velikol.ru
1


Физико - математический вечер

«Наука и жизнь»

для учащихся 7-11кл.

Ответственные: Кунина Л.Н., Исаенко Г.И., Тетерина А.И.

Цели:

  • расширить знания учащихся; развивать познавательный интерес, интеллект,

  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; показать необходимость знаний по математике, физике в различных областях и применение их на практике.

Оборудование: предметы быта различной геометрической формы: треугольной, квадратной, в виде призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара; презентация.
^

Ход вечера


1. Нужна ли математика в жизни? в жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет строить геометрические фигуры. С этими фигурами мы часто встречаемся в окружающей жизни. Кто-то из вас, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах учёных математиков. Однако это не так. Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната. Все её стены, пол и потолок являются прямоугольниками, а сама комната - параллелепипед. Посмотрите на пол. Доски - это прямоугольники, а рисунок линолеума часто в виде квадратов, ромбов или правильных шестиугольников. Мебель в комнате - тоже комбинация геометрических тел. Стол - плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах - тумбочках, в которых есть ящики. На -столе лампа с абажуром в форме усечённого конуса. Ведро либо цилиндрической формы, либо - усечённый конус. В буфете стоит посуда. Вот гранёный стакан, он имеет форму шестигранной усечённой пирамиды. Чайное блюдце - усечённый конус, воронка состоит из конуса и цилиндра. Нальём в стакан воду, края поверхности стакана имеют форму круга. Наклоним стакан, чтобы вода не вылилась. Тогда край водной поверхности станет эллипсом. Теперь вы совсем по - другому будете смотреть на кастрюли и сковородки, ложки и разделочные доски.

Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом - призма, а его стены -плоскости. Колонны у дома - это цилиндры. В Москве - Кремль. Прекрасны его башни и стены! Сколько геометрических фигур положено в их основу! По улице движутся автомобили. Их колёса -круги. Сядем в поезд. Станция далеко позади. Но и здесь геометрия не покидает нас. Вдоль дороги на столбах натянуты провода - это прямые линии, а столбы - это перпендикуляры к земле. Вот линия высоковольтной передачи, провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой же они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается. Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи на большие расстояния занимается математика.

Очень часто мы встречаемся с шаровой поверхностью: шариковые подшипники.

^ Сценка о памятнике «Медный всадник»

Кузьма: Иван, царь - батюшка прислал указ,(читает) по его высочайшему повелению, нам нужно в ближайшее время доставить в северную столицу, Град Святого Петра гранитную глыбу весом не менее 80тысяч пудов. Государь решил увековечить память основателя города , царя Петра 1 в камне и поставить ему памятник на главной площади Санкт - Петербурга.

Иван: Да как же это возможно, протащить такую махину по берегу Финского залива, это ж почитай вёрст 10 будет, а то и больше. Да и всех наших • мужиков с побережья не хватит, чтобы её передвинуть. Хотя камень такой имеется, помнишь? Там у утёса лежит огромный валун, его ещё наши рыбаки прозывают Гром - камень. Вот только как это сделать.

Кузьма: А ты подумай, а то ведь не сносить нам всем головы. Царь быстро управу найдёт. Думай Иван, думай, на то тебе и голова дана. Почитай весь мир знает, какой русский мужик смышленый. Не опозорь державу.(уходит)

Иван: ходит, размышляет, садится на бревно. Деревья мои родные, помогите простому русскому мужику сдвинуть Гром - камень с места. А ведь и. взаправду родненькие могут помочь.

Кузьма: Ну что Иван, придумал? А то уже от царя — батюшки посыльные были, поспрашали? Скоро ли дело будет сделано?

Иван: Скоро, скоро. Только родная природа может помочь русскому человека. Деревца и подсказали мне, как это сделать. Вот смотри, нужно не тащить, а катить, ведь так и силы поменьше нужно использовать. А ещё - лучше, выдолбить серединку ствола, да заполнить её пушечными ядрами без пороха.

Кузьма: Я так понимаю, ядра будут перекатываться и камень поедет? Срочно собирай народ, мужиков покрепче, да будем пробовать.(уходит)

Иван:( уставший)спасибо русскому мужику, где силой или смекалкой не возьмет, так там случай поможет. Нёс мимо брёвен один мужик кадушку с говяжьим жиром, запнулся и опрокинул её, залив все ядра, так они еще лучше стали вращаться. Срочно нужен жир и побольше, так мы ещё быстрее доставим камень.

Кузьма: 290 дней мы тащили этот камень в великий град Петра, исполнили волю государеву. И для народа постарались. Такое облегчение в работе придумали.

Так был изобретен первый шариковый подшипник.Итак продолжим, резервуары для хранения газа, - их делают шаровой формы, так как при этом расходуется меньше металла. А вот сферический чайник. Он обладает очень интересным физическим свойством - остывать медленнее всех чайников равного объёма. В чайнике внутренняя энергия кипящей воды зависит от объёма. А при любом виде теплопередачи. Чем меньше поверхность излучения, тем энергия излучается медленнее. Из геометрии Итак продолжим, резервуары для хранения газа, - их делают шаровой формы, так как при этом расходуется меньше металла. А вот сферический чайник О обладает очень интересным физическим свойством - остывать медленнее всех чайников равного объёма. В чайнике внутренняя энергия кипящей воды зависит от объёма. А при любом виде теплопередачи. Чем меньше поверхность излучения, тем энергия излучается медленнее. Из геометрии

известно, что наименьшую поверхность из всех тел одного и того же объёма имеет шар. Мы живём на земном шаре, хотя в действительности форма земли не шар, а более сложное тело - "эллипсоид вращения". У полюсов оно сплюснутое, отношение малой оси к большой составляет 299/300. Это не много, но эту величину приходится учитывать при составлении географических карт.

Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Н. Е. Жуковский (отец русской авиации) и С. А. Чаплыгин (один из основоположников аэродинамики) исследовали поле! птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы крыла самолёта и условий его полёта.

Мы идём в магазин. Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость. Мы едем в путешествие и решаем для себя задачу с данными: скорость, время, расстояние. Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время. Инженер или техник на производстве решает задачи из "Сопротивления материалов".

Например: Балка в технике - это металлический или деревянный брус. На них держится вес перекрытий и предметов, находящихся в здании. Если вес большой, то балки могут не выдержать и здание может рухнуть. Поэтому до

постройки здания надо сделать экономические расчёты и выяснить материал форму, размер балки, чтобы она выдержала конструкцию. Зная формулы о силе трения, инженер может рассчитать, каким канат можно удержать на пристани корабль (канат закидывается за столб на пирсе) Зная специальные формулы, врач-криминалист может рассчитать время когда умер человек.

Много трудных математических задач приходится решать в теории космических полётов. Одной из них является задача об определение количества топлива для того, чтобы придать ракете нужную скорость Математики нашли способ уменьшения количества этого топлива, т. е. при меньшей затрате горючего ракета может улететь дальше. Благодаря математике появились вычислительные счетные машины

Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народной хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводам! и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы. Всем известно, что не всегда человек может обыграть машину. Ведь он очень быстро просчитывает все ходы, за 1 секунду она может производить до 10 000 различных действий, чего не удается сделать человеку. Чтобы производить такие машины или пользоваться ими, нужно изучат высшую математику, а для ее изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной математики. Учить математику надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые. Нельзя оставлять не разобранной ни одной задачи и примера. Знай, что если сегодня ты не понял немножко, то завтра не поймешь многое.
^

Заморочки из бочки /математическая викторина/


1.Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы

столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой - же сегодня день? (Среда.)

2.Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра,

если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. (Юра

играл на гитаре.)

3.Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет

каждый из ребят, если Петя на год старше Белова. (Петя Чернов и Миша

Белов.)

4. Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили поровну.

Сколько было людей? (Трое - муж, жена и брат жены.)

5. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (Когда второе

слагаемое - нуль).

6. В слове МАТЕМАТИКА стерли 6 букв (возможно, среди них были одинаковые). Оставшиеся буквы переписали в обратном порядке. Что не

могло получиться? а) КАМА; б) КИМА; в) АТЕМ; г) ТЕМА; д) ТАЕТ.

7.Чем является число 27 для числа 3?

а) квадратом; б) треугольником; в) кругом; г) кубом; д) шаром.

8. При возведении в квадрат а) число всегда увеличивается; б) число всегда уменьшается; в) число всегда изменяется; г) изменяются все числа, кроме одного; д) изменяются все числа, кроме двух.
^

математические фокусы и софизмы.


"Угадывание дня рождения" /проводит игру подготовленный ученик/ Умножьте число даты своего рождения на 2, а полученный результат умножьте на 10. К полученному произведению прибавьте 73. Всю эту сумму умножьте на 5. К произведению прибавьте номер месяца своего рождения. Сообщите получившееся число. После крохотной паузы ученик называет дату и месяц рождения. Разгадка: вычтя из сообщенного числа 365, получим: две цифры справа дают номер месяца рождения, а оставшиеся цифры слева — дату дня рождения. Объяснение: (х*2*10+73):!:5+у=(20х+73)*5+у=100х+365+у-100х+у+365, где х - число даты рождения, у - номер месяца рождения. "Определение возраста" /проводит игру подготовленный ученик/ Хотите я угадаю, сколько вам лет (или вашей сестре, вашему другу...)? Тогда скажите мне, сколько получится, если от числа в 10 раз большего, чем число ваших лет, вычесть произведение какого-нибудь однозначного числа на 9. Благодарю вас, теперь я знаю, сколько вам лет.

Разгадка: надо отделить от объявленного числа число единиц и сложить с

оставшимся числом. Например, вам объявили результат: 151. Значит,

объявившему 15+1=16 лет. Легко и эффективно!

Объяснение: если искомый возраст х, то в результате требуемых действий

получится 10х-9к, где к - любое однозначное число. Преобразуем

полученную разность:

10х-9к = 10х-10к-к= 10(х-к) + к.

Вашему собеседнику, вероятно, больше 9 лет (х>9), а к, по условию, не

больше 9 (к?9), следовательно, х - к >0. В таком случае число 10*(х - к) + к

имеет к единиц, и если эти единицы отбросить, то одновременно изменится

разряд оставшихся цифр, т.е. десятки станут единицами и т.д., словом, число

уменьшится в 10 раз и будет равно х - к, прибавляем к нему отброшенное

число к, получаем искомый возраст х.

3) Арифметический я знак,

В задачниках меня найдёшь во многих строчках.

Лишь «О» ты вставил, зная как,

И я- географическая точка

(Ответ: плюс-полюс) Я цифра меньше десяти, Меня тебе легко «найти» Но если букве «Я» прикажешь рядом Я всё- отец., и ты, и дедушка и мать».

(Ответ: семь-семья).
^

Сценка "Дележ верблюдов"


Отец: сыновья мои дорогие, пришел мой час прощаться с жизнью. Хочу чтобы вы не были на меня в обиде и по совести делю между вами всех наших верблюдов - все наше семейное богатство. До этого мы все за ними ухаживали одинаково. А теперь каждый будет хозяином своих верблюдов. Старший сын - подойди. Ты моя надежда, ты самый умный, работящий, ты больше всех работал, поэтому тебе я отдаю половину всех верблюдов. Средний сын- ты мне много помогал, всегда слушался, исполнял все мои желания, тебе я отдаю треть всех верблюдов. Младший мой сынок, хоть ты и был лентяем, но ты мой самый любимый, последышек. Тебе я отдаю девятую часть всех верблюдов. Таков будет мой сказ. Прощайте сыночки.

Старший: Ну братцы дорогие, я забрал бы половину всех верблюдов и уехал от вас, но в загоне стоят 17 верблюдов, а как мне взять половину, я не знаю? Средний: ну это проще простого, сейчас я заберу свою треть и все дела решены.Вот только как это сделать. Ведь от 17 никак треть не возьмёшь. Младший: ну и глупые мне братья достались, давайте я первым возьму свою девятую часть, а дальше делитесь как хотите.

Старший: возьми, возьми, если ты такой умный, а мы посмотрим. Тут только один выход, нужно звать мудреца, только он сможет нас рассудить.

Мудрец: Ну что братцы, вот я прибыл к вам на своем верблюде, пока буду решать ваш спор, пусть и мой верблюд постоит в вашем загоне, а то устал с дороги. Слышал я уже о вашем раздоре, что не смогли вы выполнить

отцовский наказ. Я вам быстро помогу. Пойдемте к загону. Старший - бери свою половину верблюдов и иди с богом. Средний - бери свою треть верблюдов и живи в достатке. Младший, а тебе на радость отец оставил девятую часть. Вот и мне пора в обратный путь- живите с миром. Как же я поделил верблюдов?

Физика.

О физика, наука из наук!

Всё впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трёх сестёр

Познания всего в подлунном мире

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

Маргарита Алигер.

Песня (на мелодию Ю.Антонова. Пройду по Абрикосовой)

1 .Учёные великие, открыв законы новые

Чтоб не пропасть им, сделали науку для людей Нашли названье «физика» и до сих пор живёт она Как целое собрание открытий и идей

Припев:

Спасибо Архимеду, Копернику, Амперу Ньютону, Ломоносову, да всех не перечесть

За то что объяснили многие явления

Большая благодарность им, почет, любовь и честь

2. Как много интересного, мы на уроках физики

Узнали от учителя, и выучить смогли

Про силы тяготения, диффузию, конвекцию

А сколько интересного узнаем впереди

Припев:

Курчатов, Циолковский и умница Жуковский

Подняться в небо помогли огромным кораблям

И мы пойдем по вашим стопам в науке нашей

Чтоб стали мы достойны вас и вас не подвели

1. Сильная рука человека забросила ввысь космические корабли. И, глядя на эти золотые звёзды, люди говорят: "Физика - это здорово!" Пройдёт несколько лет, и первые люди, высадившись на Марсе, подумают: "Физика - всемогуща!" Мы, собравшиеся на этот вечер, говорим: "Физика - это грандиозно!"

1. Чего в сундук на спрячешь? Ответ: луч света

Вопрос. Какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из разноцветных лучей: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

2. Ревнул вол на сто сёл, за сто речек. Что это такое? Ответ: гром.

Вопрос: Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? Ответ: раньше увидим молнию, т. к. скорость распространения света 300000 км/с. Позднее услышим раскаты грома, т. к. скорость звука в воздухе 340 м/с.

  1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Ответ: лёд.

  2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое? Ответ: тень. Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: нужно. наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу.

6. Его никто не встречал ни разу, но что ни скажешь повторяет сразу. Ответ:

эхо. Вопрос. Как возникает эхо? Ответ: звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник.

^ Сценка "Репка".

1.Жили-были дед да бабка. Посадили они репку. Выросла репка большая -пребольшая. Пришёл дед вытаскивать репку, а вытянуть не может. Задумался он:

Дед: "Как же мне её вытащить? Надо подойти с физической точки зрения. Какая же сила удерживает репку? Очевидно, сила всемирного тяготения. Масса репки 1 пуд, масса Земли 6*10 в 24й пудов, расстояние 13 млн. локтей. Ну-ка, подсчитаю силу притяжение, а постоянную я то забыл. Придётся бабку звать.

Бабка: "Ну что же ты, дед. Совсем не те законы применяешь. Сколько раз тебе говорила: ходи на курсы физики- знал бы тогда, что формула эта здесь ни при чём. Земля наша отрицательно заряжена, а репка - положительно, вот и весь сказ".

Дед: "Да ведь минус с Земли так плавненько на репку перетечёт

Бабка: "Не перетечёт! Ведь репка сверху изолятором покрыта. Совсем

старый физику не знаешь. Что же нам делать? Придётся внучку звать,

Она у нас умная, в очках. Внученька, пособи деду с бабкой решить

задачку.

Внучка: Что тут у вас произошло? Что делите, никак репку?

Дед: Да вот, внученька, репку тянем - потянем, да вытянуть не можем".

Бабка: Никак не можем," - вздыхает бабка, - "а всё потому, что репка-то

заряжено положительно..."

Дед:"А земля - отрицательно".

Внучка: Да - а - тела, заряженные разноимёнными зарядами

притягиваются друг к другу, если заряды одноимённые - отталкиваются.

Бабка: Да, да! - обрадовались дед и бабка. - Этого-то нам и надо!, чтобы

отталкивались.

Внучка: "Сама знаю!- да как это сделать?" "Эх!" - качает внучка

головой, - не надо было мне прогуливать курсы физики. Но не печальтесь - мы сейчас Жучку позовём. Она - то на всех занятиях была".

Жучка. "Да - а, вот задача так задача". Стали все вокруг репки ходить и думать. "Ура! - закричала Жучка, - если репке нужен отрицательный заряд То мы ей его сообщим!" Дед. "Ура! - закричал дед, - а как?"

Жучка: Вот этого - то я и не знаю, но кошка наверняка знает. Она ж хитрющая!"

Кошка: "Мур - р, что случилось?"

Дед: "Да вот, - говорит дед, - земля заряжена отрицательно, а репка -положительно".

Бабка: Они друг к другу притягиваются", -

Внучка: А вот если репку зарядить отрицательно, то тогда она от земли и оттолкнётся

Жучка: "Только как это сделать?".- вздыхает Жучка.

Кошка: "Мур — р, - говорит кошка, - проще не придумаешь. Чтобы зарядить тело отрицательно, нужно потереть чем-нибудь шерстяным", - и принялась тереться об репку. А потом говорит: "Ну, дед, тяни".

Ведущий: Дед тянет - потянет, а вытянуть не может. Стали они снова вокруг репки кругами ходить. Мимо мышка бежала, увидела наших героев, остановилась и смотрит на них, удивляется:

Мышка: "Что это вы вокруг репки хороводы водите? Ведь репка - не ёлка, да и до Нового года далеко".

Дед: Да вот, посадили мы репку, а вытянуть не можем". Знаем мы, что земля заряжена отрицательно, а репка — положительно". "И что надо, -репку отрицательно зарядить- зарядили, А вытащить всё равно не можем! Мышка: Эх, вы! плохо вы физику знаете! Чтобы вытянуть репку, нужно просто - напросто преодолеть силу трения, а для этого нужно приложить силу. Ну-ка, дедушка, хватайся за репку. Бабка - за деда, внучка - за бабку. Жучка - за внучку, кошка - за Жучку, а я - за кошку!" Стали тянуть и вытянули!

"Ну, всё, - сказал дедушка, - завтра все на курсы, физику изучать. Без неё -

никуда!"

^ РАСКРЫТИЕ ТАЙН "ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ".

1Что такое шапка-невидимка ? (выслушивает ответы)

Кто желает раскрыть тайну "чёрного ящика"? (в нём записка «Зря стараешься, всё равно не увидишь. На это она и невидимка").

2. Хочу спросить: в каком случае вещество, помещённое внутрь прозрачного
материала, будет невидимым?

Ответ. В том случае, если оба вещества имеют одинаковые показатели преломления лучей света или их разница очень мала.

3. У меня есть ещё один вопрос ни рыба, ни мясо. Что это такое?
(выслушивает разные ответы, правильный - солёный огурец).

Какое физическое явление используется при засолке огурцов? Ответ: явление диффузии.

4. Заменитель футбольного мяча. Что это? (консервную банку) На днище и на крышке консервной банки концентрические окружности -гофры. Каково их назначение? Ответ. Гофры не дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в тёплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счёт их выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА ПОД ВОДОЙ (гасят свет в зале)

Ведущий За 4-5 секунд вокруг света, Прямым сообщением без билета, Всем доступно, всем бесплатно, Весёлое путешествие туда и обратно, Любители сверхбыстрого движения, Скорей сюда, без промедления! ^ * Выходит один желающий из зала. К нему подходит "Водяной" и спрашивает согласие на путешествие. После его согласия, в зале гасят свет и на столе • зажигают свечу. Ученику "Водяной" даёт стакан с водой и просит поднять его над головой. - Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с водой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважный путешественник!

Ведущий 1. А сейчас изюминка нашего вечера.

Ведущий 2. -Не нужно скучать и без дела сидеть, зайдите изюминку к нам посмотреть.

Выходит желающий и начинает распаковывать ящик. Сначала вынимает один, потом второй ящик, из второго - третий и т. д. В последнем ящике (зритель этого не видит) - тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка. Ведущий предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, извлекает из ящика тарелку с изюминкой и показывает всем.

Ведущий: Это и есть изюминка нашего вечера. Большего, мы вам не обещали!