velikol.ru
1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РАБОТ ПЕРВОГО ТУРА КОНКУРСА

«Юный социолог»

Уважаемые школьники! Жюри конкурса просит обратить внимание на следующие рекомендации к написанию работы первого тура.

Работы должны быть написаны самостоятельно. В случае обнаружения плагиата из каких-либо источников работа снимается с участия в конкурсе решением жюри. Это требование не означает, что Вы не можете использовать необходимые Вам источники. Использование любой литературы только приветствуется, но при этом обязательными являются правила оформления письменной работы: указание списка использованной литературы и ссылки на источники. Обязательным требованием к работам, представленным на конкурс, является выполнение работы в электронном и печатном виде (шрифт Times New Roman, 14, интервал 1,5). Объем работ жестко не регламентируется, однако желательно, чтобы чтоб он находился в пределах 7-10 стр. формата А4 шрифт № 14. В случае, если объем Вашей работы будет приближаться к 10 стр., желательно ее разбить на параграфы и сформировать оглавление.

Очень важно суметь сочетать в работе собственные мысли и материалы, полученные из учебных, научных и прочих источников.
^

ОСНОВНЫЕ СЕКЦИИ - ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНКУРСА


Вы можете написать работу и подать ее в одну из пяти секций.

Секция 1. Общество и история. Выполняя работу в рамках данного направления, Вы можете анализировать любой показавшийся Вам интересным аспект, связанный, например, с историей цивилизаций и культур, историей различных социальных слоев, сословий, классов, страт. Вы можете остановиться на описании какой-то одной группы, существовавшей некоторое время тому назад, описании какого-либо социально-значимого события, например, революции или праздника, а можете, наоборот, изучать структуры повседневной жизни людей определенной эпохи. В этой секции возможны также работы по темам, не связанным напрямую с конкретными историческими фактами, а направленными на освещение и осмысление фундаментальных проблем истории, носящих не только социологический, но и социально-философский характер. Например, направленность истории и ее возможный смысл, проблема возможности познания законов истории, время как фундаментальная категория истории, связи общества и истории, место в обществе исторической науки и проблемы ее преподавания.

^ Секция 2. Общество и литература. Адресуя работу в данную секцию, Вы можете писать о разработке социальных проблем каким-то определенным автором, или же об анализе таковых в каких-либо течениях литературной или литературоведческой мысли (например, "Социально-философская лирика А.С. Пушкина", «Социальная философия Л.Н. Толстого», или "Домострой" как источник данных о русском обществе XV в").

Вы можете разбирать как отечественных авторов, так и зарубежных, как классиков, так и современников. Можете анализировать целые литературные течения ("Акмеисты и революция") или большие проблемы, переходящие из одного произведения в другое (например, "Наполеоновская идея в русской литературе ХХ в."), а можете разрабатывать проблематику одного автора ("Л.Н. Толстой и православие"), одной работы ("Национальная кухня в "Мертвых Душах"), одного образа ("Социальный образ Петербурга у Достоевского") и т. д.

^ Секция 3. Социология и общество. Авторы, подающие свои эссе в данную секцию, могут уделить внимание анализу социальных статусов и ролей, крупных социальных институтов - например, семьи, религии, науки или какого-либо другого, остановиться на природе социальности, на анализе взаимоотношений и взаимодействий людей. Советуем обратить внимание на те фундаментальные изменения, которые претерпевают эти институты в современных обществах (в том числе Российском), а также на открывающиеся, с вашей точки зрения, перспективы их будущего существования. Социальная стратификация, конкуренция, конфликт - все эти и многие другие понятия социологии, а также разбор конкретных примеров с использованием этих понятий могут стать предметом Вашего анализа.

Будут приветствоваться работы, раскрывающие общие темы социологии под необычным, нестандартным углом зрения, - "Общество, как драма", "Социология, как способ времяпрепровождения", "Общество в человеке" и другие.

Кроме этого Вы можете посвятить свою работу анализу связи общества с другими явлениями жизни, например, "общество и культура", "общество и техника", "общество и личность" и другие. Например, Вы можете обратиться к анализу современных Вам явлений и процессов, определяющих, с Вашей точки зрения, социальную реальность сегодня (например, "Интернет как способ коммуникации", "Реклама и общество" и т.п.).

^ Секция 4. Человек в обществе. Данная проблемная сфера может быть раскрыта и конкретизирована самыми различными способами: от обсуждения социологических и социально-философских проблем происхождения человека и общества, до экспликации классических и современных дискуссий относительно нравственной автономии личности, соотношении в человеческом поведении социальной детерминации и индивидуальной свободы. Обращаем также внимание авторов на сюжеты, часто остающиеся вне поля зрения школьников: в какой степени являются гармоничными, в какой – конфликтными отношения человека и общества, в чем причина подобных несоответствий и каковы перспективы их преодоления. Наконец, как меняются эти взаимоотношения в новом – глобальном мире, полагающем, с одной стороны, неизвестное прежним эпохам основание для формирования мировой цивилизации, с другой – вызывающем к жизни этнические и религиозные течения, отстаивающие, причем порой с позиций экстремизма, культурную самобытность своих общностей.

^ Секция 5. Другие науки и общество. Если Вам, кажется, что Ваша работа не попадает в рамки указанных выше трех направлений, но при этом тем или иным образом связана с обществом или социологией, не сомневайтесь - отправляйте ее на конкурс. (Например, если Ваша работа скорее относилась бы к направлению "Другие гуманитарные науки - философия, антропология, культурология и др. - и общество").

Если Вам кажется, что жюри конкурса может не увидеть указанной связи, акцентируйте внимание на ней, покажите ее как можно ярче и четче, так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в Вашей правоте и Ваших социологических способностях.


С искренним уважением и пожеланием удачи

Жюри конкурса.