velikol.ru
1

Тема: «Развитие устной речи на уроках математики»

Автор Малежик Елена Александровна учитель математики ГБОУ СОШ №119 Санкт-Петербурга


По существующим программам математика как предмет школьного курса призвана вырабатывать вычислительные навыки, воспитывать логическое мышление, овладевать тем объёмом научных открытий, которое накопило человечество за предыдущие две с лишним тысячи лет своего активного интеллектуального развития.

Объём материала, который ученик должен усвоить велик. Урочное время сжато до предела. В погоне за наработкой навыков деятельность ученика сводится к письменным работам. Расплата за такой вид обучения наступает, когда начинается курс геометрии. Полная неспособность связно изложить идею, даже если она есть, последовательно и в нужных терминах провести доказательство теоремы или задачи. В алгебре это проявляется , например, в ужасном написании пояснений к составлению уравнений, хотя само уравнение составлено и решено верно. К этому стоит прибавить, что не все дети владеют в полном объёме развитой речью. Многие, в силу социальной отсталости, не избавились к 5 классу от логопедических проблем, и палитра сравнительных речевых оборотов оставляет желать лучшего.

На уроках математики считается неуместным диалог, потому что это приоритет литературы или истории. В конечном счёте на выпуске учащиеся лучше изъясняются в письменном виде нежели в устной форме. Редко кто выбирает экзамены по геометрии и литературе. Государственная итоговая аттестация 9 класса предусматривает зачёт экзамена по геометрии (если кто-то его выбрал) при решении двух геометрических задач в модуле первой части. А как же услышать связную, логическую речь экзаменуемого ученика?

В наполненной информацией школьной программе прекрасно изложен материал и подобраны объяснительные примеры, продуманы тренировочные задания, но мало заданий, где ученик должен построить целую фразу для ответа, а не ограничится кратким «да» или «нет».

Итак, противоречия между нашими стремлениями и действительностью:

  1. По медико-педагогическому осмотру в общеобразовательной школе обучаются дети без отклонений от норм развития речи. На самом деле на 20 человек – 5 имеют проблемы логопедического характера и отставание в развитии речи.

  2. Наполнение программы увеличилось, а часы преподавания сократились.

  3. Выдвигается концепция гармонично развитого человека, но из-за объёма материала уроки истории и литературы это монологическая речь учителя, а в математике преобладание письменной формы работы.

Желая преодолеть барьеры и «разговорить» учеников можно пользоваться различными приёмами, не уходя от классического урока. Например, в 5 и 6 классе хорошо проходят соревнования «Болтунов». На дом даётся скороговорка, а на следующем уроке двое её произносят на время. Штрафные секунды начисляются за ошибки в произнесении. Позже в 6-8 классах опросы по теории живо проходят в форме «Самое сильное звено» по открытым вопросникам к текущей теме. В период введения сведений о дробных числах и правил действий с ними, о целых числах и рациональных числах можно объявлять конкурс на занимательный рассказ-сказку. Участвуют, конечно, не все ребята, а только самые любознательные. Но остальные получают пример творчества и фантазии. Рассказ не зачитывается, а рассказывается автором – это обязательное условие конкурса. Прекрасной тренировкой речи служит игровой спектакль. Его постановка требует большого терпения, т.к. дети не готовы к импровизации, плохо запоминают тексты. Это требует многих репетиций, но результат прекрасный. На третьем проигрыше дети раскрепощаются и готовы заменять друг друга. На уроке с ними становиться легче заучивать и воспроизводить правила, они перестают относится к математике как к наказанию. Сказку «Приключения великого НУЛЯ» я ставила с 5 классом и играли спектакль перед третьеклассниками. Малыши хорошо восприняли спектакль и активно отвечали на вопросы после просмотра: - Какие правила ты заметил в спектакле?

- Почему на Нуль делить нельзя? и т.д.

При знакомстве с новым термином или понятием фронтальная работа даёт хороший результат. Проговорив термин, ученик запоминает его и принимает для использования. У многих учащихся даже в языковых классах вызывает затруднение произнесение некоторых фраз «взаимно перпендикулярные прямые», « число а повторено множителем n раз», «четырёхугольник, стороны которого попарно параллельны называется параллелограммом», «основное свойство пропорции заключается в следующем: произведение крайних членов рано произведению средних». Надо не жалея времени дать столько устных заданий, чтобы каждый ученик проговорил фразу или термин вслух. В языковых классах фронтальной работы с терминами достаточно на первом уроке, а в общеобразовательном надо повторить её дважды или трижды, день за днём. На каждом уроке надо добиваться ответов полными развёрнутыми предложениями и это должно войти в привычку.

Когда дело доходит до курса геометрии, я считаю не целесообразным заменять письменной работой устное изложение доказательства теорем. Можно проводить работу в малых группах, например зачёт по блоку теорем «Признаки и свойства параллельных прямых», «Признаки равенства треугольников», «Признаки равенства прямоугольных треугольников» и т.д. Учащиеся, слушая своих товарищей, учатся, а рассказывая, совершенствуют свои знания.

Подводя черту под своими рассуждениями, хочу сказать, что фронтальная работа, работа в малых группах, «разминки» в начале урока, диалог при поиске решения задач – это всё приёмы, которые укладываются в схему классно-урочной системы.

Результаты овладения устной речью на уроках математики, конечно, не 100%, но учащиеся выгодно отличаются тем, что готовы высказать свою идею по решению проблемы, не боятся выходить к доске, с 7 класса с ними легко проводить работу в группах.