velikol.ru
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Б.3.В.12 историЯ зарубежной литературы

(часть 1)


Трудоемкость (в зачетных единицах): 3

Направление подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование
Профиль подготовки: Русский язык
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

^ 1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Целью изучения начальных курсов истории зарубежной литературы является усвоение студентами зависимости развития литературы в период от античности до ХVIII в. от тех процессов, которые происходят в это время в общественно-политической и культурной жизни Греции и Рима, а также стран Западной Европы, их художественного своеобразия. Имея ясное представление об изучаемых эпохах, студенты должны четко представлять особенности литературной жизни в каждый из названных периодов, господство в них тех или иных литературных направлений. Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, ХVII–ХVIII вв. состоит также в понимании их огромного влияния на все последующее развитие духовной жизни общества, его культуры и литературы, в том числе и русской литературы.
^ 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «История зарубежной литературы. Ч.1» входит в овариативную часть профессионального цикла ООП.

Модуль «История зарубежной литературы. Ч.1» хронологически начинает цикл курсов по истории зарубежной литературы, читаемых студентам на бакалавриате. Изучение данной дисциплины будет способствовать освоению следующих модулей, читаемых бакалаврам в последующих семестрах: «История зарубежной литературы. Ч.2».

^ 3. Требования к уровню освоения программы.



  1. Общекультурные компетенции (ОК):

– владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).

2. Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные:

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК–2).
По видам деятельности с учётом профиля подготовки:

^ В области педагогической деятельности:

– способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК–1);

- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

^ В области культурно-просветительской деятельности:

– способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК–9);

^ Специальные компетенции (СК):

– способность интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1)

- готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры с учётом основных методологических направлений (СК–2);

– готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры с учётом основных методологических направлений (СК–3);

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

- исторические условия развития литературы, ее периодизацию;

– философский, историко-культурный, социально-политический контекст, опосредовавший специфику литературы изучаемого периода;

– своеобразие художественных стилей, течений, художественных методов, сформированных в изучаемый период.

- место и значение творчества писателя не только в истории литературы данной эпохи, но и в истории мировой литературы, его влияние на русскую литературу

Уметь:

– связать литературу с историей, объяснить особенности литературы страны c особенностями ее общественно-политического развития;

– рассматривать литературный процесс в культурно-историческом контексте изучаемых эпох;

– проанализировать литературное произведение с учетом литературного направления, к которому оно принадлежит, а также его жанровой специфики;

- устанавливать межлитературные связи, особенно с русской литературой, при характеристике национальной специфики изучаемых литератур

- анализировать произведение в соотношении традиционных и новых жанрово-родовых черт, поэтику автора с учетом её художественной специфики.

Владеть:

–. владеть сравнительно-историческим методом изучения литературы.


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) __3_____ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1







Аудиторные занятия

38

38







Лекции

19

19







Практические занятия

19

19







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ (интерактив)

10

10







Другие виды работ













Самостоятельная работа

70

70







Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля













Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачёт

Зачет









^ 5. Содержание учебной дисциплины (модуля).
5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

Интерактив.

самостоятельные

1.

Введение в курс античной литературы.


2










2.

Древнегреческая литература.

4







10

3.

Литература Древнего Рима


2

2

1

10

4.

Западноевропейская литература средних веков

2

2

1

9

5.

Итальянская литература средних веков и творчество Данте.

2

4

2

9

6.

Литература эпохи Возрождения.

2

5

2

10

7.


XVII век в мировом литературном процессе.

2

2

2

12




Общая характеристика западноевропейской литературы XVIII века. Просвещение.

3

4

2

10


5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Тронский, И. М. История античной литературы.: Учеб. для филол. спец. вузов / И. М. Тронский. - 8-е изд., дораб. – М.: Издательство: Книжный дом "Либроком", 2010. - 464 с.

  2. Найдыш, В. М. Мифология: учебное пособие / В. М. Найдыш. –М.: КНОРУС,2010. – 431 с.

  3. Гринбаум, Н. С. Взгляд в античность / Н. С. Гринбаум ; [предисл. Н. Н. Казанского] ; РАН, Институт лингвистических исследований. Спб.: НесторИстория, 2010. - 376 с.

  4. История литературы Италии. Возрождение. Чинквеченто/Институт мировой литературы РАН ; редкол. : М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.].-М.:ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, Н. 2. Чинквеченто / [отв. Ред. М. Л. Андреев ; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.].-2010.-719 с.:

  5. Малышева, Л. Г. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков. Русско-немецкие литературные связи:учебное пособие для студентов филологических факультетов/Л. Г. Малышева ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:Издательство ТГПУ,2010.-151 с.

  6. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения/ под ред. Алташиной, В.Д., Лукьянец, И.В., Полубояринова, Л.Н., Чамеев, А.А. М.:Academia,2010. -673 с.



6.2. Дополнительная литература

  1. Лосев, А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под ред. А. А. Тахо-Годи. - 5-е изд., дораб. - М. : ЧеРо, 1997. - 543 с.

  2. Алексеев, М. П. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение : Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов ; Авт. предисл. Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин. - М. : Высшая школа, 1987. - 414 с.

  3. Античный роман / отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - М. : Наука, 1969. - 405 с.

  4. Аникст, А. А. Творчество Шекспира / А. А. Аникст. - М. : Гослитиздат, 1963. - 615 с.

  5. Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет» : Литературный комментарий / А. А. Аникст. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.

  6. Аникст, А. А. Творческий путь Гете / А. А. Аникст. - М. : Худож. лит., 1986. - 543 с.

  7. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1990. - 543 с.

  8. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм / Л.М. Брагина. - М. : МГУ, 2002. - 384 с.

  9. Виппер, Ю. Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы / Ю. Б. Виппер. — М. : Наука, 1976. — 432 с.

  10. Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода / И. Ф. Волков. - М. : МГУ, 1970. - 264 с.

  11. Грандель, Ф. Бомарше / Ф. Грандель. - М. : Книга, 1985. - 398 с.

  12. Гусманов, И. Г. Греческая мифология. Боги : учебное пособие / И. Г. Гусманов. - М. : Флинта; Наука, 1998. - 328 с.

  13. Гусманов, И. Г. Аристофан и Менандр / И. Г. Гусманов. - Орел, 1998. - 220 с.

  14. Дератани, Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе для высш. учеб. заведений : в 2 т. / Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева . - М. : Просвещение, 1965. – Т. 1-2.

  15. Зарубежная литература средних веков : хрестоматия : учеб. пособие для вузов по специальности 032900- рус. яз. и лит. / Сост. Б. И. Пуришев. - М. : Высшая школа, 2004. - 816 с.

  16. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения : хрестоматия : учеб. пособие для вузов по специальности 032900- рус. яз. и лит. / Сост. Б. И. Пуришев. - изд-е 2. - М. : Просвещение, 1976. - 638 с.

  17. Западноевропейская литература XVII века : хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология" / Сост. Б. И. Пуришев; Изд. подгот. В. А.Луковым. - М. : Высшая школа, 2002. - 684 с.

  18. Зарубежная литература XVII-XVIII вв. : хрестоматия / Сост. С. Д. Артамонов. - М. : Просвещение, 1982. - 608 с.

  19. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. - М. : Наука, 1966. - 472 с.

  20. Кадышев, В. С. Расин / В. С. Кадышев. - М. : Наука, 1990. - 272 с.

  21. Конради, К. О. Гёте. Жизнь и творчество : в 2-х т. / К. О. Конради. - М. : Радуга, 1987. - Т. 1-2.

  22. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1982. - 623 с.

  23. Либинзон, З. Е. Фридрих Шиллер / З. Е. Либинзон. - М. : Просвещение, 1990. - 175 с.

  24. Литературные манифесты западноевропейских классицистов / под ред. Н. П. Козловой. - М. : Изд-во Московского университета, 1980. - 624 с.

  25. Маркиш, С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С. П. Маркиш. - М. : Художественная литература, 1971. - 223 с.

  26. Маршова, Н. М. Ричард Бринсли Шеридан / Н. М. Маршова.- Л.; М. : Искусство, I960. - 122 с.

  27. Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники / Е. М. Мелетинский. - М. : Вост. лит., 2004. - 462 с.

  28. Михайлов, А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе / А. Д. Михайлов . - 2-е изд. - М. : КомКнига, 2006. - 352 с.

  29. Муравьев В. С. Джонатан Свифт / В. С. Муравьев. - М. : Просвещение, 1968. - 304 с.

  30. Пинский, Л. Е. Шекспир: Основные начала его драматургии / Л. Е. Пинский. - М. : Художественная литература, 1971. - 606 с.

  31. Хлодовский, Р. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма / Р. И. Хлодовский; Ред. А. Д. Михайлов; АН СССР. - М. : Наука, 1974. - 176 с.

  32. Хлодовский, Р. И. Декамерон: Поэтика и стиль / Р. И. Хлодовский. - М. : Наука, 1982. - 352 с.

  33. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII в. : в 2-х т. / Сост. Б. И. Пуришев, Ю. И. Бажор; под ред. Б. И. Пуришева - М. : Просвещение, 1970-1973. - Т. 1-2.

  34. Ярхо, В. Н. Античная драма. Технология мастерства / В. Н. Ярхо. - М. : Высшая школа, 1990. - 144 с.



6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:
      1. ^

        Бузескул В.П. Введение в историю Греции// http://www.sno.pro1.ru/lib/buzeskul_vvedeine_v_istoriju_grezii/index.htm

      2. Андреев Ю.В. Гомеровское общество //http://www.sno.pro1.ru/lib/andreev_gomerovskoe_obshestvo/index.htm

      3. ^

        Белох К.Ю. Греческая история // http://www.sno.pro1.ru/lib/beloh/index.htm

      4. Вуд М. Троя: В поисках Троянской войны // http://www.sno.pro1.ru/lib/vud/index.htm

      5. Игорь Евгеньевич Суриков. Античная Греция //http://www.sno.pro1.ru/lib/surikov_politiki_v_kontekste_epokhi/index.htm

      6. ^

        Левек П. Эллинистический мир //http://www.sno.pro1.ru/lib/levec/index.htm

      7. Шахермайр Ф. Александр Македонский (Сокр. пер. с немецкого М.Н. Ботвинника и Б. Функа) //http://www.sno.pro1.ru/lib/schach/index.htm

      8. ^

        Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян http://www.sno.pro1.ru/lib/giro/index.htm



6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

:

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов




Древнегреческая литература.




Греция. Семь чудес Др. Греции.

Древняя Греция 2000-500 гг.до н.э.





Древнегреческая мифология.





Легенды и мифы Др. Греции.





Архаический период. Поэмы Гомера.





Исторические личности Древней Греции и Рима. Гомер.





Классический период древнегреческой литературы




Всемирная история. Древняя Греция.


^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Освоение курса «История зарубежной литературы. Ч.1» предполагает следующие формы деятельности преподавателя: лекции, рецензирования студентами работ друг друга, дискуссии по определенным темам, практические и консультационные занятия, письменные или устные домашние задания, проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов, проверка рефератов.
7.2. Методические рекомендации для студентов.

Наряду с лекционным способом подачи материала предполагается деятельность студентов в формах чтения программных художественных текстов и учебно-справочной литературы, конспектирования теоретических источников, подготовки к практическим занятиям, заучивания наизусть стихотворений.
^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Тематика рефератов:

  1. Античная мифология: к проблеме мифологического сознания.

  2. Истоки и генезис древнегреческой трагедии.

  3. Мистериальные корни древнегреческой трагедии.

  4. Фольклорные традиции в древнеаттической комедии.

  5. Генезис и жанровая природа античного романа.

  6. Отражение политических взглядов У. Шекспира в исторической хронике “Ричард III”.

  7. Приемы создания комического эффекта в комедии У. Шекспира “Укрощение строптивой”.

  8. Тема власти природы над человеческим сердцем в комедиях Шекспира.

  9. Клоуны и шуты в пьесах Шекспира.

  10. Жанровое своеобразие трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.

  11. Своеобразие трагического в “Гамлете” Шекспира.

  12. Духовная драма Гамлета в трагедии Шекспира “Гамлет”.

  13. Образ Гамлета в одноименной трагедии Шекспира.

  14. Драматургическое мастрество Шекспира в трагедии “Гамлет”.

  15. Трагедия Шекспира “Гамлет” в оценке В.Г. Белинского и И.С. Тургенева.

  16. Своеобразие конфликта в трагедии Шекспира “Отелло”.

  17. Венецианское общество в трагедии Шекспира “Отелло”.

  18. Образ “макиавеллиста” Яго в трагедии Шекспира “Отелло”.

  19. Трагедия Шекспира “Король Лир” в трактовке Н.А. Добролюбова.

  20. Социальный смысл трагедии Лира в драме Шекспира “Король Лир”.

  21. Система образов в трагедии Шекспира “Король Лир”.

  22. Своеобразие конфликта в трагедии Шекспира “Макбет”.

  23. Сверхъестественные и потусторонние силы в трагедиях Шекспира.

  24. Своеобразие сюжетов в поздних пьесах Шекспира.

  25. Жанровое своеобразие поздних пьес Шекспира.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:

  1. Историческое значение античной литературы.

  2. Древнегреческая мифология, этапы ее развития.

  3. Историческая и мифологическая основа эпоса Гомера. Гомеровский вопрос.

  4. Эпос как род литературы. Особенности эпического стиля Гомера.

  5. Греческая лирика.

  6. Происхождение греческой трагедии, ее жанровая специфика.

  7. Эволюция творчества Эсхила, его роль в развитии жанра древнегреческой трагедии.

  8. Жанр трагедии в творчестве Софокла. Трагедия «Эдип-царь».

  9. Своеобразие трагедий Еврипида, его новаторство в жанре трагедии. Трагедия «Медея».

  10. Происхождение древнегреческой комедии, ее жанровая специфика.

  11. Комедийное мастерство Аристофана в комедии «Лягушки».

  12. Греческая литература эпохи эллинизма, основные тенденции ее развития.

  13. Становление римской литературы, ее периодизация.

  14. Источники ранней римской комедии, ее жанровая специфика.

  15. Римская литература «века Августа», основные тенденции ее развития.

  16. Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».

  17. От античности к средним векам. Особенности культуры и литературы переходного периода.

  18. Основные источники развития литературы средних веков, ее периодизация.

  19. Жанровое своеобразие героического эпоса феодальной поры.

  20. Рыцарская литература средних веков, ее своеобразие.

  21. Городская литература средних веков, ее основные жанры.

  22. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой литературы и пролог к литературе нового времени.

  23. Исторические и культурные предпосылки развития литературы эпохи Возрождения, ее периодизация.

  24. Основные направления в литературе эпохи Возрождения.

  25. Возрождение в Италии, его основные этапы.

  26. Ф. Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма. Значение лирики Петрарки в развитии европейской ренессансной поэзии.

  27. Возрождение во Франции, его периодизация.

  28. Гуманистические идеалы Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  29. М.М. Бахтин о художественном методе романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  30. Возрождение в Испании. Особенности испанской литературы эпохи Возрождения.

  31. Значение романа Сервантеса «Дон Кихот» в истории мировой литературы.

  32. Возрождение в Англии. Развитие английской литературы в эпоху Возрождения. Драматурги – предшественники Шекспира.

  33. Периодизация творчества Шекспира. Проблема художественного метода его драматургии.

  34. Сонеты Шекспира, их место в литературе эпохи Возрождения.

  35. Жанр трагедии в творчестве Шекспира. Анализ трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир»,

  36. Основные направления в западноевропейской литературе XVII в.

  37. Классицизм как ведущее направление во французской литературе XVII века.

  38. Жанр трагедии в творчестве Корнеля и Расина.

  39. Творческий путьЖ.-Б. Мольера. Становление его эстетических взглядов.

  40. «Высокие» комедии Мольера: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».

  41. Основные напрвления в западноевропейской литературе XVIII века, их связь с идеологией Просвещения.

  42. Просвещение в Англии, его периодизация.

  43. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо», его место в истории мировой литературы.

  44. Сентиментализм в Англии, основные направления его развития. Новаторство Л. Стерна в романе «Сентиментальное путешествие».

  45. Своеобразие Просвещения во Франции, этапы его развития.

  46. Своеобразие Просвещения в Германии, его периодизация.

  47. «Эмиллия Галотти» Лессинга как первая немецкая национальная трагедия. Достоинства и слабости Лессинга в драме.

  48. Творческий путь Ф. Шиллера. Эволюция его мировоззрения и эстетических взглядов.

  49. Воплощение эстетических принципов «Бури и натиска» в драмах Шиллера «Разбойники» и «Коварство и любовь».

  50. Личность И.В. Гете. Этапы его творческого пути.

  51. Творчество Гете периода «Бури и натиска». Лирика и роман «Страдания юного Вертера».

  52. Замысел и проблематика трагедии Гете «Фауст». Путь исканий Фауста.

  53. Фауст и Мефистофель в трагедии Гете «Фауст».

  54. Проблема художественного метода трагедии Гете «Фауст».


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз:

    1. Античная мифология: к проблеме мифологического сознания

    2. Мифология Древней Греции.

    3. Мифология Древнего Рима.

    4. Истоки и генезис древнегреческой трагедии.

    5. Фольклорные традиции в древнеаттической комедии.

    6. Генезис и жанровая природа античного романа.

    7. Античные образы и мотивы в лирике Пушкина.

    8. Античные традиции в творчестве Гоголя.

    9. Античность в творчестве Жуковского

    10. Христианство. Первые века.

    11. Древнегреческий театр.

    12. Римская культура эпохи Августа. «Золотой век».

    13. Рыцарская культура и литература.

    14. Культура Ренессанса.

    15. Театр Шекспира. Трагедии и комедии Шекспира.

    16. «Фауст» Гете: философия добра и зла.


8.4. Примеры тестов (в приложении):

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету):

  1. Древнегреческая мифология, этапы ее развития.

  2. Античная культура. Значение античной культуры и литературы в европейской культуре

  3. Историческая и мифологическая основа эпоса Гомера. Гомеровский вопрос.

  4. Эпос как род литературы. Особенности эпического стиля Гомера.

  5. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Основные образы, сюжет и композиция.

  6. Происхождение древнегреческой драмы. Происхождение греческой трагедии, ее жанровая специфика.

  7. Творчество Эсхила. Идейно-художественное своеобразие трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

  8. Творчество Софокла. Поэтика и проблематика трагедии Софокла «Эдип-царь».

  9. Новаторство в трагедийном жанре Еврипида. Анализ трагедии «Медея».

  10. Происхождение древнегреческой комедии. Древнегреческая комедия, ее жанровая специфика

  11. Природа комического у Аристофана. Комедии «Облака» и «Лягушки».

  12. Греческая культура и литература эпохи эллинизма, ее своеобразие.

  13. Особенности римской культуры и литературы. Периодизация.

  14. Своеобразие римской мифологии.

  15. Источники ранней римской комедии, ее жанровая специфика.

  16. Римская культура и литература эпохи Августа, основные тенденции ее развития.

  17. Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».

  18. Римская культура и литература эпохи средиземноморской империи, основные направления в ее развитии.

  19. Культура и литература средних веков, ее периодизация.

  20. Жанр средневековой баллады.

  21. Жанровое своеобразие героического эпоса феодальной поры.

  22. Идейно-художественное своеобразие французского героического эпоса. «Песнь о Роланде».

  23. Идейно-художественное своеобразие испанского эпоса. «Песнь о моем Сиде».

  24. Идейно-художественное своеобразие немецкого героического эпоса. «Песнь о Нибелунгах».

  25. Средневековая клерикальная литература.«Исповедь» Августина Блаженного.

  26. Лирика трубадуров, ее место в истории европейской поэзии.

  27. Жанровое своеобразие французского рыцарского романа, его основные циклы. Роман о Тристане и Изольде, его особое место в рыцарской литературе.

  28. Городская литература средних веков, ее своеобразие. Основные жанры городской литературы.

  29. Возрождение в Италии. Общая характеристика.

  30. Творчество Данте. Замысел и композиция поэмы Данте «Божественная комедия», ее жанровое своеобразие.

  31. Культура эпохи Возрождения. Общая характеристика.

  32. Основные направления в литературе эпохи Возрождения.

  33. Возрождение в Италии, его основные этапы.

  34. Ф. Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма. Значение лирики Петрарки для европейской ренессансной поэзии.

  35. Возрождение в Германии. Основные направления в литературе немецкого Возрождения.

  36. Возрождение во Франции, его основные этапы.

  37. Гуманистические идеалы Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  38. М.М. Бахтин о художественном методе романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  39. Возрождение в Испании. Особенности испанской культуры и литературы эпохи Возрождения.

  40. «Дон Кихот» как основа европейского романа. Основные художественные образы в романе «Дон Кихот».

  41. Возрождение в Англии. Развитие английской культуры и литературы в эпоху Возрождения.

  42. Периодизация творчества Шекспира. Проблема художественного метода его драматургии.

  43. Сонеты Шекспира.

  44. Жанр исторической хроники в творчестве У. Шекспира. Жанровое своеобразие комедий Шекспира.

  45. Жанр трагедии в творчестве Шекспира. Анализ трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир».

  46. Основные направления в западноевропейской культуре и литературе XVII в.

  47. Классицизм как направление в культуре и литературе XVII в. Классицизм во французской литературе XVII века.

  48. Французский классицистический театр. Трагедии Корнеля и Расина.

  49. Жизненный и творческий путь Ж.Б. Мольера.

  50. «Высокие» комедии Мольера: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».

  51. Общая характеристика немецкой культуры и литературы XVII в. Творчетсво А. Грифиуса и Гриммельсгаузена.

  52. Английская культура и литература XVII века, основные тенденции ее развития. Творчество Д. Мильтона.

  53. Основные направления в западноевропейской культуре и литературе XVIII века..

  54. Просвещение в Англии, его периодизация.

  55. Английский роман. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо».

  56. Жанр и композиция романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера», его сатирическая направленность.

  57. Идеология эпохи Просвещения. Особенности просветительского реализма Своеобразие Просвещения во Франции, этапы его развития.

  58. Философия и эстетика Вольтера и Дидро. Жанр философской повести в их творчестве.

  59. Философские взгляды и эстетика Ж.Ж. Руссо. Сентиментальный роман Ж.Ж. Руссо «Новая Элоиза».

  60. Своеобразие Просвещения в Германии, его периодизация.

  61. Г.Э. Лессинг как теоретик искусства. Трактат «Лаокоон».

  62. Лессинг - драматург. Жанровое своеобразие трагедии «Эмиллия Галотти».

  63. Творческий путь Ф. Шиллера. Эстетические взгляды Шиллера.

  64. Драматургия Шиллера. Художественные особенности драмы «Разбойники» и «Коварство и любовь».

  65. Жизненный и творческий путь Гете. Роман «Страдания юного Вертера».

  66. Замысел и проблематика трагедии Гете «Фауст». Путь исканий Фауста.


8.6. Темы для написания курсовой работы (представляются на выбор обучающегося, если предусмотрено рабочим планом);

8.7. Формы контроля самостоятельной работы.


  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.




  1. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 – Педагогическое образование (профили Русский язык и литература; История и литература).

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

К.ф.н., доцент кафедры литературы _______________________ Макаренко Е.К.

Приложение № 1

Список художественных текстов по курсу

«История зарубежной литературы. Ч.1»
Мифы Древней Греции

Гомер. Илиада. Одиссея

Эсхил. Прометей прикованный

Софокл. Царь Эдип

Еврипид. Медея

Аристофан. Облака

Вергилий. Энеида

Средневековый эпос: «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»

Данте А. Божественная комедия

Петрарка Ф. Лирика

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль

Сервантес М. Дон Кихот

Шекспир В. Сонеты. Король Лир. Гамлет. Ромео и Джульетта.

Корнель. Сид

Расин. Федра

Мольер Ж-Б. Тартюф

Д. Дефо. Робинзон Крузо

Лессинг. Эмилия Галотти

Шиллер. Разбойники

Гете И. Страдания юного Вертера. Фауст
Материалы к текущей и промежуточной аттестации.
Примеры тестовых заданий:

  1. Где зародился Ренессанс?

1. Англия 2.Испания 3. Италия.


  1. В чем заключается философско-общественная идея гуманизма?




  1. Драмы Шескпира и романы Сервантеса относятся к:


1. Раннему Возрождению 2. Высокому Возрождению 3. Позднему Возрождению



  1. Какому писателю принадлежит заслуга в разработке жанра новеллы:

1.Боккаччо 2. Петрарка 3.Сервантес


  1. На какие 2 части делится «Книга песен» Петрарки?




  1. Выберите нужное.

Что характерно для жанра романа:

1.герои романа – боги и герои, / герой романа – обыкновенный человек,
2.действие романа происходит в современном мире / действие романа обращено / в далекое легендарное прошлое,
3. в романе важен автор и его позиция / роман отражает безличность родового сознания
7. Дайте название произведения, явившееся пародией на рыцарский роман.

1. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

2. Боккаччо «Декамерон»

3. «Африка» Петрарка

8. Какие произошли изменения в мировоззрении Шескпира во втором периоде его творчества?

9. Кому посвящены сонеты Шекспира: 1.Смуглой Даме

2.Белокурому Другу 3. Таинственной Незнакомке.

10. Назовите героев трагедий Шескпира, которые впали в безумие или притворялись безумными, «дураками»?

11. «Гамлетизм» -это:

1.душевный разлад, 2.чувство мести 3.притворство.

12. Назовите автора произведения, из которого представлен отрывок:

Уж если ты разлюбишь - так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!


  1. сонет Шекспира 2. сонет Петрарка 3. сонет Боккаччо


13. Назовите автора и название произведения, из которого представлен отрывок:

«Начинается книга, … , прозываемая Принц Галеотто, в коей содержится сто повестей, рассказанных на протяжении десяти дней семью дамами и тремя молодыми людьми.

Соболезновать страждущим — черта истинно человеческая, и хотя это должно быть свойственно каждому из нас, однако ж в первую очередь мы вправе требовать участия от тех, кто сам его чаял и в ком-либо его находил. Я как раз принадлежу к числу людей, испытывающих в нем потребность, к числу людей, кому оно дорого, кого оно радует. С юных лет и до последнего времени я пылал необычайною, возвышеннейшею и благородною любовью, на первый взгляд, пожалуй, не соответствовавшей низкой моей доле, и хотя умные люди, которым это было известно, хвалили меня и весьма одобряли, со всем тем мне довелось претерпеть лютейшую муку, и не из-за жестокости возлюбленной, а из-за моей же горячности, чрезмерность коей порождалась неутоленною страстью, которая своею безнадежностью причиняла мне боль нестерпимую. И вот, когда я так горевал, веселые речи и утешения друга принесли мне столь великую пользу, что, по крайнему моему разумению, я только благодаря этому и не умер. Однако по воле того, кто, будучи сам бесконечен, установил незыблемый закон, согласно которому все существующее на свете долженствует иметь конец, пламенная любовь моя, которую не в силах были угасить или хотя бы утишить ни мое стремление побороть ее, ни дружеские увещания, ни боязнь позора, ни грозившая мне опасность, с течением времени сама собой сошла на нет, и теперь в душе моей осталось от нее лишь то блаженное чувство, какое она обыкновенно вызывает у людей, особенно далеко не заплывающих в бездны ее вод, и насколько мучительной была она для меня прежде, настолько же ныне, когда боль прошла, воспоминания о ней мне отрадны.»
1. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

2. Боккаччо «Декамерон»

3. Шескпир «Укрощение строптивой».
14. Назовите автора и название произведения, из которого представлен отрывок:
Покончив со всеми этими приготовлениями, наш идальго решился тотчас осуществить свой замысел, ибо он полагал, что всякое промедление сего стороны может пагубно отозваться на человеческом роде: сколько беззаконий предстоит ему устранить, сколько кривды выпрямить, несправедливостей загладить, злоупотреблений искоренить, скольких обездоленных удовлетворить!»


  1. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 2. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» 3. Шекспир «Король Лир»


15. Назовите автора и название произведения, из которого представлен отрывок:

Быть или не быть? Таков вопрос,

Что благородней духом: покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборстовм? Умереть, уснуть,-

И только; и сказать, чо сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не жаждать?


  1. Шекспир «Макбет» 2. Шекспир «Гамлет» 3. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».


16. Укажите автора и название произведения, из которого представлен отрывок:
Государь,

Вы дали жизнь мне, вы меня питали,

Меня любили; я за все, как должно,

Вам повинуюсь, вас люблю и чту.

Зачем же сестры выходили замуж,

Коль говорят, что любят только вас?
1. Шекспир «Король Лир» 2. Шекспир «Отелло» 3. Шескпир «Макбет»
17. Укажите автора и название произведения, из которого представлен отрывок :
Когда, возжаждав отличиться много,

Я ваше имя робко назову –

ХваЛА божественная наяву

Возносится от первого же слога.
Но некий голос Умеряет строго

МоюРЕшимость, как по волшебству:

Вассалом сТАть замному божеству –

Не для тебя подобная дорога.
Так будь просЛАвлен, несравненный лик,

Услышь, к тебе с хвалою восхищенной,

Как все кругом, стРЕмлюсь я каждый миг,
Ведь Апполон не менее велик,

Когда его листве вечнозеленой

Хвалу досТАвит дерзостный язык.


  1. сонет Шекспира 2. сонет Петрарка 3. сонет Сервантеса.


    1. Укажите высокие жанры классицизма: 1. комедия 2. трагедия

3.сатира 4. ода

    1. Что составляет конфликт трагедии Корнеля «Сид»?




    1. В чем своеобразие трагедий Расина: 1. психологизм 2. театральность

3.риторичность


    1. Почему комедии Мольера называются «высокими»?




    1. Английский философ Д.Локк утверждал, что источником человеческих знаний является:

1. разум, 2.чувство, 3. природа


    1. В чем заключалась идея «естественного человека»?




    1. Какой роман является пародией на жанр «романа путешествия»:


1. «Робинзон Крузо» Д. Дефо

2. «Путешествие Гулливера» Д.Свифта

3. «Памела, или вознагражденная Добродетель» Ричардсона.


    1. В основе сентиментализма лежит культ:

1. разума, 2. чувства 3. скепсиса


    1. Какова основная тема романа Стерна «Сентиментальное путешествие»:

1. Путешествие по городам,

  1. Путешествие во внутренний мир человека


28. Писатели-штюрмеры утверждали культ: 1. разума

2. здравого смысла

3. чувства, страсти.
29. Каким проблемам посвящены в трагедии «Фауст» прологи «Пролог на сцене» и «Пролог на небесах».
30. Почему Гретхен оказалась после смерти спасена?
31. Укажите название и автора отрывка:
За этим мрачным периодом последовал еще более мрачный. Двор и

сераль кишели тогда подонками итальянского общества. Ветреные парижанки

заигрывали с развратным венценосцем, а народ истекал кровью от их затей...

Всех этих женщин постигла печальная участь. Их разогнали на моих глазах, -

по части кокетства все они ничего не стоили рядом со мной. Тиран разомлел в

моих объятиях, и я вырвала у него бразды правления. Впервые, Вальтер, твоя

отчизна почувствовала на себе человеческую руку и доверчиво прильнула к моей

груди. (Умолкает и смотрит на него с нежностью.) О, зачем единственный

человек, мнением которого я дорожу, принуждает меня хвастаться и сжигать

скромную мою добродетель на огне самолюбования!.. Я отворяла темницы,

Вальтер, разрывала смертные приговоры, не раз сокращала ужасы пожизненной

каторги. На неизлечимые раны я старалась пролить болеутоляющий бальзам, я

сокрушала могущественных злодеев, слезой блудницы я не раз спасала

проигранное дело невинного. Ах, юноша, какую мне это доставляло радость! С

какою гордостью отвечало мое сердце на все упреки моей благородной крови! И

вот, наконец, передо мной единственный человек, который мог бы вознаградить

меня за все, человек, которого моя горькая доля, быть может, послала мне как

утешение в моих скорбях, человек, которого я в невыносимой тоске мысленно

уже обнимала....

1. Шиллер «Коварство и любовь»

2. Гете «Фауст»

3. Шиллер «Разбойники»
32. Укажите название и автора отрывка:
Одоардо (бережно опускает ее на пол). Переселись в мир иной! Ну что же,

принц? Нравится она вам еще? Возбуждает она еще вашу страсть и теперь, вся в

этой крови, вопиющей об отмщении? (После паузы.) Но вы ожидаете, чем все это

кончится? Вы, может быть, ждете, что я обращу эту сталь против самого себя,

чтобы завершить мое деяние финалом из пошлой трагедии? Вы ошибаетесь. Вот!

(Бросает кинжал к ногам принца.) Вот он лежит, кровавый свидетель моего

преступления! Я пойду и сам отдамся в руки тюремщиков. Я иду и ожидаю вас

как моего судью... А потом там... буду ждать вас пред лицом судии, который

будет судить всех нас!

  1. «Эмилия Галотти» Лессинга

2. «Разбойники» Шиллера

3. «Фауст» Гете
33. Укажите название и автора отрывка:
Я сел рядом с ней, и Мария позволила мне утирать их моим платком, когда они падали, - потом я смочил его собственными слезами – потом слезами Марии – потом своими – потом опять утер им ее слезы – и, когда я это делал, я чувствовал в себе неописуемое волнение, которое. Я уверен, невозможно объяснить никакими сочетаниями материи и движения.
1. «Робинзон Крузо» Дефо»

2. «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера»

3. Стерн «Сентиментальное путешествие»
34. Укажите название и автора отрывка:
Да, я благочестив, но человек при этом.

И видевший лучи столь неземных красот

Уже не думает и сердце отдает.

Пусть речи о любви в моих устах невместны;

Но я ж, сударыня, не ангел бестелесный,

И сели слов моих преступен страстный жар,

Т это – действие прелестных ваших чар.

Едва их дивный блеск узрел мой взор несчастный,

Моей лвадычицей вы стали полновластной;

Божественных очей неизреченный свет

Сломил мной на себя наложенный обет;

Он пересилил все – посты, молитвы, слезы –

И к вашим прелестям мои направил грезы.
1. Мольер «Мизантроп»

2. Мольер «Тартюф»

3. Расин «Федра»


Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету):

  1. Древнегреческая мифология, этапы ее развития.

  2. Античная культура. Значение античной культуры и литературы в европейской культуре

  3. Историческая и мифологическая основа эпоса Гомера. Гомеровский вопрос.

  4. Эпос как род литературы. Особенности эпического стиля Гомера.

  5. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Основные образы, сюжет и композиция.

  6. Происхождение древнегреческой драмы. Происхождение греческой трагедии, ее жанровая специфика.

  7. Творчество Эсхила. Идейно-художественное своеобразие трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

  8. Творчество Софокла. Поэтика и проблематика трагедии Софокла «Эдип-царь».

  9. Новаторство в трагедийном жанре Еврипида. Анализ трагедии «Медея».

  10. Происхождение древнегреческой комедии. Древнегреческая комедия, ее жанровая специфика

  11. Природа комического у Аристофана. Комедии «Облака» и «Лягушки».

  12. Греческая культура и литература эпохи эллинизма, ее своеобразие.

  13. Особенности римской культуры и литературы. Периодизация.

  14. Своеобразие римской мифологии.

  15. Источники ранней римской комедии, ее жанровая специфика.

  16. Римская культура и литература эпохи Августа, основные тенденции ее развития.

  17. Идейно-художественное своеобразие поэмы Вергилия «Энеида».

  18. Римская культура и литература эпохи средиземноморской империи, основные направления в ее развитии.

  19. Культура и литература средних веков, ее периодизация.

  20. Жанр средневековой баллады.

  21. Жанровое своеобразие героического эпоса феодальной поры.

  22. Идейно-художественное своеобразие французского героического эпоса. «Песнь о Роланде».

  23. Идейно-художественное своеобразие испанского эпоса. «Песнь о моем Сиде».

  24. Идейно-художественное своеобразие немецкого героического эпоса. «Песнь о Нибелунгах».

  25. Средневековая клерикальная литература.«Исповедь» Августина Блаженного.

  26. Лирика трубадуров, ее место в истории европейской поэзии.

  27. Жанровое своеобразие французского рыцарского романа, его основные циклы. Роман о Тристане и Изольде, его особое место в рыцарской литературе.

  28. Городская литература средних веков, ее своеобразие. Основные жанры городской литературы.

  29. Возрождение в Италии. Общая характеристика.

  30. Творчество Данте. Замысел и композиция поэмы Данте «Божественная комедия», ее жанровое своеобразие.

  31. Культура эпохи Возрождения. Общая характеристика.

  32. Основные направления в литературе эпохи Возрождения.

  33. Возрождение в Италии, его основные этапы.

  34. Ф. Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма. Значение лирики Петрарки для европейской ренессансной поэзии.

  35. Возрождение в Германии. Основные направления в литературе немецкого Возрождения.

  36. Возрождение во Франции, его основные этапы.

  37. Гуманистические идеалы Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  38. М.М. Бахтин о художественном методе романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  39. Возрождение в Испании. Особенности испанской культуры и литературы эпохи Возрождения.

  40. «Дон Кихот» как основа европейского романа. Основные художественные образы в романе «Дон Кихот».

  41. Возрождение в Англии. Развитие английской культуры и литературы в эпоху Возрождения.

  42. Периодизация творчества Шекспира. Проблема художественного метода его драматургии.

  43. Сонеты Шекспира.

  44. Жанр исторической хроники в творчестве У. Шекспира. Жанровое своеобразие комедий Шекспира.

  45. Жанр трагедии в творчестве Шекспира. Анализ трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир».

  46. Основные направления в западноевропейской культуре и литературе XVII в.

  47. Классицизм как направление в культуре и литературе XVII в. Классицизм во французской литературе XVII века.

  48. Французский классицистический театр. Трагедии Корнеля и Расина.

  49. Жизненный и творческий путь Ж.Б. Мольера.

  50. «Высокие» комедии Мольера: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».

  51. Общая характеристика немецкой культуры и литературы XVII в. Творчетсво А. Грифиуса и Гриммельсгаузена.

  52. Английская культура и литература XVII века, основные тенденции ее развития. Творчество Д. Мильтона.

  53. Основные направления в западноевропейской культуре и литературе XVIII века..

  54. Просвещение в Англии, его периодизация.

  55. Английский роман. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо».

  56. Жанр и композиция романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера», его сатирическая направленность.

  57. Идеология эпохи Просвещения. Особенности просветительского реализма Своеобразие Просвещения во Франции, этапы его развития.

  58. Философия и эстетика Вольтера и Дидро. Жанр философской повести в их творчестве.

  59. Философские взгляды и эстетика Ж.Ж. Руссо. Сентиментальный роман Ж.Ж. Руссо «Новая Элоиза».

  60. Своеобразие Просвещения в Германии, его периодизация.

  61. Г.Э. Лессинг как теоретик искусства. Трактат «Лаокоон».

  62. Лессинг - драматург. Жанровое своеобразие трагедии «Эмиллия Галотти».

  63. Творческий путь Ф. Шиллера. Эстетические взгляды Шиллера.

  64. Драматургия Шиллера. Художественные особенности драмы «Разбойники» и «Коварство и любовь».

  65. Жизненный и творческий путь Гете. Роман «Страдания юного Вертера».

  66. Замысел и проблематика трагедии Гете «Фауст». Путь исканий Фауста.