velikol.ru
1

«Почему дети говорят неправду»

Консультация для родителей детей начальных классов

Мы с презрением относимся к человеку, который обманывает, и уважаем того, на чьи слова можно положиться. Искренность, правдивость, честность в большом и малом нужно воспитывать с детства. В нашем обществе исчезает основа лжи. Общий труд и общие интересы людей требуют от них честного товарищеского отношения друг к другу. Не следует, однако думать, что дети, родившиеся в нашем обществе, автоматически сами по себе вырастут правдивыми, честными людьми. К сожалению и наши дети подчас видят вокруг себя примеры, которые их учат лжи, бесчестному поведению.

Не правда ли, что нас взрослых, беспокоит, возмущает, приводит в растерянность детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребенка? Объяснить ему, что ложь – это признак слабости, трусости и прочих негативных качеств в человеке? Или превратить все в шутку и вместе с ребенком посмеяться на тем, что выдумка его обнаружена?

Между тем, одна из главных причин лжи ребенка – это недоверие его ко взрослым. Ребенок лжет, потому что боится – вдруг мы накажем его за какой-либо чисто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещенный нами поступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые. Порой мы очень скоры на расправу, причем часто физическую.(Подумаешь, несколько шлепков…, зато в другой раз так делать не будет). Никакое самое «безболезненное» физическое наказание не является положительным методом в воспитании. Нельзя растить в человеке страх. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство униженности, неравенства, зависимости. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, а лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывая взрослых.

Вторая причина детской лжи – это желание самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогического воспитания взрослых и отношения к ребенку. Мы иногда позволяем себе смеяться или укоризненно относиться к проявлению слабости, нерешительности, страхам детей. Делаем иронические замечания, и тем самым унижаем личное достоинство человека. В подобном случае, не имея других возможностей оказаться сильнее, вежливее других, дети приписывают себе все недостающие достоинства, выдумывая их. И вот они уже сочиняют ситуации, в которых якобы проявились их замечательные, героические качества. Если такое случилось, то нельзя обличать ребенка во лжи в присутствии других детей или взрослых. Нужно постараться развить в них желаемые качества через любовь к своим детям и вооружиться терпением. Необходимо чаще хвалить детей за все их хорошие поступки, не оставлять незамеченным каждое их старание. И при каждой возможности помогать детям приобретать веру в себя, в свои возможности и силы.

Еще один вариант детской лжи – неловкое старание детей выставить своих близких, родителей, друзей в более ярком и достойном виде. В данном случае ложь – мечта. Дети выдают желаемое за действительность. Например: хочется идеального папу, который преуспевает на работе. Ездит с детьми на лыжах, коньках, покупает подарки и тд. и тп. Эта мечта превращает ложь в сказку. А чудесный папа пристрастен к спиртному и приносит много горя семье. И поэтому дети пытаются придумать для взрослых другую жизнь, другие отношения. Всем взрослым стоит прислушаться к такой лжи – мечте, чтобы разглядеть в ней истину.

И еще один вариант детской лжи. Это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Значит у ребенка живой и любознательный ум. И необходимо поощрять и развивать в нем эту замечательную способность чтением книг, посещением театров. творческими занятиями, совместными выдумками и играми. Совместное творчество ума приблизит взрослых к своим детям, поможет яснее, глубже, серьёзнее понять детскую ложь и ее причины.

Необходимо повседневно тренировать детей в моральном поведении, в проявлениях честности и правдивости, в первую очередь. Решению этой задачи способствует специальное создание ситуаций и использования случаев из повседневной жизни детей в классе и дома, в которых ребенок становится свидетелем проявления честности или нечестности товарища, сам попадает в необходимость выбора - сказать правду, промолчать или проявить нечестность. Поэтому в развитии нравственного поведения школьников важно создать в их сознании единую систему, включающую знания, чувства и действия. Достижению этой цели будет способствовать, наличие сильного постоянно действующего мотива, такого, как, например, оценка учителя.

В частности, сильный воспитательный потенциал имеет чтение художественной литературы в школе и дома. Различные произведения, учат детей оценивать поступки героев и «примерять» их на себя – оценивать себя и сверстников, их поступки и моральные качества.

Также, особое значение в воспитании честности и правдивости имеют беседы на этические темы. Они помогают детям анализировать поступки, выявить их причину, и делать правильное умозаключение. Что в свою очередь подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми, в школе, на работе и у себя дома.

Задача взрослых - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинство человек а.


^ Проблемные ситуации о честности и правдивости:

Коза и волк.

Увидел волк козу, которая паслась над обрывом. Никак до нее не добраться. «Что же ты, козонька, так высоко забралась? –говорит волк. – Оттуда, сверху, и упасть можно ненароком, а тут луг такой зеленый и ручей с ключевой водой. Спустилась бы ты лучше вниз, здесь травка и вкусная, и сочная!» Но ответила ему коза: «Не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что есть тебе нечего».

Вопросы:

1. Правду ли говорил волк о сочной траве и вкусной воде?

2.Почему коза не согласилась спуститься со скалы, может она не поверила, что внизу пастись лучше?

3.На самом ли деле волк заботился о козе, или его больше интересовало что-то другое?

^ Тест – шутка:

Как поступил бы волк, если бы коза спустилась к нему со скалы?

- Постарался бы незаметно подоить козу, пока та щиплет травку.

- Подарил бы ей букет полевых цветов.

- Набросился бы на нее и съел.

Вспомните какую-либо ситуацию из жизни о том, что не всегда следует верить словам, но следует понять, что за этими словами кроется. Например, это может быть ситуация с недобросовестной рекламой.


^ Пастух и волки.

Как то раз выгнал пастух свое стадо от деревни подальше. Было ему скучно, и решил он позабавиться. Стал пастух кричать, будто волки напали на овец, и звать односельчан на помощь. Несколько раз крестьяне, заслышав его призыв, прибегали на выручку, а потом возвращались в село осмеянные. Но однажды волки и в самом деле появились и стали губить овец. Пастух принялся кричать, звать на помощь. Но люди подумали, что это снова шутки пастуха, и никто не двинулся с места. Так и потерял пастух все свое стадо.

Вопросы:

1. Зачем пастух звал на помощь, хотя никакой помощи не требовалось?

2. Почему селяне прибегали на помощь, когда волков не было, а когда появились волки, то они не прибежали?

3.Кого должен винить пастух, что остался без стада?

Тест:

Почему обманывать плохо?

- Никто тебе не поверит.

- Даже когда говоришь правду, все думают, что ты обманываешь.

- Могут побить за обман.

- Никто не хочет дружить с обманщиком, потому, что никогда не поймешь, что у него на уме.

^ Литературный пример: Незнайка из повести Н. Носова 2Приключения Незнайки и его друзей».

Лисица и тигр.

Тигру на старости лет трудно стало охотиться. Задумал он жить хитростью. Залег в пещере и притворился больным. Звери осмелели и стали приходить, чтобы посмотреть на больного тигра. Много любопытных входило в пещеру, да только назад никто не возвращался. Пришла и лисица, остановилась поодаль и стала расспрашивать тигра о его здоровье. Говорит ей тигр ласковым голосом: «Плохо лисонька, да что же ты издали кричишь, что не подойдешь поближе?» А лисица ему и отвечает: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры – ни одного».

Вопросы:

1. Как тигр заманивал зверей к себе в пещеру?

2. Почему лиса разговаривала с тигром из укрытия?

3. Как лиса догадалась, что в пещеру заходить опасно?

4. Можно ли назвать лису трусливой, или правильнее было бы назвать ее осторожной?.

Тест – шутка:

Тигр звал к себе лису в пещеру для того, чтобы:

-Она помогла ему определить. Сколько градусов набежало на термометре.

- Показать ей. Что в пещере есть еще один выход.

- Чтобы пожаловаться на плохое самочувствие.

- ^ Съесть лису как и других зверей.

Литературный пример: Беспечность царевны и коварство мачехи в поэме А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

^ Ситуация из жизни: Как следует поступать, когда к ребенку подходит незнакомый взрослый (с ласковыми речами и недобрыми намерениями).

Черепаха и заяц.

Хвастливый заяц вызвал на соревнование по бегу черепаху. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но самонадеянный заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому очень старалась и бежала без передышки. Так обогнала она зайца и победила в соревновании.

Вопросы:

1. Почему заяц вызвал на соревнование по бегу именно черепаху?

2.Почему заяц лег поспать?

3. Какие чувства испытал заяц, когда узнал, что проиграл состязание?

Тест – шутка:

Заяц проиграл состязание с черепахой. Потому что:

- Ему захотелось спать.

-Ему хотелось, чтобы победила черепаха, потому он нарочно поддавался.

- Решил, что все равно не сможет обогнать черепаху, и притворился спящим.

- Был слишком уверен в победе.

^ Ситуация для обсуждения:

Петя очень любил побеждать. Каждый день на прогулке он уговаривал малышей посоревноваться в беге или прыжках. И, конечно. Всегда в этих соревнованиях выигрывал, потому что был старше и сильнее. Но почему-то никто не считал его хорошим бегуном или прыгуном. Как ты думаешь, почему? Что нужно сделать Пете, чтобы товарищи признали его хорошим спортсменом.


«Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультация для учителей и родителей

Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического и эстетического развития, это период, когда формируются нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающему миру, развиваются желание и умение учиться, взаимодействовать с другими людьми, общаться, быть самостоятельным, уметь оценивать себя и окружающих. Перед учителем начальных классов особо стоит задача формирования нравственных качеств личности, его культуры общения, коммуникативных навыков ребенка, мировоззренческих позиций. Главное в школьном детстве воспитать в ребенке ответственное отношение к своим делам и поступкам. Совокупность таких нравственных свойств, как искренность, правдивость, самоотверженность, справедливость, бескорыстие, благодарность составляют ядро ценностных ориентаций младших школьников.

Содержание учебников дает богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке, формирующей сознание учащихся, их представления о простейших нормах нравственности.

В качестве основного средства привития таких навыков на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и отношений.

Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение прочитанного может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы урока. Работая с текстами, большое внимание нужно уделять ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображенным персонажам является основой формирования нравственных представлений. Для того, чтобы дети лучше смогли доказать и обосновать, почему один герой хороший, другой плохой, лучше прочувствовать его переживания, используются приемы одушевления, перевоплощения, уподобления. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Благодаря этому, чтение литературы становится средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Школьники уже могут обобщать поступки персонажей и учатся осознавать, что им дала та или иная книга, чему их научила.

Художественная литература, как средство воспитания нравственных качеств личности, должна также использоваться вне школы – дома. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что читает ваш ребенок, и при возможности заинтересовать его или порекомендовать ему ту или иную книгу. Отбирая литературу для детей , нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности. Оно должно затрагивать душу ребенка. Чтобы у него появились чувства сопереживания, сочувствия к героям произведения. После чтения произведения поговорить о прочитанном, выслушать реакцию детей на произведение, отношение его к героям, оценку их поступков. Помочь школьникам сосредоточить свое внимание на изображении нравственной красоты человека, уточнить или раскрыть понятия: нравственный долг, совесть, счастье, дружба, любовь.

В школьном возрасте дети начинают отдавать предпочтение более реалистичному жанру – рассказу, который основан на реальных событиях или возможности этих событий. Детей часто интересуют рассказы о своих сверстниках, и поэтому они пытаются проецировать на себя поступки и действия героев книги, адекватно оценивать себя. Пытаются сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. И здесь им помогают герои рассказов, как транслятор культуры и опыта автора.

Например, какую огромную нравственную ценность несут в себе рассказы Н. Н. Носова. Начиная с веселого, глуповатого Незнайки, жителей солнечного города до героев рассказов : «Огурцы», «Заплатка». Все они переживают труднейшие периоды в своих чувствах, где справедливость борется с обманом, где честность и смелость признаться в содеянном превосходит над стыдом и боязнью наказания. В рассказах В. Драгунского «Тайное становится явным», Л. Толстого «Косточка», авторы учат читателей говорить правду, что тайное рано или поздно выявляется и доставляет еще больше переживаний и стыда. В рассказе В. Пантелеева «Честное слово» описывается значимость умения держать слово, веры в порядочность людей.

Но большинство детей младшего школьного возраста, продолжает интересовать загадочный мир сказок, которые также богаты нравственным воспитательным значением. Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. Дети всегда проецируют на себя образы главных героев любимых сказок, и находясь под этим влиянием, строят свою самооценку, в зависимости от того, каким он видит себя через этот образ.

Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Ему помогают такие качества как: храбрость, скромность, находчивость, чувство собственного достоинства. В каждом слове – убежденность в правоте, верность делу. Здесь раскрываются и патриотические чувства – любовь в Родине. Народу. Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какими качествами обладает Иван – царевич: добротой, жалостью к братьям нашим меньшим, отзывчивостью. Именно эти поступки раскрывают внутренний мир героя, поэтому и помогают Ивану-царевичу и звери и птицы найти Василису Премудрую.

Сказка А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» по своему настроению, идейной направленности очень близка к русским народным сказкам. Здесь истинная красота - обладание высокими душевными качествами сочетается с внешней красотой человека. Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей-мачехой, в борьбе между добром и злом. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.

Много славных и великих дел ждут детей в будущем. Но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По разным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребенка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Каким человеком хочет он стать? На эти, и многие другие вопросы помогут ответить герои литературных произведений.

Литература – это человекознание и в тоже время одно из тончайших средств самопознания, самоутверждения. Литература перестает быть воспитывающей силой, если пытливый взгляд не обращен в самого себя, если человек не дает оценки себе с точки зрения морально – эстетического идеала.


Использованная литература:

1. Кутьева Н. Д. Литература в начальной школе. – М., 1993

2. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. – М.,1982

3. Джежелей О. В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение», «Литература». – Начальная школа, 1994, №3

4. Карпов И. А. Азбука нравственного воспитания. – М., 1979


Анкета для родителей.

1. Какие нравственные качества Вы считаете наиболее важными для человека?


2. Какие нравственные качества сформированы у Вашего ребенка, как Вы их формируете?


3. Влияет ли книга на нравственное развитие детей? Каким образом?


4. Много ли времени Ваш ребенок отводит чтению художественной литературы дома? Обсуждает ли с Вами прочитанное?


5. Есть ли у Вашего ребенка любимые литературные герои, которым стремится подражать? Какие качества у них выделяет?


6. С помощью каких литературных произведений (перечислите их названия) можно воспитать у школьника такие нравственные качества как честность и правдивость?


7.Какова роль примера взрослого в воспитании этих качеств у детей?


8. Что такое, на Ваш взгляд, честность, правдивость?