velikol.ru
1

В царстве корней»


Цели урока:


· познакомить с признаками однокоренных слов;


· учить выделять общую часть родственных слов;


· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;


· развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;


· воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.


Оборудование:


· презентация «В царстве корней»;


· опорная таблица;


· учебник «Русский язык» 2 класс, автор Л. Я. Желтовская.


Интеграция:


· русский язык, окружающий мир


Организация учебной деятельности:


· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.


Ход урока:


Приветствие.


1. Сообщение темы и целей урока.


· Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.


· Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.


Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.


(Слайд № 1)


- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.


2. Чистописание (Слайд № 2)


- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)


- Объясните смысл загадки.


Дд до дя


3. Комментированное письмо.


Дерево живет корнями, а человек друзьями.


- Что это за высказывание? (Пословица)


- Как вы её понимаете?


- Прокомментируйте, запишите.


- Проверьте друг у друга.


4. Работа по теме урока.


(Слайд № 3)


1) -Какие значения имеет слово «корень»:


*подземная часть растения,


*часть волоса, зуба, ногтя,


*начало, источник чего-либо.


«Так же как и у кустов, корень есть у слов».


2) -Что же такое корень? Выделите главное.


Послушайте сказку:


Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.


Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».


3) Стр. 80 учебника, читаем правило.


-Как называется общая часть?


-Какие слова называются однокоренными?


На доску вывешивается таблица:


родственные слова


близкие по смыслу общая часть


корень слова


4) Упр. 2, стр. 80.


5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".


-Как вы думаете, когда так говорят?


Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.


6) Слайд № 5: «Как растут слова»:


Как-то много лет назад


Посадили странный сад.


Не был сад фруктовым –


Был он только словом.


Это слово – слово-корень,


Разрастаться стало вскоре


И плоды нам принесло –


Стало много новых слов.


Вот из сада


Вам рассада.


Вот еще посадки рядом.


А вот садовод.


С ним садовник идет.


Очень интересно


Гулять в саду словесном.


- Назовите однокоренные слова.


Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.


5.Физкультминутка.


Вы, наверное, устали?


Ну, тогда все дружно встали.


Ножками потопали 1-2-3,


Ручками похлопали 1-2-3.


Покрутились, повертелись.


И за парты все уселись.


Глазки крепко закрываем,


Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.


Открываем, поморгаем


И работать продолжаем.


6. Закрепление изученного материала.


1) - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)


- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.


2) (Слайд № 7.)


- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?


· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?


· Почему гости не сразу приметили чужака?


· Не поможете ли вы ему найти родственников?


(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).


· Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».


· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)


· Какое значение в жизни человека имеет вода?


3) (Слайд № 8.) «Какое слово лишнее?»


Списать однокоренные слова, выделить корень.


Лес, лесной, лестница, лесник.


Гора, гореть, горный, пригорок.


Тепло, теплица, тёплый, жаркий.


Гриб, грибок, грибной, грибница.


4) (Слайд № 9.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.


Тот, кто с гусятами близко знаком,


Знает: гусята гуляют гуськом;


Тот же, кто близко знаком с гусаком,


К ним не рискнет подойти босиком.


Гусята, гуськом, с гусаком.


-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?


5) Слайд № 10. Найти семью родственных слов.


Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

И его ежиха.


Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.


Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.


7. Итог урока.


· Какие слова называются родственными?


· Что такое корень слова?


· Какие слова называются однокоренными?


МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!


8. Домашнее задание: Стр. 116, упр. 10.


Презентация