velikol.ru
1

Автор: Глаба С.И.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования.

Образовательная область «Познание»

«Фартук для Почемучки»

(старший дошкольный возраст).


Цель:

  • Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах

тканей: болонья, капрон, ситец, мешковина.

  • Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы.

  • Расширять словарный запас детей, обогащая словами (болонья, капрон, ситец, мешковина).

  • Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: набор тканей (10х10см) болонья, ситец, мешковина, капрон, мерная ложка, звонок, вода, дидактическая игрушка Почемучка, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, карточки с символами настроений: ? – удивительно-вопросительное; ?? – очень удивлённое; ! – радостное, весёлое; !! – очень радостное;  - спокойное;  - очень спокойное

^ Предварительная работа: труд в уголке природы, мытьё игрушек, чтение Е. Пермяк «Как Маша стала большой», дидактическая игра «Угадай настроение», демонстрация опыта «Прохождение воды через вату».

^ Ход занятия.

Дети проводят игру «Угадай настроение» (символы придуманы детьми заранее). Воспитатель обращает внимание детей на настроение Почемучки и карточку с символами ??. Дети предполагают, что Почемучка хочет что-то у них спросить. Рассказ Почемучки: «Мы вчера читали рассказ про Машу и мне так захотелось стать большой, что я надела фартук и решила помыть баночки в своём уголке и вся промокла. Апчхи! Апчхи! А фартук такой красивый и почему он промок? Апчхи! Вы не знаете?"

Дети высказывают предположения (он из ткани; он тонкий; надо одеть другой).

Почемучка говорит детям, что она ходила в магазин «Ткани», где ей дали различные образцы тканей, но она затрудняется выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Затем она предлагает им рассмотреть ткани: болонью, мешковину, ситец и капрон. Из какой же ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать? Дети ставят цель: проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую.

Вместе с воспитателем дети обговаривают способ проверки (необходимо взять ткань, подложить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит. Что же делать? Какое примем решение? Дети предлагают взять каждому по одному виду ткани, а чтобы выбрать самую непромокаемую, нужно объединиться в подгруппы, чтобы в каждой были все виды ткани. Воспитатель уточняет, сколько человек будет в подгруппе, почему, какие будут ткани.

Почемучка убеждается, что все готовы и дает звонок к началу эксперимента. Дети выявляют самую непромокаемую ткань и делают выводы: под всеми тканями, кроме одной салфетка промокла. Нужно шить из болоньи, она не пропускает воду, с нее вода скатывается.

Ты, портной,

Такой умелый!

Сшей для куклы

Фартук серый.

Я сама бы сшить могла,

Но пока ещё мала.

Результаты записываются в дневник экспериментов.

В свободное время дети вместе с воспитателем шьют для кукол фартуки из выбранных во время экспериментирования материалов.





Тема: «Приключения Буратино» (старший дошкольный возраст).




Цель:

  • Актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде).

  • Подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций, планированию эксперимента.

  • Прививать интерес к сказкам.

  • Вызывать желание помочь герою.

  • Воспитывать аккуратность.

Материал: деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка Почемучка.

Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», настольно – печатная игра «Приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.

^ Ход занятия.

Воспитатель нарочито громко «заводит разговор» с Почемучкой, сидящей в уголке экспериментирования с блокнотом и карандашом, тем самым, привлекая внимание детей: "Почемучка, чем ты так увлечена? Сочиняешь сказку про Буратино? А мы с ребятами недавно читали эту сказку. Ах, ты сочиняешь продолжение?"

Заинтересовавшимся детям воспитатель читает сочиненный Почемучкой отрывок: «Побежал Буратино в школу, вдруг на пути у него широкая река и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать? Думал - думал Буратино...» Почемучка говорит: «А о чем он думал?»

Дети высказывают предположения. Если кто-либо высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы «Плыть надо – плыть нельзя». Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может он не утонет, он деревянный.

Последнюю гипотезу предлагают проверить. А вдруг он тонет. Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева и находят в группе деревянные предметы – кубики, карандаши, палочки, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.


Вывод: дерево в воде не тонет, значит Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный.

Ребята вместе с Почемучкой придумывают конец сказки: «Буратино сложил одежду и Азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

На занятии по изодеятельности дети рисуют иллюстрации к новой сказке.

С.И. Глаба



 Причем, воспитатель не дает детям готовых решений, а побуждает детей к самостоятельному планированию эксперимента.