velikol.ru
1

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие с орудием труда,

чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Цель: Определение актуальности значения художественного и ручного труда с детьми дошкольного возраста для развития воображения, мелкой моторики рук и творческих способностей.

Гипотеза: художественный и ручной труд играют важную роль в развитии творческих способностей дошкольников.

Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет аппликация. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.  Аппликация развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Аппликация имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности, так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.

Систематические занятия с ребенком  - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале, из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; ёлочные украшения; игрушки забавы; подарки, сувениры и т.д.

Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги и картона, как толщена, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок даёт возможность создавать выразительные поделки. Освоение приёмов создания отдельных поделок из бумаги, является начальным этапом.  Дальнейшая деятельность детей должна быть направлена на обучение их, объединять поделки на общей основе в соответствии с определённой темой: «Рыбки в аквариуме», «Бабочка на ромашке» и т.д. Причём заполнение подобных панно может осуществляться не сразу, а поэтапно, по мере освоения детьми разных приёмов изображения. Так у них формируется интерес и желание освоить разные способы изображения различных предметов и образов, их комбинаций между собой, что является важным условием развития творческих способностей дошкольников. Работа с бумагой проводится в свободное от занятий время. Её цель - закрепление навыков, приобретенных на занятиях по ручному труду.

Для того чтобы успешно организовать эту работу, я заранее определила её содержание и объём, подобрала в нужном количестве материал, предусмотрела соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, выполняю все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие  трудности. Я не только знакомлю детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показываю, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать.  Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.

Свою работу я начала с детьми I младшей группы и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.д. проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения кружка на данную тему.

-Уважаемые педагоги, наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…

Игровая ситуация с куклой и бусами.

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!


-Предлагаю вам собрать бусинки, кто быстрее (муз. сопровождение).


Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Развитие мелкой моторики руки в моей практике ведется по двум направлениям: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением и без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов (см. презентацию).

Движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки». Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.

Игра с педагогами:

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.


Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).


^ Цепочка

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.


Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

^ Елка

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,


Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

^ Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.


Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

^ Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.


Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

^ Флажок

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.


Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.


^ Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.


Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

(Игры под музыку).

В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу. Хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Большое внимание в своей работе уделяю развитию творческих способностей у детей, организуя кружок «Волшебные пальчики» (декоративная аппликация из полосочек) во второй младшей группе. На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация — более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и условнее получаемый результат. Используя педагогическую технологию в обучении детей декоративной аппликации.
Задачами обучения моей кружковой работы в этой возрастной группе являются следующие:
знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше); развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов; освоение навыка наклеивания полосок.

(см. презентацию). Игры с предметами.

Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами .



Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

Бусы 
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

Мозаика
Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.


Скрепки 
Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Рисование на крупе.
Насыпьте на поднос манку. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по манке. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных задач проходит на занятиях с готовыми формами. Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета.

Перед обучением детей работе с бумагой провела занятие по знакомству со свойствами бумаги. При обучении различным способам преобразовании бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию бумаги сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

У детей пятого года жизни значительно обогатился запас впечатлений, знаний и умений. Мышцы руки окрепли, движения стали более уверенные, произвольные и появился более целенаправленный контроль за действиями. Все это позволяет качественно изменить характер занятий по аппликации. Главное внимание в средней группе я направляю на обучение детей технике работы ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезывания: их нужно научить правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезывать предметы округлой формы. Следует совершенствовать и технику наклеивания.

^ Игры с педагогами.

«Ромашка»

Из кальки складываем юбочки: для мамы, для дочки, для Барби. Закругляем оба нижних угла примерно до середины заготовки так, чтобы получилось длинное «Заячье ухо», разворачиваем ромашку и приклеиваем серединку-круг из желтой бархатной бумаги.. Листья вырезаем из узкого прямоугольника. Складываем прямоугольник пополам – сгиб слева. Правую сторону закругляем от нижней части сгиба к верхней части. На закруглении делаем длинные «волчьи зубы». Из зелной полоски делаем травку.


«Бабочка»

Сгибаем квадраты по диагонали, каждый треугольник, начиная от сгиба, складываем «гармошкой». Следим за тем, чтобы все сгибы «гармошки» совпадали, получаем две длинные узкие полоски. Обе заготовки обматываем тонкой проволокой. Концы проволоки должны оказаться над длинной полоской.. закруглив их получаем усики. Крылышки аккуратно расправляем.


Наиболее трудным является обучение детей приемам вырезывания округлых форм — кругов и овалов. Отбирая предметные изображения, нужно учитывать посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, пирамидку, забавную игрушку.


Я веду целенаправленную и систематическую работу с родителями воспитанников. Цель моей работы с ними, установление партнерских отношений с семьями, привлечение их к активному участию воспитательно-образовательном процессе, поддержание их уверенности в собственных возможностях, Организую различные формы работы с ними: консультирование, практические занятия, домашние задания, творческие конкурсы.

В процессе обучения декоративной аппликации дети дошкольного возраста с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, проявляя творчество и воображение.

Рефлексия: Уважаемые коллеги, о чем мы с вами сегодня говорили? Подтвердилась ли моя гипотеза? Вы можете это выразить это в виде смайликов.


Администрация муниципального образовательного городского округа «Воркута»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад» № 63 («Северяночка»)


НЕДЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.


ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР – КЛАССА ПО ТЕМЕ:

«Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей».


Савина Снежана Александровна,

воспитатель первой кв. категории.


г. Воркута

2012 г.