velikol.ru
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

__________________

«____» __________ 2012 г.


рабочая Программа учебной дисциплины

Б.3.В.03 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА



Трудоемкость (в зачетных единицах) ____6_____

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль Безопасность жизнедеятельности и Технология
Степень (квалификация) выпускника Бакалавр

Томск 2012

^ 1. Цели изучения дисциплины.

Цель дисциплины: научить студентов осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в области безопасности жизнедеятельности на основе современных достижений теории рисков, закономерностей развития и проявления опасных техногенных процессов.

Задачи дисциплины:

  • формирование у студентов навыков адекватных действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

  • привитие студентам практических навыков в использовании средств коллективной и индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

  • формирование у студентов навыков защиты населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

  • формирование навыков прогнозирования развития опасных техногенных процессов;

  • формирование навыков разработки мероприятий по снижению проявления опасных техногенных процессов, разработки региональных программ, в том числе для образовательных учреждений, по повышению устойчивости объектов экономики от проявления опасных техногенных процессов.


^ 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина Б.3.В.03 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Безопасность жизнедеятельности и Технология). Данная дисциплина изучается в третьем и четвертом семестрах. Общее количество часов, отводимое на ее изучение, составляет 216 часов, из них 93 часа – аудиторные занятия (лекции составляют 19 часов, практические занятия – 74 часа, в том числе занятия в интерактивной форме – 20 часов, на проведение экзамена выделяется 27 часов). На самостоятельную работу студентов отводится 96 часов.

Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:

  • компетентностного и деятельностного подходов;

  • принципов инновационности; модульности; единства природы, общества и культуры; связи с профессиональной педагогической деятельностью; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития среды, общества и образовательных систем;

  • ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-технологического развития как студента, так и среды жизнедеятельности;

  • ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство.

Успешное усвоение курса способствует более продуктивному освоению студентами параллельно изучаемых учебных дисциплин, а именно, дисциплин математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла подготовки бакалавров педагогического образования, которые отражают ценностно-смысловой компонент ООП, ее предметно-содержательную и процессуально-методическую составляющие:

  • информационные технологии в образовании;

  • естественнонаучная картина мира;

  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

  • теоретические основы безопасности человека;

  • безопасность на дороге и в общественном транспорте;

  • гражданская защита;

  • охрана труда и техника безопасности;

  • медицина катастроф;

  • экология и безопасность жизнедеятельности;

  • горение и взрывы, опасности и последствия.

Средствами рассматриваемой и последующих дисциплин у студента должны быть сформированы компетенции базового уровня. Иными словами, как предшествующие, так и последующие дисциплины в своей совокупности (совместно с рассматриваемой) обеспечивают формирование установленных стандартом компетенций.

Кроме того, изучение курса способствует получению студентом высоких результатов во время государственных квалификационных испытаний – на итоговом государственном экзамене и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

Программа курса построена на основе элементов физической теории горения и взрыва. Программа курса построена также с учетом знаний, опыта и отношений, присвоенных студентом в повседневной и образовательной практике, а также в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и из внеобразовательной практики, из информационной среды и из научной литературы, не включенной в состав ООП. Программа курса содержит двенадцать тем, по окончании изучения каждой темы студентам предлагается тестирование и решение ситуационных задач, что помогает закрепить изученный материал.

Предусматривается подготовка и сдача студентами зачета (в третьем семестре), экзамена (в четвертом семестре).
^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. (Указанные компетенции формируются в результате синергетического взаимодействия (кумулятивный эффект) многих учебных дисциплин гуманитарного, социального, профессионального циклов. При этом каждая такая дисциплина вносит свой определенный вклад в формирование профессиональных компетенций, способствует возникновению у студента указанных компетенций в интегральном их виде. Одновременно каждая учебная дисциплина способствует формированию нескольких компетенций, а все компетенции взаимозависимы и образуют целостную (единую) открытую систему, которая определяется как профессиональная компетентность и которая, одновременно, является системным компонентом общей компетентности человека. Каждая компетенция и вся их сумма формируются на протяжении всего периода освоения студентом ООП). Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

  • готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

  • способностью ориентироваться в теории и стратегии развития безопасности жизнедеятельности человека (СК);

  • владением методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готовностью формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков (СК);

  • способностью применять методы и средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях (СК);

  • способностью определять признаки, причины и последствия опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (СК).


^ 3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

  • терминологию по безопасности жизнедеятельности;

  • классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • причины и возможные последствия техногенных чрезвычайных ситуаций;

  • организационные мероприятия по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

  • организацию и деятельность службы спасения на местном и Федеральном уровнях в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

б) уметь:

  • использовать средства и методы индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

  • осуществлять мониторинговые исследования в области распространения техногенных чрезвычайных ситуаций;

  • организовывать командную работу по организации защиты образовательного учреждения от опасностей техногенного характера;

  • анализировать, систематизировать и обобщать информацию о техногенных опасностях;

  • использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

  • взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса.

в) владеть:

  • основными способами индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • навыками по обеспечению безопасности в образовательном учреждении при угрозе возникновения опасной или чрезвычайной ситуации техногенного характера;

  • способами защиты от неконтролируемого горения веществ и материалов;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений.


4. Общая трудоемкость дисциплины __6__ зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

3 семестр

4 семестр

Аудиторные занятия

93

57

36

Лекции

19

19

-

Практические занятия

74

38

36

Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

96

50

46

Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчетно-графические работы










Формы текущего контроля










Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачет

экзамен


^ 5. Содержание учебной дисциплины.

5.1. Разделы учебной дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

Лекции

Практические

(семинары)

Лабораторные работы

В т.ч. интерактивные формы обучения

3 семестр

1


Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


8

2

6







6

2


Потенциально опасные объекты. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах.


9

3

6




2

6

3


Аварии, связанные с выбросом аварийно химически опасных веществ.


10

4

6







10

4


Опасные и чрезвычайные ситуации на системах жизнеобеспечения


8

2

6







10

5


Аварии на радиационноопасных объектах.


14

6

8




4

10

6


Чрезвычайные ситуации на пожаровзрывоопасных объектах.


8

2

6




4

8

Всего

57

19

38




10

50

4 семестр

7


Гидродинамические аварии.


6




6







8

8


Электробезопасность.


6




6




2

6

9


Опасные вещества и средства бытовой химии.


6




6




2

8

10


Проблемные вопросы безопасности в нефтяной и газовой промышленности.


6




6







8

11


Алгоритмы безопасного поведения при опасных ситуациях техногенного характера. Способы защиты населения.


8




8




4

10

12


Предупреждение опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


4




4




2

6

Всего

36

-

36




10

46

Итого

93

19

74




20

96



5.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Лекция 1

Чрезвычайные ситуации: определения, понятия, классификация. Основные понятия и определения: чрезвычайная ситуация, риск возникновения ЧС, источник ЧС, зона ЧС, потенциально опасный объект, техногенная ЧС, источник техногенной ЧС, авария, катастрофа. Стадии чрезвычайных ситуаций. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения. Безопасность трудовой деятельности.

Источники техногенных ЧС и их характеристики. Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера: сигнал «Внимание всем», речевая информация, локальные системы оповещения, обеспечение своевременного получения информации.
Практические занятия 1, 2, 3

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их основные характеристики, стадии чрезвычайных ситуаций, скорость и развитие чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Вероятностный прогноз чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Управление техногенными рисками.
Раздел 2. Потенциально опасные объекты. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах.
Лекция 2

Понятие о потенциально опасном объекте. Классификация потенциально опасных объектов с угрозой возникновения техногенных ЧС: пожаро-взрывоопасные объекты; химически опасные объекты, радиационно опасные объекты, опасные транспортные средства, опасные технические сооружения. Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Практические занятия 4, 5, 6

Крупнейшие промышленные аварии последних десятилетий. Авария на заводе по производству гербицидов с выбросом диоксинов в Севезо (Италия) в 1976 г. Авария на заводе по производству пестецидов в Бхопале (Индия) в 1984 г. Авария на Чернобыльской АЭС (СССР) в 1986 г. Развитие и ликвидация аварий, последствия, жертвы. Анализ причин крупных техногенных катастроф.
Раздел 3. Аварии, связанные с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Лекции 3, 4

Основные понятия и определения: аварийно химически опасное вещество, аварийно химически опасное вещество ингаляционного действия, отравляющее вещество, пороговая токсодоза, зона химического заражения, зона химического заражения, химически опасный объект. Классификации аварийно химически опасных веществ. Виды воздействия АХОВ на организм человека. Краткая характеристика свойств наиболее распространенных АХОВ: хлор, аммиак, синильная кислота, формальдегид, хлористый водород.
Практические занятия 7, 8, 9

Методика прогнозирования и оценки химической обстановки на случай поступления АХОВ в атмосферу в газообразном или аэрозольном состоянии. Прогнозирование масштабов заражения АХОВ. Предупреждение и ликвидация аварий с выбросом АХОВ. Правила поведения людей в зоне химического заражения. Правила проведения дегазации.
Раздел 4. Опасные и чрезвычайные ситуации на системах жизнеобеспечения.
Лекция 5

Основные определения: коммунальное хозяйство, водоснабжение, канализация, энергоснабжение, теплоснабжение, авария на коммунальных системах жизнеобеспечения, авария на электроэнергетических системах, авария на системах водоснабжения, авария на канализационных системах, авария на тепловых сетях. Краткая характеристика современных систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электроснабжения, их влияние на жизнеобеспечение населения. Виды аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, их причины и последствия.
Практические занятия 10, 11, 12

Мероприятия по повышению устойчивости коммунальных систем жизнеобеспечения. Виды аварий на электроэнергетических системах, их причины и последствия. Энергетический кризис 25 мая 2005 г. в Москве. Анализ причин аварии. Мероприятия по повышению устойчивости энергетических систем.

Организация жизнеобеспечения населения при авариях на коммунальных системах. Оповещение населения об аварии на коммунальных системах. Действия и правила безопасного поведения при авариях на коммунальных системах.
Раздел 5. Аварии на радиационноопасных объектах.
Лекции 6, 7, 8

Открытие явления радиоактивности. Основные понятия и определения: радионуклид, ионизирующее излучение, альфа-, бета-, гамма-излучение, источник ионизирующего излучения, естественный радиационный фон, доза излучения, внешнее облучение, внутреннее облучение, лучевая болезнь.

Ионизирующее излучение и его свойства. Радиоактивность. Ядерные превращения. Закон радиоактивного распада. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений. Дозы излучения. Поглощенная доза. Экспозиционная доза. Коэффициент качества. Эквивалентная доза.

Внешнее и внутреннее облучение организма. Пути поступления радионуклидов в организм человека. Механизм биологического действия ионизирующих излучений. Последствия облучения людей. Характер поражения людей и животных, загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания.
Практические занятия 13, 14, 15, 16

Основные понятия и определения: радиационная авария, радиационноопасный объект, радиоактивное загрязнение, зона радиоактивного загрязнения, зона отчуждения, зона отселения, атомная электростанция, ядерный реактор.

Виды аварий на радиационноопасных объектах. Особенности аварий на атомных электростанциях. Классификация аварий, связанных с нарушением нормальной эксплуатации ядерных станций: проектные, проектные с наибольшими последствиями, запроектные. Оценка надежности современных атомных станций. Современная концепция безопасности ядерных установок. Система барьеров на АЭС для предотвращения выбросов радиоактивных веществ.

Основные причины аварий на радиационноопасных объектах. Зоны радиоактивного загрязнения местности при авариях на АЭС. Характеристика зон опасности для здоровья человека при радиационных авариях.

Защита населения при радиационных авариях. Основные понятия и определения: радиационная безопасность, нормы радиационной безопасности, радиационный контроль, санитарно-защитная зона, допустимая мощность дозы. Комплекс мероприятий, проводимый в интересах защиты людей в зонах радиоактивного загрязнения. Оповещение населения о радиационных авариях. Укрытие населения в зонах радиоактивного загрязнение. Уменьшение времени пребывания людей в зонах радиоактивного загрязнения, эвакуация населения в безопасные районы. Использование средств индивидуальной защиты. Применение противорадиационных препаратов. Проведение йодной профилактики. Дезактивация местности и продуктов питания.
Раздел 6. Чрезвычайные ситуации на пожаровзрывоопасных объектах.
Лекция 9

Основные понятия и определения: пожаровзрывоопасный объект, горючее вещество, взрывоопасное вещество, легковоспламеняющееся вещество, поражающие факторы пожара и взрыва.

Понятие о пожароопасных объектах и производствах. Характеристика горючих, взрыво- и пожароопасных веществ и материалов. Классификация веществ по группам возгораемости: негорючие, трудногорючие, горючие. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости. Характеристика горючих газов и пылей. Понятие о температуре воспламенения, самовоспламенения и вспышки. Понятие о верхнем и нижнем концентрационных пределах воспламенения. Классификация пожаровзрывоопасных производств. Причины возникновения пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их последствия. Отравление угарным газом: причины, механизм, первая доврачебная помощь. Токсическое действие угарного газа.

Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь, высокая температура, задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения, понижение концентрации кислорода.

Поражающие факторы взрыва: ударная волна, осколочные поля. Понятие о воздушной ударной волне. Механизм образования ударной волны. Основные параметры ударной волны, определяющие ее разрушающее и поражающее действие. Действие взрыва на здания, сооружения и оборудование. Воздействие взрыва на человека. Поражение человека воздушной ударной волной.
Практические занятия 17, 18, 19

Основные понятия и определения: пожар, процесс горения, горючее вещество, окислитель, источник зажигания, локализация пожара, огнетушащие вещества. Сущность процесса горения. Условия прекращения процесса горения. Классификация пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Способы и приемы прекращения горения. Характеристика основных огнетушащих веществ. Первичные средства пожаротушения. Техника, используемая для тушения пожаров. Система оповещения о пожаре. Правила действия при пожаре.

Основные понятия и определения: противопожарная защита, план эвакуации при пожаре, пожарная безопасность, противопожарные мероприятия, пожарная профилактика.

Действия населения при пожарах и взрывах.
Раздел 7. Гидродинамические аварии.
Практические занятия 20, 21, 22

Основные понятия и определения: гидродинамический объект, плотина, гидротехническое сооружение, нижний бьеф, верхний бьеф. Типы гидротехнических сооружений. Классификация плотин: в зависимости от высоты, в зависимости от назначения, в зависимости от материалов, используемых при строительстве гидротехнического сооружения, в зависимости от характера сопротивления сдвигающим усилиям воды.

Основные понятия и определения: гидродинамическая авария, зона катастрофического затопления, волна прорыва. Поражающие факторы гидродинамической аварии. Характер и масштабы поражающего действия волны прорыва.

Защита населения от поражающих факторов гидродинамической аварии. Основные мероприятия по защите населения. Оповещение населения об угрозе разрушения гидротехнического затопления и возникновения наводнения. Особенности поведения населения при гидродинамических авариях.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г.: анализ причин, развитие аварии, ликвидация последствий, последствия аварии. Экологические последствия строительства Богучанской ГЭС.
Раздел 8. Электробезопасность.
Практические занятия 23, 24, 25

Основные понятия: проводник, электропроводность, сопротивление, напряжение, сила тока, потенциал. Воздействие тока на организм человека. Дуговое поражение. Признаки поражения электрическим током: электрические ожоги, механические повреждения тканей и др. Ответные реакции организма на воздействие электротока. Опасность электрических сетей. Первая помощь при поражении током. Электробезопасность. Электростатические поля, загрязнение и защита биосферы.

Электромагнитные излучения. Естественные и антропогенные источники электромагнитных полей. Биологическое действие электромагнитных излучений на организм человека. Основные методы коллективной и индивидуальной защиты от электромагнитных полей.
Раздел 9. Опасные вещества и средства бытовой химии.
Практические занятия 26, 27, 28

Лекарства в жизни людей. Причины отравления лекарствами. Общие требования к хранению лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Отравление спиртами и табачным дымом. Отравление техническими жидкостями. Признаки отравления антифризом, метанолом, фенолом. Меры предосторожности при покупке, хранении и использовании бытовых химических средств. Тяжелые металлы в повседневной жизни человека. Отравление ртутью. Доврачебная помощь при отравлении различными химическими веществами.
Раздел 10. Проблемные вопросы безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
Практические занятия 29, 30, 31

Особенности техногенных чрезвычайных ситуаций с разливом нефти.

Опасности, связанные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Превентивные меры против разливов нефти в море и на берегу.

Пожар на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в мае 2010 г. с выливом нефти в море: анализ причин, развитие аварии, ликвидация последствий, последствия аварии. Экологические последствия аварии. Удаление нефти с поверхности воды или почвы. Отравление нефтью.
Раздел 11. Алгоритмы безопасного поведения при опасных ситуациях техногенного характера. Способы защиты населения.
Практические занятия 32, 33, 34

Классификация средств защиты населения в условиях ЧС. Коллективные средства защиты: защитные сооружения, их основное предназначение, виды защитных сооружений и правила поведения в них.

Индивидуальные средства защиты населения (СИЗ): назначение и классификация. Средства защиты органов дыхания (СИЗОД). Средства защиты кожи (СЗК). Средства защиты глаз и лица. Правила использования СИЗ. Санитарная обработка: классификация, средства и способы проведения. Защита и обеззараживание продуктов питания и воды.

Понятие и классификация средств защиты. Средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания: фильтрующие и изолирующие. Защита детей и взрослого населения. Простейшие индивидуальные средства защиты. Медицинские средства защиты: радиозащитные, антидоты, противобактериальные средства, средства для санитарной обработки, табельные медицинские средства индивидуальной защиты.

Организация эвакуации и защиты населения. Основные понятия и определения: загородная зона, СЭП, ПЭП, рассредоточение, отселение и жизнеобеспечение эвакуированного населения. Варианты, способы и очередность эвакуации. Эвакуационные органы: назначение, задачи, структура. Режимы деятельности эвакуационных органов во время ЧС техногенного характера. Основы планирования эвакуационных мероприятий. Особенности проведения эвакуации при аварии на РОО, ХОО, при катастрофическом затоплении.

Отработка практических навыков пользования первичными средствами пожаротушения. Отработка практических навыков пользования общевойсковым защитным костюмом ОЗК. Отработка практических навыков пользования приборами радиационной и химической разведки.
Раздел 12. Предупреждение опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Практические занятия 35, 36, 37

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности. Классификация опасностей по происхождению. Опасные техногенные факторы. Превентивные меры. Превентивный план по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Декларирование, лицензирование и страхование потенциально опасных объектов. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасных объектов.
^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

1. Мастрюков, Б. С. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них : учебник для вузов / Б. С. Мастрюков. – М. : Академия, 2009 – 315 с.
6.2. Дополнительная литература:

    1. Архипов, В. А. Горение и взрывы. Опасность и анализ последствий : учебное пособие / В. А. Архипов, Е. С. Синогина. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. – 156 с.

  1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие для вузов / Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец. – М. : Академия, 2008. – 297 с.

  2. Калыгин, В. Г. Промышленная экология : учеб. пособие для студ. вузов / В. Г. Калыгин. – М. : Академия, 2007. – 432 с.

  3. Пожарная безопасность : учебно-методический комплекс (для педагогических вузов) / авт.-сост. : Е. С. Синогина, [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. – 151 с.

  4. Пряхин, В. Н. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени : учебник для средних специальных учебных заведений / В. Н. Пряхин, С. С. Соловьев. – М. : Экзамен, 2006. – 380 с.

  5. Сычев, Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Сычев. – М. : Финансы и статистика, 2009 – 222 с.

  6. Хорошилова, Л. С. Практикум по безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / Л. С. Хорошилова, Л. Е. Скалозубова, Л. М. Табакаева. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009 – 163 с.

  7. Юртушкин, В. И. Чрезвычайные ситуации : защита населения и территорий : учебное пособие для вузов / В. И. Юртушкин. – М. : КНОРУС, 2008. – 362 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебные и методические пособия; тесты, расположенные в компьютерной сети ТГПУ, интернет-ресурсы:

1. Учебный фильм «Спасательные работы при ликвидации техногенных ЧС». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=UeqWcPw7tNw&feature=autoplay&list=ULwmlde-vreN4&playnext=1

2. Учебный фильм «Безопасность при химических авариях». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=VdQcp79t69c&feature=relmfu

3. Учебный фильм «Основные причины техногенных аварий». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=7led3xIXYjo&feature=relmfu

4. Учебный фильм «Основные виды ЧС техногенного характера». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=2-Dgly58Upg

5. Документальный фильм «Чернобыль за секунды до катастрофы». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=NJW2izkZXHk

6. Учебный фильм «Современная техника пожаротушения». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=9H0yobgkB00

7. Документальный фильм «Среда обитания. Бытовая химия». Режим доступа: CD-диск, хранящий на кафедре БЖД.
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Презентация Power Point, учебный фильм «Основные виды ЧС техногенного характера»

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

2.

Потенциально опасные объекты. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах.

Презентация Power Point, учебный фильм «Основные причины техногенных аварий»

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

3.

Аварии, связанные с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Презентация Power Point, учебный фильм «Безопасность при химических авариях»

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

4.

Опасные и чрезвычайные ситуации на системах жизнеобеспечения.

Презентация Power Point

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

5.

Аварии на радиационноопасных объектах.

Презентация Power Point, учебный фильм «Чернобыль за секунды до катастрофы»

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

6.

Чрезвычайные ситуации на пожаровзрывоопасных объектах.

Презентация Power Point, учебный фильм «Современная техника пожаротушения»

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

7.

Гидродинамические аварии.

Презентация Power Point

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

8.

Электробезопасность.

Презентация Power Point

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

9.

Опасные вещества и средства бытовой химии.

Презентация Power Point, документальный фильм «Среда обитания. Бытовая химия».

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

10.

Проблемные вопросы безопасности в нефтяной и газовой промышленности.

Презентация Power Point

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

11.

Алгоритмы безопасного поведения при опасных ситуациях техногенного характера. Способы защиты населения.

Презентация Power Point

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

12.

Предупреждение опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Презентация Power Point

Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю
Для изучения дисциплины Б.3.В.03 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» используются традиционные формы обучения (лекции и практические занятия), а также интерактивные формы обучения (сюда относятся тестирование, деловые игры, решение ситуационных задач и другое). Во время практических занятий по данному курсу студенты решают расчетные задачи и отвечают на вопросы тестов, закрепляя изученный на лекциях материал. При этом преподаватель в начале занятия объясняет алгоритм решения задач, затем студенты получают задачи, которые должны решить без помощи преподавателя.

Контроль знаний проводится во время итоговой аттестации (зачет, экзамен) – в виде устных ответов на вопросы к зачету или экзаменационные билеты; во время промежуточной аттестации (контрольная точка) – в виде ответов на контрольные тесты.

Самостоятельная работа по дисциплине Б.3.В.03 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» составляет 96 часов. Самостоятельная работа студента предполагает изучение части тем, подготовку докладов, сообщений, выполнение творческих работ по курсу «Чрезвычайные ситуации техногенного характера». Помимо этого, студентами самостоятельно рассматриваются предлагаемые преподавателем вопросы к семинарам, интерактивным занятиям, разрабатываются сценарии дискуссий и альтернативных выступлений. Данные виды учебной деятельности формируют у студентов умение работать с учебной литературой, требуют отражения личного отношения к поставленному вопросу, высказываний собственных убеждений, проявления инициативы. Перечень тем заданий для самостоятельной работы приведен в пункте 8.2.
7.2. Методические рекомендации для студентов
Актуальность и значимость дисциплины. На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и увеличению уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Именно поэтому дисциплина Б.3.В.03 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» является одной из основных в цикле специальных дисциплин.

^ Форма организации занятий по дисциплине. На изучение дисциплины Б.3.В.03 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в течение третьего семестра отводится по 3 часа в неделю (1 час – лекция, 2 часа – практические занятия); в четвертом семестре по дисциплине проводятся только практические занятия (2 часа в неделю). Кроме того, студент в течение семестра самостоятельно изучает вопросы, которые выдаются ему в начале семестра. Один раз в семестре проводится коллоквиум по дисциплине (во время промежуточной аттестации, контрольной точки).

Во время практических занятий по данному курсу студенты изучают конкретные техногенные катастрофы, проводят анализ их причин, знакомятся с последствиями и ликвидацией рассматриваемых катастроф; решают ситуационные задачи и отвечают на вопросы тестов, закрепляя изученный на лекциях материал. При этом преподаватель в начале занятия объясняет алгоритм решения задач, затем студенты получают задачи, которые должны решить без помощи преподавателя.

Оценки, полученные студентами во время практических занятий, учитываются при сдаче экзамена. Критерии оценки студента во время практических занятий: активность индивидуальной работы в группах, знаний основных понятий, умение применять теоретические знания при решении практических задач, умение мыслить самостоятельно.

Контроль знаний проводится во время итоговой аттестации (зачет) – в форме собеседования (по окончании 3 семестра); в четвертом семестре учебным планом для итоговой аттестации выбран экзамен, который проводится устно; также по окончании изучения каждой темы проводится текущий контроль знаний в форме тестирования. Также учебным планом в течение 4 семестра предусматривается выполнение курсовых работ по дисциплине. Перечень тем курсовых работ приведен в п. 8.1.

Перечень вопросов к зачету и экзамену представлен в п. 8.4.
^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Перечень тем курсовых работ
1. Техногенные последствия природных катастроф.

2. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: причины, краткая характеристика, последствия.

3. Аварии на химических предприятиях.

4. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности.

5. Физические поля и безопасность жизнедеятельности.

6. Анализ поражений электрическим током.

7. Техногенные системы как источник потенциальной опасности.

8. Химическая безопасность в повседневной жизни.

9. Особенности чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти.

10. Анализ причин техногенных катастроф.

11. Отраслевая специфика региона и чрезвычайные ситуации техногенного характера.

12. Современные аварийно-спасательные машины.

13. Экология техносферы.

14. Анализ состояния промышленной безопасности в угольной отрасли.

15. Способы защиты при работе с источниками ионизирующих излучений.

16. Организационные и технические меры по предотвращению распространения пожаров и взрывов.

17. Прогностическая оценка потенциальных техногенных опасностей на территории Российской Федерации.

18. Анализ техногенных опасностей Российской Федерации за период времени 1980–2010 гг.
8.2. Перечень контрольных вопросов
Раздел 1

  1. Стадии чрезвычайных ситуаций [1, 6].

  2. Источники техногенных ЧС и их характеристики. [1, 6].

  3. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера [1, 6].


Раздел 2

  1. Классификация потенциально опасных объектов с угрозой возникновения техногенных ЧС [1, 6].

  2. Перечислить крупнейшие промышленные аварии последних десятилетий [6].

  3. Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях техногенного характера [2, 5, 6, 8].


Раздел 3

  1. Перечень и общая характеристика АХОВ [1, 6].

  2. Прогнозирование химической обстановки при авариях с выбросом АХОВ [1, 2, 5, 6, 8].

  3. Правила поведения людей в зоне химического заражения [7, 8].


Раздел 4

  1. Виды аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, их причины и последствия [1, 2, 6].

  2. Мероприятия по повышению устойчивости коммунальных систем жизнеобеспечения [2].

  3. Правила безопасного поведения при авариях на коммунальных системах [2, 6].


Раздел 5

  1. Основные понятия и определения: радионуклид, ионизирующее излучение, альфа-, бета-, гамма-излучение, источник ионизирующего излучения, естественный радиационный фон, доза излучения, внешнее облучение, внутреннее облучение, лучевая болезнь [2, 5, 8].

  2. Ионизирующее излучение и его свойства [2, 5, 8].

  3. Классификация аварий, связанных с нарушением нормальной эксплуатации ядерных станций [2, 5, 8].


Раздел 6

  1. Классификация веществ по группам возгораемости: негорючие, трудногорючие, горючие [1, 4].

  2. Основные поражающие факторы пожара и взрыва [1, 4].

  3. Первичные средства пожаротушения [4].


Раздел 7

    1. Поражающие факторы гидродинамической аварии [2, 5, 6].

    2. Особенности поведения населения при гидродинамических авариях [2, 5, 6].

    3. Типы гидротехнических сооружений [2, 5, 6].


Раздел 8

  1. Воздействие тока на организм человека [3].

  2. Естественный и антропогенные источники электромагнитных полей [3].

  3. Основные методы коллективной и индивидуальной защиты от электромагнитных полей [3].


Раздел 9

  1. Причины отравления лекарствами [4].

  2. Отравление спиртами и табачным дымом [4].

  3. Доврачебная помощь при отравлении различными химическими веществами [4].


Раздел 10

  1. Отравление нефтью [3, 6, 8].

  2. Превентивные меры против разливов нефти в море и на берегу [3, 6, 8].

  3. Экологические последствия аварии с разливом нефти [3, 6, 8].


Раздел 11

  1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания [8].

  2. Приборы радиационного и химического контроля [8].

  3. Медицинские средства защиты [8].


Раздел 12

  1. Классификация опасностей по происхождению [2, 5, 6, 8].

  2. Превентивный план по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера [2, 5, 6, 8].

  3. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасных объектов [2, 5, 6, 8].


8.4. Перечень тем заданий для самостоятельной работы


    1. Дегазация и локализация химических загрязнений.

    2. Дезактивация молока и молочных продуктов.

    3. Аварии на водном транспорте. Гибель теплохода «Булгария» летом 2011 г.

    4. Планирование и организация эвакуационных мероприятий.

    5. Характеристика соляной кислоты.

    6. Хранение и транспортировка АХОВ.

    7. Первая медицинская помощь при отравлении различными АХОВ.

    8. Способы и средства ликвидации последствий выбросов АХОВ в окружающую среду.

    9. Безопасность лазерного излучения.

    10. Безопасность персональных ЭВМ.

    11. Нормирование электромагнитных полей.

    12. Оценка и нормирование радиоактивного излучения.

    13. Безопасные ядерные ресурсосберегающие технологии.

    14. Приборы химической разведки.

    15. Приборы радиационной разведки.


8.4.1. Перечень вопросов к зачету


  1. Основные понятия и определения: чрезвычайная ситуация, риск возникновения ЧС, источник ЧС, зона ЧС, потенциально опасный объект, техногенная ЧС, источник техногенной ЧС, авария, катастрофа.

  2. Основные причины техногенных чрезвычайных ситуаций.

  3. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  4. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их основные характеристики, стадии чрезвычайных ситуаций, скорость и развитие чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

  5. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.

  6. Классификация потенциально опасных объектов с угрозой возникновения техногенных ЧС.

  7. Авария на заводе по производству гербицидов с выбросом диоксинов в Севезо (Италия) в 1976 г.

  8. Авария на заводе по производству пестецидов в Бхопале (Индия) в 1984 г.

  9. Авария на Чернобыльской АЭС (СССР) в 1986 г. Развитие и ликвидация аварий, последствия, жертвы. Анализ причин крупных техногенных катастроф.

  10. Классификации аварийно химически опасных веществ.

  11. Краткая характеристика свойств наиболее распространенных АХОВ.

  12. Предупреждение и ликвидация аварий с выбросом АХОВ.

  13. Правила поведения людей в зоне химического заражения.

  14. Виды аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, их причины и последствия.

  15. Ионизирующее излучение и его свойства.

  16. Пути поступления радионуклидов в организм человека. Механизм биологического действия ионизирующих излучений.

  17. Последствия облучения людей. Характер поражения людей и животных, загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания.

  18. Причины возникновения пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их последствия.

  19. Отравление угарным газом: причины, механизм, первая доврачебная помощь.

  20. Пожаротушение.


8.4.2. Перечень вопросов к экзамену

  1. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их основные характеристики, стадии чрезвычайных ситуаций, скорость и развитие чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

  3. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.

  4. Классификация потенциально опасных объектов с угрозой возникновения техногенных ЧС.

  5. Классификации аварийно химически опасных веществ.

  6. Краткая характеристика свойств наиболее распространенных АХОВ.

  7. Предупреждение и ликвидация аварий с выбросом АХОВ.

  8. Правила поведения людей в зоне химического заражения.

  9. Виды аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, их причины и последствия.

  10. Ионизирующее излучение и его свойства.

  11. Пути поступления радионуклидов в организм человека. Механизм биологического действия ионизирующих излучений.

  12. Причины возникновения пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их последствия.

  13. Отравление угарным газом: причины, механизм токсического действия на организм человека, первая доврачебная помощь.

  14. Классификация пожароопасных объектов и производств.

  15. Характеристика горючих, взрыво- и пожароопасных веществ и материалов.

  16. Основные поражающие факторы пожара.

  17. Поражающие факторы взрыва. Понятие о воздушной ударной волне.

  18. Сущность процесса горения. Основные понятия и определения: пожар, процесс горения, горючее вещество, окислитель, источник зажигания, локализация пожара, огнетушащие вещества.

  19. Характеристика основных огнетушащих веществ.

  20. Первичные средства пожаротушения.

  21. Техника, используемая для тушения пожаров.

  22. Система оповещения о пожаре.

  23. Правила действия при пожаре.

  24. Классификация плотин.

  25. Поражающие факторы гидродинамической аварии.

  26. Защита населения от поражающих факторов гидродинамической аварии.

  27. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г.: анализ причин, развитие аварии, ликвидация последствий, последствия аварии. Экологические последствия строительства Богучанской ГЭС.

  28. Воздействие тока на организм человека. Дуговое поражение.

  29. Электростатические поля, загрязнение и защита биосферы.

  30. Электромагнитные излучения. Естественные и антропогенные источники электромагнитных полей. Биологическое действие электромагнитных излучений на организм человека.

  31. Основные методы коллективной и индивидуальной защиты от электромагнитных полей.

  32. Общие требования к хранению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

  33. Отравление техническими жидкостями.

  34. Тяжелые металлы в повседневной жизни человека. Отравление ртутью.

  35. Превентивные меры против разливов нефти в море и на берегу.

  36. Пожар на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в мае 2010 г. с выливом нефти в море: анализ причин, развитие аварии, ликвидация последствий, последствия аварии.

  37. Классификация средств защиты населения в условиях ЧС.

  38. Санитарная обработка: классификация, средства и способы проведения. Защита и обеззараживание продуктов питания и воды.

  39. Превентивный план по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

  40. Декларирование, лицензирование и страхование потенциально опасных объектов.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (Профиль: Безопасность жизнедеятельности и Технология).

Программу составил:
Доцент кафедры БЖД, к.ф.-м.н. _______________ Е.С. Синогина

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности»



протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.
Зав. кафедрой БЖД, к.пед.н. __________________ А.С. Федотов
Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета Технологии и предпринимательства ТГПУ
протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.
Председатель методической комиссии

факультета Технологии и предпринимательства,

к.пед.н. ______________ А.С. Федотов