velikol.ru
1

Шкала тревожности Сирса


И н с т р у к ц и я э к с п е р т у:

Оцените утверждение одним из следующих баллов: 0 – признак отсутствует, 1 – признак слабо выражен, 2 – признак достаточно выражен, 3 – признак резко выражен.

У т в е р ж д е н и я:

1. Обычно напряжен, скован. 2. Часто грызет ногти. 3. Легко пугается. 4. Плаксив.

5. Очень ко всему чувствителен. 6. Часто бывает агрессивным. 7. Обидчив.

8. Нетерпелив, не умеет ждать. 9. Легко краснеет и бледнеет. 10. Испытывает

трудности с сосредоточением. 11. Суетлив. 12. Потеют руки. 13. При неожиданном

задании с трудом включается в работу. 14. С трудом регулирует громкость голоса при

ответе.

О ц е н к а р е з у л ь т а т о в:

До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности.


^ Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша

И н с т р у к ц и я у ч а щ е м у с я:

Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:

0 – ситуация не волнует; 1 – ситуация волнует незначительно; 2 – ситуация достаточно волнует; 3 – ситуация волнует очень сильно.

С и т у а ц и и:

1. Ответ у доски. 2. Разговор с директором, завучем школы. 3. Учитель решает, кого спросить. 4. Тебя критикуют и в чем-то упрекают взрослые. 5. Выполнение контрольной работы 6. Учитель называет оценки за контрольную работу. 7. Ожидание родителей с родительского собрания. 8. Сдача экзаменов. 9. Участие в соревнованиях, конкурсах. 10 – Непонимание объяснений учителя. 11. Неожиданный вопрос учителя. 12. Не получается домашнее задание. 13. Принятие важного решения. 14. Тебя критикуют товарищи, одноклассники.

О ц е н к а р е з у л ь т а т а:

До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 баллов - средний уровень тревожности; более 30 баллов - высокий уровень тревожности.

Классный руководитель: И, наконец, наш главный вопрос - как защитить наших детей от стрессов, как укрепить их психическое здоровье. Предлагаю подумать вместе. Следующий этап нашей работы - несложная игра.


Игра «Волшебное колечко»

В руках у классного руководителя - «волшебное колечко», он поясняет, что оно наделено удивительными свойствами: каждый играющий, в чьих руках оно оказывается, легко принимает некую роль и говорит от имени своего персонажа. Мы можем получить советы по укреплению психического здоровья школьников от «ученика», «прохожего», «руководителя спортивной секции», «психолога», «бабушки».

Классный руководитель: Пока вы думаете, позвольте мне принять роль «руководителя спортивной секции».

«Руководитель спортивной секции»: Химические вещества, поступающие в кровь при стрессе, готовят организм прежде всего к немедленным физическим действиям. Поэтому излишнее возбуждение ребенка лучше снять какой-либо интенсивной физической деятельностью. Хороши ходьба, танцы, тренажеры, бассейн, выезд на природу. Расскажите об этом ребенку, занимайтесь вместе с ним хотя бы раз в неделю.

«Психолог» (его роль ввиду сложности может играть заранее подготовленный родитель): Помните, что рекомендовали психологи во время великой депрессии: «Улыбайтесь! Улыбайтесь несмотря ни на что!». Этот совет основан на психологической теории У. Джеймса и имеет под собой солидное научное обоснование. Улыбайтесь детям, научите улыбаться их, окружите их нежностью, научите воспринимать неприятности с юмором.

В о з м о ж н ы е в а р и а н т ы с о в е т о в о т р о д и т е л е й, п р и н я в ш и х р а з л и ч н ы е р о л и.

«Ученик»: Родители! Разговаривайте со мной спокойным тоном, и тогда я не буду грубить. Не требуйте от меня успехов, как у Энштейна, и тогда я буду более уверен в себе.

«Прохожий»: Ребенок любого возраста нуждается в общении с родителями. Надо не прикрываться проблемами, а уделять время детям, а если его нет, то выбирать: или нормальный ребенок, или хороший заработок. А то воспитанием не занимаются, а чуть что - сразу за ремень. Какое уж тут психическое здоровье!

«Бабушка»: Родители, порой, хотят от ребенка невозможного. Он «середнячок», а они его тянут на отличника. От этого ребенок становится злым и замкнутым. Не надо требовать невозможного.

«Родитель»:Надо быть в курсе того, что происходит с ребенком в школе, быть его другом, советчиком. Это очень важно. А мы порой не даем себе труда в то, что для ребенка в какие-то моменты является самым главным.

«Классный руководитель»: Спасибо всем за заинтересованное участие в обсуждении. Мне кажется, прозвучало много ценных советов, которые можно взять на вооружение в практике семейного воспитания. Ну а мы с нашим уважаемым психологом предлагаем вам небольшую памятку (раздает тексты).


^ Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.

  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

  • Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

Классный руководитель: Уважаемые собеседники! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили её. Поиск её разрешения - процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе. Здоровье и счастливое будущее наших детей будут нам наградой


^ В чем проявляются нарушения психического здоровья школьников.

(по Д.Журавлеву)

Наиболее частые нарушения психического здоровья школьников: синдром дефицита внимания, аддиктивные формы поведения компьютерная зависимость, временная некомпетентность

Синдром дефицита внимания - наиболее частная форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние при котором способность к концентрации внимания у ребенка отстает от его психического развития , не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка – требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности.

Аддиктивные формы поведения - сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

Компьютерная зависимость. Учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.

Временная некомпетентность - один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитать силы во время подготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще – в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Расстройство временной перспективы – причин многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуациям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологическим здоровьем.


^ Комплексная анонимная анкета старшеклассника

Инструкция

Дорогой друг! От того, какими будут российские школы, во многом зависит, какой будет жизнь в нашей стране через несколько лет. А помочь сделать школу лучше, занятия – интереснее, могут не только учителя, но и каждый школьник. Поэтому мы надеемся на твою помощь в этой работе. С этой целью мы подготовили небольшую анкету, которую и просим тебя заполнить. Можешь не указывать свою фамилию. Для ответа на вопрос в одних случаях надо выбрать предложенный вариант ответа, в других – кратко ответить своими словами. Просим быть искренним – ведь анкета анонимная, а интересы у нас общие.

1. Уроки по каким предметам тебе нравятся больше всего? (Выбери не более трех предметов).

2. Почему тебе нравятся именно эти предметы? (Постарайся ответить кратко).

3. Если бы ты переехал (а) в другой город, то поступил (а) бы в такую же школу, в какой учишься сейчас, или в какую - либо другую? (Постарайся ответить кратко).

4. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?

а) да, всегда; б) да, достаточно часто; в) когда как; г) редко; д) нет, совсем не устаю.

5. Какие уроки чаще (или всегда) вызывают у тебя ощущение усталости?

6. Какие дни недели в этом учебном году показались тебе самыми тяжелыми по учебной нагрузке?

7. Устаешь ли ты обычно к концу недели?

а) да, всегда; б) часто; в) когда как; г) редко; д) никогда.

8. Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?

а) да, всегда; б) часто; в) когда как; г) редко; д) никогда.

9. Какое эмоциональное состояние преобладает у тебя в школе?

а) радостное; б) сосредоточенное; в) безразличное; г) раздраженное;

д) угнетенное; е) какое-то другое.

10. Какие уроки тебе нравятся, поскольку привлекают стиль и методы преподавания учителя?

11. Какие уроки тебе не нравятся, поскольку не устраивают стиль и методы преподавания учителя?

12. Уроки по каким предметам ты исключил (а) бы из расписания или сократил по количеству? Рядом с названием предмета укажи, почему?

а) слишком трудные; б) мне не пригодятся; в) неинтересные;

г) не нравятся, как их преподают; д) что-то иное (укажи).

13. Возникают ли у тебя на уроках состояние сильного стресса?

а) да, часто; б) иногда; в) редко; г) нет, не возникают,

14. Бываешь ли ты расстроен (а) несправедливым отношением учителя?

а) часто; б) иногда; в) редко; г) нет, никогда.

15. Переживаешь ли ты в школе состояние радости, и если да, то когда?

а)часто, почти каждый день; б) только на перемене; в)только на уроках;

г) бывает, но редко; д) нет, не переживаю.

16. Хотел(а) бы ты работать в своей школе?

а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет.

17. Сколько времени в среднем тебе приходится ежедневно тратить на выполнение домашнего задания? а) более 4-х час. ежедневно; б) 3-4 часа каждый день;

в) около 1-2 час. ежедневно; г) каждый день по-разному; д) что-то иное.

18. Остается ли у тебя время на отдых после уроков и выполнения домашнего задания?

а) да, остается; б) когда как; в) почти не остается; г) не остается.

19. Как ты оцениваешь состояние своего здоровья?

а) отличное; б) хорошее; в) удовлетворительное; г) плохое.

20. Как, по твоему мнению, влияет школа на здоровье учащихся?

а) хорошо влияет; б)почти не влияет; в) плохо влияет; г) не знаю.

21. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?

а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет.

^ Виды неадекватного поведения детей

(по Д.Журавлеву)


Наиболее часто встречаются три вида неадекватного поведения детей.

Первый связан с высокой личностной тревожностью. Если родители постоянно недовольны учебой, тревожность становится устойчивой. Из-за нарастания тревожности снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит также и к желанию бездумно следовать указаниям прошлого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Второй вариант – демонстративность. У личности повышена потребность в успехе и внимании к себе окружающих. Причина такой демонстративности – недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает так, что ребенка не удовлетворяет внимание родителей из-за гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляют как раз наиболее избалованные дети. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. Задача взрослых – не читать нотаций, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимания на легкие проступки. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного – недостаток похвалы.

Третий вариант – уход от реальности (демонстративность сочетается с тревожностью). У детей также сильная потребность во внимании к себе, но они не могут её реализовать из-за своей тревожности. Они не «высовываются», опасаясь вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и без того недостаточные контакты. Если взрослые поощряют активность детей, внимательны к результатам их учебы и поискам путей творческой самореализации, то возможна относительно легкая коррекция их развития.