velikol.ru
1

Пример составления интегральной критериально-ориентированной характеристики педагога с формулировкой выводов о направлениях повышения квалификации






Учитель 1




1.     Личностные качества педагога

1.1. Вера в силы и возможности обучающегося.

Склонен негативно оценивать личность учащихся, имеющих сложности в освоении материала.

1.2. Интерес к внутреннему миру обучающегося.

педагог полагает, что нет необходимости вникать в жизненную ситуацию учащегося, если последний этого сам не захочет. Он считает: «Главное – научить, а для этого необязательно вникать в сложности внутренней жизни учащегося».

1.3.   Открытость к принятию других точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)

педагог считает, что учащийся должен усвоить и «сдать» определенную информацию только в том виде, в котором учащийся её получил от него независимо от того, насколько она достоверна.

педагог сам формулирует, зачем нужно изучать тот или иной материал.

педагог склонен эмоционально внушать учащимся важность какой-либо информации, не ссылаясь на источники или исследования.

педагог испытывает сложности в коммуникации со учащимися, склонными к спорам и высказыванию противоположной преподавателю точки зрения.

1.4.    Общая культура педагога.

педагог ограничивается на своих занятиях только предметной сферой, не проводя интеграцию с другими дисциплинами.

педагог обладает культурой речи, не позволяет себе в работе со учащимися низкий слог и чрезмерные жаргонные обороты.

Внешний вид преподавателя соответствует деловому стилю.

1.5. Эмоциональная устойчивость

педагог владеет своим эмоциональным состоянием, сталкиваясь с проявлениями необязательности и бескультурья со стороны учащихся.

Отношение преподавателя к учащимся в значительной степени обусловлено его эмоциональными предпочтениями.

педагог старается отгородиться от учащихся, «надев маску» нейтрального отношения.

1.6.  Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.

педагог негативно относится к некоторым аспектам своей педагогической деятельности вследствие влияния социальных факторов.

педагог склонен оправдывать собственные недоработки «общим негативным положением в образовании».

педагог относится к работе формально, что проявляется в отношении к учащимся и коллегам. На словах он (она) поддерживает инновации и усовершенствования, а на деле – отказывается от них.

2.  Постановка целей и задач педагогической деятельности.

2.1.  Умение перевести цели урока в педагогическую задачу.

педагог сам формулирует цели, а учащиеся – успешно их реализуют.

педагог формулирует цели занятия, не объясняя, зачем их нужно реализовывать на основе модели специалиста.

Объяснение большинства целей занятия носят абстрактный характер: «Так надо по программе», «Чтобы быть культурным человеком» и т.д.

На занятиях педагог ограничивается объявлением темы урока, а дальше – ставит перед учащимсяи задачу. Зачастую эта задача заключается в конспектировании содержания лекции с элементами беседы.

В процессе планирования занятия педагог использует традиционную триединую систему целеполагания.

2.2.   Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

педагог организует целеполагание, учитывая уровень учащихся и их возрастные особенности.

При отборе материала педагог ориентируется не только на задачи профессионального развития учащихся, но и на их возрастные, индивидуальные особенности.

педагог обычно осуществляет целеполагание посредством абстрактных вводных формулировок: «Сегодня мы займемся…», «Сегодня мы поговорим….» и т.п. На этом процесс целеполагания завершается, а начинается монолог преподавателя.

3. Мотивация учебной деятельности.

3.1.   Умение обеспечить успех в деятельности.

учащиеся воспринимают данный предмет как очень тяжелый и сложный.

педагог может показать свою учебную дисциплину с необычной и интересной для учащихся стороны.

3.2. Компетентность в мотивировании посредством педагогического оценивания.

Окончательная отметка учащегося складывается как среднее арифметическое из текущих отметок.

педагог больше ориентируется на организацию процесса самооценивания, чем на процесс оценивания.

педагог – наряду с аутентичными методами оценки достижений учащихся – использует тесты.

В оценочной деятельности преподавателя преобладает эмоционально-личностный компонент, который он объясняет воспитательными целями.

3.3. Умение превращать учебную задачу в личностно значимую.

Значительная часть учащихся, изучающих данную учебную дисциплину, заинтересованы только в том, чтобы набрать необходимое количество баллов.

педагог невербально и вербально показывает заинтересованность в освоении учащийсяом определенных компетенций.

4. Информационная компетентность.

4.1. Компетентность в предмете преподавания.

педагог свободно владеет содержанием своей учебной дисциплины.

педагог максимально успешно выполняет контрольные работы или тесты по своей учебной дисциплине (в рамках внешнего или внутреннего мониторинга)

педагог свободно связывает содержание своего курса с общекультурными сведениями.

4.2. Компетентность в методах преподавания.

педагог испытывает сложности в работе со учащимися, по разным причинам «выпадающим» из единого ритма учебного процесса.

На занятиях у данного преподавателя учащимся интересно, хотя профессионально их уровень и не повышается.

педагог использует групповые и парные методы работы.

педагог испытывает сложности в использовании базовых информационных технологий в преподавании учебной дисциплины.

педагог, в основном, ориентируется на репродуктивный уровень освоения учебной дисциплины.

4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учащихся и студенческих групп).

педагог не считает нужным общаться с большинством учащихся на личностном уровне, считая это излишним в образовательном процессе.

4.4.  Умение вести самостоятельный поиск информации.

педагог стремится осваивать новые технологии и применять их в своей учебной дисциплине.

педагог использует Интернет-ресурсы для развития своего курса

У преподавателя есть склонность к саморазвитию и самосовершенствованию.

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.

5.1.  Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты.

педагог легко ориентируется в существующем учебно-методическом комплексе по своей учебной дисциплине

педагог формально подходит к составлению программы учебной дисциплины

Преподавателю следует больше обращать внимания на междисциплинарные связи при составлении программы курса

5.2. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях.

педагог стабильно устанавливает рабочую атмосферу на своих занятиях

На занятиях у данного преподавателя учащиеся стараются достичь наиболее значимых результатов для будущей профессиональной деятельности

педагог старается отстраниться от возникающих проблем со учащимися, объясняет их низким уровнем обучающихся.

педагог считает, что учащийся сам должен решать свои учебные проблемы, а дело преподавателя - только учить

педагог не всегда оптимально разрешает конфликтные ситуации, возникающие в учебном процессе

6. Компетенции в организации учебной деятельности.

6.1. Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений.

педагог использует методы и формы работы, основанные на принципах равноправного сотрудничества

В большей степени педагог воспринимает учащихся как объекты своего педагогического воздействия, не учитывая их особенности и наклонности

Как правило, учащиеся не имеют академических задолженностей по окончании изучения данной дисциплины

6.2. Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности.

педагог всегда может продемонстрировать учащимся на собственном примере реализацию тех или иных научных и теоретических моделей: провести открытый урок, показать фрагмент профессиональной деятельности и т.д.

педагог умеет грамотно и осмысленно формулировать цели занятия, методически обеспечивать их реализацию

педагог использует методы и формы работы, адекватные поставленным целям

6.3. Компетентность в педагогическом оценивании.

педагог таким образом строит учебный процесс, что каждый учащийся к концу занятия получает оценку своей деятельности

педагог оценивает деятельность учащихся, опираясь на субъективные, непроверяемые объективно критерии

У преподавателя периодически возникают конфликты по поводу системы оценивания со учащимися

педагог считает, что система оценивания – только его прерогатива и учащиеся не должны её обсуждать

6.4. Компетентность в организации информационной деятельности учащегося.

педагог использует современные информационные технологии для организации исследовательской деятельности учащегося

педагог не создает условий для целенаправленного развития исследовательских умений учащегося

6.5. Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.

педагог разбирается в современных методах организации учебного процесса

На занятиях у преподавателя конструктивная активность учащихся достаточно низкая

6.6. Компетентность в способах умственной деятельности.

педагог использует методы мониторинга развития (портфолио, бортовой журнал и др.) для развития мыслительных умений у учащихся



Вывод

Необходимо повышение квалификации в областях:

  1. Организация позитивной коммуникации с учащимися, современные методы мотивирования учебной деятельности.

  2. Использование вариативного учебно-методического комплекса, направленного на реализацию индивидуального подхода в работе с учащимися.

  3. Активное целеполагание.

  4. Организация межпредметных связей в преподавании предмета.

  5. Современные методы саморегуляции в педагогической деятельности.

  6. Управление педагогическими конфликтами.

  7. Современные методы оценивания.

  8. Развитие исследовательской культуры в преподавании учебной дисциплины.

  9. Теория и практика компетентностного подхода в образовании.