velikol.ru
1 2 ... 4 5


ОТ АВТОРОВ
Современная культурная ситуация активно требует от всех нас сознательного и творческого участия в ее формировании. Главная профессиональная задача менеджера в сфере культуры – позитивно влиять на параметры развития отечественной культуры, востребовать и включать в современную культурную практику богатейший историко-культурный потенциал нашей страны. Для того, чтобы эффективно решать эти задачи, будущий специалист должен не только познакомиться с широким фактологическим рядом, значительно расширяющим его общекультурные представления, но, главное – научиться понимать культурные идеи, представленные на разных этапах развития отечественной культуры в различных текстах культуры, научиться мыслить культурологическими категориями анализа явлений культуры, выработать собственную позицию по отношению к тем или иным феноменам культуры.
Курс «История культуры России» является одним из базовых курсов цикла общепрофессиональных дисциплин специальности «Культурология», изучается в VI-VII семестрах, объем аудиторных занятий – 2 часа в неделю в каждом семестре. В течение VII семестра студентами выполняется курсовая работа, предполагающая углубленное рассмотрение какого-либо аспекта изучаемого материала и самостоятельный анализ феноменов культуры. Тематика курсовых работ определяется авторами лекционного курса индивидуально для каждого студента и учитывает современную научную ситуацию, научные интересы лекторов, наличие источниковой базы и интеллектуально-творческие предпочтения студента.
Авторская концепция курса предполагает, прежде всего, проблемное осмысление как целостных культурно-исторических эпох, так и отдельных, конкретных явлений культуры. Такой подход дает студентам возможность проводить содержательные параллели в историко-культурном процессе, находить исторические причины современных проблем культуры, более отчетливо видеть перспективы культурного развития страны.
Авторы «Методических указаний» выражают надежду на то, что их усилия помогут формированию у слушателей курса «История культуры России» нелинейного культурно-исторического мышления, способности ставить и решать культуротворческие задачи.

TANTUM POSSUMUS, QUANTUM SCIMUS!

Введение

^

Цели изучения дисциплины


Ввести студентов в проблемное поле современных гуманитарных наук, рассматривающих различные стороны истории культуры России.

Сформировать представление о целостном пространстве российской культуры на всех этапах ее развития.

Показать основные культурные идеи, имеющие приоритетное значение в различные исторические эпохи.

Познакомить с основными памятниками (изобразительного искусства, письменности, музыки и т.д.) истории российской культуры.

Научить системному анализу культурных явлений.

^

Требования к знаниям и умениям по дисциплине


После изучения курса «История культуры России» студент должен:

  • иметь представление о современных проблемах и задачах изучения истории культуры России;

  • знать основные этапы развития культуры России;

  • формулировать содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи;

  • знать круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах;

  • уметь анализировать явление культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст.



^

Рабочая программа




ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ РОССИИ


Проблемы изучения истории культуры России на современном этапе: содержание понятия «культура России»; методы изучения и источники; прошлое и настоящее отечественной науки; возможности комплексного подхода, современные концепции (Ю. Лотман, С. Юрганов, А. Панченко,
А. Кара-Мурза, И. Кондаков и др.); задачи курса; хронология и периодизация истории культуры России.

^ Лекции – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение научной литературы по теме: «Современные исследования культуры России – круг основных идей»).

Форма контроля – коллоквиум / индивидуальное собеседование.

^

ДОХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ


Проблемы этногенеза славян, значение изучения исторического феномена «славянства» для осмысления архаических основ культуры России; славянское язычество как тип культуры; особенности языческой культуры восточных славян; мифология восточных славян как основа социокультурной модели; эволюция культуры восточных славян в границах дохристианского периода (6-10 вв.). Двоеверие как феномен древнерусской культуры. Культура «неоязычества» в современной ситуации.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа (изучение источников, учебной и научной литературы).

Форма контроля – выступление на семинаре, проверка конспектов.

^

КУЛЬТУРА РОССИИ X-XVII ВЕКОВ


Исторические и культурные причины принятия христианства; «крещение Руси» и глобальные культурные сдвиги; византийская культурная модель и проблемы развития древнерусской культуры; древнерусское государство и культура Киевской Руси; древнерусская литература XI-XII вв. как особая форма культурного сознания; развитие изобразительного искусства в домонгольской Руси, основные центры, изменения историко-культурной парадигмы.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Форма контроля – выступление на семинаре.
Культура Древней Руси периода татаро-монгольского завоевания (XIII – первая половина XV вв.). Утверждение религиозных идей – деятельность Сергия Радонежского, русские монастыри. Культура Новгорода XIII – XIV века – архитектура, новгородская школа иконописи, творчество Феофана Грека. Москва – новый культурный центр: ранняя московская архитектура, начало развития московской живописи, высокий иконостас, творчество Андрея Рублева. Проблема «религиозного ренессанса» древнерусской культуры XV века.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 4 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Форма контроля – выступление на семинаре.
Культура Московской Руси. Религиозные споры конца XV – начала XVI вв.; утверждение идеи «Москва – третий Рим» и ее значение для развития древнерусской культуры. Феномен самодержавия в культурной истории России. Отражение новых культурных идей в древнерусской письменности и литературе (общественная и религиозная публицистика, «Домострой», «Великие Четьи Минеи» и др.). Изобразительное искусство Московского государства в конце XV – XVI вв. – Московский кремль, шатровый стиль храмового зодчества, грозненская школа иконописи).

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Форма контроля – выступление на семинаре.
Своеобразие русской культуры «переходного» XVII века. Процессы «обмирщения», их культурно-исторические причины и последствия. Церковный раскол и его значение в культурной истории России. Особенности художественной культуры XVII века: архитектурное «узорочье», «нарышкинское барокко», гражданская каменная архитектура; строгановкая школа иконописания, живопись мастеров оружейной палаты, парсуна. «Светская повесть» в контексте традиций древнерусской письменности.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Форма контроля – выступление на семинаре.

^

КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ


Особенности перехода России на культурные позиции Нового времени. Реформы Петра I в сфере культуры и изменение всего жизненного уклада Древней Руси. Проблемы современной научной оценки реформ рубежа XVII-XVIII веков. Развитие форм светской культуры: гражданская архитектура, портретная живопись, новые формы повседневной культуры. Развитие общественной мысли в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве».

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Форма контроля – выступление на семинаре.
«Век Просвещения» в России. От инициатив Петра I в области просвещения к образовательным проектам и становлению системы образования в эпоху Екатерины II. Развитие различных институтов просвещения: школа, высшее образование, специальное образование, воспитательные учреждения, книгоиздательство, периодическая печать, театр, наука, художественная литература и т.д. Отражение культурных идей эпохи в литературе, архитектуре и живописи, развитие художественных стилей (от барокко к классицизму). Масонство как феномен культуры России второй половины XVIII века.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Форма контроля – выступление на семинаре.
Романтизм как культурная эпоха русской культурной истории; дворянские идеалы в культуре романтизма; отражение идей культуры в русском искусстве первой трети XIX века (литература, архитектура, живопись). Развитие интеллектуальной культуры в первой половине XIX века – концепции исторического пути России.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Форма контроля – выступление на семинаре.
Проблемы развития культуры во второй половине XIX века – демократизация культуры, расширение образованного сословия, изменение ценностных парадигм. Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века как отражение актуальных культурных проблем.

Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

^

КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ


«Серебряный век» как культурная эпоха – основные идеи русского «серебряного века» в контексте культуры европейского модерна. Широта и многообразие художественных поисков «серебряного века» – направления, течения, кружки и школы в изобразительном искусстве и литературе. Роль института меценатства в развитии русской культуры. Русская религиозная философия как феномен интеллектуальной культуры конца XIX – начала XX века.

Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

^

КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ


Революция и культура. Модель отношений «власть-художник». Культурные преобразования большевиков в первое десятилетие советской власти. Многообразие и плюрализм художественной жизни 1920-х годов. Конструктивизм и авангард ранней советской эпохи как общеевропейские стили. Формирование образа «нового человека» средствами художественной культуры. Динамика культурных процессов в границах 1920-х годов. «Первая волна» русской культурной эмиграции и начало формирования культуры «русского зарубежья».

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).
Сталинизм и культура. Характер изменений политики правящей партии в сфере художественной культуры в конце 1920-х – начале 1930-х годов; формирование системы управления культурой и тотального контроля ее развития. Репрессивные меры руководства культурными процессами. Культ личности вождя и значение этого для создания художественных форм. Искусство «социалистического реализма» как феномен советской культуры. Монументальный стиль «сталинский ампир» в архитектуре как выражение господствующих политических идей. Культура периода Великой Отечественной войны – изменение ценностных ориентиров. Динамика культурных процессов в границах тоталитарной эпохи.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).
Культура периода «оттепели». Позитивные изменения в сфере культуры – либерализация форм контроля и возможности расширения художественных поисков. Роль «шестидесятников» в осуществлении культурных сдвигов. Художественная и культурная жизнь эпохи. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущева, его политической позиции и значение этого для развития культуры.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).
Культура эпохи «позднего социализма». Политические причины изменения векторов культурного развития. Феномен «застоя» в сфере культуры. Реальная дифференциация в художественной среде – официальная и «полуофициальная» культура. Явление «другой культуры» – литература и искусство андеграунда. Культурные причины смены эпох.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).

Современная культурная ситуация в России. Исторические проблемы современного развития русской культуры. Глобализация и особенности культурного развития в современную эпоху.

^ Лекции – 2 часа.

Семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа – 6 часов (изучение источников, учебной и научной литературы по теме).




следующая страница >>