velikol.ru
1 2 ... 4 5

Учебник литературы для 8 класса. В. Я. Коровина, И. С. Збарский



МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Под редакцией В. И. Коровина

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса продолжает серию учебников-хрестоматий, разработанных по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Каждый из курсов того или иного класса отвечает общей концепции программы — четкой систематизации изучения литературы в школе — и в то же время имеет определенный («свой») аспект. Например, учебник для 5 класса уделяет большее внимание книге, ее особенностям, построению, отношению к ней писателей и т. д., учебник для 6 класса — значению художественной литературы в жизни человека, для 7 класса — особому труду писателя, для 8 класса — взаимосвязи истории и литературы, для 9 класса — подведению итогов изученному в предыдущие годы и ознакомлению с тем, что, возможно, не придется изучать подросткам, если они не будут продолжать обучение в старших классах.

Материалы учебника-хрестоматии позволят школьникам закрепить ранее изученное, вспомнить прочитанное, познакомиться с новыми произведениями и начать готовиться к итоговым и профилирующим курсам.

История и литература всегда шли рядом, литература отражала жизнь разных народов в самые разные эпохи их развития. Ни один из крупных писателей не ушел от исторической темы. В одном случае это были произведения, целиком посвященные историческому событию, в другом — это была история человека, семьи, сообщества, которые жили, действовали в той или иной исторической среде.

Показать школьникам особенности тесной связи истории и литературы — одна из задач данного курса. Кроме того, в учебнике для 8 класса, как и в других учебниках по данной программе, обращено большое внимание на вечные проблемы — жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни, в которой есть страдание и счастье, любовь и ненависть, отчаяние, вражда и примирение.

Важно, чтобы учитель сумел найти путь к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, его воплощение, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.

Однако для этого учителю следует основательно подготовить себя к занятиям — внимательно познакомиться с программой и учебником в целом и каждым его разделом в частности, рассказать школьникам об учебнике и его построении. Именно в построении статей, вопросов и заданий важно искать опору для работы над текстом.

Произведения, которые предстоит прочитать учащимся, далеки по времени создания от наших дней, но характеры героев, их поступки, проблемы часто необычайно близки сегодняшним. Это относится к произведениям древнерусской литературы, текстам XVIII, XIX, XX веков, к произведениям русской и зарубежной литературы («Суд Шемякин» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Кавказ» И. А. Бунина).

Важно, чтобы учитель и школьники заметили, что включенные в учебник 8 класса художественные произведения разных столетий своими темами и проблемами как бы поддерживают друг друга, например «Суд Шемякин» в разделе древнерусской литературы и гоголевский «Ревизор» в разделе русской литературы XIX века. Военная тема присутствует практически во всех разделах, утверждая необходимость мирного решения военных конфликтов. Также во всех разделах есть произведения о любви с вариантами решений трудных ситуаций героями этих текстов. Сквозными темами являются темы природы, родины, юмористические тексты, помогающие восьмиклассникам воспринимать смешное и грустное, сострадать и улыбаться вместе с писателем.

В разделе зарубежной литературы школьники найдут произведения, посвященные любви, государственному устройству, истории дальних стран, с которыми перекликаются и произведения русской литературы, включенные в учебник-хрестоматию. Разумеется, предполагается, что учащиеся прочитают тексты целиком, но в классе работа пойдет с отрывками из этих произведений.

Вопросы теории литературы, к которым учитель вместе с учащимися обратится при изучении каждой из тем, расположены в конце учебника, как это было уже в 7 классе. Учителю необходимо при изучении каждой темы показывать, как пользоваться словарем и справочным разделом, сносками, вопросами и заданиями, статьями литературоведов.

В книгу методических советов для 8 класса мы включили некоторые фрагменты из учительских разработок, подготовленные учителями Москвы, Твери, а также некоторые фрагменты статей из журнала «Литература в школе», потому что журналы, изданные в прошлые годы, начинающему учителю найти почти невозможно.

Кроме того, в пособии использованы фрагменты уроков и литературоведческих материалов, опубликованных в разные годы А. С. Елеонской, М. С. Тесемницыной, И. И. Черновой, В. Воропаевой, П. Рощиным, Е. Аксеновой, И. Соколовой, Г. К. Бочаровым, В. В. Быковой, Н. К. Силкиным и др., для того, чтобы можно было рассматривать различные варианты и подходы к изучению того или иного произведения.

Примерное планирование к курсу 8 класса подготовлено Н. В. Беляевой, фрагменты уроков, отзывы учащихся на новые произведения — учителями московских школ В. А. Болдиной, Е. В. Ключниковой, Е. Е. Фроловой.

^ ПЕРВЫЙ ВВОДНЫЙ УРОК

Первый вводный урок итожит то, что пройдено ранее, и переключает внимание школьников на новый курс литературы. Вначале учитель просит школьников вспомнить то, что прочитано ранее и летом, поделиться впечатлениями о прочитанном. (Какие произведения прочитаны? Кто их авторы? Кто герои этих произведений? Что особенно понравилось?) Необходимо внимательно выслушать учащихся, чутко улавливая, что сохранилось в памяти школьников от изучения литературы в 5—7 классах, поэтому второй этап работы на этом уроке — попытка вместе с учащимися восстановить в памяти, какие произведения из устного народного творчества, древнерусской литературы, русской литературы XVIII, XIX, XX веков, зарубежной литературы помнят школьники. (Какие произведения, например А. С. Пушкина, были прочитаны и обсуждены в предыдущих классах? Какие писатели и в каких произведениях обращались к историческим событиям? Какие юмористические и сатирические произведения известны? О чем они? Какие произведения русских и зарубежных писателей рассказывали о любви, о сострадании? И т. д.)

Третьим этапом работы на первом уроке, вводящем восьмиклассников в новый курс литературы, станет рассматривание учебника-хрестоматии с последующим обсуждением — какие произведения входят в состав учебника? Какую роль играют вопросы? иллюстрации? статьи о писателях, об особенностях произведений? справочные материалы?

Словом, учащиеся рассматривают учебник, знакомятся с его структурой, особенностями и рассказывают о своих наблюдениях.

Затем восьмиклассники читают вводную статью, отвечают на вопросы учителя, получают задание на дом — повторить материал о сказках, пословицах, былинах, обрядовом фольклоре, подготовиться к рассказам об этом. Возможен и другой путь — каждая группа получает задание повторить материал: одна — о сказках, другая — о былинах, третья — о пословицах, четвертая — об обрядовом фольклоре; все учащиеся готовятся пересказывать основные положения вводной статьи учебника по литературе для 8 класса.

^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Песни. Частушки. Предания

Школьники, начиная с 5 класса, последовательно знакомятся с различными жанрами устного народного творчества: в 5 классе — это народные сказки, предания, в 6 классе — обрядовый фольклор и пословицы, в 7 классе — пословицы и поговорки, былины, в 8 классе — песни, частушки, предания.

Восьмиклассники легко усваивают сведения о народных песнях. Из всех фольклорных жанров именно этот жанр им более близок, он может быть предметом урока-семинара, в процессе которого школьники рассказывают о разных группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные, шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.).

Однако, чтобы подготовить такой урок, напоминаем, что на предыдущем уроке важно распределить между учащимися материал, о котором будут рассказывать школьники на уроке-семинаре. Такие небольшие сообщения могут сопровождаться групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по данной теме.

Этой теме можно посвятить два-три урока. На первом уроке школьники вспоминают, что им известно о фольклорных жанрах из предыдущих классов:

— Что вам известно о народных сказках? Какие сказки вами прочитаны? О чем они? Какие высказывания М. Горького о героях народных сказок вам запомнились? Какие мечты народа воплощены в жизнь (мечтали о быстром передвижении по воздуху..., мечтали в одну ночь ткать большое количество материи..., создали... и пр.)? Какие свойства характера воспеваются в народной сказке? Что порицается народом? При каких условиях достигается задуманное Иваном Царевичем или другим главным героем народной сказки? Как определяется жанр сказки? Сформулируйте определение.

— Что такое пословица? Что хотел сказать народ и передать новым поколениям пословицами и поговорками? Чему научить, от чего предостеречь? Приведите примеры и объясните пословицу. Приведите примеры пословицы на одну тему различных народов мира.

— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся? Расскажите об этом.

— Что вы знаете о былинах? Что такое былина? О чем слагались былины? Как исполнялись? Сопровождались ли звучанием музыкального инструмента? Каким именно? Была ли в былинах рифма? ритм? Кто герои былин? Расскажите об одной из былин и ее героях, об иллюстрациях И. Билибина и картинах В. Васнецова к былинам.

— Расскажите, как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители вам известны.

Такая беседа может быть особенно плодотворной, если на вводном уроке учитель дал задание повторить все, что изучалось ранее по этим жанрам в 5, 6, 7 классах. Это важно для того, чтобы постепенно накапливался и повторялся материал по данной теме.

Возможны для подстраховки и индивидуальные задания по каждой теме или групповые, например: одна группа готовит материал по сказке, другая — по былинам, третья — по пословицам, четвертая — по обрядовому фольклору... Именно в этом случае урок, начинающийся повторением, окажется максимально продуктивным, например:

Колыбельные песни. Красота и доброта колыбельных песен. Содержание песен — пожелание удачи, благополучия («Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить»), радостного труда («Спи, посыпай, боронить поспевай»), но это в будущем, а в настоящем — «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать...».

Пестушки и потешки. Пестушки, потешки — от слов «тешить, потешать», «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки поются во время первых движений ребенка, его кормления («потягунюшки, порастунюшки, говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки»).

Прибаутки. Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках-перевертышах все наоборот («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребенок учится смеяться, ставить все на свои места.

Заклички и приговорки. Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам — закличка. Приговорка — обращение к улитке, птичке, мышке с просьбой дать новый зубик вместо выпавшего, передразнивание птиц. Например, обращение к дождю — «Поливай ковшом», солнцу — «Выгляни в окошечко». Игровые припевы и приговоры: «хозяин» зовет «гусей-лебедей» домой.

Считалки. Это счет в простейшей форме. Счетом решали, кому водить («Раз, два, три — полетели комары!»). Использовались считалки в детской игре.

Скороговорки. Словесная игра, когда в одной фразе нарочно совмещаются трудные для выговаривания звуки («На дворе трава, на траве дрова»).

Загадки. Загадка задумывает, замышляет, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием («Висит сито, не руками свито»). Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире.

Особенности загадок (рифма, ритм).

Вопросы к теме:

— Кто больше знает прибауток и небылиц? («Дон, дон, дон!..», «Долгоногий журавель на мельницу ездил...», «Скачет галка по ельничку...», «Был у бабушки коток...») — конкурс.

— Кто больше знает закличек и приговорок? («Дождик, дождик, пуще...», «Уж дождь дождем...») — конкурс.

— Кто больше знает считалок? («Тука-тука...», «Раз, два, голова...», «Аты-баты — шли солдаты...») — конкурс.

— Кто больше знает скороговорок? («На дворе трава...», «Вашему пономарю...», «Пришел Прокоп...») — конкурс.

— Кто больше знает загадок и умеет их разгадывать? («Что быстрее всего на свете?», «За стеной костяной, соловейко, спой!», «Маленьким, кругленьким докинешь до неба». Отгадки — Мысль. Язык. Глаз.) — одна группа загадывает, другая отгадывает.

Русские народные сказки. Сказка полна чудес. Виды народных сказок. Особенности (повторы, зачины, концовки, постоянные эпитеты).

«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и другие сказки по выбору учителя, учащихся.

Волшебная сказка внушала уверенность в победе добра и справедливости над враждебными силами.

Бытовые сказки и их смысл в осуждении пороков (жадности, наживы и корысти).

Сказки о животных. Их герои — звери, птицы. Сказки о животных помогали людям верно понимать жизнь, людские нравы, взаимоотношения.

Этапы работы над темой:

— Кто лучше знает сказки и умеет их сказывать?..

— Продолжи сказку и подумай, как она называется... (Учитель подбирает для этого сказки.)

— Какая сказка так заканчивается?..

— Инсценирование любой избранной вами сказки.

— Сказывание сказок (дайте отзыв).

— Рассмотрите репродукции картин, иллюстраций на фольклорные темы (дайте отзыв).

— Создание устных сочинений на темы: «Рождение сказок», «Исследователи», «Собиратели».

— Создание собственной сказки (волшебной).

— Создание иллюстраций к сказкам и обсуждение.

— Работа с картинами и иллюстрациями (на темы русских народных сказок). И. Билибин, В. Васнецов, Н. Рерих и др.

— Прослушивание и обсуждение актерского чтения. «Иван Царевич и Серый Волк», «Финист — ясный сокол», «По щучьему веленью», «Горшеня», «Чего на свете не бывает» (фрагменты).

Былины

Исследователь русского фольклора В. П. Аникин пишет о былинах: «Социальные идеалы былинного эпоса родились в борьбе Древней Руси с иноплеменниками: герой былин защищает честь и достоинство родины, он беспощаден к врагам. Главный город на Руси, которому богатыри служили, — Киев... Столь же прославлен в былинах Новгород. Три главных богатыря воплотили в себе воинскую доблесть русского народа, ревниво оберегавшего свою честь и достоинство: это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. ...В новгородских былинах пахарь Микула поставлен выше князя Вольги. ...Садко нажил сказочное богатство — стал купцом. ...В некоторых богатырях видят реальных лиц: из летописи известно, что действительно жил Добрыня, историчен и сам Владимир — великий киевский князь. Однако рассказ о событиях в былинах всегда соединяется с откровенно фантастическим вымыслом...»

Вольга и Микула

Воплощение в былине нравственных устоев русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, физическая сила).

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Бескорыстное служение родине и народу. Мужество, благородство.

Садко

Народное представление о честном купце. Доброта, великодушие, смекалка.

Былины об Илье Муромце. Добрыня и Змей. Былины об Алеше Поповиче.

Былины в изобразительном искусстве. Иллюстрации к былинам (И. Билибин, В. Васнецов, П. Корин, художники Палеха и др.).

Конкурсные чтения или сказывания былин школьниками.

Актерское чтение и обсуждение в классе.

Обсуждение (диалоги, эссе, отзывы) иллюстраций к былинам (И. Билибин, В. Васнецов, художники Палеха и др.).

Создание сочинений по былине или собственной былины. Отзывы.

Пословицы и поговорки

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Меткость и точность пословиц и поговорок. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл.

Теория литературы
(пословица, поговорка)

Расширение знаний о пословицах и поговорках, сопоставление с пословицами других стран мира. Иллюстрации и рисунки к пословицам и поговоркам.

«Необозрима область жизни, охваченная пословицами и поговорками, — пишет исследователь фольклора В. П. Аникин. — Пословица и поговорка — одновременно и явление языка, и явление искусства. Емкое пословичное суждение только в речи раскрывает свой смысл. «Не в свои сани не садись», — говорит пословица. Ее употребляют, когда хотят сказать: не равняйтесь с тем, кто тебе не ровен по положению, но она может иметь и другой смысл: не берись не за свое дело. А как разнообразны могут быть сами случаи, к которым применяют эту пословицу. Их просто невозможно перечислить».

Этапы работы по теме:

— Организация конкурсов и викторин на лучшее знание пословиц, рассказов о собирателях и исследователях пословиц.

— Сопоставление с пословицами других стран мира.

— Создание рисунков и обсуждение их (по теме «Пословицы»).

— Обсуждение иллюстраций по теме «Пословицы и поговорки».

— Создание сочинений, рассказов по одной из пословиц или с включением в рассказ многих пословиц по избранной школьниками теме.

В конце урока распределяется материал по теме «Народные песни. Предания» по группам восьмиклассников.

На втором уроке — рассказ учителя о народных песнях. Учитель расскажет об особом мире народной песни, о песнях исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных. Они рассказывают о том, что действительно было, о героях, об исторических событиях, об одном из эпизодов исторического события. Они повествуют о прошлом.

Фольклористы обращают внимание на то, что исторические песни меньше былин и больше песен лирических, они сюжетны, их эпический характер проявляется в повествовательности, герои их, как правило, известные исторические деятели (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов и др.).

Исторические песни изображают не только действия героев, но и их переживания.

Собирание и публикация их связана с именами М. Д. Чулкова, П. Н. Рыбникова, Н. Е. Ончукова, И. А. Худякова, Б. Н. Путилова, а изучение — с именами О. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера, А. Н. Веселовского, А. Н. Лозановой, Б. Н. Путилова. Известны песни о Кострюке (отголосок на женитьбу Ивана Грозного на дочери черкесского князя Темрюка — Марии), о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына, о Ермаке, о Степане Разине, о Емельяне Пугачеве, другие песни о воинах.

Близки к этому жанру балладные песни, они остроконфликтны, среди них есть любовные, семейные, исторические (в них нет картин исторических событий, изображены исторически типичные ситуации), социально-бытовые баллады («Князь и старицы», «Оклеветанная жена», «Молодец и королевна»). Смысл баллад в выражении моральных оценок поведения персонажей, в глубоком гуманизме.

Протяжные лирические песни — стихотворные произведения, которые поются в одиночку или хором. Главное содержание таких песен составляет выражение чувств и мыслей по поводу жизненных обстоятельств, которые их вызвали.

Среди собирателей — М. Д. Чулков, В. Ф. Трутовский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов. Среди ученых, изучавших лирические песни, — А. X. Востоков, А. Н. Веселовский, Н. П. Колпакова, В. Я. Пропп, В. Е. Гусев.

Особый вид песен — бурлацкие, о рекрутчине, разбойничьи; а также игровые, хороводные, плясовые, обрядовые.

Не менее интересный жанр песен — частушка. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски», «прибаутки».

Первое специальное издание частушек — сборник Д. К. Зеленина «Песни деревенской молодежи», затем вышли «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова, «Сборник великорусских частушек», сборники частушек М. И. Смирнова, С. Г. Лазутина, Н. П. Колпаковой и др.

«У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

В. П. Аникин рассказывает о календарных песнях, подблюдных, хороводных, игровых, плясовых, любовных, шуточных, исторических, разбойничьих. В исторических песнях встречаются постоянные эпитеты (злата-серебра, скатный жемчуг и т. д.). Исторические песни XVI века включают в себя песни о взятии Казани, об Иване Грозном, о Ермаке. Исторические песни XVII века откликнулись на смерть сына Ивана Грозного, Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, восстание Степана Разина. Сюжеты песен XVIII века связаны с походом на Азов, с булавинским, пугачевским восстаниями. Народные песни XIX века связаны с войной 1812 года, Крымской войной, с именами Суворова, Кутузова, Платова, Нахимова, Наполеона.

Далее учитель расскажет об особенностях лирических, любовных песен, семейных, солдатских и пр. Однако самым важным будет рассказ о песнях исторических, так как они тесно связываются с последующими темами курса 8 класса.

Следующим этапом этого урока будет чтение статьи учебника и обсуждение материала о народных песнях четырьмя группами учащихся, т. е. семинар, который содержит короткие сообщения восьмиклассников об исторических, любовных, семейных, рекрутских, солдатских и других народных песнях, сопровождаемые примерами песен, сообщениями о частушках, исполнением двух-трех частушек.

В конце урока учитель подводит итоги работы учащихся, рассказывает об изучении и собирании песен, их сходстве и отличии от жанра былин, об исторических сведениях, которые несут исторические песни.

Важно, чтобы в процессе рассказов, диалогов, исполнения песен и частушек у учащихся возникло желание постичь особенности песен исторических и лирических, солдатских и семейных. Это должно проявиться и в рассказах, и в исполнении песен.

Интересно, например, обратить внимание на то, что исторические песни по сравнению с былинами являются более поздней формой народной поэзии, героями исторических песен были борцы за родину и права народа. Песни короче былин, отличаются от былин и манерой исполнения (былины сказываются, исторические песни поются), эпитеты более индивидуализированы. Исторические песни близки и к песням лирическим, например, в них есть лирические зачины («На заре то было, на зореньке...», «Ах туманы вы мои, туманушки...»), цель которых создать определенное настроение, подготовить к восприятию эмоционального содержания. Сравнения, встречающиеся в песне, часто общие и для других жанров устного народного творчества. Например, отрицательная форма («Не сизы орлы клохочут, Не серые гуси возголосят...») близка к отрицательным формам в былинах.

Лирические песни раскрывают внутренний мир человека.

Расскажут учащиеся и о семейных, любовных, ямщицких, сатирических, солдатских песнях и их особенностях.

Народные частушки также станут предметом разговора на таком уроке, причем всегда найдутся в классе школьники, умеющие их исполнять. Таким образом урок-семинар превращается в особенный урок — урок-праздник, на котором восьмиклассники продемонстрируют не только свои знания, но и умения, способности, таланты.

При хорошей подготовительной работе урок становится для школьников интересным, запоминающимся.

Подытоживая работу школьников, учитель отметит наиболее удачные ответы, сообщения, исполнение, вновь обратит внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий, предложит еще раз перечитать предания, исторические песни к следующему уроку и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?»

Виды работы на уроке могут быть разными:

— Беседа с учащимися дает представление о том, что запомнили они из рассказа учителя, чтения статей учебника и дополнительных материалов.

— Индивидуальные рассказы о различных видах народных песен.

— Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни.

— Конкурс на лучшее исполнение песни (любовной, исторической, шуточной — на выбор).

— Сообщения учащихся о различных видах народных песен.

— Организация вечера народной песни.

— Уроки внеклассного чтения и развития речи на тему «Народные песни».

— Прослушивание рассказа учителя о песенном жанре.

— Чтение, осмысление и пересказ статьи учебника.

— Подготовка докладов о песнях (обрядовых, исторических и пр.).

— Создание иллюстраций к песням.

— Создание сочинений на данную тему.

— Написание собственных коллективных (от группы учащихся) песен, если такие творческие силы есть в классе.

— Создание частушек на школьные темы.

— Создание инсценировок, вечеров, концертов на тему «Фольклор на уроках литературы».

^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития князя Александра Невского». «Суд Шемякин»

Восьмиклассникам предлагается вспомнить произведения древнерусской литературы, которые знакомы школьникам по предыдущим классам («Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» и, может быть, другие произведения, прочитанные самостоятельно, например, «Наставление тверского епископа Семена» в книге «Читаем, думаем, спорим...» для 7 класса).

Учащиеся назовут произведения, имена героев, кратко передадут сюжеты прочитанных ранее произведений. Если учитель не уверен в том, что его питомцы хорошо помнят материал, то стоит заранее предложить к этому уроку повторить его, дать индивидуальные задания, подготовить школьников к такой беседе. После беседы учитель еще раз говорит учащимся об особенностях древнерусской литературы, о том, с какими произведениями им предстоит познакомиться в этом году. После этой предварительной работы восьмиклассники читают статью о древнерусской литературе, отвечают на вопросы.

Несколько слов учителя о воинских повестях древнерусской литературы и повести об Александре Невском предваряют чтение текста, которое начинается на уроке учителем и учащимися. Хорошо, если весь текст будет прочитан на уроке. Дома школьники готовят ответы на вопросы, думают над прочитанным, готовят рассказ о героях, выразительное чтение текста.

Тот же самый ход работы возможен и для другого текста, включенного в учебник-хрестоматию, — «Суд Шемякин».

Причем, если при обсуждении первого произведения школьники расскажут содержание прочитанного, охарактеризуют главного героя, то во время обсуждения второго текста может быть продуктивным чтение по ролям или инсценирование, чтобы нагляднее показать неприглядность героев, осуждающее отношение автора к ним.

Таково общее направление хода уроков по этим текстам. Важно, чтобы школьники постепенно все больше знакомились с текстами произведений древнерусской литературы, открывали для себя новых героев, учились читать и пересказывать эти тексты, привыкали анализировать поступки героев далекой от них эпохи, учились понимать и оценивать эти характеры, соотносить события далекого времени с днем сегодняшним.

Обратим внимание на то, как о сближении истории и литературы говорит исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. Он обращает наше внимание на то, что древнерусская литература «еще не оценена полностью с эстетической точки зрения», и советует: «Чтобы почувствовать этот трепет искусства в произведениях Древней Руси, надо читать их медленно, как читали когда-то. ...Произведения древнерусской литературы следует сравнивать не с произведениями Данте или Шекспира, а с большими эпическими поэмами прошлого, с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией». Об этом не только важно сказать школьникам, но и помочь увидеть, почувствовать и эстетическую ценность текстов, и связь с фольклором и историей.

Осмыслить, понять характер Александра Невского (его воинские подвиги и нравственные заслуги) помогут и самые разные картины (репродукции картин приведены в учебнике, важно не забыть о них, рассмотреть их, подумать, так ли учащиеся представляли себе облик Александра Невского).

Не менее интересны для наших учащихся мысли ученого о том, как важен литературоведческий и исторический комментарий, который помогает по-настоящему осмыслить прочитанное, особенно если речь идет о древнерусской литературе.

«Только всестороннее знание эпохи, — пишет ученый, — помогает нам воспринять индивидуальное, понять памятник искусства не поверхностно, а глубоко... Исторический, историко-культурный, историко-литературный комментарий к памятнику — это тот словарь, с помощью которого только и можно его читать для его всестороннего понимания».

Словом, осваивая эту тему, хорошо бы воспользоваться книгами: Д. С. Лихачев. «Земля родная» (М., 1983); «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести» (М., 1986).

^ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766—1826)

«Наталья, боярская дочь»

В программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной предложена для изучения повесть Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Повесть эта не имеет традиции школьного изучения, что предполагает более подробные, чем обычно, методические рекомендации.

Примерное планирование темы может включать в себя следующее:

1. Вступительное слово о писателе: Н. М. Карамзин — «великий писатель во всем смысле этого слова» (Пушкин).

2. «Что Библия для христиан, то история для народов» (Карамзин). «Наталья, боярская дочь» — повесть о добрых старых временах и о молодой любви.

3. «Платя дань веку, творим для вечности» (Карамзин). Значение творчества Карамзина.

Содержание уроков по изучению повести «Наталья, боярская дочь»:

1-й урок. Краткое слово о писателе, поэте, историке, реформаторе русского языка Н. М. Карамзине. Сентиментализм как художественное противопоставление классицизму: переход от культа разума к культу чувства. Особенности русского сентиментализма (внимание к внутреннему миру человека, в том числе «маленького человека», внимание к истории родного народа). Реформа русской прозы, русского языка.

2-й урок. Аналитическая беседа по повести. Как история одной любви становится частью истории русского народа. Дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести. Воспроизведение бытовых особенностей времени в повести. Лиризм повести Карамзина.

Опережающие вопросы и задания учащимся:

Всем ученикам следует самостоятельно и заранее прочитать повесть «Наталья, боярская дочь». Подготовить цитатный письменный план содержания повести, например:

1. «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими».

2. «...в Москве белокаменной жил боярин Матвей Андреев».

3. «...венцом его счастья и радостей была любезная Наталья, единственная дочь его».

4. «...потребность любить, любить, любить...» И т. д.

— Подготовить художественный пересказ фрагмента повести по одному из разделов плана.

Вступительное слово учителя может быть следующего содержания:

«Известно, что А. С. Пушкин посвятил трагедию «Борис Годунов» (сцену «В Чудовом монастыре» вы обсуждали в 7 классе) «драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина».

Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков. Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Карамзину шел 14-й год, когда его отправили в Московский пансион, где он в совершенстве овладел немецким и французским языками, читал по-английски и по-итальянски. Еще при рождении Карамзин был записан в гвардейский Преображенский полк, и в 1782 году ему пришлось все же надеть мундир. Но в следующем году скончался отец Карамзина, Николай Михайлович вышел в отставку и уехал в Симбирск. В самый разгар французской революции Карамзин оказался в Париже и «с изумлением видел, что в великих исторических событиях можно участвовать, можно не участвовать, а можно их просто не заметить». Именно в Париже Карамзин услышал голос Истории, который с тех пор не переставал звучать в его душе.

Карамзин вернулся домой писателем, надеясь учить читателей, воспитывать в них добрые чувства, а средством для этого избрал журнал. «Московский журнал» Карамзина стал заметным явлением, а издатель его считал, что красота, искусство — лучшие воспитатели. Не случайно поэтому в повести «Наталья, боярская дочь» Карамзин писал: «Сократ говорил, что красота телесная всегда бывает изображением душевной».

Ведущее место в «Московском журнале» заняла художественная проза, в том числе повести самого Карамзина — «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки — натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной. Высшее достижение Карамзина-прозаика — «История государства Российского». Это не только глубокий исторический труд, но и замечательное художественное произведение.

«Карамзиным закончилась многовековая летописная эпоха российского прошлого. И вот в многотомной «Истории государства Российского» мы встречаем поразительные строки, которые, казалось бы, уместнее было бы прочесть в повестях «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза»: «Где нет любви, нет и души» (Р. Киреев).

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму — сентиментализм, который сосредоточивал главное внимание на изображении мира души, противопоставлял богатству кармана богатство чувств. Время требовало от литературы понимания «языка сердца», умения говорить на этом языке. Мысль Карамзина о том, что надо «писать, как говорят, и говорить, как пишут», сохранила свое значение и в наше время. Место Карамзина в нашей литературе определил поэт П. А. Вяземский: «Эпоха преобразования сделана Ломоносовым в русском стихотворстве, эпоха преобразования в русской прозе сделана Карамзиным».

Вопросы и задания для аналитической беседы в классе:

— Как представляет Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» образцовое царствование? Какую роль при дворе играет верный советчик царя боярин Матвей?

— Какова бытовая обстановка в доме боярина?

— Как боярская дочь Наталья до 17 лет проводила время свое «от восхода до заката красного солнца»? Что изменилось в жизни Натальи после встречи с Алексеем? Что составило «восхитительную гармонию» чувств Натальи и Алексея? Чем были заняты молодые герои в обычное время? Какие события резко изменили уединенную жизнь Натальи и Алексея? Как это характеризует героев повести?

— Какими приемами раскрывает автор «жизнь сердца» своих героев?

— Какой характер имеют такие выражения автора: «Алексей выбежал из своего домика, сорвал первый цветочек... и в самую сию минуту запели в лесу весенние птички»? Какой оттенок повествованию придают уменьшительные суффиксы?

— Как вы понимаете название повести? В чем именно проявляется то, что Наталья не просто милая девушка, героиня любовной истории, а именно боярская дочь?

— Почему история любви двух молодых людей начинается в повести с истории русского народа?

(Использованы материалы А. Архангельского, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Муравьева, М. Рыбниковой, О. Орлова, В. Федорова, Н. Фридмана, Н. Эйдельмана, Б. Эйхенбаума.)

^ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769—1844)

следующая страница >>