velikol.ru
1


МДОУ «Детский сад №11 «Ручеек»

общеразвивающего вида с приоритетом осуществления

художественно–творческого развития детей» г.Чебоксары





Проект

«Рисуем человека в движении»

(Обучение детей 6 – 7 лет

изображению человека

в движении)


Выполнила

Надежда Константиновна Казакова,

воспитатель МДОУ

«Детский сад №11 «Ручеек»

с приоритетом осуществления

художественно – творческого

развития детей – дошкольников».


Чебоксары 2010





Содержание


I.Введение

  • Актуальность стр. 4

  • Анализ внешней среды стр. 6

  • Анализ ситуации стр. 8

  • Методическое обеспечение стр. 9

  • Анализ внутренней среды стр.10

II Проблема проекта стр. 12

  • Древо проблем стр. 13

  • Концептуализация


III. Целеполагание

  • Общая цель стр.15

  • Конкретная цель

  • Задачи стр.16

  • Ожидаемые результаты

  • Ресурсное обеспечение проекта стр.18


^ IV. Реализация проекта стр.19

  • Этапы и задачи

  • Методы, приемы, способы, направления работы

и мероприятия по реализации проекта


^ VI. Мониторинг проекта

Анализ результатов проекта стр.24

VII. Заключение стр.29

VIII. Литература стр.31

VII. Приложение

  • Мероприятия по взаимодействию с родителями воспитанников

  • Методические рекомендации по реализации проекта

  • Перспективный план по ознакомлению детей 6-7 лет с портретным жанром в искусстве

  • Перспективный план по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении

  • Картотека дидактических игр и пособий по проекту

  • Консультация для педагогов

  • Рекомендации и советы для родителей

  • Фотоматериал

  • Рисунки детей






Название проекта:

«Рисуем человека в движении»





^ Тема проекта:

Обучение детей

6 -7 лет

изображению

человека в движении





Актуальность


«Не умею рисовать человека!» Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти слова? Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому.

Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества детей – дошкольников, которое, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства.

Дети, у которых слабо развиты внимание, зрительная память, теряются. В основном, на рисунках малышей люди стоят, беспомощно раскинув руки, расставив ноги. А движение умеют передавать только талантливые, одаренные дети.

Обучение детей дошкольного возраста изображению человека, а особенно передаче движения, процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества. Чтобы ребенок смог передать в рисунке задуманное, он должен владеть изобразительными и техническими умениями.

И в то же время педагогическое руководство должно быть направлено не только на обучение искусству изображения портрета, но и на развитие восприятия, воображения. Иначе говоря, надо научить детей видеть и воспринимать, постепенно подводить к пониманию того, что их изображение может выражать различное содержание и руководство процессом должно быть направлено, прежде всего, на развитие эстетического восприятия, на образное отражение своих впечатлений в рисунке определенными изобразительными средствами. Надо найти такие педагогические приемы, которые способны возбудить интерес к рисованию человека, эмоции, воображение детей, активизировать процесс рисования, вызвать желание оценивать рисунок, находить в нем элементы выразительности.

Ребенок в окружающем мире улавливает далеко не все, что видят глаза, поэтому на занятиях по формированию умению изображать человека в движении необходимо научить детей наблюдательности с целью более полно и правдиво передать характерные особенности и черты изображаемого человека, позу, движение.

В процессе воспитательной работы в данном направлении у детей развивается понимание создаваемого изображения, красоты и выразительности портретного рисунка.

Кропотливая, упорная работа непременно даст положительные результаты. Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в движении в дошкольном возрасте является систематическая комплексная работа с использованием разнообразия приемов.

А залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности. Если ребенок имеет все необходимое для творчества (занятий изо.деятельностью), его работа на занятии должным образом организована, и он чувствует поддержку и одобрение со стороны воспитателя, чувство удовлетворенности порождает у него желание рисовать.




^ Анализ внешней среды



Положительные факторы


Наличие музеев, Картинной галереи, Художественного музея и др. объектов культурного просвещения, где ребенок с родителями в выходные дни и с воспитателем во время организуемых ДОУ экскурсий могут знакомиться с произведениями художественного искусства


Желание родителей видеть в своих детях «маленьких художников», в совершенстве владеющих приемами изобразительной деятельности, умеющих выразительно передавать в рисунках и в поделках образ человека


Близкое расположение дома детского творчества Калининского района г.Чебоксары и Художественной школы им Акцыновых



Отрицательные факторы


Молодые родители не уделяют должного внимания художественному воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние искусства и изобразительного творчества на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста


Отсутствие художественного опыта у родителей воспитанников


В последнее время культурные семейные походы в музей, в театр или в кинотеатр стали заменяться праздничными вечеринками в местах общественного питания






Полезные последствия

этих положительных факторов


Участие и победы воспитанников в конкурсах детского рисунка разного уровня


Возможность работы в тесном сотрудничестве с педагогами дополнительного образования по изодеятельности детского дома творчества Калининского района г. Чебоксары и Художественной школы им Акцыновых в виду их близкого расположения к детскому саду


Внешние факторы, угрожающие будущим

успехам

Недостаточное материальное обеспечение детских садов для проведения полноценного учебного процесса


Некоторые семьи не посещают выставки культурного назначения из-за высокой стоимости входных билетов


В других семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком


В последнее время появилась тенденция: культурные семейные походы в музей, в театр или в кинотеатр заменять праздничными вечеринками в местах общественного питания






Анализ ситуации


Изобразительная деятельность детей охватывает различные темы. Рисунки старших дошкольников показывают их интерес и к социальным проблемам, к истории жизни своего народа. Но свободный выбор содержания изображения при отражении представлений детей о жизни людей может быть затруднен, если ребенок не владеет способами и приемами изображения фигуры человека в движении.





Количество и качество изображения людей напрямую зависит от того, как ребенок (особенно старшего дошкольного возраста) умеет это делать.

Кроме того, удачное участие воспитанников детского сада в различных конкурсах детского рисунка на уровне района, города и республики также требует от дошкольников выразительного и совершенного исполнения, а заявленная тематика конкурсов чаще всего подразумевает изображение мира людей.

Немаловажно еще и то, что дети выпускной группы скоро пойдут в школу, а практика показывает, что первоклашке, не умеющему изображать человека, будет довольно сложно создавать «живые», яркие работы, за которую учитель поставит положительную оценку, являющуюся в свою очередь наипервейшим мотивом для ребенка.

В современных методиках обучения изобразительной деятельности определены задачи, которые нацеливают педагогов, работающих с детьми-дошкольниками, на проведение определенной работы по обучению детей изображению мира людей и ознакомление с жанром портрета в искусстве.




Методическое обеспечение

проектной деятельности








Методические рекомендации Т. Комаровой и Н.Пантелеевой «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета»

Журнал «Дошкольное воспитание» (№№ 3 -5, 2005 г.)











Анализ внутренней среды


Сильные стороны


ДОУ имеет приоритет художественно-эстетического развития детей, решая в своей деятельности задачи по развитию изотворчества


Стаж педагогической работы – 27 лет, 6 лет – воспитатель по изодеятельности ДОУ


Владею методикой преподавания изобразительной деятельности детей - дошкольников


Наличие в ДОУ многофункциональной художественной предметно-развивающей среды, изостудии (имеется соответствующая возрастным нормам мебель и специальное оборудование для занятий изобразительной деятельностью: мольберты для рисования и инструменты для занятий лепкой)


Имеется подборка искусствоведческой литературы и библиотечка юного художника

Богатый иллюстративный и практический материал (пособия и дидактические игры)


Качественный изобразительный материал для практических занятий с детьми


Подобраны произведения портретной живописи и скульптуры, репродукции картин известных русских художников


Материал для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, мини-выставка изделий русского и чувашского декоративно-прикладного искусства


Регулярное оформление выставок детского изобразительного творчества


^ В группах оборудованы уголки изобразительной деятельности для творческой деятельности, организованы места для демонстрации детских работ





Слабые

стороны


Невладение педагогами ДОУ методикой обучения дошкольников изображению человека


Недостаточное использование нетрадиционных методов обучения и нетривиальных видов изоматериалов при проведении занятий художественного цикла


Отсутствие художественного опыта у родителей воспитанников


Недостаточное использование в работе мультимедийной техники


Какие возможности имеются для усиления сильных сторон

Возможность упрочения связи с педагогами дополнительного образования по изодеятельности

-детского дома творчества Калининского района г.Чебоксары

-художественной школы им Акцыновых

Организация мастер-классов для родителей воспитанников с целью заинтересовать в решении данной проблемы


Угрозы и ограничения для слабой стороны


^ Недостаточное финансирование ДОУ для пополнения материальной базы детского сада по художественно –эстетическому развитию воспитанников (приобретение изоматериалов)


Отсутствие компьютерной техники (ноутбука) для более эффективного проведения занятий в ИЗОстудии



^ Проблема проекта


Изучив методическую литературу и последние современные новинки в области изобразительной деятельности, пришли к выводу, что работа по обучению детей дошкольного возраста изображению человека в движении не представлена в данных источниках комплексно и в системе, при том, что имеется необходимость в ее проведении.




Дети выпускной группы не имеют навыков выразительного изображения человека в движении, вследствие чего портреты, изображаемые детьми, невыразительны и «безжизненны». Решение данной проблемы актуально при обучении дошкольников изображению фигуры человека в изобразительной деятельности на сегодняшний день. Именно с детьми 6- 7 лет целесообразно проводить данную работу, так как дети данного возраста при соответствующей подготовке могут не только передавать в рисовании и в лепке разнообразные движения человека, но и способны выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому.

^ Кроме этого, имеется заинтересованность родителей в данном вопросе.






Дети 6 лет уже умеют изображать фигуру человека, т.е. они подготовлены предыдущей работой, когда учились изображать фигуру человека в старшей группе. Чтобы было развитие, будет актуальным совершенствование изображения мира людей детьми выпускной группы через передачу разнообразных движений человека



^ Что

есть?






В современной методической и научной литературе для педагогов недостаточно систематизированного и обобщенного опыта работы по проблеме изображения мира людей детьми дошкольного возраста (в частности, обучения детей 6-7 лет изображению человека в движении)



^ В чем

заключается проблема?






Создать комплексную систему работы по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении



Что

хотим?








  1. Разработать перспективный план занятий по ознакомлению детей 6-7 лет с особенностями портретного жанра в искусстве

  2. Разработать перспективный план занятий по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении

  3. Создать необходимые условия для реализации данной проблемы.

  4. Разработать конкретные мероприятия и сроки

  5. Создать и изготовить необходимые дидактические игры и пособия

  6. Обобщить и распространить педагогический опыт среди педагогов и родителей



^ Что планируем сделать?







Общая

цель

проекта


Конкретные цели









Изучить литературные источники и методические

новинки по совершенствованию изображения

мира людей детьми дошкольного возраста




^ Разработать перспективный план занятий

по ознакомлению детей 6 -7 лет

с портретным жанром в искусстве


Разработать перспективный план занятий

по обучению детей 6 -7 лет

изображению человека в движении


Подобрать и изготовить необходимые дидактические

игры и пособия с целью обогащения предметно –

развивающей среды, способствующей решению

данной проблемы.


Подобрать произведения портретной живописи

и скульптуры с учетом основных требований





Ожидаемые

результаты



^ 1.Появится потребность в общении с прекрасным в изобразительном искусстве


2.Появится желание и умение качественно и выразительно изображать человека в движении


^ 3.Сформируется умение доводить начатое дело до конца, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях



Дети



^ 1.Повысится профессиональная компетентность в вопросах художественно- эстетического воспитания детей


2.Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников



Педагоги



^ 1.Появится заинтересованность и желание видеть в своих детях маленьких «художников»


2.Повысится уровень имеющихся искусствоведческих познаний в области изобразительного искусства


^ 3.Проявится интерес и активность к совместной деятельности с педагогами ДОУ



Родители


Ресурсное обеспечение проекта





  • студия изо.искусства «Семицветик»

  • комната, именуемая «Картинной галереей»

  • зал для театрально-игровой деятельности

  • музыкальный зал

  • мини – музей по ознакомлению с культурой чувашского народа «Салкус»

  • информационная среда, представленная стендами художественного наполнения

  • изобразительный материал для занятий с детьми

  • специальное оборудование: мольберты для рисования и инструменты для занятий лепкой

  • технические средства обучения

  • компьютерная техника







  • методическая литература по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

  • богатый практический материал (пособия и дидактические игры)

  • репродукции картин известных русских художников

  • иллюстративный искусствоведческий материал






П^ ЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


1 этап – подготовительный

2 этап – деятельный

3 этап – оценочный

этапы

задачи

мероприятия

сроки


Подготовительный

^ Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно – методического материала по направлению работы

Проа (Анализ раздела по изобразительной деятельности в комплексных и в парциальных программах по задачам, касающихся работы по изображению человека и ознакомлению дошкольников с портретной живописью)


Сентябрь

Изучение литературных источников и методических новинок по развитию и совершенствованию изобразительной деятельности по изображению мира людей детьми дошкольного возраста





Знакомство с новыми технологиями и разработками


^ Обеспечение воспитательно – образовательного процесса методическим материалом


Подбор программно – методического материала по направлению работы


Сентябрь -октябрь

Подбор диагностического материала


Сентябрь

Подбор, разработка и изготовление дидактических игр


Сентябрь

^ Обогащение художественно – эстетической среды

Пополнение художественно – эстетической среды по рекомендациям Т.С. Комаровой

Сентябрь -октябрь

Изготовление наглядного демонстрационного и раздаточного материала (пособий и иллюстраций)

Сентябрь -октябрь

Подбор произведений портретной живописи (репродукций и иллюстраций с их изображением) и скульптуры с учетом основных требований.


Сентябрь -октябрь

Обогащение уголков изо - деятельности в каждой группе наглядным и практическим материалом по изображению мира людей различными изобразительными средствами

Организация и оформление в группах мест для демонстрации детских работ


Сентябрь.

Подготовительный




Пополнение и оформление библиотечки юного художника (приобретение искусствоведческой и художественной литературы по проблеме)

В течение года

^ Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по выявлению организации художественной деятельности детей дома

По плану

Проведение консультаций, оформление наглядно-агитационного материала с рекомендациями по развитию изобразительной деятельности детей в домашних условиях

По плану

^ Выявление уровня развития художественно- творческих способностей воспитанников выпускных групп

Проведение диагностики с использованием методики Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной «Автопортрет» с целью выявить уровень изображения детьми фигуры человека

Сентябрь.

Деятельный

^ Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий по ознакомлению детей с разновидностями портретного жанра

Сентябрь

Составление перспективного плана проведения занятий по обучению детей 6-7 лет изображению фигуры человека в движении

Сентябрь

Проведение занятий по изодеятельности в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий в соответствии с перспективным планом

Сентябрь

Рассматривание книг, альбомов по искусству

В течение года

Тематические выставки детских рисунков:

«Хорошо у нас в саду»;

«Зимние забавы»;

«В мире сказочных героев»;

«Чувашские легенды»;

«Защитники Отечества»;

«На улицах города» и др.

В течение года

Применение в работе с детьми дидактических игр

В течение года

Индивидуальная работа с детьми, требующими особой заботы при проведении работы по обучению изображению человека в движении


В течение года







Участие в конкурсах различного уровня

В течение года

Деятельный

^ Работа с педагогами

Проведение серии семинарских занятий по ознакомлению дошкольников с портретным жанром в изобразительном искусстве


Октябрь

Информирование о результатах диагностических исследований




Проведение мастер – класса по обучению детей 6- 7 лет изображению человека в движении в изобразительной деятельности


Ноябрь

Оформление картотеки дидактических игр

Октябрь

^ Работа с родителями

Беседы, устные консультации об особенностях специфики детского рисунка

По плану

Информирование о результатах диагностических исследований на родительских собраниях в группах

По плану

Комплекс домашних заданий

( рисунки, подбор иллюстраций и другого наглядного материала, помощь в изготовлении и приобретении пособий, дидактических игр)


В течение года

Проведение совместных творческих выставок и конкурсов:

«Зеленая красавица»;

«Здравствуй, дедушка Мороз»;

«Осенние фантазии»;

«Дары Осени»;

«Моя мама – мастерица»

По плану

Наглядная информация для родителей (папки-передвижки, информация на групповых стендах

По плану

Посещение родителями открытых занятий

По плану

^ Оценка эффективности проводимой работы с детьми

Проведение диагностики с использованием методики Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной «Автопортрет» с целью выявить уровень изображения детьми фигуры человека




Диагностика выявления обращения детей к изображению фигуры человека в движении в самостоятельной деятельности (анализ рисунков детей на предложенную свободную тему)




Оценочный

^ Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы




Презентация проекта (на педагогическом совете)




Определение перспектив работы




^ Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

По плану

Обобщение опыта семейного воспитания

По плану

Фотовыставка


















^ М


ониторинг проекта



В ходе реализации проекта необходимо контролировать уровень усвоения знаний детьми и при необходимости корректировать их. Для этого необходимо проводить диагностику.

Диагностический срез для выявления эффективности проводимой работы проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года с использованием диагностической методики Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной, описанной в отечественной лите­ратуре как метод под названием

«Автопортрет»

Экспериментальная практика с использованием дан­ной методики позволяет говорить о достаточно широкой ин­формативности метода и соответствия задачам исследований в области эстетического воспитания и художественного обра­зования. «Автопортрет» может быть использован не только как метод диагностики, но и в качестве элемента педагоги­ческой технологии как метод развития художественных спо­собностей.

Материал: карандаш, лист бумаги размером 10x15 см (графический вариант). Для раскрашивания материал по желанию.

Инструкция: «Нарисуйте свой автопортрет».

Предварительная информация для детей должна включать сведения о том, что такое автопортрет. Можно ограничиться только определением, так как дополнительная информация о ви­дах автопортретов, конкретные художественные примеры, в не­которых случаях ограничивают проблему выбора, спонтанность рисунка и формируют стереотипы, повторы, имитации


^ Диагностическая методика «Автопортрет»

(Е. С. Романова и О. Ф. Потемкина)



^ Крите

рии


Имя, Ф. детей

Изображение


Сюжетность



Динамика

Движение

Сходство с оригиналом

Детализация

Беглость

Выдержанностьпропорций

Одежда

Баллы

1.




























2.




























3.




























4.




























5.




























6.




























7.




























8.




























9.




























10.





























Критерии:

1. Изображение

2 балла

Эстетическое изображение, как правило, принадлежит детям, имеющим художественные способности. Эти рисунки характеризуют легкость, точность, гибкость линий, вырази­тельность деталей, лаконичность и целостность образа.


1 балл

Схематическое изображение Такие рисунки лишены несущественных деталей. Средства воплощения предельно ограничены, неэмоциональны.


^ 2. Сюжетная разработка

2 балла Ребенок, поместивший себя в окружение каких-либо людей, предметов, на фоне природы или комнаты, обладает способностью к сюжетному описанию и на­правленностью на внешнее окружение.

1 балл Рисунок представляет собой только заданный автопортрет ребенка без изображения какого – либо окружения.


^ 3. Динамичная выразительность изображения

2 балла Ярко выражено движение.

1 балл Рисунок с изображением невыразителен, «безжизненен».


4. Сходство с оригиналом

3 балла Автопортрет правдиво передает основные особенности внешности «художника»

2 балла Имеется некоторое сходство

1 балл Не похож


5.Детализация

3 балла На портрете изображены все части тела (наличие глаз; носа, бровей, рта, ресниц и т.д.)

2 балла Не хватает некоторых частей тела ( нет ушей, ресниц…)

1 балл На портрете нет многих составляющих.


6.Беглость

2 балла Ребенку хватило времени, данного на изображение автопортрета

1 балл Не уложился в выделенное время.


^ 7.Выдержанность пропорций.

3 балла Все части тела ( включая и изображение лица) изображены на своем месте и имеют соразмерную величину по отношению друг к другу.

2 балла Не все части тела изображены на своем месте и имеют соразмерную величину

3 балла Передача пропорций тела далека от совершенства.


8. Одежда

2 балла В одежде выделены и отдельные детали (имеются воротник, пуговицы, карманы…)

1 балл Одежда плохо выделена.




ДИАГНОСТИКА

изображения человека детьми 6 -7 лет

в выпускных группах

«Непоседы» и «Лесная полянка»

МДОУ «Детский сад № 11» 2009-2010 гг



группа

Уровень

начало года

конец

года

примеч

Кол-во

детей

процент

Кол-во

детей

процент

Выпуск.

группа

3

В

8

36

12

54




С

14

64

10

46




Н

0

0

0

0




Выпуск.

группа

9

В

10

45

14

64




С

12

55

8

36




Н

0

0

0

0




итого

В

18

41

26

59







С

26

59

18

41







Н

0

0

0

0





Мониторинг данного проекта показал эффективность проводимой работы по обучению детей 6 -7 лет изображению человека в движении. Выявленное процентное соотношение наглядно демонстрирует положительные результаты.

В начале года при помощи диагностической методики «Автопортрет» были обследованы дети двух выпускных групп нашего детского сада. Высокий уровень развития умения изображения фигуры человека был выявлен у 18 детей из 44-ех обследованных, что составляет 41 % от общего количества детей. У остальных 26 детей был выявлен средний уровень. При этом я выявила, что особую трудность у детей вызывала передача пропорций частей тела, а у некоторых проявилось отсутствие детализации изображения. Проявилась небрежность в цветовом оформлении изображения.


ДИАГНОСТИКА

изображения человека детьми 6-7 лет

в выпускных группах «Непоседы» и «Лесная полянка»

МДОУ «Детский сад № 11»


Начало года. Октябрь 2009 г. Обследовано 44 ребенка



^ Конец года. Май 2010 г. Обследовано 44 ребенка



После проведения определенной работы по проекту, наглядно проявилась эффективность проведения деятельности по реализации мероприятий проекта. К концу года выяснилось, что высокий уровень проявился у 26 детей из 44-ех обследованных, а число детей со средним уровнем уменьшилось с 26 до 18, что составило 41 % от общего числа обследованных детей. При этом детям в конце года было предложено изобразить свой автопортрет в движении. С этой задачей дети справились.





^ Анализ результатов проекта


Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Мониторинг данного проекта показал эффективность проводимой работы по обучению детей 6-7 лет изображению человека в движении. Выявленное процентное соотношение наглядно демонстрирует положительные результаты.

  2. В результате проведенной работы дети уже «не боятся» рисовать человека в разных положениях и ракурсах. У детей появилась свобода в передаче ощущений, смелость рисунка.

  3. У детей сформирован интерес к изображению мира людей.

  4. Считаю, что необходимо продолжать работу по ознакомлению детей с портретной живописью. Следует уделить большее внимание этому вопросу, способствовать желанию ребенка рассматривать понравившиеся произведения, высказывать свое отношение к ним, давать оценку, устанавливать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движения, мимика, поза).

  5. Для более успешного выполнения задач по ознакомлению дошкольников с произведениями изобразительного искусства и скульптурой необходимо пополнить развивающую среду новым дидактическим материалом, использовать в работе мультимедийные технические средства.

Кропотливая, упорная работа непременно даст положительные результаты. Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в дошкольном возрасте является систематическая комплексная работа с использованием разнообразия приемов.

А залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа и передачи движения является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.

Это необходимо помнить всем педагогам, соприкасающимся с детским творчеством.





Список литературы:



  1. Барышева Т.А., Шекалов В.А., составление Как воспитать в ребенке творческую личность/серия «Мир вашего ребенка».- Ростов н/Д: Феникс, 2004

  2. Галанов А.С., С.Н.Корнилова, С.Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» Москва, Сфера, 2002г.

  3. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» Москва, Педагогическое общество России, 2006г.

  4. Данилова Л.Д. «Истоки гармонии» Ульяновск, 1999г.

  5. Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» Москва, Сфера, 2005г.

  6. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество» Москва, Карапуз – Дидактика, 2006г.

  7. Карачунская Т.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ» Москва, Сфера, 2005г.

  8. Комарова Т.С «Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе» Москва, Педагогическое общество России, 2000г.

  9. Комарова Т.С «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» Москва, Педагогическое общество России, 2005г.

  10. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования» Москва, Педагогическое общество России, 2005г.

  11. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость, творчество» Москва, Педагогическое общество России, 2005г.

  12. Куцакова Л.В. «Воспитание ребенка-дошкольника. Росинка» Москва, Владос, 2003г.

  13. Трофимова М.В. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, Академия развития, 2001г.

15. Методические рекомендации Т. Комаровой и Н.Пантелеевой «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета», - «Дошкольное воспитание» ,№№ 3 -5, 2005 г.

16. И.Селютин «Как нарисовать фигуру человека», из серии «Волшебный карандаш», - М.,АСТ-издательство, 2007.

17. Галян Т.В. Я рисую человека и героев сказок (из серии «Веселые уроки Карандаша»), - М.,БАО – Пресс, 2006.

18. Ч.Стивен. Человек в движении (из серии «Учитесь рисовать»), - Минск, Поппури, 2002.

19. Научись рисовать. Волшебные истории, - М., Шаг, 1995.

20. Журнал «Веселый художник», выпуск 1,2,3 - 2010.