velikol.ru
1

"Мы – русичи, мы – россияне!"


Актуальность проекта: В настоящее время необходимость модернизации системы образования очевидна, так как современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый адаптироваться в окружающем мире к меняющимся реалиям жизни, умеющий креативно мыслить, владеющий передовыми, инновационными технологиями, занимающийся опытно – экспериментальной деятельностью.

Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.


Данная научная работа рассчитана на решение следующих задач:

  1. Усиление патриотических качеств личности.

  2. Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт.

  3. Повышение интереса к изучению истории и диалектологии, а также смежных наук: краеведению и духовно-нравственной культуры.

  4. Пробудить интерес к родному слову через знакомство с народной речью родного края.

  5. Развивать интерес к наблюдению и восхищению красотой родного слова.

  6. Развитие эмоциональной сферы.

Планируемый результат:

1.Создание научной работы «"Мы – русичи, мы – россияне!"».

2.Составить толковый словарь редко употребляемых слов местного диалекта, местных и мало понятных слов и выражений.

^ Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер.

Аудиовизуальное сопровождение: Белый Орел «Как упоительны в России вечера..», Витас «Берега России», Трофим «Колыбельная для России».


Содержание.

Введение ___________________________________________________ 3

I. Символ России_____________________________________________4-5

II. Путешествие в прошлое____________________________________6-9

III. Чудо русской иконы______________________________________10-11

IV. Народные промыслы_____________________________________12-13

V. Имена России_____________________________________________14-15

VI. Моя малая родина________________________________________16-17

VII. Родной язык (слова местного диалекта)____________________18

Заключение_________________________________________________19

Литература_________________________________________________20


Введение.

Русский язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное. Он является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. Основу русского языка как учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: это и современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки: краеведение и духовно-нравственная культура. Задачи обучения родному языку: приобщение учащихся к величайшим нравственным и художественным ценностям языка, формирование потребности постоянно совершенствовать уровень владения родной речью, воспитание ведущих качеств личности средствами родного языка и истории.

Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. (Слайд № 2 с географической картой России, слайд № 3). Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 4–11 с видами природы России). Русь – “голубая” и “златая”,“деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и“буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

чтение стихотворения “За селом на рассвете…”, которое сопровождается показом слайдов № 12–14.

За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

Нашу научную работу мы назвали: “Мы – русичи, мы – россияне” (слайд№ 15). И условно разделили на галы. Я хочу пояснить почему именно «гал». Это слово от старинного русского слова «Галиться», которое означало глазеть, излагать, красиво и умно выражаться.


^ I. Символ России.

Итак первый гал – «Символ России». (слайд№ 16)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез…

Для русских человека нет ближе и роднее дерева, чем берёза, - одно из самых красивых наших деревьев. (слайд№ 17) Молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. Время от времени наряжается берёзка по-новому и всегда красиво.

(слайд№ 18) Весной на березке нежно-изумрудный девичий наряд из легких кружев. Молодые деревца прихорашиваются, сбрасывают потемневший верхний слой коры.

Зимой на ней строгое серое платье из гибких безлистных веточек. Издали оно будто волшебное облачко, которое летело-летело по небу, да и опустилось на красивый белый ствол.

Летом рядом с берёзками всегда светло и уютно, просторно душе, легко дышится. Березки свободно пропускают к земле солнечные лучи, не скрывают чудесную голубизну неба, только прикрывают зеленую травку около себя в знойные дни, а от чистых белых стволов мягкий отраженный свет.

(слайд№ 19) Осенью пушистый цветной ковер опавших листьев и удивительная светлость березовых рощ успокаивают человека.

«Есть дерево об четыре дела: первое дело - мир освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». Это народная загадка. А какова отгадка? Конечно, это всеми любимая береза.

В «Лесном словаре» 19 века о ней сказано: «Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше, чем берёза, но ни одно из них разнообразием употребления не может сравниться с сим деревом». Известно, что люди опытные во время грозы никогда не побегут под сосну или ель, всегда укроются под березой, которая оберегает от молнии.

(слайд№ 20) Русское слово «береза» очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый» и «белый».

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных, небесных духов, была у них главная богиня по имени (слайд№ 21) Берегиня - мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы.

(слайд№ 22-23) Береза – один из главных образов народного творчества. В народных сказках, песнях, преданиях это символ любви и родины. Любимое дерево наделялось ласкательными эпитетами «тонкая», «белая», «пушистая», «веселая». Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

А взгляните на картину «Березовая роща» Архипа Ивановича Куинджи. Кажется, что ты входишь в березовую рощу, и все вокруг красиво: и летний день, и роща, и Родина(слайд№ 24)

А вот еще картина с таким же названием, но только другого художника - Исаака Ильича Левитана (слайд№ 25) Белоствольные березки, покрытые яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не оставляют равнодушными никого.

(слайд№ 26) Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость… Березка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку – рябу… Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые руки, которые делают любую тяжелую работу. (слайд№ 27)

Где бы не росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская! (слайд№ 28)

Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы.
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
«Россия» - шепчут мне березки.
«Россия!» - шепчут камыши,
«Россия!» - ключ журчит в ложбинке.
И я им вторю: «Русь!»
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!


^ II. Путешествие в прошлое

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”. (Слайд № 29).

Великий художник Васнецов писал: (Слайд № 30).

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной. Второй наш галл мы назовем «Путешествие в прошлое» (Слайд № 31).

« Давным – давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники, но жили они на том месте, где мы с вами живем. Жили - были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы - красавицы русские. (Слайд № 32). Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. (слайд№ 33) А чтобы никто не смог их одолеть жили они дружно все рядом да ладом, по принципу «один за всех и все за одного»- вот и называли в старину людей, которые жили рядом и были близкими по крови, имели общих предков - родом». Слово « род» имеет несколько понятий, одно из них самое вам понятное - это общность людей, происходящих от общих предков. Место, где жил данный род, где родились представители данного рода, называлось родным или Родиной.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине! (Слайд № 34).


Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота полноводные реки и маленькие речушки. В те времена эти края населяли восточные славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Жили славяне племенами. Славяне были крепкими, выносливыми, готовые к любым неожиданностям людьми. Каждый их день был полон трудовых забот, и потревожить налаженную жизнь могло лишь появление врага.

(Слайд № 35). В старину нас называли русичами или росами и были у нас братья славяне, в 9 веке наше государство называлось Древняя Русь, она занимала пространство от Балтийского до Черного моря, столица находилась в Киеве. Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Он вошел в историю как креститель Руси. (Слайд № 36). Годом крещения Руси считается 988 год. Это было очень важное событие в русской истории. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Русь вошла в число христианских стран, а это значит что окрепли связи с другими государствами Европы.

В 12 веке Русь была разделена на многие княжества. Не всегда их князья ладили между собой. (Слайд № 37). Во Владимиро-Суздальской земле правил князь Юрий. Вел он частые воины с соседями, за что получил прозвище Долгорукий. В 1147 году он пригласил на встречу черниговского князя Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов». Так впервые была упомянута Москва. Никто не мог тогда предугадать, что маленькому городку среди непроходимых лесов, суждено будет стать столицей Российского государства.

(слайд№ 38) Руси грозит погибель от половцев и княжеских междоусобиц – и появляется герой – защитник земли Русской - Владимир Мономах.

(слайд№ 39) Вскоре после смерти Владимира Мономаха опять начинается вражда между князьями. И снова появляется герой – благоверный князь Андрей Боголюбский. Своей сильной рукой он объединил русские города и тем самым прекратил междоусобную брань.

Татарское нашествие, кажется, сметает с лица земли Русь и русский народ. (Слайд № 40).

“И была сеча зла”…

“И бысть брань велика разгневание Божие: поплени и высечи князей

русских и всю землю русскую”,- пишет древний летописец/

Последствия на Калке, вы знаете это из истории, были трагичны.

  • Русь была обречена на мучения и страдания. Скорбный 1237 год.

  • Полчища Батыя огненным валом прокатились почти по всей Руси. (Слайд № 41).

Стоном полнилась русская земля – города и сёла разграблены, жители перебиты или угнаны в плен. Погибла ли Русь?

Но является герой Александр Невский, и Русь понемногу начинает оживать. (Слайд № 42).

Из летописей: “…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…”Он сам едет в Орду и там вымаливает у татарских ханов ослабу и облегчение для русского народа, берёт на себя его болезни и тяготы. Назван так за битву на Неве. Не успели придти в себя от одной беды, а уже и вторая подходит. На Западе, как известно, у Руси было много врагов, а друзей – то у неё, по правде сказать, со всех сторон никогда не было. Двинулись на Русь с запада немецкие рыцари и шведы. Они по благословлению Папы Римского хотели насильно утвердить на Руси вместо Православной веры католическую. Князь Александр понимал, что Русь будет жива и под игом монголов, пока хранится в ней Православие, и погибнет даже при внешнем могуществе, если потеряет свою веру.

Решающая битва с немцами произошла на льду Чудского озера. Это единственная в мировой истории великая битва на льду и называется она так: “Ледовое побоище”

(Слайд № 43). Древний летописец пишет: “Русских побить оказалось невозможным: “Как исполнились духа ратного, ибо сердца у них были как у львов”. “И была сеча, - повествует летописец, - и раздавался такой треск от ломающихся копий”, “звон от мечей, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью”. И “возвратился князь с победою славною. И шло множество пленных в войске его. Вели босыми возле коней тех, кто называл себя “Божии рыцари”.

(Слайд № 44). Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”.

Плохо стало на Руси после смерти Александра Невского. Его сыновья стали воевать друг с другом, даже стали призывать на Русскую землю татар. (Слайд № 45). Но являются собиратели Русской земли: московские князья Даниил, Иван Калита, митрополиты Пётр и Алексий, преподобный Сергий Радонежский. Они вырастили и воспитали героя – Дмитрия Донского, который одержал первую большую победу над татарами Куликовом поле. (Слайд № 46). Русским людям свойственна любовь к своему родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея сил, своё Отечество от врагов. В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству человеке. Кто бы не видел русского солдата в бою, все говорят о беспримерной самоотверженности, смелости русских солдат при защите западных, восточных, северных, южных границ России от неожиданных пришельцев – печенегов, половцев, татаро-монгол, немецких рыцарей, войск Наполеона, фашистской Германии.

(Слайд № 47) Сквозь столетия пронёс народ память о достойнейших своих сыновьях. Хочется сказать словами Н.В. Гоголя: “Да разве найдутся такие огни и такая сила, которая пересилила бы русскую силу”.


^ III. Чудо русской иконы

С тех пор, как существует жизнь на земле, люди всегда размышляли о том, как произошел мир. Большинство из них верят в то, что мир не мог появиться сам собой. Его творцом они называют Бога. Вера в Бога учит человека узнавать и выполнять в своей жизни данные Богом правила, о которых говорится в Священной Книге – Библии. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из неё сюжеты для своих творений.

В христианском храме можно увидеть священные изображения – иконы. Третий галл мы назовем «Чудо русской иконы» (Слайд № 48).

(Слайд № 49) Владимирская икона Богоматери – одна из древнейших икон. Великий князь Андрей Боголюбский привез её из Киева во Владимир. В 1395году она была помещена в Успенский собор Московского Кремля и стала наиболее чтимой в Москве.

(Слайд № 50) Перед нами одна из самых почитаемых в России - икона Казанской Божией Матери. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак.

Икона Божией Матери “Троеручица”.(Слайд № 51) Когда преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконою, отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление он привесил к иконе серебряное изображение руки, отчего она и получили свое название.

Покров Пресвятой Богородицы (Слайд № 52) Это чудное явление Матери Божией произошло в 10 веке в Константинополе. Когда храм был наполнен молящимися, святые Андрей и Епифаний, подняв глаза к небу, увидели Богородицу, которая со слезами молилась за христиан. Когда она закончила молиться, то сняла со своей головы покрывало и накрыла им молящихся, защищая их от врагов видимых и невидимых.

^ Стихотворение “Любите, дети, старину” С. С.Бехтеева. на фоне изображения икон(Слайды № 53-61)

Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!

Любите. Дети. Отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли белых хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский, хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..

Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской.
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!


^ IV. Народные промыслы

Четвертый гал – «Народные промыслы» (Слайды № 61). Знаменитая городецкая роспись занимает одно из почетных мест в ряду самых известных народных художественных промыслов России. (Слайды № 62) Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. Как более ранний вид обработки древесины получила резьба.

На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152 г. Юрием Долгоруким. Расположение его на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. (Слайды № 63) Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Продавали свои изделия мастера на городских базарах и ярмарках. Привозили все, кто что мог и умел делать. Рядом с хохломской расписной посудой располагались яркие по цвету городецкие донца. (Слайды № 64)

(Слайды № 65) Талантливые художники пытались возродить роспись “старого Городца” с сюжетными сценами, которые раньше писались на прялках. Художники часто использовали в росписи сюжеты из городской жизни. (Слайды № 66) Особенно любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками), птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.

(Слайды №67) А эти замечательные игрушки появились в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.

(Слайды № 68) Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, которую привозили сюда из деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. (Слайды № 69) Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

(Слайды № 70) Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

(Слайды № 71) Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.

Синие птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!

(Слайды № 72) Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя Ивана Калиты.

(Слайды № 73) Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы. Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все стили и смены вкусов прошлых веков. Но неизменно в нём одно – народный характер, т.к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

.

^ V. Имена России.

Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин, Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын (фото известных деятелей на слайдах № 74-79). Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения.

Трудно, непросто любить Россию, но совсем невозможно русскому человеку не любить ее. Это понимание, столь необходимое нам сегодня, всей своей поэзией и жизнью дает М.Ю.Лермонтов, поэт, любивший отчизну “странною” любовью, в которой печали и разлада с общепринятыми взглядами на родную страну было много больше, чем радости и восхищения:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

С.Есениным сказано: “Нет поэта без Родины.” Влюбленный в русскую землю, восхищенный ее красотой, он писал:: “Россия”…Какое хорошее слово… и “роса” и “сила”, и “синее что-то…”

(Слайды № 80) “Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, для любви ко всему: к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле – ах, особенно к земле, с ее блаженным материнством, с ее утрами и ночами, с ее прекрасными ежедневными чудесами…” - какие слова сказаны А.И.Куприным!


^ Ученица читает стихотворение А. Прокофьева

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела.


^ VI. Моя малая родина.

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил в этой огромной стране. Место это называется “малой родиной”.Пятый гал мы назвали “Моя малая родина”.(Слайды № 81)

Для нас родиной стал маленький поселок, с поэтическим названием Заволжский, с извилистой речушкой Иргиз. (Слайды № 82) Найдешь ли человека, у которого не было бы ее, речки детства? Она входит в наши сердца, как тепло матери, как скупая ласка отца, как верность друга. Души отрады, она бередит память еще и щедростью: несла к столу рыбу, молола зерно, поила поля и огороды, ­словом, кормила нас.

Такой рекой для меня является Большой Иргиз. (Слайды № 83) Наш Иргиз очень красив. Начиная свое течение с небольшой речушки в Яблоневом Гае, шириной 15- 20 метров, которую можно перейти вброд, он постепенно расширяется, приобретает неторопливое плавное течение, становится спокойным. (Слайды № 84) Живописные берега Иргиза предстают перед нами: то пологими стенами, заросшими кустарниками и деревьями, то крутыми и обрывистыми, как скала. От красоты Большого Иргиза не хочется отрываться. Именно здесь, в тихом уголке нашей необъятной Родины, я родился, здесь я сказал свои первые слова и сделал первые в жизни шаги. И именно здесь маленькой девочкой, с белыми бантиками, светлым сентябрьским утром мама повела меня в школу.

И вот уже 16 лет моя жизнь связана с этим родным для меня местом. Можно ли сейчас представить, что чуть больше пятидесяти лет назад здесь были только необъятные пустынные степи, и лишь изредка волновался ковыль, да пробегал голодный суслик.

(Слайды № 85) История нашей малой родины начинается в период строительства Саратовской ГЭС и Балаковских объектов химической промышленности, тогда возникла необходимость добычи нерудных строительных материалов.

Для этого в конце 1955- 1956 годов в Северную часть Саратовского Заволжья, на правый берег реки Большой Иргиз, в Пугачевский район были направлены геологи - разведчики. В районе села Березова были обнаружены месторождения камня известняка. (Слайды № 86) Было принято решение строить завод по переработке нерудных материалов. Строительство велось ускоренными темпами. В августе 1956 года приехал в село Березово строительный отряд.

(Слайды № 87) Первые строители жили в палатах. Сколько грязи помесили людские рабочие ноги, сколько раз плотины в оврагах преодолевали по пояс в воде или в снегу, сколько раз замерзали от холодных пронизывающих ветров, от жгучих морозов, отогревались и продолжали жить и работать - не сочтешь и не расскажешь. Приехав сюда, на пустое место, многие из них за плечами уже имели или фронты Отечественной войны, или напряженный труд в тылу, или опыт первых строек. А были и совсем юные, неопытные, научившиеся работать, жить и гореть здесь. Весной 1957 года началось строительство завода. Рабочих рук катастрофически не хватало. Было организовано вахтовая подвозка с соседних сел ( Сакма, Сулак, Березово, п. Горный). (Слайды № 88) Шла грандиозная стройка. Одновременно возводился завод, поселок, железная дорога.

(Слайды № 89) 7 июля 1957 года официально был организован Березовский строительно-карьерный район. Уже тогда непереработанный щебень поступал на стройки области. (Слайды № 90) В 1964 году карьерный район получил название «Березовский завод по добычи и переработки нерудных материалов». (Слайды № 91) Это был мощный, большой завод, который снабжал щебнем всю Саратовскую область и соседние области. (Слайды № 92) Жилья катастрофически не хватало, строители жили в палатах, бараках в селе Березово. И дома строили быстро и много. Первыми жилыми домами были деревянные дома №1 7, 18, располагающееся напротив современной почты. Они были построены в1957- 58 годах. В первое время в одной квартире жили по две, три семьи. (Слайды № 93)

Первостроители были молодыми и энергичны и, конечно, им хотелось не только работать, но и отдыхать, общаться и веселиться. (Слайды № 94) В то время рабочий «клуб» располагался в бывшем гараже села Березово. И тогда комсомольцы решили строить его в свое свободное время. Клуб, который и поныне работает, был построен «на одном дыхании». В 1959 году весной начали, а к 7 ноября открыли. (Слайды № 95)

В 1956 - 57 годах в поселке не было собственной школы, дети первостроителей обучались в селе Березово, возить было сложно, особенно в непогоду, да и техники не хватало. Было решено в 1958 году открыть начальную школу. Расположилась она в доме №23, в первом подъезде. 2 октября 1959 года построили одноэтажную школу Березовского карьера, а в 1962 году решили надстроить второй этаж. (Слайды № 96) Работали в две смены и к октябрю этого же года средняя школа поселка Заволжский открыла свои двери ученикам. Поселок рос, росло и население.

Тогда в 1968 году к школе пристроили столовую и спортзал, но и этого со временем оказалось мало. (Слайды № 97) Так что в 1988-89году построили современную трехэтажную школу, в которой мы учимся сегодня.


^ VII. Родной язык ( слова местного диалекта).

С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства он знакомится с родной речью, узнает все новые и новые слова. Познакомившись ближе с жителями нашего поселка, мы узнали слова местного диалекта. Ведь это занимательные народные рассказы, встретить их в письменной форме - большая редкость. Неиссякаемое богатство русской речи - это наше народное достояние, нам его беречь и умножать. Я считаю, если есть в мире вещи, которые можно назвать чудом, то слово первое чудо из всех.

Сейчас мы все чаще задумываемся над тем, каковы истоки русского языка, как связан современный русский язык с историей и культурой народа, каково его дальнейшее развитие. Ответить на эти вопросы нельзя однозначно. Говоря на русском языке, мы не замечаем, как мы это делаем, не выясняем проблемы языка и не видим его ценности, не интересуемся его историей и экологией, не копаемся в звуках и буквах, словарном составе. Но ведь это очень интересно – исследовать живые корни родного языка. Литературный язык имеет преимущественно письменную форму. Нормы его закреплены в грамматиках и словарях. Русские диалекты - это корни русского языка, но существуют они только в устной форме. Русские диалекты - питательная база русского литературного языка и языка фольклора. Изучены они далеко не в полной мере, поэтому необходимость собирать их, систематизировать и исследовать очень актуальная задача.

Являясь автором данного проекта, я считаю, что говоры поселка Заволжский и села Березова Пугачевского района вместе с их историко – этнографическим статусом почти неизвестны широкой публике, однако они заслуживают усиленного к ним внимания как в силу их самобытности и красоты, так и в силу того, что они важный источник знания корней русского языка и истории народа. Тем более, что все это стремительно разрушается.

Словарь ценен тем, что в нем запечатлен определенный лексический состав, характеризующий быт русского человека, материальную и духовную культуру, он не безразличен всем тем, кого волнует дальнейшая судьба русского языка и кто хочет знать свое прошлое, ведь литературный язык вырос из диалектов. «Толкового словаря местных редко употребляемых слов и выражений».(Приложение 1)


Заключение.

Другим людям историческое прошлое нашей родины может показаться неинтересным. Многие могут сказать о том, что этот поселок даже на карте маленькой точкой не отмечен. (Слайды № 98) . Но для меня это милая сердцу сторонка, от любви к которой щемит сердце. И я мечтаю, что каждый из нас обретет чувство собственного достоинства в своей любви к родной земле, к её истории, настоящему и будущему

Закончить свои размышления хочется словами А.Куприна:«Чувство родины - оно необъяснимо. Оно - шестое чувство ... и природа его также необъяснима, как и природа первых пяти».

(Слайды № 99) Любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим корням. Любовь между детьми и родителями, между юношей и девушкой. Любовь к своей Родине!


^ Клубок – рефлексия.

Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой указательного пальца своей руки.

^ Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя..

Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку).


Литература

  1. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М., “Аванта +”, 2007г

  2. Энциклопедия для детей. Т. 8: История. М., “Аванта +”, 2007

  3. Энциклопедия для детей. Т. 10: Язык и фольклор. М., “Аванта +”, 2007г

  4. Г.Б.Андрейчук “Я русский бы выучил…” Диспут – клуб, журнал “Русский язык” №6 2008,№10 2008 М., “Первое сентября”

  5. М. А. Грачев.- Историко – этнографическим // РЯШ .- 2006 N1

  6. В.В.Колесов Гордый наш язык…С.-П., “Авалон Азбука-классика”, 2007г

  7. Шапошников В.Русская речь Современная Россия в языковом отображении - М.МАЛП. 2008

  8. Сайты: http://www.rusword.