velikol.ru
1

Воспитатель достаёт предметы «Чудесный мешочек»

из мешочка и задаёт детям Цель: учить ориентироваться

вопросы: «Что это?» на род слова при определе-

(морковка) «Какая она?» нии предмета по его

признакам.


Воспитатель спрашивает детей: «Где наши ручки»

«Где же наши ручки? Нет наших Цель: упражнять в образова-

ручек. Где же наши ножки?» нии форм родительного

и т.д. падежа множ. числа сущ-ных.


Воспитатель раздаёт детям «Лото»

картинки, оставляя у себя Цель: упражнять в образова-

пары к ним. Тот, кто замеш- нии форм множ. числа сущ-х.

кался, отдаёт свою картинку Картинки с изображением

воспитателю. В конце игры предметов в ед.ч. и множ. ч.

они выполняют задания:

прыгают на одной ножке,

приседают 3 раза и др.


Воспитатель расставляет «Потерялись»

взрослых животных по групп- Цель: учить соотносить назва-

пе. В домике – их детёныши. ния животного и его детёны-

-«Кто говорит кря-кря?» ша. Игрушечные животные

-Утка. или картинки.

Давайте поможем утёнку

найти его маму.

«Скажи наоборот» Воспитатель рассказывает

Цель: подбирать однокоренные историю о Чипполино.

и разнокоренные глаголы- Он говорит слово,

антонимы. Игрушка Чиполлино а дети придумывают слово

наоборот (антоним)


«Кукла Катя проснулась» Дети отбирают нужную одеж-

Цель: закреплять знания ду и кладут к кукле. Называют

о названиях предметов одежду в той последовательно-

одежды куклы. Упражнять сти, в которой будут её одевать.

в одевании куклы.


«Кукла Катя обедает» Дети находят и отбирают

Цель: активизировать словарь. посуду для обеда. Нужно

Закрепить знания о столовой показать предметы и правиль-

посуде. но накрыть на стол.


«Что изменилось Отвечает тот, кого назовёт

Цель: упражнять в правильном матрёшка – мама. Дети сидят

назывании предметов и их полукругом. Вместе с детьми

действий. Воспитывать зритель- восп-ль называет цвет одеж-

ную память. ды, отмечает, что по величине

все матрёшки разные.


«Чудесный мешочек» Отбираются предметы, знако-

Цель: учить отгадывать знако- мые детям. Во время игры

мый предмет на ощупь. восп-ль проводит краткую

Загадывать загадки о предмете. беседу.


«Узнай на вкус» Как ребёнок с закрытыми

Цель: упражнять детей в опреде- глазами попробует фрукт или

Лени вкуса овощей и фруктов. овощ, он должен найти его

Активизировать речь. на столе.


«Да или нет?» Восп-ль показывает и называ-

Цель: научить называть основные ет основные части тела мишки

части тела (на примере животного) и задаёт вопросы: «Есть у

мишки нос?» и др.


«Кого как зовут На столе разложены игрушки.

Цель: научить отчетливо Восп-ль по очереди подходит

и громко называть свои к каждому ребёнку и спраши-

имена, имена друзей, кукол. вает, как его зовут, добиваясь

Игрушки. ответа.


«Кто как кричит Восп-ль вынимает из коробки

Цель: научить правильно назы- игрушку и спрашивает: кто

вать и узнавать животных. это, просит показать, как оно

Игрушки. кричит.


«У кого какой предмет У каждого ребёнка на столе

Цель: научить соотносить пред- лежат маленькие картинки с

меты с заданной картинкой. изображением 1 предмета.

Предметные картинки, большие Восп-ль показывает и называет

маленькие. картинку и просит найти такую

же у себя на столе.


«Едет или не едет Восп-ль называет вперемешку

Цель: расширить словарный продукты питания и предметы,

запас детей. которые нельзя есть. При назы-

вании такого предмета дети

должны хлопнуть в ладоши.


«Волшебная полоска» Восп-ль держит волшебную

Цель: научить выражать своё палочку, дети стоят кругом.

мнение культурным способом. При правильном ответе палоч-

Приучать детей выслушивать ка переходит в руки ответив-

ответы своих сверстников. шиму. Задания: имя, семья,

внешность, чувство, среда

обитания человека, вода, суша

и др.

Дидактические игры для старшей группы.


«Не ошибись» Дети стоят полукругом. Восп-ль

Цель: развивать скорость называет часть суток и бросает

мышления. Закреплять знания ребёнку мяч. Поймав его, ребёнок

о содержании деятельности в называет какое-либо действие,

разное время суток. занятие, которое совершают в это

Небольшой мяч. время.


«Найди такую же» Дети по сигналу восп-ля ищут

Цель: учить сравнивать пред- одинаковые игрушки. Тот, кто

меты, находить их характер- нашёл, должен сказать об этом

ные признаки, сходства и раз- восп-лю на ухо.

личия. Воспитывать наблюда-

тельность.

Несколько пар одинаковых

игрушек.


«Новоселье куклы» Дети устраивают комнату для

Цель: упражнять в употреблении новой куклы, ищут нужные

И понимании обобщающих предметы.

слов «мебель», «одежда»,

«обувь» и др.

Игрушки игровой комнаты.


«Вершки и корешки» Дети ищут вершок или корешок

Цель: закреплять знания о том, по сигналу восп-ля. Подбирают

что в овощах есть съедобные пару, составляют целое растение.

корни и плоды. Упражнять в

составлении целого растения

из его частей.

Набор картинок.


«Птицы, звери, рыбы» Восп-ль передаёт фишку или

Цель: Закрепить умение мяч со словами: «Вот птица.

классифицировать и называть Что это за птица?» Ребёнок

животных, птиц, рыб. должен назвать любую птицу,

Фишка или мяч. которую знает, и передаёт мяч

или фишку следующему.


«Дополни предложение» Дети находят и называют такое

Цель: развивать речевую актив- слово, чтобы получилось закон-

ность, быстроту мышления. ченное предложение.(мама ку-

пила ……книжку)


«Было - будет» Дети стоят полукругом. Восп-ль

Цель: уточнить представление бросает мяч. Отвечать на слова

о прошлом, настоящем и стихотворения можно только

будущем. Словами «есть», «было», «будет»


«Закончи предложение» Восп-ль поднимает руку, имити-

Цель: учит понимать причинные руя стрелку. Предложение за-

связи между явлениями. Упраж- канчивает тот, на кого укажет

нять в правильном подборе слов. стрелка. (я надела тёплую шубу,

чтобы…….)


«Кузовок» Дети сидят кругом на ковре.

Цель: развивать слуховое вни- Они кладут в кузовок те пред-

мание, активизировать словарь, меты, оканчивающиеся на «ок»

мышление, развивать сообрази- Назвавший слово, передаёт ку-

тельность. зовок следующему.


«Только на эту букву» Дети сидят на ковре. 1 ребёнок

Цель: закрепить знание о букве называет другому ребёнку

и звуке, воспитывать слуховое букву, тот называет слово на

внимание. эту букву.


«Из чего сделано Дети угадывают предметы на

Цель: учить группировать ощупь по описанию; ищут

предметы по материалу, из предметы, сделанные из разных

которого они сделаны. материалов; группируют по

Чудесный мешочек. качеству.


«Не ошибись» Дети собирают предметы

Цель: упражнять в различении одинакового качества в корзину.

предметов по материалу. Рассказывают о свойствах

Корзинки или коробочки. предмета.


«Кто подойдёт, пусть возьмёт» По описанию дети находят

Цель: учить рассказывать о предмет в комнате, правильно

предмете, выделяя его характер- называют его.

ные признаки .(цвет, форму, Придумывают загадки, отгады-

качество, назначение) вают их.


«Знаешь ли ты?» В соответствии с картинкой дети

Цель: закреплять знания о отбирают из набора нац. одежды

жителях разных стран, приви- для кукол нужный наряд.

вать интерес к людям разных

национальностей.


«Чья одежда По рабочей одежде дети опреде-

Цель: воспитывать интерес ляют профессию, находят нуж-

к людям разных профессий. ную картинку и показывают её.

Набор картинок, фишки. За правильный ответ – фишка.


«^ Собери картинку» Дети собирают целую картинку

Цель: упражнять в составлении из частей.

целой картинки из отдельных

частей.

Разрезные картинки.

«Путешествие по городу» Играют 2 команды.

Цель: закреплять знание о род- Дети по сигналу отбирают

Ном городе, о том, кто в нём картинки, соответствующие

живёт, трудится, какой в нём заданию.

транспорт.

Наборы сюжетных картинок.

«Кому что нужно?»


«Кто больше назовёт Дети стоят в кругу. Отвечают

предметов?» после того, как поймают мяч.

Цель: учить классифицировать (на заводе – машины, трактора)

предметы по месту их произ-

водства.

Мяч


«Природа и человек» Восп-ль бросает ребёнку мяч с

Цель: закреплять и система- воспросом: «Что сделано чело-

тизировать знания о том, что веком?» Ребёнок отвечает; и т.д.

создано человеком и что даёт

человеку природа.

Мяч.


«Кому что нужно?» Восп-ль называет профессию,

Цель: упражнять в класси- дети отвечают, что нужно этому

фикации предметов, умении человеку (сапожник – гвозди)

называть предметы,

необходимые людям

определённых профессий.

«Где мы были, не скажем» Дети имитируют действиями

Цель: развивать находчивость, людей разных профессий так,

сообразительность, умение чтобы окружающие узнали и

перевоплощаться. Назвали профессию.


«Кто больше знает Дети называют, как один и тот же

Цель: развивать память, предмет может быть использован.

обогащать знания о пред- (стакан – для чего?)

метах; воспитывать наход-

чивость.

Все окружающие предметы.


«Кем быть Дети рассказывают о содержании

Цель: закреплять и углубить картинки, на которую указывает

Знания о видах сельскохозяй- стрелка.

ственного труда.

Набор картинок.


«Из чего и кем сделано Восп-ль приглашает детей в путе-

Цель: уточнить знания о том, шествие туда, где растёт хлоопок

что их вещи (одежда) сделаны и на фабрику одежды.

из х/б ткани.

Набор картинок.

«Магазин игрушек» Восп-ль продаёт игрушку, если

Цель: учить описывать предмет, о ней хорошо рассказал ребёнок.

находить признаки, узнавать

предмет по описанию.

Набор игрушек.


«Где был Петя Дети рассказывают, что есть в

Цель: анализировать процессы здании детсада. Знакомят нового

мышления, припоминания, речь. Ребёнка с помещением.


«Назовите три предмета» Игра с мячом. Восп-ль называет

Цель: упражнять в классифи- первое слово, дети должны

кации предметов. подобрать 3 слова (мебель –

Мяч. стол, стул, кровать)


«Летает – не летает» Дети поднимают руку, если назван

Цель: развивать слуховое летающий предмет.

внимание, воспитывать

выдержку.

«Скажи слово с нужным Ребёнок, заметивший небылицу,

звуком» должен доказать, почему так

Цель: развивать лог. мышление, не бывает.

умение замечать непоследова-

тельность в суждениях.


«Один - много » «Я вижу ягоду, розу, мост»;

Цель: уточнить произношение «Мы видим ягоды, розы, мосты»

Звука –ы-, в изолированном

виде, словах, фразах.


«Бывает – не бывает» Восп-ль бросает мяч, а ребёнок

Цель: развивать воображение, ловит его, если сказанное восп-

логику мышления. лем бывает. ( «девочка рисует

Мяч. дом», «дом рисует девочку»)


«Рыба, птица, зверь» Восп-ль указывает по очереди

Цель: закрепить знания на кажд. игрока и говорит:

о животных. «Рыба, птица, зверь, рыба…»

Тот, на котором остановилась

считалка, быстро назвает

соответствующе животное.

«Цветок, дерево, фрукт» Восп-ль указывает по очереди

Цель: закрепить знания на каждого игрока и произносит:

о растениях. « Цветок, дерево, фрукт…» Тот

игрок, на котором остановилась

считалка, должен быстро назвать

соответствующее растение.


«Кто кем будет Восп-ль спрашивает детей, кем

Цель: развивать умственные раньше были корова, лошадь,

способности, мышление, цыплёнок, кошка и др.

память.

Мяч.


«Угадай, как нас зовут» Картинки с изобр. детей раскла-

Цель: Ввести ребёнка в мир дываются перед детьми. Под ними

букв и слов. другие картинки. Ребёнок берёт

10 картинок с изображениями картинку мальчика или девочки,

девочек и мальчиков. 20 кар- лежащие под ними предметные

тинок с разными предметами. картинки, соединяет первые буквы

каждой из них и получает имя.

(арбуз-нож-яйцо – Аня)


«Подскажи Петрушке звук» Петрушка говорит слова, и специ-

Цель: учить выделять ально не произносит последний

последний звук в слове. звук. Его произносят дети.


«Какой звук потерялся?» Восп-ль читает стихотворение.

Цель: воспитывать слуховое В некоторых словах он специально

внимание. не проговаривает первый звук.

(подготовлен …амолёт, он…)


«Стоп! Палочка остановилась» Дети стоят в кругу и называют

Цель: учить подбирать слова, слова, характеризующее слово,

(прилагательные), соотносить передавая палочку стоящему ря-

слово – действие. дом.(стол – большой, деревянный

Палочка. красивый…)


«Слово можно прошагать» Воспи-ль говорит детям, что

Цель: закрепить знания о том, узнать длину слова можно по

что в коротком слове мало шагам. Дети называют слова

звуков, поэтому оно звучит и прошагивают их.

недолго и наоборот.


«Молчанка» Дети выбирают предметы

Цель: закреплять знания о с короткими названиями,

Том, что звуки в слове произно- затем с длинными.

сятся в определённой последо-

вательности, слова бывают

длинные и короткие.

Игрушки и предметы в группе.


«Поймай мяч» Дети стоят в 2 шеренги, одна

Цель: закрепить знания называет длинные слова, другая -

о том, что слова есть длинные короткие. При этом перебрасыва-

и короткие. ется мяч.

Мяч.


«Кто в избушку проник Восп-ль рассказывает небольшой

Цель: научить слышать рассказ. Звуки использ. разные.

отдельные звуки в слове. Дети придумывают слово на задан-

ный звук.


«Кто же это был Утя и Петрушка приглашают раз-

Цель: учить выделять ных птиц в гости. Дети называют

отдельный звук в слове. птиц на заданный звук.


«Догадайся сам» Восп-ль раскладывает игрушки

Цель: учить выделять первый на столе, дети называют их.

и последний звуки. Восп-ль выбирает 2 детей: один

Игрушки, чудесный мешочек. называет слово с выделением

первого звука, другой – последнего

Игрушки складываются в чудес-

ный мешочек. Каждый из детей

берёт игрушку, выделяя первый и

последний звуки.


«Где я был Загадывание – главное.

Цель: учить образовывать Восп-ль предлагает отгадать, где

формы винительного падежа он был и говорит, что там видел

множ. числа одушевлённых медуз, рыб акул. Дети отвечают,

существительных. Что он был на море. Потом дети

сами придумывают загадки.


«Король» Выбирается король, он садится

Цель: учить соотносить в определённое место. Дети сгова-

движение со словом, риваются, на какую работу будут

обозначающим профессию. наниматься у короля. Затем они

подходят к королю и выразитель-

ными движениями изображают

людей разных профессий.


«Скажи какой» По определённым признакам дети

Цель: учить называть не узнают предмет. (Круглое, сладкое,

только предмет, но и его румяное – что это?) Дети дополня-

признаки и действия. Обо- ют словосочетание словами (какой

гащать речь прилагательны- на вкус, цвет?) и др.

ми и глаголами.


«Найди противоположное» Восп-ль говорит словосочетание,

Цель: учить подбирать делая паузы. Дети вставляют про-

антонимы. пущенное слово.

(сахар сладкий, а лимон….)


«Найди другое слово» Дети встают в круг. Восп-ль бро-

Цель: учить точно обозначать сает мяч ребёнку, сказав слово.

ситуацию, подбирать синони- Ребёнок возвращает мяч, сказав

мы и антонимы. слово, противоположное по

Мяч. смыслу.

Сначала прилагательные, затем

глаголы. (лёгкий – тяжёлый,….)


«Четвёртый лишний» Восп-ль наз. слова: катрофель,

Цель: учить выделять лишнее яблоко, свекла, морковь. Дети на-

слово, объяснять свой выбор. ходят лишнее слово.

Мяч.


«Игра в слова» Дети хлопают в ладоши, услышав

Цель: воспитывать слуховое слово, подходящее лисе, белке,

внимание. зайцу. Объясняют выбор каждого.