velikol.ru
1

Дударева Т.Ю.


Доклад подготовлен для выступления

на районном МО

учителей русского языка и литературы


Принципы выбора УМК. Новая форма аттестации в 9 классе.


2009


На данный момент 3 человека от нашего МО проходят курсы повышения квалификации с возможностью сдачи экзамена на высшую категорию. Мы слушаем лекции по методике, психологи, педагогике, философии. Конечно, преподаватели понимают, что мы – учителя-практики и не всегда владеем понятийным аппаратом, но они настаивают на необходимости использования нами новых понятий и терминов. У нас, конечно, наибольший интерес вызывают те лекции, которые имеют практическую направленность.


  1. ^ Принципы выбора УМК.

УМК выбирает учитель, этот выбор обсуждается на МО, учитель получает рекомендации МО, презентует выбранную программу органу управления школы. Орган управления школы принимает окончательное решение.

^ Методический аппарат учебника – рубрики, вопросы и задания для учащихся, дополнительный информационный материал, иллюстрации, список литературы для самостоятельного и дополнительного чтения. При выборе учебника нужно обращать внимание на следующее:

-Есть ли и сколько рубрик?

-Как строятся вопросы: носят ли они репродуктивный или продуктивный характер?

-Доступен ли язык учебника?

-Есть ли вопросы и задания, связанные с теорией языка, с развитием речи?

Выбирать учебник необходимо из Федерального списка.

^ Рекомендованные учебники – те, которые уже апробированы, это учебники для 5-11 классов. К ним есть методические рекомендации, поурочное планирование, рабочие тетради.

^ Допущенные учебники – те, у которых проверены не все линии, не для всех классов есть учебники и т.д. Выбирать учебник можно с любой из этих помет, но ориентироваться надо на рекомендованные.

^ Региональные списки учебников, которые имеются в библиотеках, - это списки учебников, рекомендованных областью. Так, в региональный список входят учебники русского языка Бабайцевой, Разумовской, Львовой; литературы – а) Меркина (5-8 кл), Зинина, Сахарова (9-10 кл), Чалмаева, Зинина (11 кл); б)Снежневской, Хреновой (5-7 кл), Беленького (8-9 кл), Беленького, Лысого (10-11 кл) или Ионина, Беленького (10 кл) и Лысого (11кл). Учебник Маранцмана не включён в региональный компонент, очень сложен. Апробируются учебники Бунеева и Бунеевой (5-11кл)



  1. ^ Новая форма аттестации в 9 классе.

Задачи аттестации в 9 классе:

-) проверить базовый уровень ученика (задания направлены именно на выявление базового уровня);

-) помочь ученику осуществить дифференцированный подход к отбору в профильные классы.

1 задание – сжатое изложение.

^ 2 способа сжатия текста:

а) содержательный способ (требует достаточного интеллектуального развития);

б) языковой способ сжатия.

Языковые приёмы сжатия:

  1. упрощение (или замена) – замена однородных членов обобщающим словом, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена с.п.п. простым, замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  2. исключение (повторов, фрагментов предложения, 1 или нескольких из синонимов);

  3. слияние или обобщение (слияние нескольких предложений в одно)


Необходимо обратить внимание на тексты, которые берутся для сжатых изложений. Это научно-популярные, публицистические тексты из периодической печати, энциклопедий, Интернета.

Сжатое изложение – это соблюдение микротем в тексте. На данный момент предлагаются тексты, в которых каждая микротема выделена абзацем. Поэтому, при чтении необходимо методически правильно в конце каждого абзаца делать паузу.

Читать текст для изложения может учитель, работающий в классе. После двухразового прочтения учитель уходит из класса. Читать текст также может организатор, который является учителем-словесником, не работающим в данном классе. Через 70 минут после начала работы дети могут пользоваться орфографическим словарём, поэтому необходимо научить их рационально работать с ним.

Пособия для подготовки к экзамену, которые были рекомендованы:

  1. Цыбулько, Степанова. ГИА 2009 в 9 классе. Изд. «Астрель»

  2. Львова. ГИА 2009. Русский язык: сборник заданий: 9 кл. М. Эксмо 2008

  3. Цыбулько, Александров, Пучкова и др. ГИА выпускников 9 кл. в новой форме. Русский язык. 9 кл. 2009. М. Интеллект-центр 2009.

  4. Демоверсия от 21 января 2009 года с изменениями 2008 года и критериями оценивания на сайте www.fipi.ru