velikol.ru
1

Чему необходимо научить ребёнка.

Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребёнок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение людей. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребёнок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у неё сегодня сдали нервы, что она очень устала, что в классе много шалунов, которые ей мешают.

Объяснять собственное поведение. Ребёнок сможет объяснить, как вёл себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что он при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

^ Общаться с помощью слов. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребёнок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, ведь он знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

^ Понимать различия между мыслями и действиями. Ребёнок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем смысле. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чём-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную и другую задачу, которую он реализует в действие. Поэтому рекомендуется помогать ребёнку отреагировать на свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй. Покажи. Расскажи. Проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнём с тобой делать уроки!»

^ Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры об интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыбы не захлёбываются в воде?», «Почему люди стареют?» и т.д.

Если мы хотим поддерживать в детях инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что ребёнок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

^ Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребёнок столкнётся в жизни с серьёзными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты ещё маленький.», «Не твоего это ума дело.», «Вырастешь – поймёшь.».

Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только чёрно-белое мышление ребёнка.

^ Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребёнок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребёнок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

^ Доверять взрослым. Ребёнку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребёнку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный, самый смелый».

Иногда родители думают, что ребёнок не станет им доверять, если узнает о их слабостях. Мы не нарушим доверие ребёнка, если признаем своё человеческое несовершенство.

^ Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научиться, если просто поощрять ребёнка в том, чтобы он не боялся что-то делать сам, не опасаясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом и слабого интеллектуально, мы хотим, чтобы наши дети принимали серьёзные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребёнок закончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать своё уважение к личности ребёнка.

Знать, в чём можно полагаться на взрослого. Ребёнок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Нам необходимо объяснить детям, что родители могут быть настоящими друзьями ребёнка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.