velikol.ru
1



Формирование общеучебных умений через учебную деятельность в Образовательной системе «Школа 2100».

Рузавина Альбина Рафаиловна, МОУ СОШ № 3 г. Канска, учитель начальных классов.




Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда и не годятся…

А. Дистервег, 19 век



Знания - понимаемая и воспроизводимая научная информация.

Умения – применяемые на практике знания.

Навыки – автоматизированные действия

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).

Общеучебные умения и навыки: учебно – организационные, учебно – интеллектуальные, учебно – информационные, учебно – коммуникативные.

Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации. Существенное в характеристике учебной деятельности состоит в том, что она осуществляется для интеллектуальных действиях и иначе, чем через действия, невозможна (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Под действиями в данном случае имеются в виду умственные действия, которые в педагогике соотносятся с учебно - интеллектуальными умениями. Таким образом, общеучебные интеллектуальные умения самым прямым образом связаны с учебной деятельностью, на их основе эта деятельность осуществляется, именно они внутренне организуют и претворяют ее.

В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Работа начинается с первых дней в школе. Это прежде всего организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места. Особенно много предметов находится на парте на уроках технологии и изобразительного искусства. С первых дней выясняем, почему ножницы, карандаши, кисти всегда должны лежать справа, линейка, трафареты, салфетки – слева, книги, тетради – перед собой. Чтобы убедиться в целесообразности такого расположения учебных принадлежностей, меняем предметы местами и пробуем работать. Дети сами убеждаются, что если карандаши, кисти, ножницы положить не справа, а слева, то работать неудобно; в правую руку приходится брать предметы, расположенные слева, и наоборот.

Наблюдение, слушание, чтение – умения нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме) на уроке, в домашнем задании. Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением. Рассуждающее мышление, происходящее в процессе усвоения знаний, перестраивает все другие познавательные процессы. В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Классификация (группировка) и обобщение – умения, реализующие операционно-исполнительный этап учебной деятельности. По своим внутренним психическим механизмам эти умения прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением, то есть с подлинной мыслительной деятельностью школьников. Именно это общеучебное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно активизируется и внимание в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации в ходе выполнения всего задания.

Обобщение – это умение устанавливать связи между предметами и явлениями, усваивать их и использовать в дальнейшем (при решении новых задач). В процессе обобщения происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий – выделение в них общего и различного

Самопроверка, самоконтроль (третий блок приоритетных умений) – контрольно-коррекционная деятельность школьника, состоящая в умениях оценить свою работу с позиций: все ли выполнил, верно ли выполнил – и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя.

В прямой связи с умениями самопроверки и самоконтроля формируются такие личностнозначимые качества, как самооценка, самоуправление и саморегуляция. В ходе формирования самопроверки и самоконтроля – с выходом на самооценку – может произойти рассогласование самооценки учащихся с их действительными возможностями. У одних появляется неоправданно завышенная самооценка, у других – заниженная, ведущая к отказу от преодоления трудностей, без чего не может быть положительной динамики в усвоении знаний и развитии школьников. Учителю важно не упустить это.

Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.

Два очень важных умения, без тщательной отработки которых сформировать интеллектуальные умения ученика невозможно. Поэтому их включили в эту группу учебных умений.

^ Первое - умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.

Приведу различные виды чтения в зависимости от его скорости:

^ Разновидности чтения

Количество слов в минуту

Скорочтение

Чтение в темпе скороговорки

Оптимальное чтение

Нормальное чтение

Более 300

180 – 300

120 – 150

80 –90

Обращаю внимание на то, что для учеников начальных классов скорочтение преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию с такой скоростью. Нормальное чтение обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично». Необходим оптимальный уровень – чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учащихся, к этому результату мы и стремимся.

Второе - умение красиво и скоро писать.

«Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медлительность в этом деле много вредит живости ума», - утверждал Квинтиллиан. Его идея понятна: если ученик медленно выполняет упражнения , медленно думает, его мозг станет ленивым.

Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

  • выявление существенных признаков объекта;

  • определение соотношения компонентов объекта;

  • проведение разных видов сравнения;

  • установление причинно-следственных связей;

  • оперирование понятиями, суждениями;

  • классификация информации;

  • владение компонентами доказательства;

  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

•  диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

•  сравнивать объекты, факты, явления;

•  классифицировать материал;

•  обобщать, делать резюме;

•  абстрагировать;

•  выделять главное, существенное;

•  синтезировать материал;

•  устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

•  выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

•  писать сочинение на заданную тему;

•  пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Дети-дошкольники очень любят задавать вопросы. К сожалению, зачастую взрослые всячески гасят детскую любознательность, ссылаясь на занятость или несвоевременность тех или иных вопросов. Поэтому, уже в начальной школе, можно заметить угасание любознательности и отсутствие в связи с этим умения правильно задавать вопросы. В процессе познания вопросы играют важную роль, поэтому можно без преувеличения сказать, что сознательное учение, познание начинается с вопроса. Вопрос направляет познание ребенка, побуждая познавательную активность, приобщая к культуре умственного труда. Приведу примеры, каким образом можно развивать умение задавать вопросы на уроках. Тема «Сложение и вычитание».

Рис. 1

Можно так же вовлечь детей в творческий процесс по «придумыванию» вопросов и на этом этапе урока целесообразно организовать небольшой тренинг на развитие умения задавать вопросы. Оставляя слайд в статическом состоянии, не подключая озвучивания, учитель просит детей самим составить условие задачи, сформулировать вопрос: «Что необходимо найти?» Помимо развития умения задавать вопросы при таком подходе к делу формируется творческое отношение к учебной деятельности. Детские варианты условий данной задачи могут быть самыми разнообразными и оригинальными, при этом можно проследить и явные межпредметные связи с уроками литературного чтения и даже окружающего мира. Вот примеры детских задач по данному слайду с вопросами:

1.«Сова пригласила на день рождения четыре лисы и три волка. Сколько животных придет в гости к сове?».

2. «Однажды лиса обманула волка. Волк пригласил друзей, чтобы они помогли ему поймать и проучить лису. На помощь волку пришло три его друга. Сколько зверей участвовало в погоне?».

3. «На лесной совет пригласили три лисы и одного волка, сколько зверей приглашено на совет?

Такое задание можно применить на уроке «Решение текстовых задач в два действия».

Рис. 2

Перед выполнением задания учитель просит детей придумать его условия. Таким образом, формируется и развивается как умение задавать вопросы, так и умение видеть проблему.

«У ежика в пенале лежало 6 карандашей и 4 ручки. Каких предметов больше и на сколько?». «Ежик принес в школу 4 ручки и 6 карандашей. На сколько ручек у ежика меньше, чем карандашей? Почему еж принес ручек меньше, чем карандашей?» Последний спонтанный и, казалось бы, не относящийся к данной теме детский вопрос учитель не стал «гасить» и отвергать и попросил ребят дать свои ответы. Так возникла ситуация, стимулирующая познавательную активность детей. При этом получили свое дальнейшее развитие как творческая, так и логическая составляющие мышления. Многие дети при ответе на вопрос пришли к логичному выводу, что на уроках они работают в основном только одной авторучкой с синими чернилами и многими цветными карандашами, поэтому у ежа карандашей больше!

^ Формирование и развитие умения видеть проблему

Проблема – это затруднение и неопределенность, с которой сталкиваются учащиеся. Для младших школьников устранение проблемы потребует совершения действий, направленных на снятие неопределенности. Снятие ситуации неопределенности предполагает активный мыслительный процесс, поиск вариантов решений. Задания по математике, по русскому языку и по окружающему миру в ОК часто построены таким образом, чтобы ребенок сначала попытался про себя или вслух выяснить, а что же тут неясно? Над чем стоит задуматься? Что необходимо решить? Другими словами, ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо сформулировать проблему.

Проблемные ситуации могут быть и с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. 2+5х3=17 2+5х3=21

Сделав на доске запись, происходит столкновение в восприятии детей 2 фактов: левые части одинаковы, а правые отличаются. Реакция удивления и означает возникновение проблемной ситуации.

Урок русского языка в 3 классе по теме « Непроизносимые согласные в корне слова». По заданию учителя школьники прочитывают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Таким образом, одновременно предъявляет два противоречия. Ученики удивлены. Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.

Урок математики, 2класс по теме « Умножение». Ученикам предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых 2+2+2+2+2=10

Затем дается задача: « На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?»

Составляя выражение 9+9+9+9… ученики начинают испытывать затруднение (возникает проблемная ситуация)

Итак, проблемная ситуация создана: ученики столкнулись с противоречием и испытывают чувство удивления или затруднения. Из проблемной ситуации необходимо еще выйти. Вижу, вы удивлены. Знаете почему? Давайте подумаем над вопросом, почему в одинаковых примерах разные ответы? (формулирование проблемы) Лучше, если дети сами смогут задать такой вопрос. « Непроизносимые согласные» Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (эти слова одинаковые, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия) Какой вопрос возникает? (побуждение к формированию проблемы) Почему в некоторых словах «т» не произносится. Тема нашего урока? Непроизносимые согласные (учебная проблема). Методические приемы и формы организации на уроках.

Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование учебно – интеллектуальных умений. Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные - пятиугольники. После этого ставится вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определённом направлении. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос

^ Развитие умения сравнивать

Развитое умение сравнивать позволяет выявлять сходство и различие между объектами. Прием сравнения необходимо развивать, так как он позволяет детям с легкостью выявлять особенности объектов, их уникальность, что значительно облегчает процесс формулировки определений тех или иных понятий. Сравнение предполагает использование такого приема, как различение. Различение помогает установить отличия данных объектов от объектов, в чем-то с ними сходных. На уроках математики развитию данного умения отводится достаточно много учебного времени. Так, уже на первом уроке детям предлагается выполнить ряд заданий на сравнение. Данные задания выполняются на уроке «Упорядочивание предметов в порядке возрастания и убывания заданного параметра».

Рис. 3.

На данном слайде находится задание, которое требует от первоклассника выявить общие и особенные черты представленных объектов, определить, чем они между собой отличаются (в данном случае – размером) и выполнить задание, выстроив матрешек в определенной последовательности – от меньшего размера – к большему.

На рисунке 4 также представлен вариант задания, способствующего развитию умения сравнивать. Выполнять подобные задания предполагается на уроке «Равенства и неравенства. Классификация предметов по группам» или на уроке «Упорядочивание предметов в порядке возрастания и убывания заданного параметра». Прежде чем вставить нужные сказочные цифры в равенство, ребенок тренирует свое умение сравнивать. При этом сам процесс сравнения для многих детей осложняется наличием не привычных чисел или предметов, а символов.

Рис. 4

^ Развитие умений классифицировать объекты

Познание ребенком окружающего мира, мира науки не сводится лишь к чувственному его отражению. Оно обязательно предполагает использование хорошо развитого умения выделять в объектах общие, существенные признаки. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Классификацию называют еще операцией деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Классификация придает мышлению строгость и точность. Умение классифицировать – неотъемлемая часть математического и логического мышления, поэтому его развитию уделяется большое внимание. Вот некоторые примеры упражнений, развивающих умение классифицировать на уроках математики.

На рисунке 5 показан слайд, при изучении которого учащимся предстоит развивать умение классифицировать. Дети должны определить, идентифицировать каждый из предлагаемых объектов по двум разным критериям – высоте и толщине ствола. Работа над подобными заданиями не только интересна для детей, но и весьма продуктивно развивает их мыслительные способности.

Рис. 5

При наличии времени и желания, можно «усилить» работу над данным слайдом за счет межпредметного задания: можно попросить детей не только выделить самое толстое, тонкое, высокое или низкое дерево, но и по особенностям силуэта попробовать предположить, что это за дерево? Дуб, береза, сосна?

Задание на слайде на рисунке 6 также развивает умение не только сравнивать, но и классифицировать объекты, выявить закономерность их распределения по рядам. Такие задания находят применение на уроке «Сравнение объектов по нескольким признакам».

Рис. 6

Задача является достаточно сложной, так как выявлять закономерность и проводить классификацию нужно по нескольким основаниям сразу: цвет, форма и размер объектов. При этом развивается так называемое геометрическое видение ребенком мира. Задание содержит весомый образовательный потенциал, направленный на всестороннее развитие у ребенка общеучебных умений и навыков – основы для формирования базовых компетенций личности.

Главная цель моей работы с детьми – учить детей учиться, а значит, ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом – инструментом общения – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Детям необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.

Тематика игр:

1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).

2. Слово наоборот (пилот – толип, верблюд – дюлбрев)

3. Алфавит вокруг.

4. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова, относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово.

ш ь ы м – мышь

с ь р ы – рысь

ц а я з – заяц

т д я л е – дятел


5. Добавь словечко.

«Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит…» (черепаха.)

Но особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, понимают язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. При написании сочинений у всех детей возникают трудности, стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят писать их. Я думаю что, прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто: надо давать темы, которые будут нравиться детям. Появилась тематика сочинений:

1. Почему я лучше всех?

2. Опиши пустоту.

3. Жизнь на моей звезде.

4. Как появились полезные ископаемые.

5. О чём мечтала сосулька.

Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом. Любимая игра на уроках чтения – читать голосом героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги медведя, значит, наступило время разминки, и все должны читать или говорить голосами гостей.

Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя свой выбор фактами из текста. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске, и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»

а) Прочитай шепотом.

б) Прочитай громко.

в) Порадуйся предложению

г) Спроси предложение.

На уроках многократно прочитывается текст с различными заданиями. Одно из них « Вопрос товарищу». Можно провести в виде «Аукциона», кто больше придумает хороших вопросов.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы они сами нашли большое количество вариантов анализа в предлагаемых заданиях, что поможет им в дальнейшем учиться. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать и на этом основании сделать вывод, например:

– Чей план более удачный?

– Какой пункт в плане вам кажется главным?

– Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?

Уже несколько лет я работаю по программе Образовательной системы « Школа 2100». Эта система позволяет мне целенаправленно развивать каждого ребенка, осуществлять личностно – деятельностный подход к процессу обучения, более полно реализовывать идеи модернизации образования и новых стандартов. Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения развивает учитель, работая с учебником на определенном предметном содержании. Предметные умения формируются последовательно: на одной теме определенного предмета школьники осваивают одни умения, на другой – другие. При выработке общеучебных умений перед каждым педагогом встает альтернатива: развивать общеучебные умения последовательно друг за другом или параллельно, то есть на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу. Чтобы развивать определенное общеучебное умение, надо использовать специально подобранные задания. Где их взять? На мой взгляд, для большинства общеучебных умений не требуется специальных заданий. Их всегда можно выбрать из арсенала каждого из учебников. При подготовки к уроку я отбираю задания, ориентируясь не только на логику предметного содержания, но и на характер того общеучебного умения, которое мы договорились развивать с моими учениками.

При формировании общеучебных умений и навыков придерживаюсь следующей последовательности:

  • Введение новой информации или новых инструкций: что, для чего и как делать.

  • Проведение систематических многократных упражнений (их многовариантность)

  • Применение новых знаний на практике: многочисленные вариантные упражнения по всем предметам.

  • Коррекция: ошибки исправляются по ходу работы.

  • Автоматизация общеучебных умений и навыков.

Мною была проведена работа по анализу сформированности общеучебных умений и навыков в классах, обучающихся по программе «Школа России» и «Школа 2100».

Итоги таковы:

Учебно-интеллектуальные умения оценивались по 5 параметрам (восприятие информации, интеллектуальная обработка информации, результативность интеллектуальной деятельности, самооценка результата, соответствие статуса учащегося требованиям программы.

«Школа России»:

« Школа 2100»

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), большинство учащихся нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получают, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами некоторые учащиеся действуют самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда могут дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видят допущенные ошибки

В классах школьники успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления, способны самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Дают развернутый ответ и обосновывают его, аргументируют свою позицию. В большинстве случаев дают объективную оценку результату своей работы и одноклассников, так как понимают суть допущенных ошибок.

Во всех этих классах важно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.


Необходимо поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.


Таким образом, наблюдения показали, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Учащиеся продвигаются в своем развитии, изменяются сами. Наблюдения показали, что формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.

Литература:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., Просвещение, 2010г.

2.М.М.Безруких, С.П. Ефимов « Знаете ли своего ученика?», с.5

3.Журнал « Начальная школа»№6- 2009, с. 45

4. С.В. Кульневич , Т.П. Лакоценина «Современный урок», Москва ч. 1, с. 23.

5.Е.А. Родионова « Олимпиада»

6.Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

7. Л.Г. Петерсон и др. Что значит «уметь учиться».

8. Л.Г. Петерсон. Программа надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)». − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2009.