velikol.ru
1


ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ НЕ ЛЮБЯТ ХИМИЮ?

Селиверстова Татьяна Григорьевна МОУ СОШ № 106, 58


Проводимая в стране модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные предметы естественного цикла, и, к сожалению, не в их пользу. В школьном химическом образовании, на мой взгляд, наибольшие сложности составляют следующие проблемы:

Временная: неуклонно сокращается время, выделяемое на изучение химии, хотя, по словам академика А.Л. Бучаченко «Современная химияэто фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях»[1,с.41]

Сегодняшняя школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону «бумажной» химии. Нередки ситуации, когда ученик умеет расставлять коэффициенты в уравнении сложной химической реакции, но не имеет представления о том, как выглядят участники этой реакции, и даже не знает, твердые они или жидкие.

Многочисленные видеоматериалы предлагают некоторое суррогатное решение проблемы химического эксперимента. Однако они уместны только тогда, когда этого требуют правила техники безопасности. В остальных случаях замена эксперимента на видеофрагменты аналогична виртуальному питанию. Поэтому уроки химии становятся скучными, серыми, лишенными эффектной эмоциональной поддержки, которую обеспечивает яркий наглядный химический эксперимент. Нетрудно понять, почему в настоящее время химия относится большинством учащихся к нелюбимым предметам. Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных занятий и резко улучшить оснащение школьных лабораторий.

^ Вторая проблема профильная. Старшую профильную школу по отношению к химии можно разделить на два типа:

1) школы и классы, в которых химия является не профильной дисциплиной (гуманитарные) и изучается из расчета 1 ч в неделю;

2) школы и классы, в которых химия является профильной дисциплиной (естественнонаучные, в том числе с углубленным изучением предмета) и изучается из расчета 3 ч (нонсенс!) в неделю.

Статус не профильной дисциплины обрекает химию в школах первого типа на очень низкую мотивацию учащихся при ее изучении. Повысить интерес учащихся к химии можно, на мой взгляд, усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон в ее обучении (так называемая «химия и жизнь»).

Следующей проблемой являются вопросы подготовки и проведения ЕГЭ. Далеко не все задания тестов соответствуют базовому уровню сложности. Так, разве можно считать задание на синтез Вюрца соответствующим базовому уровню сложности? («Продуктом взаимодействия 2- бромпропана с натрием является: 1) пропан; 2) гексан; 3) циклопропан; 4) 2,3-диметилбутан». Я считаю: ЕГЭ, можно использовать как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае – как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию.

Многочисленны ошибки, некорректны формулировки заданий в КИМах к ЕГЭ. В заданиях прошлых лет предлагалось выбрать уравнение, соответствующее первой стадии получения серной кислоты из природного сырья, в качестве которого были даны четыре варианта: сероводород, серный колчедан, сернистый газ и хлор. На какой же единственный вариант должен ориентироваться выпускник, если в качестве сырья служат и серный колчедан, и сероводород?

При современном количестве часов, отведенных на изучение химии, проблематично подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ. Очевидно, что для набора необходимого количества баллов для поступления в вуз, потребуется помощь репетитора.

Наконец, необходимо специально рассмотреть такое явление, как школьные предметные олимпиады. Недостаток времени, отсутствие часов на проведение кружков и факультативов и индивидуальных занятий по предмету привело к тому, что ученики не имеют возможности полностью реализовать себя в данном направлении.

Мною были освещены лишь некоторые проблемы современного школьного химического образования. Хотелось бы, чтобы затронутые проблемы в области химического образования, во-первых, гарантировали бы элементарную химическую грамотность большинства населения и, во-вторых, – успешную сдачу школьниками вступительных экзаменов в вузы и максимальную эффективность усвоения ими химических знаний.

Обидно за науку, очень трудно полюбить предмет на изучение которого тратится очень мало часов учебного плана, трудно изучать «химию» без дополнительных уроков, консультаций. Единственное, что спасает меня, как педагога, любящего свой предмет, это исследовательская деятельность с обучающимися, дифференцированные творческие задания на уроках хими В основе опыта лежит компетентностно-деятельностный подход к организации работы по подбору, составлению и использованию дифференциальных творческих заданий на уроках химии. Основой системы является принцип развития творческого мышления через дифференциацию действий по усвоению и применению знаний. Я, как учитель, профессионально осуществляю систематическое и целенаправленное руководство познавательной деятельностью учащихся, и специально могу готовить их к творческому способу усвоения научной информации, проявляя свои компетентности в организации учебного процесса. Особенности такой работы в следующем:

1) деятельность ребёнка находится под контролем учителя и по ходу развертывания может им корректироваться и регулироваться заданными ориентирами;

2) все творческие возможности обучающихся предварительно проигрываются учителем в его сознании и воображении;

Изучение нового интересного, но сложного в понимании предмета химии начинается в школе в таком возрасте, когда организм подростка в силу возрастных причин к этому готов не всегда. Воспринимать новые знания учащиеся смогут только тогда, когда пропустят информацию через себя, интерпретируют по-своему.[3, с.57]

Решение творческих заданий посильно любому ученику. Даже сла- боуспевающие обучающиеся, которым чаще предлагаются лишь репродуктивные, с охотой выполняют задания с элементами творчества, в которых нужно применять знания в измененных ситуациях. Работа частично- поискового характера побуждает к вполне осознанной деятельности. Задания такого типа предоставляют возможность для самостоятельного поиска способа и пути решения на основании имеющихся знаний.

При изучении темы «Металлы и их соединения» (9 класс) предлагаю ученикам называть ассоциации, которые вызывает эти понятия на разных этапах познания. Пополняя и углубляя знания, учащиеся описывают не только физические свойства, применение металлов и сплавов, но и также связывают свои ассоциации с химическими явлениями, изменениями в составе атома, значением образуемых соединений.

Виды творческих работ учащихся:сообщения по темам «Смеси», «Растворы», «Разделение смесей».сочинение химических сказок, рассказов, стихотворений, составление кроссвордов, выполнение рисунков на химические темы по ассоциациям.поиск информации «История открытия и названия химических элементов и веществ».творческие поиски «Химия и литература».создание творческих проектов «Витамины», «Пищевые добавки», «Химия в быту», «Органическая химия на кухне»,«Химические реакции в быту», «Моё отношение к химии: хемофобия или хемофилия».

− развитие творческих способностей учащихся посредством использования новых информационных технологий.

− ведение научных работ по темам «Подростковое ожирение», «Территория МОУ СОШ № 106 без дыма сигареты».

В созданных мной психолого-педагогических условиях возрастает творческая активность учащихся, так как они осознают своё продвижение в учёбе, приобретают уверенность в себе. Об этом свидетельствует высокий интерес к предмету.

Вопросы для диагностики:

1. Химия нужна для получения дальнейшего образования?

2. Это интересная и познавательная наука?

3. На уроках химии используются интересные формы работы?

4. Интерес к предмету из-за личности учителя?

Химия – экспериментальная наука. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал [2,с.28]. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Через исследовательскую деятельность наиболее эффективно происходит и формирование компетенций.

В результате познавательной исследовательской деятельности учащийся получает навыки применения знаний при решении проблемных ситуаций, повышается их интерес к предмету, учитель может осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. Через деятельность учащийся может сказать «могу», вместо «знаю».[4, с.12].

Список литературы:

1.Вачков И. Проектирование + исследование // Методическая газета «Школь- ный психолог». Издательский дом «Первое сентября». No 23. 2007.

2. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении хи- мии // Химия в школе, 2007. No 2. C. 16.

3.Заграничная Н.А., Иванова Р.Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе, 2010. No 2. С. 20.

4. Ширяева В.А. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] URL: http://www.sgu.ru/files/ nodes/46640/Shiriaeva.pdf (дата обращения: 20.09.2011).