квалификации педагогических работников, образования, стажа. Курсовая подготовка по запросу педагогов в 2011/12 учебном году велась по направлениям обновления содержания образования : новые финансово-экономические механизмы в образовании, введение ФГОС, внедрение федеральных государственных требований, повышение ИКТ-компетентности педагогов, преподавание духовно-нравственной компоненты.

Проучено за учебный год : руководящих работников -33 человека (.89%), педагогов – 206 человек (31,5%), из них в рамках ФГОС – 177 человек (46 %).


Вместе с тем остаются нерешенные проблемы:

наличие педагогических работников, преподающих учебные дисциплины не по предмету, не прошедших курсы повышения квалификации, это педагогические работники двух возрастных категорий:

  1. студенты педвузов с неполным высшим образованием,

  2. педагогические работники старше 60-ти лет, работающие по срочному трудовому договору, и педагоги сельских школ.


На повышение квалификации педагогических работников направлена деятельность школ передового опыта. В настоящий момент в Боровском районе видна устойчивая тенденция к созданию муниципальной сети диссеминации передового опыта образовательных учреждений. Количество образовательных учреждений, имеющих статус опорных школ и детских садов, региональных апробационных площадок постоянно увеличивается. В 2011-2012 году в статусе опорных работали 10 общеобразовательных учреждений по 12 направлениям деятельности и 4 дошкольных образовательных учреждения. В 2012-2013 году 11 образовательных учреждений планируют свою деятельность в статусе опорных школ и 3 образовательных учреждения в статусе региональных апробационных площадок.

Основными направлениями деятельности опорных образовательных учреждений являются:

  • здоровьесберегающие программы и технологии,

  • информационно-коммуникационные технологии в системе образования,

  • экологическое образование,

  • формирование ценностно-смысловых компетентностей учащихся,

  • духовно-нравственное воспитание,

  • федеральные государственные образовательные стандарты,

  • развитие ученического самоуправления,

  • гражданско-патриотическое воспитание.

Через график сетевого взаимодействия были созданы условия для практической трансляции передового педагогического опыта и повышения квалификации педагогов внутри района. Образовательными учреждениями было проведено более 50 различных мероприятий для ознакомления с наработанным опытом.

Получили высокую оценку участников:

- педагогическая секция в рамках XIII Свято - Пафнутьевских образовательных чтений, открытие школьного кабинета по основам православной культуры, открытые уроки по ОПК-МОУ «СОШ № 3 г.Балабаново»;

- семинар по теме: «Использование мультимедийных технологий в курсе преподавания краеведения»- МОУ «СОШ д. Кривское»;

- семинар-практикум по теме: «Реализация требований ФГОС к организации и содержанию урока в начальной школе»- МОУ «СОШ №1 г.Балабаново»;

- конференция старшеклассников «Что значит быть патриотом сегодня?» и семинар по теме: «Исследовательская работа учителя как форма проведения медиа-урока»- МОУ «СОШ №2 г. Балабаново-1»;

- семинары по темам: «Организация исследовательской деятельности в школе. Оформление проекта» и «Использование экологических образовательных программ во внеурочной деятельности в процессе введения ФГОС»- МОУ «СОНШ»;

- круглый стол «Инновационные процессы и технологии в образовании: стратегии, риски, перспективы»- МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»;

- мероприятие «День самоуправления» - МОУ «СОШ №1 г. Боровск»;

- мероприятия по обмену опытом информатизации образовательного процесса МОУ «СОШ №4 г.Балабаново»;

- мероприятия в рамках изучения нового опыта введения ФГОС НОО в МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»; МОУ «СОШ №4 г. Балабаново»; МОУ «СОШ №1 г. Боровск».

-круглый стол « Инновационные аспекты экологического воспитания» МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»

Организация сетевого взаимодействия школ и дошкольных образовательных учреждений передового опыта в течение четвертого года работы позволила продолжить работу по совершенствованию форм и методов внедрения опыта инновационно работающих педагогов, образовательных учреждений, творческих групп и методических объединении, создания «пространства» для профессионального общения. Опыт работы образовательных учреждений района в направлении духовно-нравственного развития и воспитания детей многократно был представлен на мероприятиях различного уровня для педагогов из других районов Калужской области.

Практика и анализ деятельности ОУ района показывает, что диссеминация инновационного опыта, осуществляемая в течение четырех последних лет, предоставляет широкие возможности реализации потенциала ОУ:

- проявление инициативы субъектами сетевого взаимодействия;

- полную поддержку и оценку проявленной инициативы;

- развитие профессиональных компетентностей работников образования;

- выявление наиболее продвинутых ОУ, имеющих опыт инновационной и экспериментальной работы;

- создание общего информационного пространства;

- обучение, взаимообучение, совместное обучение, обмен опытом.

В 2012/13 учебном году основной упор в деятельности образовательных учреждений необходимо сделать на получение и трансляцию наработанного опыта в виде педагогического продукта, необходимого для позитивного распространения данного опыта.



<< предыдущая страница   следующая страница >>