velikol.ru
1

Компьютерная презентация, как способ активизации познавательной активности школьников

Почему не всегда возможно использовать готовые электронные учебные пособия на уроке?

·                     Они, как правило, ориентированы на индивидуальную работу пользователя, а не на работу с классом.

·                     Лишают учителя возможности творить свой «единственный» урок, так как заранее определяют содержание урока и методику изложения материала.

·                     Деятельность детей на уроке не закладывается в подобные учебные средства. В этом нет ничего удивительного, ведь их не для этого создавали.

·                     Не предусматривают поэтапного формирования понятий с учётом возрастных особенностей учащихся и заложенных в программной линии.

·                     Материал разбит на логические блоки, которые не укладываются во временные рамки урока

 

Учитель сможет работать с программным средством на уроке, если сам его создаст. Это не так сложно, как может показаться. Не сложнее, чем написать вдумчивый конспект урока. Процесс создания своей презентации,  занимателен и интересен, а главное продуктивен.

 

Что может дать использование презентации на уроке при рациональном их создании и  использовании?

 

Процесс объяснения нового материала учителем может быть заменён активными формами познания.  Получение знаний на основе деятельности учащихся. Учитель подбирает материал, который организует эту деятельность. Урок как форма работы является в настоящее время наиболее освоенной системой в работе современной школы. И основная задача учителя  состоит в том, чтобы искать пути усиления развивающей направленности классно-урочной системы. Ученик развивается, участвуя в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, трудовая и общение. В условиях школы процесс развития личности идет, на учебном занятии и поэтому главная задача  урока состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности и добиться усвоения знаний в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации знаний. Почему же на практике это сложно сделать? Такой урок не возможен без подготовки  материала, с которым будут работать дети на уроке. Это требует, не только временных затрат, но и материальных. Эти проблемы снимает подготовленная заранее к уроку презентация, которую можно использовать сколько угодно раз, редактируя её без проблем.

 Всем известна истина, что «повторение- мать учения». Но при этом минимальная часть наших с вами учеников дома выполняет домашнее задание. Мы тоже были такими, отличаемся от современных детей, может быть только тем, что открывали учебник на перемене перед уроком. Поэтому нужно организовывать многократное повторение на уроке одного и того же материала и не переносить вторичное восприятие на дом. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет 2 – 3 раза возвращаться к одному и тому же материалу с разных позиций. Рассказ учителя чередуется с ответами на вопросы, работой с рисунками и схемами, составлением таблиц и просмотром видеофильмов. Это способствуют эффективному восприятию знаний учащимися уже на уроке.

Все мы знаем, как велика роль наглядности. На наглядном уроке ребёнок может видеть  всё, о чём слышит. При этом проявляется новый вид – динамическая наглядность. Я неоднократно проверяла, процесс повторения изученного когда-то материала возможен без предварительного задания на дом, если подкрепить его наглядностью. Наглядный материал, помогает вспоминать, сопоставлять и сравнивать.

Появление наглядного средства при использовании презентации строго определено во времени и хорошо видно даже с последней парты. Когда учитель, при традиционном подходе готовится к уроку, он приводит все средства наглядности в «боевую готовность». Он вынужден это делать, так как не имеет права во время урока отвлекать свое внимание от деятельности класса. По этому наглядные пособия выставляются напоказ  задолго до того момента, когда они будут необходимы по логике обсуждения  или объяснения, и таким образом отвлекают внимание учащихся от задач, которые решаются в данное время. Каждое дидактическое средство должно появиться перед глазами учащихся только тогда, когда пришло его время.

В. П. Симонов в работе «Педагогический менеджмент» приводит следующие данные. Наибольшая эффективность усвоения учебного материала связана с выходом на уровень практических умений. Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»

Т. о., использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности урока.

Запоминание также важно для безошибочного понимания и применения знаний. Произвольным запоминанием является закрепление.  Успешность запоминания и закрепления зависит от уровня  познавательных мотивов и от уровня познавательной активности класса. При использовании компьютерной презентации на уроке очень высок уровень мотивации детей и их внимание. Достигается это тем, что существенно повышается уровень наглядности изучаемого материала за счет демонстрации схем, чертежей, иллюстраций, таблиц, мультипликации и видеофрагментов. Появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объеме. Кроме того, дети не выпадают из учебного процесса, т.к. используя компьютерную презентацию, учитель может неоднократно менять вид деятельности. При таком подходе ученик весь урок следит за происходящим, он находится в ситуации, когда ему необходимо запоминать существенное, так как применять его придется для выполнения заданий по первичному и вторичному закреплению на этом же уроке. На уроке по теме «Движение крови и лимфы в организме» был проведен учет количества заданных за урок вопросов. Их оказалось 52, и только к восьми из них пришлось обращаться повторно. За урок получено семь отличных оценок и две оценки «хорошо».  На уроке учащиеся ведут учет правильных и неправильных ответов. Правильный ответ регистрируется знаком «+», неправильный – знаком «-». Анализ результативности урока также показал, что количество пассивно работающих учащихся сократилось до 6 человек, что составляет 23%, в то время как В. П. Симонов приводит следующие данные. На 76% наблюдавшихся учебных занятий организационно-педагогическое воздействие преподавателя было направлено на 20-25% группы учащихся, преимущественно успевающих на «хорошо» и «отлично». А это уже ситуация успеха. При этом дети (по их отзывам)  на уроке не устают, хотя трудятся интенсивно. Почему? Происходит постоянная смена видов деятельности.

     Хочется отдельно остановиться на организации труда. Учитель не тратит время на организационные вопросы, ему не надо оформлять доску, следить за ее чистотой, развешивать плакаты и рисунки, включать разную аппаратуру, которая может повысить наглядность урока. Все это экономит время, которое используется только на учебно-воспитательный процесс.

Количество наглядного материала к уроку иногда может быть таким, что его весьма проблематично разместить по направлению взгляда учеников в классе. Сколько раз случалось на уроке, что магниты раскатывались по углам класса, листочки с раздаточным материалом разлетались, таблицы начинали сползать, площади доски не хватало, ну и прочие катаклизмы... Ну а в крайнем случае, не хватает времени на перемене, чтобы это всё подготовить. А сам учитель выходит после урока с мокрой от пота спиной, весь обсыпанный мелом. Опыт показывает, что затраты времени на подготовку презентации, компенсируются комфортом на уроке.

Развитие общих учебных умений и навыков, ещё один немаловажный аспект применения презентаций. В процессе обучения ремеслу действует аксиома. Любой мастер не допустит своих учеников до работы, пока не научит их владеть инструментами труда. Если ребёнок на уроке является полноценным субъектом деятельности  и  своего развития, то он имеет право не только на овладение ЗУН в рамках образовательных стандартов, но и на овладение всеми теми инструментами, которыми эти знания добываются. Сложность состоит в том, что эти инструменты нельзя передать из рук в руки, а навыки учебной деятельности неосязаемы. И бесполезно ждать, что ЗУН, как инструменты учебной деятельности, должны сформироваться в ходе обучения к определенному возрасту. Многие учителя считают, что для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и умение учиться появится само. Между тем, дети взрослеют, учебные программы с учётом возрастных особенностей детей усложняются, а качество результата обучения начинает падать. У учащихся отсутствует адекватное поставленным учебным задачам, умение учиться, не сформированы навыки учебной деятельности. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность. Хотеть учиться можно только тогда, когда умеешь это делать. Используя презентацию на уроке, учитель может целенаправленно развивать ЗУН. Вот некоторые возможные варианты:

o                   работа с разными формами представления информации;

o                   выделение главного и второстепенного, анализ текста;

o                    охарактеризуй то, что видишь, подбери слово;

o                   классификация понятий и учебная работа с ней;

o                   на основе предложенной информации создай своё определение для нового понятия;

В заключении, вот лишь некоторые задачи, которые можно решать на уроке, с использованием компьютерной презентации и АРМ учителя:

1.                                                      Сообщение большого количества информации с проверкой понимания самого существенного, самого главного.

2.                                                      Осуществлять связь теории с практикой, с выходом на уровень переноса.

3.                                                      Прорабатывать учебный материал по степени его значимости (Что запомнить, что проработать в ознакомительном плане, что необходимо уметь объяснять).

4.                                                      Добиваться прочности, осознанности и глубины знаний на основе принципа непрерывного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти.

5.                                                      Повышение уровня наглядности урока.

6.                                                      Повышение внимания учащихся и степени их заинтересованности изучаемым материалом, познавательной активности учащихся.