velikol.ru
1

Билет № 1.

Вопрос 2. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.


Цель работы: проверить знания учащихся о характеристике и признаках семейств покрытосеменных растений.


Оборудование: гербарии семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные) растений, лупа.


Ход работы:

  1. Разложить гербарии на парте перед собой.

  2. При помощи лупы рассмотреть: а) строение цветка

б) соцветие

в) тип плода.

  1. Сделать выводы о принадлежности данных растений к различным семействам и классам растений.


Вывод:

В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.

Определить принадлежность к отделу покрытосеменных можно по наличию у растения цветка и семян внутри плода.

Определить принадлежность растения к тому или иному семейству можно по особенностям строения цветка и плода.

Характерные признаки семейств:

Крестоцветные – 4 лепестка, 4 чашелистика, расположенных крест-накрест, плод – стручок или стручочек (короткий). К ним относятся редька, редис, капуста, пастушья сумка (треугольные стручочки) и др.

Розоцветные – часто 5 лепестков, много тычинок, плод у большинства сочный: ягодовидный или костянка. Представители: яблоня, вишня, шиповник, роза.

Бобовые отличаются неправильным цветком (двусторонняя симметрия), 5 лепестков которого получили название лодочки, вёсел, паруса. Плод боб. Из бобовых хорошо знаком горох, бобы, фасоль, мышиный горошек.

К паслёновым относятся картофель, паслен, томат, табак, многие ядовитые растения – дурман, белена. Для пасленовых характерно наличие 5 лепестков, сросшихся в трубочку у основания.

Характерный признак сложноцветных – соцветие корзинка. Плод семянка. Здесь и подсолнечник, и одуванчик, осот, бодяк, васильки, астры.

Лилейные отличает дуговое жилкование, плод ягода, соцветие кисть. Нередко имеется луковица. Включают ландыш, лук, купену, тюльпан, лилии.

Для злаков характерно соцветие сложный колос, метелка, султан. Цветки мелкие, невзрачные. Плод зерновка. Жилкование параллельное. К злакам относятся важнейшие зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Также злостный сорняк пырей ползучий, мятлик, тимофеевка, бамбук.

Определить принадлежность к классу можно по особенностям жилкования листьев (у двудольных — сетчатое жилкование, у однодольных — параллельное или дуговое жилкование) и по строению корневой системы (у двудольных — стержневая корневая система, а у однодольных — мочковатая).


Билет № 3.

Вопрос 2. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.


^ Цель работы: проверить знания учащихся о признаках растений и животных, по которым можно определить, что они ведут паразитический образ жизни.


Оборудование: гербарии и коллекции растений и животных


Ход работы:

  1. Разложить гербарии и коллекции на парте перед собой.

  2. Обратить внимание на строение тела.

  3. Сделать выводы о приспособленности данных растений и животных к паразитическому образу жизни.


Вывод:

Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма-хозяина или его пищей, либо заглатывая и переваривая твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывая жидкие органические вещества всей поверхностью тела (бычий цепень) или с помощью специальных органов (клещи, клопы). Примеры паразитов: вирусы, многие бактерии, грибы (головня, спорынья, трутовик), простейшие (малярийный паразит, лямблии), плоские и круглые черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик, бычий и свиной цепни, кошачья двуустка, эхинококк), клещи (чесоточный, таежный), насекомые (клопы, блохи, вши). Явление паразитизма среди растений (петров крест, заразиха), позвоночных животных (гнездовой паразитизм у кукушки). Упрощение организации паразитов обусловлено обилием пищи, отсутствием в организме хозяина врагов, резких колебаний температуры, влажности.

Среди гербарных экземпляров повилику отличает отсутствие хлорофилла – желтый цвет нитевидных побегов. Из животных могут присутствовать плоские, круглые паразитические черви и кровососущие насекомые, клещи.


Билет № 4.

Вопрос 2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.


^ Цель работы: проверить знания учащихся о лишайниках, их строении; проверить у учащихся умения приводить примеры симбиотических отношений.


Оборудование: гербарии и коллекции растений, грибов, лишайников


Ход работы:

  1. Разложить гербарии и коллекции на парте перед собой.

  2. Обратить внимание на строение тела.

  3. Сделать выводы о принадлежности данного объекта к лишайникам.


Вывод:

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли. Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию – необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).


Билет № 5.

Вопрос 2. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?


^ Цель работы: среди предложенных муляжей грибов найти съедобные и ядовитые, назвать отличительные черты ядовитых грибов от съедобных, перечислить меры первой доврачебной помощи при отравлении грибами.


Оборудование: муляжи съедобных и ядовитых грибов


^ Ход работы:

Отобрать муляжи съедобных и ядовитых грибов.


Вывод:

К съедобным грибам относятся: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, масленок и другие. К ядовитым – мухомор, бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка. Ложные опята отличаются от съедобных тем, что не имеют кольца из пленки на пеньке, а пластинки – зеленоватые. Бледная поганка похожа на шампиньон, но у нее нижняя сторона шляпки зеленовато-бурая, а у шампиньона – розовая. Ложная лисичка – красновато-оранжевая, а обыкновенная – желтая.

Меры доврачебной помощи в случае отравления грибами применяются традиционные. В первую очередь необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить три четыре стакана воды комнатной температуры вместе с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло-розового) раствора марганцево-кислого калия. Затем вызвать рвоту. Повторить эту процедуру несколько раз. После этого пострадавшему следует выпить две-три таблетки активированного угля и принять слабительное (две-три ложки касторового масла).

Затем нужно уложить больного в постель, напоить горячим чаем и обеспечить полный покой. После оказания первой помощи немедленно вызвать врача и обязательно сообщить ему, что больной ел грибы. Грибы, вызвавшие отравление (или остатки приготовленного из них блюда), необходимо передать в санэпидстанцию для экспертизы (определения вида гриба), что необходимо для точной постановки диагноза.


Билет № 6.

Вопрос 2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.


^ Цель работы: проверить знания учащихся о характеристике и признаках семейств покрытосеменных растений.


Оборудование: гербарии семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные) растений, лупа.


Ход работы:

  1. Разложить гербарии на парте перед собой.

  2. При помощи лупы рассмотреть: а) строение цветка

б) соцветие

в) тип плода.

  1. Сделать выводы о принадлежности данных растений к различным семействам и классам растений.


Вывод:

Отдел Покрытосеменные состоит из двух классов: Двудольные и Однодольные. Для двудольных характерно наличие двух семядолей в семени, также у них стержневая корневая система и сетчатое жилкование, хотя бывают исключения. Класс Двудольных включает семейства Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные и др.

У однодольных растений в семени одна семядоля, мочковатая корневая система, дуговое или параллельное жилкование. В школе изучают семейства Лилейных и Злаков.

Характерные признаки семейств:

Крестоцветные – 4 лепестка, 4 чашелистика, расположенных крест-накрест, плод – стручок или стручочек (короткий). К ним относятся редька, редис, капуста, пастушья сумка (треугольные стручочки) и др.

Розоцветные – часто 5 лепестков, много тычинок, плод у большинства сочный: ягодовидный или костянка. Представители: яблоня, вишня, шиповник, роза, земляника, лапчатка (желтые цветки).

Бобовые отличаются неправильным цветком (двусторонняя симметрия), 5 лепестков которого получили название лодочки, вёсел, паруса. Плод боб. Из бобовых хорошо знаком горох, бобы, фасоль, мышиный горошек, карагана желтая (желтая акация) и др.

К паслёновым относятся картофель, паслен, томат, табак, многие ядовитые растения – дурман, белена. Для пасленовых характерно наличие 5 лепестков, сросшихся в трубочку у основания.

Характерный признак сложноцветных – соцветие корзинка. Плод семянка. Здесь и подсолнечник, и одуванчик, осот, бодяк, васильки, астры.

Лилейные отличает дуговое жилкование, плод ягода, соцветие кисть. Нередко имеется луковица. Включают ландыш, лук, купену, тюльпан, лилии.

Для злаков характерно соцветие сложный колос, метелка, султан. Цветки мелкие, невзрачные. Плод зерновка. Жилкование параллельное. К злакам относятся важнейшие зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Также злостный сорняк пырей ползучий, мятлик, тимофеевка, бамбук.


Билет № 10.

Вопрос 2. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи – к животным.

^ Цель работы: показать умение работать с микроскопом, проверить знания учащихся об особенностях строения эвглены зеленой.


Оборудование: микропрепараты простейших животных, микроскоп.


^ Техника безопасности: осторожное обращение с микроскопом и микропрепаратом, при наведении четкости изображения.


Ход работы:

  1. Подготовить микроскоп к работе.

  2. Положить микропрепарат на предметный столик.

  3. Рассмотреть микропрепарат.

  4. Определить вид простейшего по признакам: форма тела вытянутая, наличие ядра, хлоропласты, жгутик, оболочка.


Вывод:

Эвглену зеленую можно определить по следующим признакам:

Тело эвглены веретеновидное, заостренное на заднем конце. Снаружи покрыто оболочкой – пелликулой. В задней части имеется светлый участок. Здесь находится прозрачное ядро. Видны разбросанные в цитоплазме зеленые хроматофоры, в которых на свету идет фотосинтез. В передней части расположен жгутик, вращение которого обеспечивает движение эвглены. Вблизи основания жгутика заметно небольшое красное светочувствительное пятнышко – стигма. Рядом с ней находится сократительная вакуоль – органоид осморегуляции. Эвглена зеленая, одноклеточное живое существо, занимает промежуточное положение в систематике, обладая особенностями, присущими разным царствам. Она имеет хлоропласты и на свету питается с помощью фотосинтеза. Поэтому ботаники относят ее к растениям. При наличии в воде растворенных органических веществ, особенно в темноте, она их поглощает, переходя на гетеротрофное питание. Наличие жгутика обеспечивает подвижность, что также роднит ее с животными.


Билет № 11.

Вопрос 2. Определите место вида лисицы обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род).


^ Цель работы: проверить умения учащихся определять систематического положение предложенного животного.


Оборудование: Таблицы классификации и видового разнообразия млекопитающих


^ Ход работы:

Млекопитающие являются группой, продвинутой в эволюционном плане. Они обладают рядом характерных признаков, позволяющих успешно приспосабливаться к окружающей среде: Млекопитающие – теплокровные животные, с постоянной температурой тела. Большинство активны круглый год. Высокий уровень обмена веществ достигается наличием альвеолярных легких, четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком, характерна забота о потомстве. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные. Закрепляются в альвеолах. Волосяной покров, в коже имеются железы. Высокий уровень развития нервной системы, в первую очередь коры больших полушарий, обеспечивает сложное поведение зверей.


Вывод:

Тип делится на классы. Классы делятся на отряды, семейства, роды и виды. Название вида состоит из названия рода и видового определения. В науке используется систематика на латинском языке.

Так, систематика лисицы, будет следующая:

Тип Хордовые,

Класс Млекопитающие,

Отряд Хищные,

Семейство Собачьи (Волчьи),

Род Лисица,

Вид Лисица обыкновенная.


Билет № 12.

Вопрос 2. Среди гербарных экземпляров или живых растений найдите покрытосеменные, принадлежащие к разным классам. По каким признакам вы их отличите?


^ Цель работы: проверить знания учащихся о характеристике и признаках семейств покрытосеменных растений.


Оборудование: комнатные растения, гербарии классов (однодольные, двудольные) растений, лупа.


Ход работы:

  1. Разложить гербарии на парте перед собой.

  2. При помощи лупы рассмотреть: а) жилкование листа

б) корневую систему

  1. Сделать выводы о принадлежности данных растений к различным семействам и классам растений.


Вывод:

Определить принадлежность к отделу покрытосеменных можно по наличию у растения цветка и семян внутри плода.

Покрытосеменные включают классы Двудольные и Однодольные. Как говорит название, в семенах Двудольных имеется две семядоли. Растения класса однодольных имеют семена с одной семядолей.

Определить принадлежность к классу можно по особенностям жилкования листьев (у двудольных — сетчатое жилкование, у однодольных — параллельное или дуговое жилкование) и по строению корневой системы (у двудольных — стержневая корневая система, а у однодольных — мочковатая).

Бывают исключения, например, подорожник имеет две семядоли, т.е. относится к классу двудольных, но имеет дуговое жилкование, его корневая система мочковатая.

Среди исключений можно назвать и вороний глаз с сетчатым жилкованием. Это растение относится к классу Однодольных.


Билет № 13.

Вопрос 2. Определите место вида ландыша майского в системе растительного мира (отдел, класс, семейство, род).


^ Цель работы: проверить умения учащихся определять систематического положение предложенного растения.


Оборудование: Таблицы семейств покрытосеменных растений


^ Ход работы:

Усложнение растений в процессе эволюции шло по следующим направлениям: дифференцировка клеток, образование тканей, отличающихся строением и функциями: образовательная, покровная, механическая, всасывающая, проводящая, ассимиляционная (осуществляющая фотосинтез); возникновение специализированных органов: побега, включающего стебель, листья , генеративные органы, и корня; уменьшение в жизненном цикле роли гаметофита (гаплоидного поколения) и возрастание – у спорофита (диплоидного поколения); переход к размножению семенами, что не требовало наличия воды для оплодотворения; специальные приспособления у покрытосеменных для привлечения насекомых-опылителей. Отдел покрытосеменных включает классы двудольные и однодольные. В школьном курсе изучаются следующие систематические категории: семейство, род, вид.


Вывод:

Тип делится на классы. Классы делятся на семейства, роды и виды. Название вида состоит из названия рода и видового определения. В науке используется систематика на латинском языке.

Отдел Покрытосеменных включает классы двудольные и однодольные. В школьном курсе изучаются следующие систематические категории: семейство, род, вид. Классификация ландыша майского:

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые

Класс Однодольные

Семейство Лилейные

Род Ландыш

Вид Ландыш майский


Билет № 19.

Вопрос 2. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.


^ Цель работы: проверить знания учащихся о характеристике и признаках насекомых, ведущих общественный образ жизни; раскрыть их значение в природе и жизни человека.


Оборудование: коллекции насекомых, лупа.


Ход работы:

  1. Разложить коллекции на парте перед собой.

  2. При помощи лупы рассмотреть различных насекомых

  3. Сделать выводы о принадлежности данных насекомых к группе общественных насекомых.


Вывод:

Класс насекомых включает отряды жуков, двукрылых, перепончатокрылых, прямокрылых и др. Их многочисленность объясняется наличием легкого и прочного хитинового покрова, членистых ног, различной специализацией по объектам питания с соответствующим устройством ротового аппарата (грызущий, сосущий, лижущий, колющий), способностью к полету у многих отрядов, развитыми органами чувств, наличием сложных программ поведения (инстинктов), особенно у общественных насекомых: муравьев, пчел, ос, шмелей, термитов. Многие перепончатокрылые – санитары лесов, уничтожают вредителей, ценные опылители цветковых растений. Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, перга (пыльца), – используются как продукты питания, в медицине, химической промышленности.

К насекомым ведущим общественный образ жизни относятся представители отряда перепончатокрылых: пчелы, муравьи. У представителей данного отряда перепончатокрылых: 2 пары крыльев, вторая пара меньше. Крылья прозрачные ,с жилками. У самок многих видов на конце брюшка есть яйцеклад, который у некоторых представителей насекомых преобразован в жало.


Билет № 23.

Вопрос 2. Почему одноклеточные организмы существуют в природе наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее определите?


^ Цель работы: Определить возможность существования одноклеточных животных наряду с многоклеточными, среди готовых микропрепаратов простейших животных найти инфузорию-туфельку.


Оборудование: микропрепараты простейших животных, микроскоп.


^ Техника безопасности: осторожное обращение с микроскопом и микропрепаратом, при наведении четкости изображения.


Ход работы:

  1. Подготовить микроскоп к работе.

  2. Положить микропрепарат на предметный столик.

  3. Рассмотреть микропрепарат.

  4. Определить вид простейшего по признакам: форма тела напоминает по форме туфлю покрытую продольными рядами многочисленных мелких ресничек. На теле виден желобок, углубление, в глубине которого расположен рот. В цитоплазме можно различить две выделительные вакуоли и два ядра – макронуклеус и микронуклеус.


Вывод:

Одноклеточные животные состоят только из одной клетки. К ним относятся амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая и др.

Многоклеточные животные состоят из большого количества клеток, различающихся по строению и функциям. В то же время все клетки многоклеточного организма функционируют как единое целое, что обеспечивается с помощью нервной системы и гуморальной регуляции.

Инфузорию-туфельку можно узнать по форме клетки, напоминающей по форме туфлю покрытую продольными рядами многочисленных мелких ресничек. На теле виден желобок, углубление, в глубине которого расположен рот. В цитоплазме можно различить две выделительные вакуоли и два ядра – макронуклеус и микронуклеус.


Билет № 24.

Вопрос 2. Предложите опыт, с помощью которого можно доказать значение корневого давления в передвижении воды в растении.


^ Цель работы: проверить умение проведения опыта, доказывающего значение корневого давления и передвижение воды в листьях.


Оборудование: комнатное растение, скальпель, резиновая трубка.


^ Техника безопасности: осторожное обращение со скальпелем


Ход работы:

Растения являются автотрофами. Образование в зеленых частях растений органических веществ из неорганических, главным образом углекислого газа и воды, в процессе фотосинтеза, называют воздушным питанием. Для нормального существования растениям также необходимо поступление растворов минеральных солей – минеральное питание. Всасывание растворенных веществ корнями и их дальнейшее продвижение в листья осуществляется благодаря двум факторам:

корневое давление – за счет более высокой концентрации растворенных веществ в клетках корня, чем в почве;

испарение воды листьями.

Передвижение минеральных веществ осуществляется по проводящим тканям, у цветковых растений эту роль выполняют сосуды и трахеиды древесины.

Доказать наличие корневого давления можно, срезав стебель комнатного растения и надев на пенек короткую резиновую трубку, из которой через некоторое время начнет сочиться вода.


Вывод:

Данный эксперимент доказывает важность корневого давления.