velikol.ru
1





I. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения рабочих программ по общеобразовательным предметам .

1.2. Рабочие программы по общеобразовательным предметам (далее – рабочие программы) являются обязательным документом, реализующим программы общего образования, и отражают реализацию программ учебных предметов с учетом:

  • требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов;

  • примерных и авторских образовательных программ по предмету;

  • максимального объема учебного материала для учащихся;

  • требований к уровню подготовки выпускников;

  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели);

  • когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;

  • целей и задач образовательной программы учреждения;

  • используемого комплекта учебно-методического обеспечения;

  • информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)

1.3. Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны быть общепринятыми в научной литературе.

1.4. Рабочие программы хранятся в общеобразовательном учреждении (один экземпляр у учителя, второй - в методическом кабинете или у администрации ОУ).


II. Цели и задачи разработки Рабочей программы


2.1. Рабочая программа разрабатывается в целях: . обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования и выполнения Закона «ОБ образовании» (ст.7);

  • обеспечения достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • обеспечения качественной подготовки выпускников школы;

  • повышения профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  • определить ключевые предметные компетенции, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения данного учебного предмета для решения практических задач в реальной жизни;

  • раскрыть структуру, содержание и последовательность изучения учебного материала;

  • распределить объём часов учебного предмета по видам занятий

  • нормализовать учебную нагрузку учащихся

  • обеспечить личностную ориентацию содержания образования

  • обеспечить вариативность образования

  • направить содержание образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности (деятельностный характер образования).


III. Структура Рабочей программы


Рабочая программа имеет следующую структуру:

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка.

  • Учебно-тематический план

  • Содержание рабочей программы

  • Поурочное планирование

  • Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Контроль уровня обучения (пакет контрольно- измерительных материалов)

  • Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)

  • Ресурсное обеспечение программы


3.1. Титульный лист должен содержать:

  • наименование учредителя общеобразовательного учреждения

  • название образовательного учреждения, согласно Уставу

  • название предмета

  • класс, учебный год

  • Ф.И.О. учителя (составителя программы)

  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения

  • год составления программы.


3.2. Пояснительная записка:

-нормативная основа программы (федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), примерная программа по общеобразовательному предмету, авторская образовательная программа в соответствии с учебно–методическим комплектом, образовательная программа образовательного учреждения, образовательная программа по предмету, учебный план образовательного учреждения;

  • цели и задачи обучения по предмету в данном классе;

  • отличительные особенности по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений;

  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных (с указанием вида), лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, уроков развития речи;

  • межпредметные ( метапредметные) связи учебного предмета;

  • учет особенностей обучающихся класса;

  • особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем;

  • виды контроля ( вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный); - формы контроля, используемые учителем;

  • используемый учебно-методический комплект (полный перечень);


3.3. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения

разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

3.4. Содержание рабочей программы.

Данный раздел рабочей программы составлен на основе примерной программы и авторской образовательной программы с учетом внесенных учителем изменений (не затрагивающих стандарт) и должен содержать:

  • название темы;

  • необходимое количество часов для ее изучения;

  • основные изучаемые вопросы темы.


3.5. Поурочное планирование

Составляется в традиционной форме и содержит в обязательном порядке следующие элементы

  • номер урока по порядку;

  • темы каждого урока;

  • практические и лабораторные работы;


В расширенном варианте (при реализации педагогом компетентностно-ориентированного подхода к обучению; системно-деятельностного подхода, направленно на формирование УУД) в планировании рекомендуется отразить:

  • элементы содержания или основные понятия урока;

  • виды деятельности;

  • формы уроков, виды контроля;

  • оборудование, наглядность.

3.6. Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны: описываться через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; описываться понятным для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся должны: знать, уметь, использовать приобретенные знания в практической деятельности.


3.7. Раздел «Контроль уровня обучения» содержит: . пакет контрольно-измерительных материалов с указанием номера урока, даты проведения (контрольных работ, тестов по классам и темам, входные и итоговые работы).

  • критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания и др.).


3.6. Ресурсное обеспечение программы:

  • литература для учителя (основная и дополнительная);

  • литература для обучающихся (основная и дополнительная);

  • материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы;

  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.



IV. Порядок разработки и утверждения рабочей программы


4.1. Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год или ступень обучения на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения.

4.2. Количество учебных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, последовательность изучения материала, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.

В случае внесения изменений в поурочное планирование это фиксируется в прилагаемом листе изменений

4.3. Учитель представляет рабочую программу на заседание экспертной группы методического совета для определения соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания экспертной группы методического совета указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.

4.4. Рабочую программу, прошедшую экспертизу, учителя представляют на согласование заместителю директора по УВР и утверждение директору школы.

В случае принятия экспертной группой методического совета решения о включении данной программы в перечень рабочих программ, реализуемых в общеобразовательной школе в очередном учебном году руководитель экспертной группы, заместитель директора по УВР, директор образовательного учреждения на титульном листе под соответствующими грифами ставят дату и подпись.

4.5. Директор школы приказом утверждает перечень рабочих программ.


V. Компетенция и ответственность учителя


5.1. К компетенции учителя относятся:

  • разработка Рабочих программ;

  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;

  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения;

  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, уставом и локальными актами школы;

  • отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5.2. Учитель несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

  • реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

  • качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся по учебному курсу, предмету;

  • нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.


VI. Общие требования к оформлению рабочей программы


6.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

6.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения (Приложение 1). На титульном листе указывается: название Программы (предмет, курс); адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся); сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд); год составления Программы.

6.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

6.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета.


Приложение 1


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Андросовки муниципального района Красноармейский Самарской области



Рассмотрено

на заседании экспертной группы методического совета

Протокол № ___

от « » __________ 2012 г.,


Руководитель группы:

________ /.............................../



Согласовано

«___»________2012 г.

Зам. директора по УВР

________/___________/



Утверждено:

Директор школы:

_________ /_________ /


«_____» «__________ » 2012 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету « ____________________________»


Класс ____________________________________________


_____________________________________учебный год


Ф. И.О. учителя ________________________


С.Андросовка,

20….г

Приложение 2


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:



Контрольные работы

уроки

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

(в зависимости от специфики предмета)

1
















2
















3
















В нижней части таблицы часы суммируются




Итого:












Учебно-тематический план


Приложение 3

.

Поурочное планирование учебного предмета на учебный год

( минимальные требования)


№п/п

Тема урока

1




2.




3.





Приложение 3

.

Поурочное планирование учебного предмета на учебный год

(примерный расширенный вариант)



№п/п

Тема урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Характеристика и (или)виды деятельности

учащихся

Форма урока, виды контроля

1













2.













3.















Приложение 4

Лист внесения изменений


Дата

Что изменено

Причина

Согласовано с администрацией