velikol.ru
1


Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации


Научно-исследовательский университет
Высшая школа экономики

Факультет социологии


Программа курса

«Социально-психологический эксперимент»

для направления 040200.62 «Социология»

(подготовки бакалавра)


Автор: Оберемко Олег Алексеевич,
доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации


Рекомендовано секцией УМС

«Социология»

Председатель


/_______________/

“___” _________ 2010 г.


Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь


/_______________/

“___” _________ 2010 г.

Одобрено на заседании кафедры

методов сбора и анализа социологической информации

Зав. кафедрой: доц. И.М. Козина


/_______________/

“___” _________ 2010 г.



Москва, 2011


^ I. АННОТАЦИЯ

Эксперимент в социологии не получил сколько-нибудь серьезного распространения. Даже в психологии мода на феноменологическое знание задвинула его на обочину. И все же строгий эксперимент по-прежнему остается образцом для оценки результатов научной деятельности по большому счету.

Цель курса для социологов — сформировать представления об образце для сравнения дизайнов, процедур и результатов исследований, получивших распространение в социологии.

Задачи курса — выработать представления, позволяющие соотносить социологические проекты с тем или иным экспериментальным планом, сформировать умение рефлексивно подходить к планированию собственных исследовательских проектов, адекватно оценивать познавательные возможности и познавательную ценность образцов научной продукции.

Слушатели курса:

  • на примерах познакомятся с принципами планирования, организации и проведения экспериментального исследования, с приемами улучшения дизайна исследования;

  • познакомятся с типологией экспериментальных планов,

  • получат возможность запланировать и обсудить собственный несложный экспериментальный проект;

  • получат возможность побывать в роли испытуемых эксперимента;

  • проведут методологический анализ разных версий репрезентации одного и того же эксперимента.


В теоретический компонент курса содержит обзор основных теоретических идей и понятий, а также предметных областей их применения — в каких предметных областях применяется заявленный теоретико-экспериментальный подход.

В методологическом компоненте рассматриваются базовые модели экспериментов, приемы операционализации и концептуализации переменных в экспериментальном исследовании, специфика статистической обработки данных по малым выборкам и форматы обобщений (выводов) из полученных данных.

Методический компонент содержит обзор и подробный разбор отдельных серий экспериментов, в ходе которых модифицируется исходный план эксперимента за счет уточнения гипотез, операционализации и концептуализации переменных.

Практический компонент предполагает практику применения концептуального аппарата в анализе имеющихся (собранных) данных в режиме «естественного эксперимента», или наблюдения, а также постановку учебного эксперимента.

Компоненты курса — это не части и не этапы; курс предполагает логику развития / освоения материала, однако всякий этап содержит минимум два аналитически выделенных компонента.

Курс включает значительный объем контролируемой самостоятельной работы: обзорное (2–4 печ. л.) и аналитическое чтение (0,7–1 печ. л. в неделю), короткие эссе, самостоятельный поиск литературы под конкретные содержательные задания.

Курс вдохновлен тремя источниками:

1) заботой о качестве данных и выводов с собственных исследованиях;

2) классическими работами Д. Кэмпбелла о моделях экспериментов в (социологической) социальной психологии;

3) работах представителей так называемого «европейского направления экспериментальной социальной психологии», опирающегося на ряд сходных по своему концептуальному каркасу теорий: теорию социальной категоризации (Г. Тэджфел), теорию социальной идентичности (Дж. Тернер) и др.


^ II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы

Аудиторные часы

Самостоятельная

Всего

Лекции

Семинары

Всего

работа

часов

1. Общая характеристика метода эксперимента

4

2

6

6

12

2. Планирование эксперимента: общие принципы и их обоснование

4

2

6

10

16

3. Эксперименты и квазиэксперименты. Классификации (квази)экспериментальных планов

4

2

6

10

16

4. Модели многоуровневых экспериментов

4

2

6

10

16

5. Модели факторных экспериментов

4

2

6

10

16

6. Корреляционные исследования

4

2

6

10

16

7. Эксперимент как социальное взаимодействие; этика экспериментирования

4

2

6

10

16

Итого

28

14

42

66

108

^ III. УЧЕБНИКИ

Основная литература

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект пресс, 1995.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная литература

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2003.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.


IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
^

Текущий контроль


Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях, в первую очередь учитывается выполнение домашних и семинарских заданий. Также на лекциях студенты пишут небольшие самостоятельные работы по теоретическим вопросам; оценка за самостоятельную работу входит в оценку за семинар.

По окончании каждого семинара слушатели получают оценку за занятие, выставляемую по 10-балльной шкале. Положительно оценивается только выступления и участие в дискуссиях; участием в дискуссии считается компетентное выступление, демонстрирующее усвоение содержания рекомендованных текстов и критическое отношение.
^

Промежуточный контроль: реферат


В качестве темы для реферата объемом 7000–10000 знаков с пробелами слушатель выбирает для освещения какой-то один вопрос из списка вопросов к семинарским занятиям по темам 3–7. Реферат пишется с опорой на источники из списка рекомендованной литературы по теме. В реферате от слушателя ожидается демонстрация адекватного и полного усвоения источников. Привлечение дополнительной литературы допускается, но только в качестве дополнения к предложенной, а не ее замены. В библиографическом списке указываются все использованные при подготовке реферата тексты. Ссылки и библиографический список оформляются по принятым стандартам.

Реферат оценивается по следующим критериям:

1) очевидное знакомство с релевантной литературой и ее проработка;

2) логичность и последовательность изложения;

3) самостоятельность и критичность в изложении материала;

4) обоснованность и полнота аргументации;

5) соблюдение принятых стандартов оформления научной работы.

Плагиат оценивается 0 (ноль) баллов.

Несогласованный с преподавателем выбор для реферата вопроса, отсутствующего в тематическом списке семинаров, оценивается в 1 балл.

Электронная версия реферата высылается на электронный адрес преподавателя. Своевременное получение реферата удостоверяется ответом преподавателя в течение дня, предшествующего семинару; ответ содержит итоговую или (при необходимости) предварительную оценку, вопросы и замечания для дальнейшего обсуждения и устранения.

Реферат высылается в течение 5 календарных дней после семинара, на котором разбирался вопрос. Немотивированная несвоевременная сдача реферата ведет к снижению оценки на 50 %.

Печатная версия представляется на подпись преподавателя после мотивированного выставления окончательной оценки за реферат.
^

Итоговый контроль: зачетная письменная работа


Зачетная письменная работа пишется по вопросам билетов. Билет содержит 1 теоретический вопрос и 2 типовые задания: (1) по анализу предложенного описания дизайна эксперимента, (2) по планированию эксперимента со сформулированными условиями и целью.

На выполнение зачетной письменной работы отводится 2 пары.
^

Итоговая оценка


Итоговая оценка складывается по результатам:

1) выступлений и участия в дискуссиях на семинарских занятиях;

2) реферата (7000–10000 знаков с пробелами);

3) зачетной письменной работы.

Итоговая оценка складывается из оценки за работу на семинарах (25 % итоговой оценки), оценки за реферат (25 % итоговой оценки) и оценки за зачетную письменную работу (50 % итоговой оценки).

^ V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение: Общая характеристика метода эксперимента

Этимология «эксперимента». Эксперименты дублирующие и улучшающие мир.

Планы (уровни) исследования — поисковый, описательный, экспериментальный. Специфика эксперимента по сравнению с другими методами социальных наук. (2)

Типовые цели эксперимента: установление наличия явления, связи между явлениями, причины между явлениями.

Общая схема эксперимента. Базовый вокабуляр экспериментатора (атрибуты эксперимента): экспериментальный план, независимая и зависимая переменные, экспериментальные гипотезы, экспериментальное задание, протокол эксперимента, дневник эксперимента, отчет и его структура. (1)

Гипотезы экспериментальная и статистическая. (2, с. 23–24)

Условия каузального вывода в эксперименте. Обеспечение сравнимости: выравнивание групп и установление ковариации переменных. Достижение внутренней валидности: манипулирование для обеспечения запланированного воздействия (исключения «шума») и временной последовательности причины и следствия. Достижение внешней валидности — типичности ситуаций и групп.

Литература основная:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект пресс, 1995. Гл. 6.1–2.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 1, 2.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Гл. 4.1.

Литература дополнительная:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. Ч. 1, гл. 1, 4; ч. 2, гл. 1.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2003. Гл. 1, гл. 4 (п .1).


Тема 2. Планирование эксперимента: общие принципы и их обоснование

Принцип реальности в экспериментировании: эксперимент идеальный, бесконечный и полного соответствия.

Факторы, угрожающие внутренней валидности. Побочные факторы (переменные). Нестабильность во времени: изменчивость побочных, независимых и зависимых переменных. Различия экспериментальных заданий. Способы контроля переменных для повышения внутренней валидности.

Надежность данных эксперимента.

Условия генерализации: репрезентативность / валидность внутренняя и внешняя. Оценка видов репрезентативности относительно «сторон» семантического треугольника.

Литература основная:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект пресс, 1995. Гл. 6.1–2.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 2.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Гл. 4.1.

Литература дополнительная:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 3–6.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. Ч. 1, гл. 3–4, Ч. 2, гл. 2.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2003. Гл. 5, 8.

Кэмпбелл Д. Эксперименты и квазиэксперименты // Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. С. 62–100.

Тема 3. Эксперименты и квазиэксперименты. Классификации (квази)экспериментальных планов.

Критерии классификаций экспериментальных планов: соответствие переменных реальным условиям или теоретическим конструктам; уровень измерения переменных; (не)строгость эксперимента; число экспериментальных воздействий; объект (индивид / группа).

Обустройство экспериментальной ситуации и экспериментальных стимулов: «очищение» переменных.

Исследование случая, эксперимент ex post facto, временные серии, панельные исследования и тренды, план с эквивалентными выборками, экспериментирование на одном объекте с претестом и посттестом, сравнение нерандомизированных контрольной и экспериментальной групп, экспериментальный план с предварительным и итоговым замерами и контрольной группой, эксперимент Р. Соломона для четырех групп, план с контрольной группой без претеста, перекрестный квазиэкспериментальный план, экспериментальный план с претестом и посттестом, план с временной серией и контрольной группой.

Литература основная:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект пресс, 1995. Гл. 6.3.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 5.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Гл. 4.2–4.3.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. Ч. 1, гл. 5.

Литература дополнительная:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 7–9.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2003. Гл. 6, 9.

Кэмпбелл Д. Эксперименты и квазиэксперименты // Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. С. 39–48, 107–184.

Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 64–69.


Тема 4. Модели многоуровневых экспериментов

Планы многоуровневых экспериментов. Преимущества многоуровневых экспериментов.

Особенности межгрупповой схемы. Латинский квадрат.

Угрозы внутренней валидности.


Литература основная:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 7.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. Ч. 1, гл. 5.

Литература дополнительная:


Тема 5. Модели факторных экспериментов

Общий план факторных экспериментов. Специфика факторных экспериментов. Способы очистки и фиксации независимых переменных.

Порядки взаимодействий в факторном эксперименте.

Преимущества факторного эксперимента — проверка комбинированных гипотез.


Обзор экспериментальных планов: (1) по способу сравнений условий и уровней НП; индивидуальное сравнение; межгрупповое сравнение; (2) по характеру измерений: качественный / количественный; (3) по числу НП.

Литература основная:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 8.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. Ч. 1, гл. 5.

Литература дополнительная:


Тема 6. Корреляционные исследования

Гипотезы экспериментальные и статистические.

Ситуация выбора дизайна корреляционного исследования.

Методы контроля: подбор пар и однородных групп.

Типичные ошибки (передержки) при интерпретации в корреляционных исследованиях. Установление каузальности и его ограничения.

Литература основная:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Академия, 2005. Гл. 9.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. Ч. 1, гл. 5.


Литература дополнительная:

Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания / Ред.-сост. Д.Я. Китайгородский. Самара: Бахрах-М, 2007. С. 624–640.


Тема 7. Эксперимент как социальное взаимодействие; этика экспериментирования

Эксперимент как социальное взаимодействие: эффекты экспериментатора и испытуемого. Инструктирование и постэкспериментальноное интервью. Методы контроля. 2

Этика экспериментирования в (социальной) психологии.

Стэнфордский эксперимент и его аналоги.

^ Литература основная:

2 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. Ч. 1, гл. 3, 4 (п. 4, 5). Ч. 2, гл. 2.

Литература дополнительная:

Ellemers N., van Knippenberg А., de Vries N., Henk W. Social identification and permeability of group boundaries // European Journal of Social Psychology. 1988. Vol. 18. P. 497–513.

Worchel S. et al. A multidimensional model of identity: relating individual and group identities to intergroup behaviour // Social identity processes / Ed. by D. Capozza, R. Brown. L. etc.: Sage, 2000. P. 15 32.



Автор программы: к. социол. н., доц.,

доцент кафедры методов сбора
и анализа социологической информации

О.А. Оберемко /_______________/

“15” сентября 2010 г.

Зав. кафедрой методов сбора
и анализа социологической

информации, к. социол. н., доц.

И.М. Козина /_______________/

“___” _________ 2010 г.