velikol.ru
1

«Единые требования семьи и школы в обучении детей»

20.12.2012

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. 
Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения семьи и школы
В.А. Сухомлинский


На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи  и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Семья и школа  - это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет. Человека мы создаем любовью - любовью к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными?  Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви

Возраст детства – самый благодатный. Благодатный потому, что рядом много друзей, много открытий, много учителей, которые всегда рядом и готовы помочь, потому что рядом мама и папа. Именно семья является главным институтом развития личности ребёнка, и каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от семьи.

Сегодня современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. В этих сложных современных условиях растут наши дети, и им очень важно видеть согласованные действия педагогов и родителей.

Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.

По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Какие бы проблемы не терзали ребёнка, родители должны сопереживать ему, поддерживать его. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку второй дом, воспитание детей в школе не должно подменить родительское воспитание. Школа должна обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для самореализации, для раскрытия его способностей.

Лев Кассиль писал: «Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Все мы: и родители, и учителя хотим одного: чтобы наши дети росли здоровыми, получили хорошее образование, научились жить и работать в коллективе, развили свои способности, и только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии имея единые требования в воспитании и обучении мы сможем добиться этого результата.

С самой первой встречи с родителями мы стремимся включить семью в процесс совместного воспитания детей по одним законам с едиными требованиями. Однако мы понимаем, что у семьи и у школы существуют свои роли.

Семья, безусловно, отвечает за эмоциональные связи и привязанности ребенка, выступает главным посредником между ним и обществом. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку его родной дом, она должна сделать все возможное для обучения детей, расширения кругозора, самореализации, раскрытия и проявления способностей.

В нашей школе разделение ролей семьи и школы не так четко. Особенность нашего образовательного учреждения заключается в том , что на территории школы расположена музыкальная школа, все кружки спортивные секции Дети находятся в школе с 8.30 до 18.00 часов. А это значит, что большую часть времени дети проводят с учителями Поэтому мы стремимся не разграничить функции между родителями и педагогами, а объединить их.

Мной было подсчитано: в среднем в будний день ребенок проводит в кругу семьи 3 -4 часа, в то время как в школе от 7-9 часов. За это время родители успевают лишь поверхностно поинтересоваться делами детей. Именно делами, а не жизнью, успехами, переживаниями ребят. Вот наиболее часто задаваемые родителями вопросы это: как дела? ты поел? что ты ел? уроки сделал? В основном темы исчерпываются выполнением домашнего задания, школьным меню, поведением. 

На наш взгляд, необходимо чтобы единые требования семьи и школы совпадали, а это в свою очередь укрепит взаимоотношения в семье, появится больше точек соприкосновения родителей с детьми, тем для разговора и совместной деятельности, даст образец полноценных семейных отношений, которые ребенок сможет реализовать в своей будущей семье.

А ведь 30% населения России – дети. Если считать что в последнее время страна испытывает кризисы, то наши дети живут в экстремальных условиях. И если несколько лет назад была надежда на то , что все дети будут иметь равные стартовые возможности для развития, что государство обеспечит такие гарантии, то теперь очевидно, что это целиком ложиться на семью.

Сегодня как никогда семья и школа должны объединиться. Только в тесном сотрудничестве имея единые требования в воспитании и обучении можно многое сделать для воспитания и образования детей. Родителям необходимо поднять свой , родительский престиж, приобрести статус инициативных, не бессловесных родителей. Только тогда мы сможем сберечь душевное здоровье и обогатить мир наших детей. А значит: НАМ НАДО БЫТЬ ВМЕСТЕ

Поэтому давайте будем щедрыми в ласке. Только ласка и наше душевное тепло могут растопить холод в душе ребенка.

Ребенку необходимы постоянные восхищения, одобрение его поступков.

Будем добры, ибо счастье там, где милые слова и добрые дела.