velikol.ru
1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида»

города Белово Кемеровской области


«Звук [р]» (конспект занятие по обучению грамоте

в старшей логопедической группе)


подготовила учитель-логопед

Абросимова Тамара Владимировна


Белово 2013

Цель:

Закрепление правильного произношения звука [р]. Активизация словаря по теме "Профессии". Задачи: 1. закрепление правильного произношения звуков [р] в различных речевых структурах; 2. активизация словаря по теме "Профессии" на основе слов, содержащих данный звук; 3. практическое накопление глагольного словаря по данной теме; 4. закрепление навыка правильного употребления имён существительных в дательном падеже; 5. совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда. 6. развитие фонематического слуха; 7. закрепление навыка звукового, звуко-слогового анализа и синтеза; 8. развитие внимания, памяти, ловкости, развитие общей и мелкой моторики; 9. создание положительных эмоций; 10. выработка положительного и уважительного отношение к труду взрослых.


Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, звукошарики синего и зелёного цвета, сюжетные картинки по теме "Профессии", картинки (лопата, иголка, пила шланг, краски, сковорода, руль, градусник), мяч, фишки.

Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: - Фотограф не успел сфотографировать белочку на дереве. Изобразите огорчение. (Дети мимикой изображают огорчение.) - Водитель случайно съехал с дороги и испугался. Изобразите испуганного водителя. (Дети мимикой изображают испуг.) - Сборная по футболу забила гол. Изобразите веселье, радость футболистов. (Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.) 2. Основная часть. Отгадать загадки Логопед: - Кто покрасил все заборы, окна, двери, коридоры? (Дети: маляр.) - Назовите последний звук в этом слове. (Дети: звук [р].) - Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? (Дети: логопед.) - Кто вам продаст творог, сосиски и "Вискас" для любимой киски. (Дети: продавец.) - Назовите второй звук в этом слове. (Дети: звук [р].) - Я проказничать люблю, всех вокруг развеселю, посмотрите на мой нос, станет вам смешно до слёз. (Дети: клоун.) Выставляются картинки с профессиями. - Кто догадался, с каким звуком мы сегодня поиграем? (Дети: со звуком [р].) - Маляр, логопед, продавец, клоун. Как назвать одним словом? Что это? (Дети: это профессии.) - Мы поговорим о профессиях, а также будем следить за звуком [р]. 3. Произношение в изолированном виде. (опора на картинки) Логопед: - Как работает трактор? (Дети: [р]-[р]-[р].) - Кто работает на тракторе? (Дети: тракторист.) 4. Характеристика звука. Логопед: - Когда мы произносим звук [р], то: - губы свободны; - зубы сближены, но не соприкасаются; - кончик языка поднят к "бугоркам" - альвеолам за верхними зубами и вибрирует (дрожит); - горлышко "работает". (Звук [р] - согласный, твёрдый, звонкий.) - Почему звук [р] - согласный? (Дети: потому что он не поется.) - Фишкой какого цвета мы обозначать этот звук? (Звукошарик синего цвета.) 5. Развитие фонематического слуха. Логопед: - Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Услышите звук [р] - поднимите кружок синего цвета. Будьте внимательными: Л, М, Н, Р, Л, П, К,Р; - в слогах ЛА, МА, РА, АЛ, АН, УС. Дидактическая игра: "Что кому нужно?" (на фланелеграф выставляются картинки со звуком [р]) Логопед: - Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [р]. (Дети: краски, сковорода, руль, градусник.) - Скажите, кому в работе нужны эти предметы? (Дети: краски - художнику, сковорода - повару, руль - шоферу, градусник – врачу.) 6. Динамическая пауза. Логопед: Мы ногами - топ-топ (Дети выполняют движения по содержанию текста).
Мы руками - хлоп-хлоп. Мы глазами - миг-миг
(руки на поясе; моргаем глазами). Мы плечами - чик-чик (руки на поясе; плечи вверх-вниз). Раз - сюда, два - туда (руки на поясе; повороты вправо-влево). Повернись вокруг себя (движения выполнять по содержанию текста). Раз - присели, два - привстали, Руки к верху все подняли. Сели - встали. Сели - встали. Ванькой - встанькой словно стали. Руки к телу все прижали, и подскоки делать стали, будто мой весёлый мяч. 7. Закрепление материала. Дидактическая игра: "Четвертый лишний". Логопед: - Я буду называть название инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его и назовите профессию. - Ножницы, весы, зеркало, расческа. (Дети: весы – лишнее слово. Весы нужны продавцу.) - Пила, таблетки, градусник, шприц. (Дети: пила – лишнее слово. Пила нужна строителю) - Сковорода, нож, половник, кисти. (Дети: кисти – лишнее слово. Кисти нужны художнику.) - Определите на слух самое короткое слово - парикмахер, врач, повар. (Дети: самое короткое слово врач) - Как это можно проверить? (Дети: посчитать сколько слогов в каждом слове.) Дидактическая игра: "Кому принадлежит фраза?" Логопед: - Человек какой профессии мог сказать данную фразу...? «Несите кирпичи, цемент». (Дети: так мог сказать строитель.) «Сегодня я буду рисовать пейзаж». (Дети: так мог сказать художник) «Как вас постричь? А челку сделать покороче?» (Дети: так мог сказать парикмахер.) «Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные?» (Дети: так мог сказать портной) «Откройте рот и скажите: а-а-а-а-а». (Дети: так мог сказать врач.) «Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 р». (Дети: так мог сказать продавец.) Дидактическая игра: «Что делать?» (игра с мячом). Логопед: - Я кидаю вам мяч и называю инструмент, вы – кидаете мне обратно мяч и говорите какие действия совершают с этим инструментом. – Что делают ножом? (Дети: ножом режут.) - Метлой? (Дети: метлой подметают улицы, метут мусор.) - Пилой? (Дети: пилой пилят доски.) - Из лейки? (Дети: из лейки поливают грядки, цветы.) - Топором? (Дети: топором рубят дрова.) - Половником? (Дети: половником наливают суп, компот.) - Лопатой? (Дети: лопатой копают грядки, роют ямы, чистят снег.) - Молодцы, вы справились со всеми заданиями! 8. Итог занятия. Логопед: - Ребята, кто мне ответит, какой звук мы произнесли сегодня больше всего? (Ответы детей.) - Ребята, мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая главная? (ответы детей, логопед подводит детей к выводу о том, что все профессии хорошие и важные).


Литература


1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.


2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.


3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.


4. Нищева Н.В. картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.