velikol.ru
1 2 3 4

«Компетентностно-ориентированное образование учащихся

в процессе обучения английскому языку»

Важным законом да будет:

учить и учиться всему через примеры,

наставления и применения на деле.

Ян Амос Коменский

Если обратиться к истории становления моего педагогического опыта, можно выделить четыре фактора, которые оказали влияние на формирование новых педагогических идей и изменение моего педагогического стиля. Во-первых, это общие требования к школьному образованию. Сегодня нам нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Второй фактор – это требования, предъявляемые к предмету. Как невозможно научиться плавать, не входя в воду, так нельзя сформировать межкультурную коммуникативную компетенцию, не используя компетентностного подхода в обучении. Третий фактор – моя работа в коллективе гимназии. Наши учителя сплочены эмоционально и интеллектуально, а инновационные идеи коллектива оказывают сильное влияние на становление индивидуальных педагогических концепций учителей. В течение четырёх лет коллектив гимназии реализует Программу развития, каждая из семи подпрограмм которой направлена на формирование ключевых компетенций учащихся. И, наконец, моя личная позиция учителя английского языка оказала влияние на становление опыта.

В гимназии английский язык преподаём по УМК авторского коллектива И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной, О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. В рамках работы над реализацией Программы развития, я стала ощущать противоречие между меняющимися требованиями к качеству школьного образования и содержанием и структурой УМК. Каким образом соотнести формируемые компетенции с целями и содержанием урока? Какие методы и приёмы наиболее эффективно формируют компетентного школьника? Какие компетенции используемый в гимназии УМК формирует, а какие – нет? Как зафиксировать успешность продвижения ученика по «компетентностному маршруту»? И возможно ли, обучая предмету «Английский язык», способствовать достижению образованности, предметной и общепредметной компетентности школьника, которая заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на языковой опыт?

Постановка практической проблемы привела меня к проблеме исследовательской: какое научное знание применить, чтобы обеспечить качество образования, соответствующее требованиям времени? В качестве фундаментальной основы для своей педагогической концепции я выбрала компетентностный подход, при котором знания полностью подчиняются практической деятельности.

Таким образом, педагогический опыт актуален на четырёх уровнях: в российском образовании, предметной области, образовательном учреждении и в конкретной педагогической ситуации учителя.

Компетентностный подход не является чем-то чуждым для отечественной педагогики и может рассматриваться как развитие наших лучших педагогических идей и концепций, а также передовой педагогической практики 1960-х–1990-х годов. Он опирается на идею о единстве обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока, получивших в 1980-е годы наиболее полное обоснование в работах Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного процесса. Основы компетентностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Нельзя не отметить, что многие отечественные учёные часто выходили на уровни компетенций в своих исследованиях по проблемам формирования умений и навыков учащихся, только не употребляли этого термина. Так, например, И.С. Якиманская фактически даёт определение профессиональной компетенции, описывая те интеллектуальные качества, которыми должен обладать специалист, чтобы быть способным использовать теоретические знания, навыки и умения, полученные им в процессе обучения, в конкретных, быстро меняющихся условиях деятельности.

Понятие «компетенция» было введено Н.Хомским применительно к лингвистике, как система правил функционирования языка, присущих говорящему. Позднее оно было дополнено термином «коммуникативная компетенция». В 70-е годы идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Тогда эта идея была достаточно проста: в обучении невозможно ограничиваться основами наук, необходимо развивать все уровни межличностных отношений. Взяв за основу модель, предложенную В.В. Сафоновой, И.Л. Бим определяет языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции. В 1996 году в Страсбурге был принят документ под названием «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция», в котором структура коммуникативной компетенции была представлена следующим образом: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная и стратегическая компетенции. В материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» Совет Европы выделил пять групп ключевых компетенций, необходимых сегодня для жизни и деятельности в современном обществе:

  • политические и социальные компетенции, то есть способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в улучшении демократических институтов;

  • компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, которые должны способствовать пониманию различий, способности и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;

  • компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, владение несколькими языками;

  • компетенции, связанные с возникновением «общества информации», то есть с владением новыми технологиями, пониманием их применения, их силы и слабости;

  • компетенции, реализующие способность учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки, как в профессиональном плане, так и в личной и общественной жизни.

Итак, сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определённых навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования школьника и подготовки его к реальной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определённые качества личности, формирование компетенций. «Компетенцию» можно определить как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, что составляет содержательный компонент обучения. По мнению А.В. Хуторского, компетенция – это отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере. Термин «компетентность» я буду использовать в значении «владение, обладание учеником соответствующей компетенцией», «состоявшееся качество личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере», а также «результат обучения». Задача формирования у учащихся компетенций, уровень овладения которыми будет свидетельствовать о его компетентности, готовности к дальнейшему обучению и самоопределению, ставилась в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Сегодня педагогическое сообщество придерживается точки зрения А.В. Хуторского, который в соответствии со спецификой содержания образования предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:

  • ключевые, имеющие общий (метапредметный) характер и способствующие адаптации личности в социальной среде, самоопределению в социальной сфере;

  • общепредметные, применимые к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей и носящие интегративный характер;

  • предметные, имеющие частный характер и возможность формирования в рамках отдельных учебных предметов.

По мнению А.В. Хуторского, российское образование не может стоять в стороне от общих процессов развития, в том числе от усиления роли компетенций. Учитывая реальную ситуацию, цели общего образования, основные виды деятельности ученика, позволяющих ему овладевать опытом и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, А.В. Хуторской определяет следующие группы ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции;

  • общекультурные компетенции;

  • учебно-познавательные компетенции;

  • информационные компетенции;

  • коммуникативные компетенции;

  • социально-трудовые компетенции;

  • компетенции личностного самосовершенствования.

Проанализировав различные точки зрения, я выявила те компетенции, в формирование которых может внести свой вклад предмет «Английский язык». Так выглядит перечень компетенций, являющихся основой представленного мной педагогического опыта:

  • коммуникативная (языковая, речевая, компенсаторная);

  • социокультурная;

  • ценностно-смысловая;

  • учебно-познавательная;

  • информационная;

  • кооперативная;

  • компетенция личностного роста и самосовершенствования.

В качестве ключевых формируются ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, компетенция личностного роста и самосовершенствования, кооперативная и экспертная. А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как ключевую. Учитывая специфику предмета «Английский язык», я отношу её к группе предметных компетенций и, опираясь на Программу по английскому языку», представляю её как совокупность трёх составляющих: речевой, языковой и компенсаторной. Кроме того, вместо общекультурной ключевой компетенции я рассматриваю социокультурную предметную компетенцию, которая в английском языке переходит в разряд предметной. Какой смысл я вкладываю в каждую из них?

^ Коммуникативная (речевая) компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).

^ Коммуникативная (языковая) компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках.

^ Коммуникативная (компенсаторная) компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

^ Социокультурная компетенция – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; основы семьи, роль науки и религии в жизни человека; представление о систем ах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном и поликультурном обществе; владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя); умение действовать в ситуациях семейно-бытовой сферы умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, и зрителя.

^ Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

^ Учебно-познавательная компетенция – самостоятельная познавательная деятельность ученика, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приёмами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; функциональная грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

^ Информационная компетенция – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

^ Кооперативная компетенция – готовность ученика к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.

Компетенция личностного роста и самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Итак, цель моего педагогического опыта – создание условий для становления компетентно-ориентированной личности ученика в процессе языкового школьного образования.

Задачи.

1. Разработать комплекс условий в методике преподавания английского языка:

а) соотнести компетенции, формируемые в ходе изучения английского языка, с целями обучения и типологией уроков;

б) разработать и внедрить в учебный процесс «Компетентностно-ориентированное тематическое планирование» курса «Английский язык»;

в) сформировать «банк» методов и методических приёмов для реализации компетентностно-ориентированного образования;

  1. Включить школьников в практическую работу по решению задач, относящихся к актуальным проблемам жизнедеятельности.

  2. Внедрить в учебный процесс «Портфолио школьника, изучающего английский язык» как одну из форм фиксации личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.



В таблице видно, каким образом образовательная цель соотносится к формируемыми компетенциями. Достигая образовательной цели, мы получаем результаты на трёх уровнях: личностный – в ходе реализации воспитательной цели, метапредметный – в ходе реализации развивающей цели и предметный – как отражение познавательной цели.

^ Воспитательная цель: учащиеся должны убедиться в необходимости серьёзного отношения к изучаемой проблеме и быть готовым к формированию в себе комплекса личных качеств (личностный результат).



Компетенции

  • Ценностно-смысловая

  • Кооперативная

Развивающая цель: учащиеся должны владеть навыками речемыслительной деятельности и уметь работать с информацией (метапредметный результат).



Компетенции

  • Учебно-познавательная

  • Информационная

  • Компетенция личностного роста и самосовершенствования

Познавательная цель: учащиеся должны знать языковой и страноведческий материал и адекватно применять его в коммуникативных ситуациях (предметный результат).



Компетенции

  • Коммуникативная

(речевая, языковая, компенсаторная)

  • Социокультурная



По мнению А.В. Хуторского, перечень компетенций дан российским учителям в общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Итак, мой педагогический опыт решает проблему проектирования компетентностного обучения. Я предлагаю использовать возможности предмета «Английский язык» и богатый ресурс УМК для создания условий компетентностно-ориентированного образования школьников. Каким же образом формируемые компетенции находят воплощение в образовательном процессе? Перечислю основные функции, которые учитываются при конструировании компетенций:

  • компетенции отражают социальную востребованность молодыми гражданами в повседневной жизни;

  • компетенции реализуют личностные смыслы ученика в обучении, являются средством преодоления его отчуждения от образования;

  • компетенции задают реальные объекты окружающей действительности для комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

  • компетенции задают опыт предметной деятельности ученика, необходимой для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

  • компетенции являются частью содержания учебного предмета и содержат метапредметные элементы;

  • компетенции соединяют теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

  • компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служат средствами организации комплексного образовательного контроля.

Для того чтобы выстроить содержание компетенций и соотнести их с традиционными образовательными параметрами, я использовала структурные компоненты компетенции, предложенные А. В. Хуторским.

  1. Название компетенции.

  2. Тип компетенции (ключевая, общепредметная, образовательная).

  3. Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция.

  4. Социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме).

  5. Смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чём и зачем ученику быть компетентным).

  6. Знания о данном круге реальных объектов; умения и навыки, относящиеся к данному кругу объектов; способы деятельности и минимальный необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции.

  7. ^ Индикаторы компетентности ученика (контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика).

Традиционное календарно-тематическое планирование я дополняю «Компетентностно-ориентированным тематическим планированием». Планирование темы (раздела) включает следующие компоненты: объекты реальной действительности, социальную и личностную значимость формируемой компетенции, учебные задачи и задание - «измеритель» компетентности ученика. Хочется сказать о том, какие задания используем в качестве контрольных. Это может быть: а) готовое задание из УМК; б) задание из другого источника, выполняющее контролирующую функцию и соответствующее содержанию изучаемого раздела; и) практико-ориентированные контекстные задачи.

В качестве примера привожу компетентностно-ориентированное планирование темы «Семь чудес света» для 11 класса.


Тема: «Seven Wonders of the World”.

Класс: 11. Количество часов: 20.

Компетенция

Объект реальной действительности

Социальная значимость компетенции

Личностная значимость компетенция

Учебные задания УМК

Контрольные задания

Коммуникативная (языковая)

Лексический материал (новые слова и выражения) и грамматический материал (синтаксис: придаточные причины и следствия)

Осуществление грамотной иноязычной коммуникации на основе использования всего богатства английского языка.

Использование адекватных языковых средств и возможность быть понятым и услышанным в ходе личного иноязычного общения.

“Use of English” “New Vocabulary” (Ex. 19-28)


“Words not to be confused” (Ex. 29)


“Phrasal verb to tear”

(Ex. 31)

“New Grammar”

(Ex. 33-39)


“Vocabulary and Grammar Revised”

(Ex. 45, 46, 48-50)


“Topical Vocabulary”

(Ex. 51-52)


Ex. 12 (B), ex. 15

^ Ex. 31 Complete the sentences.

Ex. 40 Complete the texts with derivatives from the words in the right-hand column.

Ex. 41 Complete the sentences using if or unless.

Ex. 42 Use the right tenses in the clauses of the following sentences.

^ Ex. 43 Change the words in brackets or form new words on their basis to make the text grammatically and logically correct.

Ex. 44 Choose the right items and complete the text.

Ex. 47 Express the same in English.

Page 126: Create a Word Formation Exam Test using the article “Introduction”.

Коммуникативная (речевая)

Коммуникативная задача как стимул для порождения иноязычной речи. Устная и письменная речь как реальный процесс коммуникации.

Владение способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями. Владение приёмами действий в ситуациях общения. Умение находить компромиссы в ходе совместной деятельности в группе.

Реальная возможность осуществлять устное и письменное общение с людьми, живущими в других странах как для решения жизненных проблем, так и для построения личной жизненной траектории.

Ex. 3-6, 8

Ex. 9-10

Ex. 13-14, ex.17-18


Ex. 53-56


“Speaking”:

Ex. 57-58

^ Ex. 7 Listen to the text “Two Natural Wonders” and complete the statements.

Ex. 11-12 (A) Read the text “St Basil’s Cathedral” and complete the following statements.

Ex. 16 Discuss the problems raised in the text “Homecoming”.

Ex. 59 Say what you think about these opinions.

^ Ex. 60 Read the text about language change. Comment on it using some of the ideas after the text. Give your own examples.

Ex. 62 Make up a dialogue about the way young people speak and about slang words used by them. One of you is very much “anti-slang” but the other thinks that it is very natural for young people to speak in their own way. Try to sound convincing.

Ex. 63 Write an argumentative essay on one of the statements given below. Use the following plan.

Коммуникативная (компенсаторная)

Лексические единицы, словосочетания, предложения, тексты.

Расширение потенциального словарного запаса учащихся при помощи языковой догадки, знания интернациональной лексики, правил словообразования.


Умение выходить из трудных ситуаций общения на английском языке при ограниченном словарном запасе.





Контекстная задача

«Курсы английского языка».

.

Учебно-познавательная

Тексты, дополнительные ресурсы (библиотека, Интернет, мнения людей), упражнения из УМК, проектные и исследовательские задания.

Потребность человека в умении ставить цель и организовывать её достижение, задавать вопросы к изучаемым явлениям, объектам реальной действительности, отыскивать причины явлений.

Умение эффективно пользоваться ресурсами и способами действия для освоения языка и культуры.

“Introduction”


“Listening Comprehension”


”Reading”


“Use of English”


“Miscellaneous”



Самооценка учащихся по теме «Seven Wonders of the World” в «Портфолио ученика, изучающего английский язык».

Ценностно-смысловая

Тексты, видеоматериалы, иллюстрации. Мнения людей о памятниках природы и искусства. Проекты.

Позиция гражданина и способность сформулировать свои ценностные ориентиры по отношению к наследию человечества: памятникам, созданным природой и человеком.

Самовоспитание с опорой на вечные ценности и ключевые смыслы жизни современного человека.

Тексты УМК


Дополнительные тексты


Проекты

Project “Seven Wonders of Russia”.


Project “Seven Wonders of Shakhunya”.


Информационная

Интернет сайты. Тексты. Языковые и речевые упражнения. Географические карты. Словарные статьи. Проекты.

Необходимость владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебником, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, сайтами Интернета.

Удовлетворение потребности в информации, умение самостоятельно искать, извлекать и отбирать информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Умение ориентироваться в информационных потоках и выделять в них главное и необходимое.

Тексты УМК


Дополнительные тексты


Аудиоматериалы


Видеоматериалы


Справочная литература

Project “Seven Wonders of Russia”.


Project “Seven Wonders of Shakhunya”.


Кооперативная

Проекты.


Сотрудничество с членами коллектива (общества) для совместного эффективного решения общественно-значимых задач.

Решение учебных и жизненных проблем во взаимодействии с окружающими людьми. Поиск партнёров для осуществления учебной и профессиональной деятельности. Способность добиваться лучших результатов за счёт эффективной работы в коллективе.

“Project Work”: Think of a list of things you can call “Seven Wonders of Russia”. Prepare a talk on one of these wonders. Introduce slides, photos and illustrations to make your presentation more colourful. Of all nominations presented choose seven which you all consider the best and display them in your classroom.


Project “Seven Wonders of Russia”.


Project “Seven Wonders of Shakhunya”.


Социокультурная

Информация о достопримечательностях-визитных карточках стран и городов. Правила речевого поведения в ситуациях устного и письменного общения.

Знания и опыт выполнения социальных ролей: гражданина страны, представителя местного сообщества. Культурные нормы и традиции современного человека.

Умение передать опыт уважительного, бережного отношения к культурным ценностям планеты (страны, родного города) своим детям.

Project “Seven Wonders of Russia”.


Project “Seven Wonders of Shakhunya”.


Project “Seven Wonders of Russia”.


Project “Seven Wonders of Shakhunya”.




Компетенция личностно роста и самосовершенст-вования

Материалы «Портфолио ученика, изучающего английский язык».

Личные достижения в ходе изучения темы.

Владение навыками саморазвития. Непрерывное самопознание, саморазвитие личностных качеств. Формирование культуры мышления и поведения.

Способность адаптироваться к требованиям времени (учёба, работа, меняющиеся условия жизни).

Рефлексия «Мишень», «Секрет моего успеха», «Ступени», «Лабиринт».

Рефлексия в «Портфолио ученика, изучающего английский язык».


План изучения следующей темы

“Areas of Improvement”.




следующая страница >>