velikol.ru
1

Тема урока: « Звук и буква Чч»

Цель урока : «Знакомить обучающихся с буквами русского алфавита (со звуком и буквой Чч).»

Задачи: Учить соотносить звук и букву, выделять данный звук из речи, читать слоги и слова (предложения) с буквой Ч.

Развивать фонетико-фонематическое восприятие на основе упражнений в анализе и синтезе слов, корригировать и развивать речевой аппарат.

Воспитывать интерес к чтению на основе игры.

Оборудование: касса букв, наборное полотно, предметные и сюжетные картинки, таблички с тучками (разное настроение), разноцветные пирамидки, буквы из наждачной бумаги, слоги и слова с буквой ч, аудиозапись с песней «Про Мамонтёнка».

Ход урока.

^ I.Орг. момент.

-Добрый день! Надеюсь, у вас хорошее настроение. Подойдите к доске и встаньте под той тучкой, которая больше всего отражает ваше настроение сейчас. (У тучек разное « настроение»- грустное, среднее, весёлое).

II.Разминка.

1)Дыхательная гимнастика.

  • - Вдох- носом, выдох – через рот.

  • -Вдох, задержка дыхания, выдох.

  • - Вдох, выдох, задержка дыхания.

2)Разминка для глаз.

а)- зажмурьте глаза, а потом откройте.

- сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз- направо-вверх-налево-вниз.

- вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтём пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.

б) Работа по таблице.

-Назовите цвет кружков по цепочке.

3)Речевая разминка.

-Дети смотрят на точку в середине пирамидки и читают слоги, написанные по краям, затем идет наращивание согласных. Сначала - Р, затем- Н.

Ш^ . Сообщение темы.

1.На свете добрых слов

Живёт немало.

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово

И нету слов, важнее, чем оно…(мама)

- Послушайте песенку. (звучит песня про Мамонтёнка)

- О ком эта песенка? (показ картинки Мамонтёнка)

-У него случилась беда, он потерял маму. Чтобы помочь Мамонтёнку найти маму, надо выполнить задания. Задания трудные, если мы с ними справимся, то малыш обязательно найдёт свою маму.

-Давайте поможем ему.

-Итак, отправляемся вместе с Мамонтёнком искать маму.

^ 2. Артикуляционная гимнастика.

На пути нам встретился медвежонок, (показ картинки), который в это время чистил зубки.

-Улыбнитесь, откройте рот.

а) Кончиком языка водите влево - вправо за нижними зубками, затем поднимите язычок вверх и почистите верхние зубки.

б) Сейчас надо пополоскать рот. Закройте рот и выполните движение, как при полоскании рта.

в) А теперь показали друг другу зубки и улыбнулись.

3^ .Повторение изученных букв.

1. Медвежонок предложил Мамонтёнку вспомнить, какую букву учили на прошлом уроке? (ц)

-Что мы о ней знаем? (согласная, всегда твёрдая)

-Назовите слова с буквой ц.

2.Чтение слогов и слов.

ЦА ЦО ЦЫ ЦУ яй-цо у-ли-ца

ли-цо ку-ри-ца

ов-ца о-гур-цы

мо-лод-цы

куз-не-цы

-Как сказать когда один предмет? Огурец, молодец, кузнец.

3. Работа с книгой. Чтение рассказа «Курица и лисица». Беседа по вопросам.

Мамонтёнку было интересно с медвежонком, но он очень хотел увидеть свою маму. Медвежонок не знает, где его мама и предложил спросить у мудрого дядюшки Моржа.

^ IV.Знакомство с новой буквой.

Учитель:- Вы знаете, где живут моржи? - Правильно, потому дедушка Морж удивился, увидев Мамонтёнка. Он сообщил ему, что раньше на севере жили такие животные, но сейчас они живут в Африке. А в Африке всегда тепло. На пути в Африку будут встречаться много островов с заданиями. Мамонтёнку было страшно, он всё равно решил плыть в Африку, к маме.

-Ребята, мы будем ему помогать. Мы его жалеем, очень плохо без мамы, никто так не любит и не приласкает, как мама.

Вот мы подплываем к первому острову.

Ребята, закройте глазки и послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, кто встретит нас на этом острове.

Синеет море перед нами, летают …..над волнами. Какое слово мы проговорили? (Показ картинки чайки).

  1. Проговорим слово хором, по цепочке. Сколько слогов в слове чайка? Назовите первый слог, второй. – Какой новый звук в первом слоге? Проговорили этот звук хором, по цепочке.

  2. Артикуляционное положение звука (ч). (губы в улыбке, зубы сомкнуты, язычок играет)

  3. Определите звук гласный или согласный? ( Звук (ч) согласный и всегда мягкий.) Проговорили все, по одному.

  4. Упражнения в слушании звука ( ч) в словах.

  5. Если услышите звук ч – хлопок в ладоши.

  6. Слова: чай, ручка, обруч, рука, ключ, врач, грач, задача, окно, мел.

- Назовите слова со звуком ч?

-Молодцы! - Вы справились с заданиями и чайки показывают путь ко второму острову.

На этом острове встречает обезьяна, но имя своё не говорит, имя прочитаете сами. (В руках у обезьяны буква ч из наждачной бумаги.)

-Ребята, у берега я нашла стульчик, но не могу сесть на него, падаю. Помогите его поставить.

Учитель, ребята это стульчик? (нет). – А на что похож стульчик? (на букву ч)

-Кто знает эту букву? Правильно, на первом острове мы слышали звук, какой? Вот этот звук обозначается буквой Ч.- Обезьяна, никакой это не стульчик, а буква. - На что похожа буква ч? (на цифру 4).

- Как вы знаете, обезьяны непоседы и проказницы, вот и подумала что это стульчик.

-Назовите букву хором, по цепочке. Сравнили буквы, нашли и показали в кассе букв. Ребята, обезьяна подарила вам буквы из наждачной бумаги, обведите указательным пальцем букву 3раза и проговорите.

-Прочитайте имя обезьяны, Чи-та. Обезьяна Чита машет вам рукой и благодарит за помощь, что помогли разобраться, что это буква ч , а не стульчик.

Мамонтёнок снова отправляется в путь, очень тоскует по маме.

Впереди показался третий остров. На этом острове нас встречает попугай Чика. Здесь нужно быть точным и выполнять задания по времени. Отгадайте загадку. Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (^ Часы)

Задания будем выполнять по часам.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так. (наклоните голову то к одному, ток другому плечу)

Смотри скорей, который час: (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево-раз, направо-раз,

Мы тоже можем так.

Ноги вместе, руки на поясе. (На счет раз голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Попугай Чика приготовил задания, прочитайте слова: чай-ка, чай-ки,

обезьяна Чи-та, попугай Чи-ка, мед-ве-жо-нок, морж.

- Назовите, кто нам встречался на пути и помогал Мамонтёнку быстрее найти маму.

Закрепление. Работа с букварём. стр.120

  1. Игра «Измени слово» (В слова собака, кошка, сын, Ваня, Таня, мама, Вера добавьте букву ч) - собачка, сыночек, кошечка, Ванечка т. д.

  2. Придумай слова со слогами: ча, да, ку, сы, ту, ша, ща.

  3. Проговори: ча-ча-ча- горит в комнате свеча.

чу-чу-чу- молоточком я стучу.

оч-оч- оч- наступила ночь.

Релаксация.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко…ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают , засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расправляется.

Дышится легко… ровно… глубоко.(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

Итог урока:

  • -Какую букву выучили? Проговорили.

  • -Назовите слова с буквой ч.

  • -Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Дети собирают слоги и слова с буквой ч, развешанные в классе.

Слова: че-ре-па-ха, чу, доч-ка, ча, сло-ва, ча-бан, ве-чер, чай-ник, лы-жи, све-ча, за, ди, ре, ту-ча.

Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение сейчас.

Домашнее задание. Выставление оценок. Стр120 букваря.