velikol.ru
1 2 ... 26 27



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности


Трудоемкость (в зачетных единицах) 2, 3

Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное образование, Физико-математическое образование, Социально-экономическое образование, Религиоведение.
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

^ 1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра, магистра) в педагогическом вузе.

Цель: дать необходимые теоретические знания и практические навыки по защите человека в техносфере от негативного воздействия меняющихся природных, техногенных и социальных условий, и как достигнуть комфортных условий жизнедеятельности. Эта цель реализуется решением следующих задач.

Задачи:

1) идентификация (распознавание, количественная оценка, анализ опасностей) негативного воздействия среды обитания (источников и причин возникновения опасностей);

2) защита от опасностей  или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;

3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных факторов и разработка защиты от остаточного риска;

4) создание комфортного состояния среды обитания.


^ 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) обязательная  дисциплина федеральных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования. Блок Б3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть. Дисциплина предназначена для студентов 2 курса.

БЖД базируется на достижениях таких наук, как психология, физиология, экология, философия, физика, математика и др. Данная дисциплина использует знания, полученные студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, а также естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны окружающей среды и защиты человека в чрезвычайных ситуациях различного характера, основывается на законах и подзаконных актах.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для адаптации к условиям среды обитания, а также готовности к защите от негативного воздействия меняющихся природных, техногенных и социальных условий.

Рекомендуем изучение модуля после освоения курсов «Возрастная анатомия и физиология» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

^ 3. Требования к уровню освоения программы.
Студент должен знать:

  • правовые нормы реализации педагогической деятельности и образо­вания;

  • основы просветительской деятельности;

  • содержание преподаваемого предмета;

  • закономерности психического развития и особенности их прояв­ления в учебном процессе в разные возрастные периоды.

Студент должен уметь:

  • системно анализировать и выби­рать образовательные концепции;

  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

  • создавать педагогически целесо­образную и психологически безо­пасную образовательную среду;

  • проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учеб­ных предметов;

  • организовывать внеучебную дея­тельность обучающихся;

  • бесконфликтно общаться с раз­личными субъектами педагогического процесса;

  • участвовать в общественнопрофессиональных дискуссиях;

  • использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

^ Студент должен владеть:

- способами пропаганды важности педагогической профес­сии для социальноэкономического развития страны;

- способами ориентации в профес­сиональных источниках информации (журналы, сайты, образова­тельные порталы и т.д.);

- способами предупреждения девиантного поведения и правона­рушений;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
^ Студент должен обладать общекультурными компетенциями:

1) готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

2) готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

3) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

4) готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).


^ Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

^ Студент должен обладать дополнительными компетенциями:

- определять и применять методы, принципы и средства обеспечения безопасности, а также уметь оказывать само – и взаимопомощь;

- уметь распознавать и оценивать внутренние и внешние опасности;

- сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- осуществлять учебно-воспитательную деятельность, используя навыки, умения и знания безопасности жизнедеятельности;

- принимать решения в экстремальной ситуации и руководить действиями педагогического персонала и учащихся для снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2___ зачетные единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1,2,3,4

№ семестра

№ семестра

Аудиторные занятия

38

38







Лекции

19

19







Практические занятия

19

19







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

34

34







Курсовой проект (работа)













Реферат

х

х







Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

тест, к/р

к/р







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет









^ Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 3 зачетные единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1,2,3,4

№ семестра

№ семестра

Аудиторные занятия

38

38







Лекции

19

19







Практические занятия

19

19







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

76

76







Курсовой проект (работа)













Реферат

х

х







Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

тест, к/р

к/р







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет







^ 5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

в т.ч. интер-

активные формы обучения

Самостоя-

тельная работа

1.

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуаций.

2




1

4 (8)

2.

Опасные ситуации. ЧС природного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при стихийных бедствиях.

1

2

1

4 (8)

3.

Опасные ситуации. ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах, пожарах. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре.

2

2

1

4 (8)

4.

Экологическая безопасность

2







4 (10)

5.

ЧС социального характера. Криминогенная опасность. Зона повышенной опасности. Опасности, возникающие в повседневной жизни. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

4

7

1

8 (16)

6.


Природные опасности. Биологические опасности.

2

2

1

2 (6)

7.

Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте.

2

2

2

2 (4)

8.

Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Защитные сооружения ГО. Организация ГО в образовательных учреждениях.





2

1

2 (6)

9.

Экономическая, информационная и продовольственная безопасность. Защита прав потребителя

2

2

1

4 (10)




Всего часов

19

19

10

34 (76)


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Предмет и задачи дисциплины. Проблемы национальной и международной безопасности России. Опасные и вредные факторы среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

История образования Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасность, определение. Классификации опасностей. Риск, определение, виды. Чрезвычайная ситуация, определение, признаки, стадии, классификации. Очаг поражения. Поражающие факторы. Критерии ЧС.
2. Опасные ситуации. ЧС природного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при стихийных бедствиях.

Стихийные бедствия, определение, классификация. Ураганы, бури, смерчи, волна холода и др. определение, основные характеристики. Оползни: естественные и искусственные причины. Действия учителя до, во время и после стихийных бедствий. Наводнения, определение, виды, причины наводнений на реках Западной Сибири. Эпидемии, антропонозы и зоонозы. Экстренная профилактика эпидемий. Дезинфекционные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф. Карантин.
3. Опасные ситуации. ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах, пожарах.

Аварии и катастрофы. Пожары, горючие вещества, окислитель, источник зажигания. Особенности горения жидких, твердых и газообразных веществ. Лесной пожар. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия человека при пожаре. Радиационные аварии, доза радиации, ее виды. Аварии с выбросом химических веществ. Сильно действующие ядовитые вещества. Действия человека до, во время и после техногенных аварий.
4. Экологическая безопасность. Источники экологических опасностей: тяжелые металлы, пестициды, диоксины, фреоны. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Экология жилища. Опасные и вредные факторы современного жилья. Правила безопасности при пользовании электроприборами, газовыми плитами, средствами бытовой химии.

5. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Опасности, возникающие в повседневной жизни.

Классификация социальных опасностей. Виды социальных опасностей: шантаж, мошенничество, бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор, наркомания, алкоголизм, курение.

Влияние на поведение человека его темперамента, сенситивности, тревожности. Психические состояния и расстройства. Основные виды неврозов, депрессии у подростков. Профилактика неврозов и депрессии. Толпа, психология толпы. Меры безопасности в толпе. Поведение человека в психотравмирующих ситуациях. Стресс. Концепция стресса Г.Селье. Стресс, связанный с учебой и работой. Профилактика стресса.

Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Психология безопасности. Страх, паника: основные характеристики. Массовые беспорядки. Особые психические состояния людей. Производственные психические состояния. Синдром хронической усталости. Индивидуальные средства защиты от насилия. Психологические методы воздействия на человека.

Общественная опасность экстремизма и терроризма. Террористические группировки: международные, в России. Виды террористических актов. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
6. Природные опасности. Биологические опасности.

Литосферные опасности: землетрясения, сели, снежные лавины, оползни. Гидросферные опасности: наводнения, цунами. Атмосферные опасности: циклон и антициклон, гололед, туман, град, гром, молния, защита от молнии, ураганы, буря, смерчи. Космические опасности: астероиды, солнечная радиация. Биологические опасности: болезнетворные микроорганизмы, микозы, ядовитые растения, опасные животные.
7. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте.

Транспорт и его опасности. Правила уличного движения для водителей и пешеходов. Правила безопасного поведения в общественном, легковом, железнодорожном и авиатранспорте. Действия человека при транспортной катастрофе.
8. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Защитные сооружения ГО. Организация ГО в образовательных учреждениях.

Гражданская оборона и ее задачи. Основные мероприятия гражданской обороны, проводимые в мирное время. Организация защиты населения в мирное и военное время. Защитные сооружения гражданской обороны. Коллективные средства защиты. Убежища, виды. Средства индивидуальной защиты (кожи и органов дыхания). Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

Поражения ионизирующей радиацией. Общие понятия о действии ионизирующих излучений на человека. Биологическое действие ионизирующих излучений. Профилактика радиоактивных поражений.
9. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность. Защита прав потребителя.

Экономическая, информационная и продовольственная безопасность. Виды информационной безопасности. Права потребителя на качество товаров, на информацию об изготовителях и о товаре. Гарантийный срок. Сроки исполнения требований. Исковые обращения в суд при нарушении прав потребителя. Пищевые добавки: виды, санитарно-гигиенические требования, использование в питании.

Штриховой код товаров. Товарный знак. Знаки соответствия и ухода за товарами.

5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Легостин С.А. Безопасность жизнедеятельности.- Учебное пособие.- Томск.- 2006.- 194.

  2. Легостин С.А. Безопасность жизнедеятельности.- Учебно-методическое пособие.- Томск.- 2006.- 84.


6.2. Дополнительная литература:

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях [Текст]:учебное пособие для вузов/Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ ; [сост. : С. Б. Нарзулаев, Н. М. Карагеоргий].-Томск:Издательство ТГПУ,2009.-89 с. .-ISBN 5851172045:50.00
2. Юртушкин, Владимир Ильич. Чрезвычайные ситуации : защита населения и территорий [Текст]:учебное пособие для вузов/В. И. Юртушкин.-М.:КНОРУС,2008.-362, [1] с.:ил. .-ISBN 9785390000359:168.82.-207.00

3. Шереметьева, Ульяна Михайловна. Безопасность на дороге и в общественном транспорте [Текст]:учебно-методический комплекс (для педагогических вузов)/У. М. Шереметьева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2009.-165 с. .-ISBN 9785894283470:58.81

4. Фролов, А. В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда [Текст]:учебное пособие для вузов/А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева.-Ростов-на-Дону:Феникс,2005.-735 с.:ил.-(Высшее образование) .-ISBN 5222068218:217.00

5. Феоктистова, О. Г. Безопасность жизнедеятельности : медико-биологические основы [Текст]:учебное пособие для вузов/О. Г. Феоктистова, Т. Г. Феоктистова, Е. В. Экзерцева.-Ростов-на-Дону:Феникс,2006.-311, [1] с.-(Высшее образование) .-ISBN 5222081796:123.00

6. Синогина, Елена Станиславовна. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них [Текст]:конспект лекций/Е. С. Синогина ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2009.-91 с. .-ISBN 9785894283579:33.03

7. Синогина, Елена Станиславовна. Основы национальной безопасности [Текст]:конспект лекций/Е. С. Синогина ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2009.-99 с. .-ISBN 9785894283586:33.62

8. Пожарная безопасность [Текст]:учебно-методический комплекс (для педагогических вузов)/[авт.-сост. : Е. С. Синогина, Н. В. Куликова, У. М. Шереметьева, А. С. Федотов] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2008.-151 с.:ил. .-48.41

9. Мастрюков, Борис Степанович. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]:учебник для вузов/Б. С. Мастрюков.-4-е изд., стереотип.-М.:Академия,2007.-333, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 5769536101:173.80

10. Мастрюков, Борис Степанович. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]:учебное пособие для вузов/Б. С. Мастрюков.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Академия,2006.-333, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 5769530278:307.00

11. Занько, Наталья Георгиевна. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]:учебник для вузов/Н. Г. Занько, В. М. Ретнев.-3-е изд., стереотип.-М.:Академия,2008.-287, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 9785769552014:188.00.-179.00.-206.91

12. Екимова, Ирина Анатольевна. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст]:конспект лекций для педагогических вузов/И. А. Екимова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2009.-170, [2] с. .-ISBN 9785894283456:52.64

13. Вандышев, Андрей Романович. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст]:учебное пособие для медицинских училищ и колледжей/А. Р. Вандышев.-М. [и др.]:МарТ,2006.-319 с.-(Медицинское образование) .-ISBN 5241000484X:123.00

14. Буралев, Юлий Васильевич. Безопасность жизнедеятельности на транспорте [Текст]:учебник для вузов/Ю. В. Буралев.-3-е изд., испр.-М.:Академия,2008.-287, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 9785769555671:209.00

15. Беляков, Геннадий Иванович. Безопасность жизнедеятельности на производстве. Охрана труда [Текст]:учебник для вузов/Г. И. Беляков.-СПб.:Лань,2006.-510, [1] с.:ил.-(Учебник для вузов. Специальная литература) .-ISBN 5811406886:414.00

16. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст]:учебное пособие для вузов/[Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец].-2-е изд., стереотип.-М.:Академия,2008.-297, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 978569548369:200.20

17. Ачкасов, Владимир Владимирович. Принципы безопасного поведения в условиях потенциальных опасностей повседневной жизни [Текст]:[монография]/В. В. Ачкасов ; ТГУ.- Томск: издательство Научно-технической информации,2006.-217 с.ил. .-Загл. на обложке : ...современной жизни.- ISBN 5895033040:50.00

18. Архипов, ВладимирАфанасьевич. Горение и взрывы. Опасность и анализ последствий [Текст]:учебное пособие для вузов/В. А. Архипов, Е. С. Синогина ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2008.-155 с.:ил. .-49.73

19. Сухов, Анатолий Николаевич. Социальная психология безопасности:Учебное пособие/А. Н. Сухов.-2-е изд., стереотип.-М.:Академия,2004.-249, [1] с.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 5769518324:168.00
20. Шлендер, Павер Эрнестович и др. Безопасновть жизнедеятельности:Учебное пособие для вузов/П. Э. Шлендер, В. М. Маслова, С. И. Подгаецкий.-М.:Вузовский учебник,2003.-206, [1] с. .-ISBN 5955800042:70.00.-54.00
21. Шереметьева, Ульяна Михайловна. Безопасный отдых и туризм [Текст]:учебное пособие для вузов/У. М. Шереметьева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2009.-203 с.:ил. .-ISBN 9785894283470:65.49

22. Семехин, Юрий Георгиевич. Безопасность жизнедеятельности для гуманитариев:Учебное пособие/Ю. Г. Семехин.-Ростов-на-Дону:Феникс,2003.-411 с.-(высшее образование) .-ISBN 5222038289:134.00
23. Русак, Олег Николаевич. Безопасность жизнедеятельности [Текст]:учебное пособие для вузов/О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько.-6-е изд., стереотип.-СПб.:Лань,2003.-447 с.:ил.-(Учебники для вузов. Специальная литература) .-ISBN 5811402848:180.00

24. Павлов, Андрей Николаевич. Безопасность жизнедеятельности и перспективы экоразвития [Текст]:учебное пособие для вузов/А. Н. Павлов, В. М. Кириллов.-М.:Гелиос АРВ,2002.-351. [1] с.:ил. .-ISBN 5854380501:170.00

25. Мастрюков, Борис Степанович. Безопасность в чрезвычайных ситуациях:Учебное пособие для вузов/Б. С. Мастрюков.-М.:Академия,2003.-331, [1] с.:ил.-(Высшее образование) .-ISBN 5769512946:200.00
26. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]:самоучитель/С. А. Легостин, Т. В. Каштанова ; МО РФ, ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2004.-15 с. .-4.84

27. Крючек, Николай Алексеевич. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст]:учебник для населения/Н. А. Крючек, В. Н. Латчук, С. К. Миронов ; под общ. ред. Г. Н. Кириллова.-М.:Издательство НЦ ЭНАС,2003.-259, [1] с.:ил. .-ISBN 5931960643:180.00
28. Гринин, Александр Семенович, Новиков, Виктор Николаевич. Безопасность жизнедеятельности:Учебние пособие/А. С. Гринин, В. Н. Новиков; Под ред. А. С. Гринина.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2003.-285,[2] с.:ил. .-ISBN 581830423X:180.00
29. Васильев, Петр Павлович. Безопасность жизнедеятельности:Экология и охрана труда: Количественная оценка и примеры: Учебное пособие для вузов/П. П. Васильев.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.-188 с.:табл. .-ISBN 5238005105:120.00
30. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях [Текст]:учебное пособие для вузов, училищ, колледжей/Н. В. Куликова, Н. А. Бернацкая, Э. О. Бернацкий, Ю. Г. Давыдова ; МО РФ, ТГПУ [и др.] ; [под ред. С. В. Низкодубовой].-Томск:Издательство ТГПУ,2001.-125 с. .-45.00.-46.00

31. Безопасность жизнедеятельности:Учебное пособие/Под ред. Л. А. Муравья.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ,2003.-431 с.:ил. .-ISBN 5238003528:179.00

32. Безопасность жизнедеятельности:Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам/[Авт.-сост. М. И. Басаков].-Ростов-на-Дону:Феникс,2003.-123 с.-(Зачет и экзамен) .-ISBN 5222036340:38.00

33. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов/[Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; Под ред. Э. А. Арустамова].-6-е изд., перераб. и доп.-М.:Дашков и К,2004.-492, [1] с.:ил. .-ISBN 5947981408:240.00
34. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда:Учебное пособие для вузов/[П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев, Н. И. Сердюк].-2-е изд., испр. и доп.-М.:Высшая школа,2002.-317, [1] с. .-ISBN 5060041573:90.74
35. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов/[Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; Под ред. Э. А. Арустамова].-5-е изд., перераб. и доп.-М.:Дашков и К´,2003.-493 с.:ил. .-ISBN 5947981408:145.00.-175.00
36. Алексеенко, Владимир Алексеевич, Алексеенко, Лилия Петровна. Биосфера и жизнедеятельность: Учебное пособие для вузов/В. А. Алексеенко, Л. П. Алексеенко.-М.:Логос,2002.-210, [1] с.:ил.-(Учебник XXI века) .-ISBN 5940100600:154.00.-145.00

37. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст]:учебное пособие для вузов/[Д. А. Кривошеин, Л. А. Муравей, Н. Н. Роева и др.] ; под ред. Л. А. Муравья.-М.:ЮНИТИ,2000.-447 с. .-ISBN 5238001398:84.92.-80.00

38. Хван, Татьяна Александровна. Безопасность жизнедеятельности [Текст]:учебное пособие/Т. А. Хван, П. А. Хван.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.-349 с.-(Учебники и учебные пособия) .-ISBN 522201424Х:65.40

39. Русак, Олег Николаевич и др. Безопасность жизнедеятельности:Учебное пособие для вузов/О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько.-3-е изд., испр. и доп.-СПб.:Лань,2000.-447 с.-(Учебники для вузов. Специальная литература) .-ISBN 5811402848:81.00

40. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях [Текст]:учебное пособие для педагогических вузов, училищ, колледжей/Н. В. Куликова, Н. А. Бернацкая, Э. О. Бернацкий, Ю. Г. Давыдова ; под ред. С. В. Низкодубовой.-Томск:издательство ТГПУ,2000.-137 с. .-20.00.-39.00
41. Безопасность жизнедеятельности [Текст]:учебник для вузов/[С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова.-3-е изд., испр. и доп.-М.:Высшая школа,2001.-485 с.:ил. .-ISBN 5060041719:87.00.-112.50
42. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов/[С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.]; Под ред. С. В. Белова.-М.:Высшая школа,1999.-447, [1] с.:ил. .-ISBN 5060036057:36.55.-40.80
43. Безопасность жизнедеятельности [Текст]:учебник для вузов/[С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Высшая школа,1999.-448 с. .-ISBN 5060036057:48.60.-36.55.-54.00.-87.00


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Комплекты плакатов, слайдов, цветных фотографий, постеров, видеофильмы, компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

Общие положения, концепции, определяющие отношение личности к окружающей среде и форму поведения, обеспечивающую максимальную устойчивость к воздействующим условиям среды обитания можно найти на сайте http://www.bezzhd.ru/

^ Обучающие сервисы: Оказание доврачебной помощи при чрезвычайных ситуациях, Правила поведения населения при чрезвычайных ситуациях, Правила поведения учащихся средней школы при чрезвычайных ситуациях

можно посетить по адресу: http://www.spas-extreme.ru/

Специалистами ООО "Премьер-УчФильм" разработан ряд современных электронных видео-пособий по основам безопасности жизнедеятельности. ООО "Премьер-УчФильм" несколько лет успешно сотрудничает с образовательными учреждениями Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности детей и подростков. Продукцию можно найти по адресу: http://www.uchfilm.com/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Природные опасности

1. Грозные силы природы (фильм).

2. Презентация темы

3. Анатомия землетрясения (фильм)

4. Тайна воды (фильм)

5.Тунгусское нашествие (фильм)

Ноутбук, динамики, экран

2.

Социальные опасности

1.Наркотики в России (фильм)

2.Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран

3.

Безопасность в быту

1.Сам себе МЧС (фильм)

2.Безопасность в быту (фильм)

3.Как защитить свой дом (фильм)

4.Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран

4.

ЧС техногенного характера

1.Чрезвычайные ситуации (фильм)

2.Атомные электростанции (фильм)

Ноутбук, динамики, экран

5.

Гражданская оборона

1. Гражданская оборона (фильм)

Ноутбук, динамики, экран


^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В целях эффективности освоения данного курса студентами необходимо проводить текущий и итоговый контроль знаний при помощи электронного тестирования, разработанного для студентов очного отделения. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов предполагает углубленное изучение предложенной литературы
7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

  1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом современной политической, экономической и производственной ситуациями в РФ, а также экологическими проблемами.

  2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

  3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов.

  4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (приборы радиационного и химического контроля, противогазы, аптечки индивидуальные, средства индивидуальной защиты кожи).

  5. Оппонирование студентами совместно с преподавателями самостоятельной работы в виде рефератов, докладов, эссе и контрольных работ.


7.2. Методические рекомендации для студентов.

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений наук и оформить ее на бумажных или электронных носителях.

4. Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.
^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе);


  1. Опасные и вредные факторы среды обитания человека. Меры защиты.

  2. Выживание человека в условиях автономного существования.

  3. Безопасность человека в криминогенных ситуациях.

  4. Опасные и вредные факторы современного жилья.

  5. Поведение человека в социально-политических экстремальных ситуациях.

  6. Права потребителей на качество товаров.

  7. Риск, понятие, виды.

  8. Пищевые добавки и их использование.

  9. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

  10. Опасные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

  11. Опасные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий.

  12. Основы пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении.

  13. Транспорт и его опасности.

  14. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

  15. Национальная и международная безопасность Российской Федерации.

  16. Гражданская оборона, подразделения и ее задачи. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

  17. Демографический кризис в России.

  18. Опасные и аварийные ситуации в быту.

  19. Опасные и аварийные ситуации на транспорте. Правила безопасного поведения.

  20. Опасен ли компьютер, мобильный телефон?

  21. Факторы опасности в помещении.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся;

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся;

8.2.1. Темы для внеаудиторной самостоятельной работы (контрольная работа, эссе, презентация, альбомы), в том числе индивидуальные домашние задания

  1. Опасности, понятие, виды, классификация.

  2. Чрезвычайные ситуации биологического характера. Возбудители инфекционных заболеваний, носители инфекции. Действия населения при пандемии, эпидемии.

  3. Чрезвычайные ситуации химического характера.

  4. Радиационная безопасность.

  5. Землетрясения.

  6. Извержение вулканов.

  7. ЧС в атмосфере.

  8. ЧС в гидросфере.

  9. Основные мероприятия гражданской обороны

  10. Индивидуальные и коллективные средства защиты.

  11. Риск, его виды и характеристика.

  12. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям.

  13. Влияние стресса на результаты труда, на здоровье человека.

  14. Особые психические состояния.

  15. Оползни, механизмы, глубина залегания, мощности.

  16. Социальные опасности криминогенного происхождения.

  17. Космические опасности. Солнечная радиация. Действие ультрафиолетового излучения на организм человека.

  18. Растения и животные, которые представляют потенциальную опасность для человека.

  19. Правила безопасного поведения в общественном, легковом, железнодорожном и авиатранспорте. Действия человека при транспортной катастрофе.

  20. Источники экологических опасностей: тяжелые металлы, пестициды, диоксины, фреоны.

  21. Загрязнение атмосферы, почвы, воды.

  22. Права потребителя на качество товаров, на информацию об изготовителях и о товаре.

  23. Безопасность в быту.

  24. Природные пожары.

  25. Пожары в быту, причины, действия человека.

  26. Национальная безопасность РФ.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

1. Космические опасности.

2. ЧС антропогенного происхождения.

3. Землетрясения

4. Оползни.

5. Социальные опасности, связанные с употреблением вредных веществ.

6. Социальные опасности, связанные с насилием.

7. Терроризм, история. Террористические акты.

8. Суициды.

9.ЧС в атмосфере

10. Биологические ЧС.

11. Экономическая безопасность.

12. Пищевые добавки.

13. Концепция национальной безопасности.

14. Химические аварии и катастрофы.

15. Аварии и катастрофы на транспорте.

16. Аварии АЭС.

17. ЧС в гидросфере.

18. ГО и ее задачи.

19. Человек как элемент системы «человек-среда».

20. Опасные и вредные факторы современного жилья.
8.4. Примеры тестов
Вариант 1

1. В ненастную, сырую погоду Вы едете в троллейбусе. В результате порыва ветра произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как Вы будете покидать троллейбус?

а) через окно; б) через двери по ступенькам; в); через дверь только прыжком.
^ 2. При аварийной посадке самолета надо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.
^ 3. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы Вас обнаружили;

б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие Вас обнаружить;

в) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы.
^ 4. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки.
^ 5. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;

б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
^ 6. Аммиак - это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.
^ 7. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность Ваших действий будет следующей:

а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.
^ 8. Радиоактивные вещества:

а) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте;

б) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества;

в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника.
^ 9. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

б) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;

в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.


^ 10. Противорадиационное укрытие защищает от:

а) ударной волны;

б) сильнодействующих ядовитых веществ;

в) радиоактивного заражения.


11. При поступлении АХОВ в организм человека через рот, прежде всего, необходимо:

а) промыть желудок;

б) прополоскать рот водой;

в) очистить кишечник;

г) ввести абсорбенты.

^ 12. Чрезвычайная ситуация – это

а) катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия;

б) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия при которой происходит угроза жизни, чести или достоинства человека;

в) это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Вариант 2

^ 1. Нужно покидать здание (квартиру) после взрыва:

а) в любом случае;

б) если существует угроза обрушения конструкции здания;

в) если не разрушена лестничная клетка.
^ 2. Пожар – это

а) уничтожение огнем любых окружающих человека объектов;

б) это горение, которое не контролируется и может привести к массовому поражению и гибели людей, а также к нанесению экологического, материального и другого вреда;

в) химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.

^ 3. В вагоне метрополитена кроме Вас находится только спящий пассажир. Вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Ваши действия:

а) открыть коробку и посмотреть, что там, а затем сообщить машинисту;

б) выкинуть коробку в окно и сообщить об этом машинисту;

в) сообщить машинисту, разбудить пассажира, удалиться в другой конец вагона и укрыться за сиденьями.

  1. ^ Вы вынуждены покинуть тонущее в море судно. Ваши действия:

а) выяснить у капитана причину происшедшего, надеть спасательный жилет, прыгнуть за борт и плыть к ближайшей лодке;

б) спуститься в свою каюту, одеться и ждать прихода аварийной команды корабля;

в) одеться, обуться, положить деньги и документы в полиэтиленовый пакет и убрать его в карман, не паниковать, надеть спасательный жилет, выполнять все указания экипажа корабля, спуститься в спасательный плот.

  1. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой) по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод - это:

а) подтопление;

б) затопление;

в) затор;

г) зажор.

^ 6. Взрыв всегда сопровождается:

а) большим количеством выделяемой энергии;

б) резким повышением температуры;

в) незначительным дробящим действием.

^ 7. К поражающим факторам пожара относятся:

а) открытый огонь, токсичные продукты горения;

б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;

в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

г) образование облика зараженного воздуха.


  1. При аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства защиты, убежище и возможность выхода из зоны аварии, последовательность Ваших действий будет следующей:

а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать жилище;

б) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные двери завесить плотной тканью и загерметизировать жилище;

в) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату и подавать сигналы о помощи.

  1. При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм человека в результате:

а) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

б) потребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

в) прохождения радиоактивного облака через одежду и кожные покровы.

  1. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, Вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия Вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность:

а) перед входом в дом снять одежду и вытряхнуть из нее пыль, войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф, вымыть руки и лицо;

б) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога, принять душ с мылом;

в) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, предварительно вытряхнув из нее пыль, обувь ополоснуть в специальной емкости с водой и поставить в плотно закрывающийся шкаф, воду из емкости вылить в канализацию, войдя в помещение, вымыть руки и лицо.

  1. ^ Нужно покидать здание (квартиру) после взрыва:

а) в любом случае;

б) если существует угроза обрушения конструкции здания;

в) если не разрушена лестничная клетка.

^ 12. Личность безопасного типа – это…

а) человек постоянно контролирующий обстановку вокруг своей личности, оберегающий свою личность от посторонней агрессии и вмешательство в его личную жизнь;

б) человек, постоянно беспокоящийся за свою жизнь, уклоняющийся в сторону от ссор, конфликтов, чрезвычайных ситуаций;

в) человек, осознающий самого себя, уважающий самого себя и окружающих, стремящийся жить в согласии с самим собой и окружающей природой.

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету);


  1. Предмет и задачи дисциплины. Объекты и виды безопасности. Основные понятия безопасности жизнедеятельности.

  2. Опасности, понятие, виды, классификация.

  3. Основные положения и принципы безопасности жизнедеятельности.

  4. Национальная безопасность России. Основные функции системы безопасности. Международная безопасность Российской Федерации.

  5. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность.

  6. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

  7. Экстремальные и чрезвычайные ситуации, понятие и классификация.

  8. Техногенные чрезвычайные ситуации. Действия населения по защите.

  9. Чрезвычайные ситуации химического характера. Химические аварии и катастрофы. Токсичность, плотность, растворимость сильнодействующих ядовитых веществ.

  10. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясение, наводнение. Действия населения.

  11. Чрезвычайные ситуации биологического характера. Возбудители инфекционных заболеваний, носители инфекции. Действия населения.

  12. Эпидемии, эпидемический очаг. Антропонозы и зоонозы. Экстренная профилактика эпидемий. Дезинфекционные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф.

  13. Гражданская оборона и ее задачи. Основные мероприятия гражданской обороны, проводимые в мирное время.

  14. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

  15. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление риском.

  16. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям.

  17. Человек как элемент системы «человек-среда».

  18. Стресс, понятие. Психическое напряжение в трудовой деятельности. Влияние стресса на результаты труда, на здоровье человека.

  19. Особые психические состояния: аффективное состояние, конфликт, срыв, тревога, страх, испуг, паника.

  20. Нервно-психические расстройства, неврозы.

  21. Социальные опасности, классификация, причины.

  22. Виды социальных опасностей: шантаж, мошенничество, бандитизм, изнасилование, заложничество, террор.

  23. Виды террористических актов. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.

  24. Наркомания, алкоголизм, курение как виды социальной опасности. Защита от социальных опасностей.

  25. Природные опасности: землетрясения. Антисейсмические мероприятия.

  26. Природные опасности: сели, снежные лавины, холод. Профилактические мероприятия.

  27. Оползни, механизмы, глубина залегания, мощности.

  28. Наводнения, затор, зажор. Паводок, половодье. Защита населения в условиях наводнения.

  29. Атмосферные опасности: туманы, гололед, молнии, ураганы, бури, град, метели, ливни и др. Электрические явления в атмосфере. Защита от молний.

  30. Космические опасности. Солнечная радиация. Действие ультрафиолетового излучения на организм человека.

  31. Поражения ионизирующей радиацией. Общие понятия о действии ионизирующих излучений на человека. Биологическое действие ионизирующих излучений. Профилактика радиоактивных поражений.

  32. Биологические опасности. Понятие о микроорганизмах. Патогенные микроорганизмы: бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие.

  33. Бактериальные заболевания: чума, туберкулез, холера, проказа, дизентерия, менингит и их профилактика.

  34. Вирусные заболевания: оспа, бешенство, грипп, энцефалит, корь, паротит, гепатит. Средства защиты.

  35. Растения и животные, которые представляют потенциальную опасность для человека.

  36. Правила безопасного поведения в общественном, легковом, железнодорожном и авиатранспорте. Действия человека при транспортной катастрофе.

  37. Источники экологических опасностей: тяжелые металлы, пестициды, диоксины, фреоны.

  38. Загрязнение атмосферы, почвы, воды.

  39. Экология жилища. Опасные и вредные факторы современного жилья. Правила безопасности при пользовании электроприборами, газовыми плитами, средствами бытовой химии.

  40. Права потребителя на качество товаров, на информацию об изготовителях и о товаре.



8.7. Формы контроля самостоятельной работы.
Плановые консультации, творческие контакты, зачет

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Квалификация специалиста: 050102.65 Биология, 0540401.65 История, 050301.65 Русский язык и литература, 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм, 080507.65 Менеджмент организации, 050402.65 Юриспруденция, 050602.65Изобразительное искусство, 050601.65 Музыкальное образование, 050201.65 Математика, 050202.65 Информатика.

^ I. Цели и задачи дисциплины.

Приобрести знания о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях и при различных происшествиях, приёмах выживания в случае автономного существования, о практике защиты человека от опасных и вредных факторов внешней среды, об организации антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Все это необходимо для организации эффективной учебно-воспитательной деятельности, для принятия правильного решения в экстремальной ситуации и обеспечения действий педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

^ Задачи курса:


  • привитие основополагающих знаний и умений распознавать и

оценивать внутренние и внешние опасности;

  • формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, формирование личности безопасного типа;

  • определять способы надёжной защиты от опасностей, уметь оказывать само – и взаимопомощь;


^ 2.Требования к уровню освоения дисциплины.


  1. Умение предвидеть, распознавать и оценивать опасности;

  2. Ознакомление со средствами индивидуальной и коллективной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

  3. Формирование сознательного отношения к собственному здоровью;
    Дисциплина изучается на основе знаний, полученных после освоения курсов «Возрастная анатомия и физиология» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».



^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72

7

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

36

36

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

зачет





следующая страница >>