velikol.ru
1


Гвоздева Виктория Николаевна, МОУ СОШ 52 г.Твери, 7 класс, Музыкальное краеведение: «Музыкально-игровой фольклор Тверского края как фактор формирования художественного вкуса у учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы».


«У нас на Волге песни, словно волны.

Им нет конца, как нет конца воде.

Ах, как поют, ах, как поют на Волге!

Таких я песен не слыхал нигде».

А.Дементьев

Знание фольклора в современном обществе является непременной составляющей духовности, преемственности поколений, приобщением к национальной культуре и истории народа. В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных корней. Фольклор дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа, воспитывает чувство патриотизма и любви к родному краю.

Процесс формирования человека сложен, противоречив, часто не поддается рациональному воздействию. И тем не менее именно в человеке заключены резервы роста и огромный потенциал общественного развития. Поэтому необходимо понять механизмы и средства воздействия на человека, найти критерии их эффективности. Формирование художественного вкуса детей в условиях идеологической и социальной нестабильности общества представляется очень серьезной и важной проблемой. Отсутствие у подрастающего поколения, высоких идеалов, стремления к прекрасному негативно сказывается не только на сегодняшних детях, но и будет иметь отдаленные печальные последствия.

Проблема лежит в современной общественной ситуации, когда наблюдается распространенное, зачастую стихийно складывающееся стремление детей к самостоятельному, художественному самовыражению, особенно музыкальному. Они увлекаются развлекательной музыкой, многие имеют низкий уровень художественного вкуса, что позволяет детям получать эстетическое удовольствие и удовлетворение от механической записи образцов массовой музыкальной культуры и, как правило, ее низкопробных образцов.

Таким образом, возникает противоречие между тем, какой высокохудожественный отборный репертуар исполняют дети на уроках музыки, во внеклассной деятельности, в хоровых коллективах, ансамблях и тем, насколько «всеядным» является поглощение музыкальных произведений детьми вне коллектива, неконтролируемого со стороны взрослых.

Актуальность данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Музыкально-игровой фольклор Тверского края как фактор формирования художественного вкуса у учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы».

Оригинальность исследования заключается в том, что художественный вкус необходимо формировать через приобщение и изучение народного творчества, фольклорных традиций, музыкальной культуры родного края, Тверского края. Много веков из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения. Откристализованный временем музыкально-игровой фольклор «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа» (В.Г.Белинский).

Цель – выявить возможности музыкально-игрового фольклора Тверского края как фактора формирования художественного вкуса у младших школьников (на примере учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы).

Для достижения указанной цели были определены следующие исследовательские задачи:

  1. раскрыть понятие «художественный вкус» на основе психолого-педагогической и специальной литературы;

  2. выявить факторы, влияющие на формирование художественного вкуса младших школьников;

  3. исследовать жанровое многообразие музыкально-игрового и неигрового фольклора Тверского края;

  4. исследовать детские народные коллективы города Твери и Тверской области;

  5. разработать и реализовать программу по формированию художественного вкуса школьников средствами музыкально-игрового фольклора Тверского края.

Вкус связан со всем процессом формирования личности. Его воспитание относится к процессу духовного совершенствования личности. Художественное воспитание, которое можно считать стержнем эстетического воспитания, - это привитие любви к искусству родного края, развитие у детей чувства патриотизма, формирование гражданственности, активной жизненной позиции.

Поэтому мы исходим из предположения (гипотеза), что если на занятиях с учащимися использовать разнообразный и высокохудожественный музыкально-игровой фольклор Тверского края, то каждое из этих произведений раскроет перед детьми наиболее характерные жанровые черты и тем самым значительно обогатит их духовный мир, расширит их музыкальный горизонт и сформирует художественный вкус.

Объектом исследования выступает детский фольклор Тверского края.

Предмет исследовния – воспитательные возможности Тверского музыкально-игрового фольклора в формировании художественного вкуса младших школьников.

В работе мы опирались на следующие методы исследования:

  1. теоретические методы исследования: анализ, сравнение, анкетирование, беседа;

  2. эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент;

  3. математические методы исследования: методы математической статистики.

Этапы исследования:

I. Изучение состояния проблемы: с сентября 2010 по октябрь 2010 года (постановка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез, изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы).

II. Констатирующий эксперимент: октябрь 2010 года (оценка уровня сформированности художественного вкуса учащихся 1-4 классов МОУ СОШ №52).

III. Формирующий эксперимент с октября 2010 по январь 2011 года (подбор музыкально-игрового фольклора Тверского края, изучение его воспитательных возможностей, оценка эффективности опытно-экспериментальной работы).

IV. Итоговый этап: с января по февраль 2011 года (обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций, разработать и апробация программы по формированию художественного вкуса школьников средствами музыкально-игрового фольклора Тверского края, оформление исследования).

Структура исследования.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и веб-сайтов из 28 наименований, пяти приложений. В работе содержится 3 таблицы.

Краткое содержание глав.

В I главе на основе анализа значительного числа исторических источников, отечественного и зарубежного опыта глубоко и всесторонне раскрыты важнейшие психолого-педагогические и методические аспекты рассматриваемой проблемы, выявлены и охарактеризованы особенности художественного вкуса современных младших школьников (А.Н.Столович, Б. Грасиан-и-Моралес, В.А.Сухомлинский, В.Г.Шомина, В.И. Даль, В.К.Скатерщиков , В.Я.Пропп, Д.Дидро, Д.Н.Ушаков, А.М.Горький, Д´Аламбер, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинский, Л.Н.Лазарев, П.В.Шейн, Ф.Вольтер, Ф.Н.Гоноболин, Ш.Монтескьё).

В 1 разделе I главы мы рассмотрели понятие «художественный вкус», его структуру, свойства, функциональное назначение, дали своё определение. Установили, что на каждом этапе формирования художественного вкуса с разной силой, глубиной и широтой реализуются способности личности, её творческий потенциал. В ТАБЛИЦЕ 1 предлагаются основные показатели и критерии, параметры уровней развития художественного вкуса младших школьников.

Во 2 разделе I главы представлены психолого-педагогические особенности формирования художественного вкуса у современных младших школьников, влияние физиологических, психологических, социальных факторов.

В основу опытно-экспериментальной второй главы работы положены исследование жанрового многообразия музыкально-игрового и неигрового детского фольклора, детских народных коллективов города Твери и Тверской области, разработка и реализация программы по формированию художественного вкуса школьников средствами музыкально-игрового фольклора Тверского края.

В 1 разделе II главы частично обобщив собранный материал фольклорно-этнографических экспедиций Научной библиотеки ТвГУ, Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М.Горького (музыкальный отдел, зал искусств), Тверского училища культуры имени Н.А. Львова мы рассмотрели многожанровость фольклора Тверской области (с обязательными примерами по каждому жанру).

Установили, что жанровое многообразие обеспечивает полноценное духовное и физическое развитие ребенка, повышает музыкальную культуру, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их художественные вкусы, взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами. Для этого должны сочетаться разные жанры игрового и неигрового народного творчества.

Выявили, что серьезное и глубокое воздействие музыкально-игрового фольклора Тверского края на формирование художественного вкуса, воспитание и образование детей возможно лишь в том случае, если он будет осваиваться активно и сознательно.

Во 2 разделе II главы идет речь о том, насколько эффективно сформирован художественный вкус у учащихся младшей общеобразовательной школы. Под художественным вкусом мы подразумеваем духовно-практическую деятельность, отражающуюся через художественную практику, через способность воспринимать и познавать искусство в конкретно-исторических условиях.

Воспитание художественного вкуса младших школьников осуществляется средствами музыкального фольклора родного края, ^ Тверского края. Художественный вкус проявляется и формируется только в процессе реализации ребенка самого себя (см. прилож.3). Исходя из этого, мы исследовали народные коллективы города Твери и Тверской области (см. прилож. 4). Количество детских и взрослых народных коллективов города Твери и Тверской области приведены в таблице 3.

Мы провели опрос (см. прилож.1) учащихся начальной школы о наличии у них знаний о народных традициях, праздниках, о жанровости фольклора, об их отношении к народному творчеству родного края, о народных коллективах Твери и Тверской области (сентябрь – октябрь 2010г.).

В январе 2011года провели анкетирование 2-4 классов (после проведенных опытно-экспериментальных занятий) о влиянии фольклора родного края на их музыкальное развитие (см. прилож.2). Анализ результатов начального опроса и конечного анкетирования позволил сделать следующий вывод: 25,69 % опрошенных нами участников считают, что занятия в хоровом коллективе развивают интерес к слушанию народной музыки; 17,36 % ценят занятия за то, что они помогают понимать и отличать музыку различных жанров; 19,44 % участников хорового коллектива признают, что для их музыкального развития важна возможность самовыражения при исполнении многожанрового фольклора; у 6,9 % занятия пробуждают интерес к народным радио- и телепередачам. Самое важное, по мнению 50,69 % опрошенных (73 из 144 чел.), что занятия учат отличать хорошее исполнение от плохого (ТАБЛИЦА 2).

Мнения учеников разных классов о влиянии фольклора родного края на музыкальное развитие, показывают, что вышеназванные ответы имеют тенденцию нарастания при переходе из одного класса в другой. Таким образом наша гипотеза подтвердилась: что если на занятиях с учащимися использовать разнообразный и высокохудожественный музыкально-игровой фольклор Тверского края, то каждое из этих произведений раскроет перед детьми наиболее характерные жанровые черты и тем самым значительно обогатит их духовный мир, расширит их музыкальный горизонт и сформирует художественный вкус.

В связи с этим в 3 разделе II главы руководствуясь принципами отбора фольклорного репертуара, мы предложили свои рекомендации при его подборе, а также на основе Тверского детского музыкально-игрового фольклора разработали и апробировали программу: «Музыкальный фольклор Тверского края» (для уроков музыки 1-4 классов общеобразовательной школы) в целях формирования художественного вкуса учащихся (см. прилож.5).

Таким образом установлено (вывод): только качественный фольклорный репертуар родного края может обеспечить успех в формировании высокоразвитого художественного вкуса. Он формируется в условиях изучения культуры родного Тверского края, обеспечивающего учащимся начальной общеобразовательной школы целенаправленную творческую художественную деятельность и воспитание на высокохудожественных многожанровых фольклорных произведениях народного творчества.